Бесплатная правда или платная ложь?

От автора.
Данный памфлет настолько привязан к обстоятельствам и ситуации в Верхнетуринске, что даже редкий Верхнетурчанин смог ударить себя в грудь после его прочтения и сказать: я понял каждый здесь прикол! Некоторая неудовлетворенность восприятием моего в целом неплохого произведения заставила меня выставить его на суд сетевой общественности с комментариями узких мест и тех, где надобно улыбнуться. (Ли Кин: памфлет возник как реакция на непрекращающиеся вот уже 9 месяцев нападки на мэра города со стороны бесплатно распространяемой газеты потенциального претендента на пост главы администрации. До выборов еще около 5 месяцев)


        Вы, уважаемые читатели, конечно, заметили: как только приближаются выборы, (Ли Кин: так начиналась разбираемая статья в "желтой" газете) в почтовых ящиках, на прилавках магазинов появляются "бесплатные" газеты, обязательно с программой телепередач, огромным тиражом и… кое-какой информацией из источников, заслуживающих, как правило, наиполнейшего доверия о власть предержащих. После известного мероприятия, когда каждый дееспособный гражданин своего Отечества, находясь в здравом уме и соответствующем возрасте, проголосует на избирательном участке, а избирательная комиссия объявит предварительные результаты нашего с вами волеизъявления, вышеозначенные средства массовой информации исчезнут из жизни обывателя также внезапно, как и появились. До новых выборов. Как говорится, мавр сделал свое дело… И все было бы ничего: ну, обеспечили нас ребята бесплатной программкой на некоторое время (спасибо им за это), ну, есть во что завернуть скумбрию холодного копчения, покидая торговую точку (опять - мерси). Да только гложет душу простого россиянина, привыкшего за годы недостаточно развитого социализма доверять печатному слову аки гласу Божьему, один единственный вопрос: а какова цена доверия "бесплатному сыру" и кто хозяин мышеловки? В самом деле, тираж бесплатных средств массовой информации (в качестве экономии газетного места будем называть их сокращенно: БеСМИ) временами может достигать значительных размеров, сопоставимых с численностью всего умеющего читать населения города помноженному на 1,7 (Ли Кин: коэффициент местности, приравненной к районам Крайнего севера, в коей процветает любимый сердцем Верхнетуринск). При этом доля рекламы, за счет чего в основном и живы обычные газеты, составляет такой незначительный объем, что "от этого шарика нет никаких доходов, расходы одни". Тогда откуда деньги?
        Самый верный ответ: оттуда. Назовите их спонсорами, обзовите хозяевами, "дирижерами" - одна беда, это те, кто хочет нами покомандовать, но до поры, до времени скрывается под картонной маской "борца за интересы народа", страдальца за права колхозников, фермеров, крупного рогатого скота и неважно чего. На достижение поставленной цели, как на кон игры в "очко", тратятся колоссальные деньги и только для того, чтобы при любом раскладе, какую бы карту не вытянул избиратель, двадцать одно всегда было бы у сдающего (хозяина, спонсора, "дирижера"). В принципе, идея похвальная, стать, к примеру, мэром или на худой конец народным депутатом. Если хочется человеку, то почему бы и нет. Конечно же, потраченные свои миллионы он потом вернет сторицей, с процентом и коэффициентом (на то и старается!), а чужие, спонсорские, отдаст из наших тощих карманов с тем же довеском (на то они и рассчитывают!). Иначе, зачем хозяину БеСМИ входить в разор и тратиться на обеспечение населения бесплатной бумагой, испачканной типографской краской? Но идея-то похвальная! Кто же не хочет быть выше, красивее, стройнее и весомей? А если при этом еще открываются дополнительные возможности по улучшению собственного бизнеса и благосостояния народных масс? Вопрос в другом: насколько хороши средства достижения цели, оправданы и не носят ли они криминального оттенка? Проще говоря, чем нас кормят БеСМИ, здоровой пищей или продуктами сгорания собственной бурной деятельности? Попробуем разобраться в этом на примере публикации свежего (применительно ко времени издания, не более) номера одной из насильственно рассовываемых в почтовые ящики газетки, желтой на просвет и дурно пахнущей, схороненной в свое время на городской свалке лапшой (Ли Кин: претендент, будучи в свою бытность генеральным директором Верхнетуринскнефтегаза, градообразующего предприятия и основного донора страны Советов, закупил по бартеру огромное количество, измеряемое в сотнях тонн, сухих супов из лапши. Распорядиться толком этим богатством не сумел, и, в конце концов, несколько тонн дефицита ушло под землю городской свалки, из-за порчи).
        Родина знает своих "героев" по именам. Но в данном случае, учитывая все, что будет сказано ниже, произносить ее имя - себя не уважать. Да и реклама, опять же. А популярности, так сказать, журналистам БеСМИ, ой, как хочется! И внимания к себе, и к тому, что выводится нежной ручкой, тоже. И стон надрывный вдруг услышан был свободным и улыбчивым народом! О чем стонут? Да все о том же, не обращает мэр внимания на их излияния, не хочет добровольно, пардон, в дерьме изваляться, перестать работать и начать выяснять отношения. Выделяет какие-то там льготы для малоимущих и пенсионеров, благоустраивает город, увольняет взяточников и воров… Фу, как это все не интересно, пресно и банально! В общем, прорвало несчастное БеСМИ, не выдержали нервы. Столько стараться, зарабатывать свой хлеб насущный, ночами не доедать и по пятницам не допивать, (Ли Кин: два брата-акробата - редакторы двух газет. Один "желтой", купленной претендентом, другой "продажной", временной арендованной Тюменской нефтяной компанией. В принципе, они друг другу оппозиция. Но каждую пятницу после выпуска изданий напиваются в стельку и братски лобызают родственные лица. В общем, тащатся ребята от этой жизни как могут и хотят!) и никто с тобой рядом сесть не хочет. Обидно, понимаешь.
        И рождается в головах БеСМИшников от такой обиды очередная фантазия на заданный факт. Называется сей образчик, характеризующий их стиль работы, так: "Мэр встал в позу". Господин Зигмунд Фрейд по этому поводу высказался бы следующим образом: "У кого что болит, тот о том и говорит". Но, надеюсь, к мужской половине коллектива газеты это не относится. Так вот, фактом во всей этой истории, изложенной на четверти страницы, является утверждение, что состоялось очередное аппаратное совещание при главе муниципального образования города, на котором поднимался вопрос о предстоящем заключении соглашения с НГК "Славнефть". Точка. Как же можно было бы высвободить газетную площадь и начертать на ней что-нибудь о любви к ближнему, прогнозе погоды на период между очередными заседаниями Думы, либо еще о чем-нибудь хорошем, ограничившись достоверной информацией и не пускаясь во все тяжкие больного воображения! Газета "Тура" провела собственное расследование по темам, обсуждаемым на означенном аппаратном совещании, а также происшедшим там событиям. Результаты для БеСМИ неутешительные. Достоверную информацию я уже привел выше, все остальное оказалось ложью и домыслом. И нам это предлагают кушать?!
        Не могли заместители мэра предлагать ему назначить дату подписания договора и все такое прочее, поскольку в тот день на совещании присутствовал только один из них - первый.
        Раз. Не говорил мэр: "Я не хочу давать повода ТНК обижаться на меня…" и далее по тексту (Ли Кин: "желтые" разыгрывают карту продажности и подкаблучности мэра Тюменской нефтяной компании. Естественно, вразрез с чаяниями и интересами народа). Почему? Да потому, что из присутствовавших на аппаратном совещании никто таких слов не слышал, разве что - информатор, (Ли Кин: проблема утечки информации из стен городской администрации к оппозиции. Половина верхнего эшелона работает либо на себя, либо на оппозицию, либо на то и другое. Мэр в явном меньшинстве. Больной человек после двух покушений на жизнь. Это вторая и главная карта претендента) с чьей подачи и заворачивалась очередная "рыба".
        Два. Никого из замов не "прорывало" и они не высказывали мэру своего несогласия с его политикой по причине номер один, а также вследствие обратного хода события: первый заместитель мэра попросила главу администрации определить свою позицию по отношению к подписанию соглашения со Славнефтью. На что последний дал совершенно четкий ответ: город заинтересован в подписании данного документа, проект которого подготовлен городской администрацией и находится на рассмотрении компанией. Как только они определятся по конкретному участию в социальном строительстве города на основе наших предложений, будем подписывать договор. Как говорится, нет проблем. И все. На этом разговор был закончен. Без каких бы то ни было душещипательных сцен выяснения отношений.
        Три (Ли Кин: неделями раньше городская администрация подписала Соглашение с ТНК, которое вынашивалось полгода. Теперь оппозиция обижается за своего идейно-финансового спонсора и выдвигает тезис о нежелании мэра подписывать соглашение со Славнефтью, по причине его якобы ангажированности "танкистами" (нежная кличка Тюменской нефтяной)). Можно было бы и продолжить, если бы не было так противно. Противно из-за того, что нас с вами, граждане, откровенно держат за дураков или, как теперь принято говорить в молодежной среде, лохов, которым можно запросто "наехать по ушам", продать любую гнусность.
        К слову об информаторе. Ну, есть такой человек в высших эшелонах городской власти, которому страсть как не терпится поделиться нахлынувшими впечатлениями от аппаратных совещаний при главе муниципального образования с кем-нибудь из так называемой оппозиции. И все о нем знают, и знает о нем мэр. И что же? Хоть один волос упал с его рисковой головы? Живет и жизни радуется, угождая двум господам одновременно. А теперь представим себе, что сделал бы со "свистуном", объявись он в дружных рядах претендентов на соискание властных полномочий, например, какой-нибудь областной депутат (Ли Кин: явный намек на претендента, являющегося ко всему прочему областным депутатом). Не трудно догадаться, позвонил бы в Москву в офис фирмы "Славные нефтяники": "Плотник, срочно нужен плотник!". И приехал бы он, большой и симпатичный с молотком и гвоздями, уверенный в себе как антипод буриданова осла. И стал бы он заколачивать в крышку очередного гроба стальные гвозди. И стоял бы областной депутат, с опаской придерживая крышку и пуская слезу умиления: "Ах, как работает, стервец, как умеет!"…(Ли Кин: глава государственной компании "Славнефть" как-то на одной из своих пресс-конференций заявил, что заколочен второй гвоздь в крышку гроба Тюменской нефтяной компании. Скоро будет вбит и третий. Речь шла о ловко проведенной акции по недопущению представителей ТНК в совет директоров одного из подконтрольных Славнефти нефтяного предприятия).
        Итак, что же мы имеем в остатке. Хм, почти все. Одна вода, сплошная щелочь. Рецепт быстрого приготовления: на базовое предложение: "Сегодня в Туринске опять идут дожди", навешивается словесная шелуха о том, какой больной мэр, какие идиоты и параноики, неспособные управлять городом, собрались в его команде, кто у кого какая жена и почему она не мужчина (Ли Кин: обычный набор "желтой" прессы). Все это обзывается аналитическим материалом (слово импортное, должно вызывать доверие) и выдается на гора под заголовком " Станет мэром депутат, будет вам и солнце".
        Странные ребята работают в некоторых БеСМИ. Мало того, что они поставили себя вне закона, попирая честь и достоинство неугодных им людей. Они еще и как журналисты сошли на нет. Приходится порой слышать о продажности журналистов. Но не до такой же степени! Когда стираются все грани приличия и достоверности происходящего, о журналистике уже не может вестись и речи. Называется это по другому: навет, заведомо ложная информация, шизофрения, приносящая прибыль от маразма. Все это уголовно наказуемые деяния. И я лично не уверен, что терпение мэра, как и любого из нас, беспредельно, и он не подаст в суд на клеветников. Совсем не уверен (Ли Кин: подготавливаю общественное мнение к событию, о котором уже принято решение). Даже когда тебя посылают на три буквы или куда поинтереснее, тебе хочется сжать кулак и въехать по физиономии обидчику. Поэтому, я думаю, никто не осудит главу города, если он в ответ на беспредел, чинимый над ним лично и его семьей желтой газетенкой, станет искать защиту у закона. Те-то в свою очередь, конечно, завопят об ущемлении свободы слова, попрании прав журналистов, напишут плакаты и объявят голодовку, в смысле: ничего не едим, только пьем. Ну, о том, какие они журналисты мы уже знаем, а вот свобода слова никогда в мировой истории не ассоциировалась со свободой бесчинства.
        И еще об одном. В том же, исследуемом нами номере БеСМИ, работникам пера и топора "…преодолевая чувство собственного достоинства (чего, чего преодолевая? (А.В.), хочется задать очередные вопросы мэру". Кто бы из вас, уважаемые читатели, после такого реверанса стал бы отвечать газете? Все верно. Никто. Тем более что сами вопросы… впрочем, прочтите. " Это правда, что вы с исполнительным директором ТНК Германом Ханом договорились о включении в Соглашение строительства синагоги вместо обещанной ранее мечети?" "Действительно ли руководство ТНК не дает вам разрешения на подписание Соглашения о сотрудничестве с компанией "Славнефть"?". И так далее в том же параноидальном стиле. Что самое интересное, ответы их при этом не интересуют. Потому что они и так всем известны из обычных, и как показали недавние опросы общественного мнения Центром социологических исследований, пользующихся наибольшим доверием населения, городских газет. Ответ на первый вопрос: это ложь. Ответ на второй вопрос: не действительно. Как и планировалось, под строительство мечети в нашем городе уже отведена площадка, заказан проект и утвержден на градостроительном совете, определена доля участия городской администрации. Все идет своим чередом. И навряд ли БеСМИ удастся столкнуть лбами различные религиозные конфессии в нашем многонациональном городе. No pasaran, ребята!
        Что же до соглашения со Славнефтью, то его проект пылится на столе у руководства компанией. Оно пока выбирает, какие из предложенных городской администрацией объектов взвалить на свои могучие плечи, и так, чтобы их было как можно меньше. Лучше один. ТНК, как вы успели заметить, здесь и близко не стояла. Время идет, Славнефть определяется, БеСМИ беснуется… А мэр все равно крайний. Потому что мэр, потому что мешает кому-то.
        Такие вот дела, господа хорошие. Будьте разборчивыми в связях с бесплатной прессой. Она же на вид только бесплатная, а платить-то придется потом вам собственным здоровьем. А его не купишь ни за какие деньги. (Ли Кин: вот это точно на все сто процентов!)


Рецензии