О необходимости разработки новой теории развития о

              Выступление Басманова Б.Д. на заседании круглого стола 
                в Доме политпросвещения (КПРФ)
                (Москва, Трубная пл. 3) осенью 1994 г.   

     Здравствуйте, товарищи! 
     Я не боюсь этого гордого, оплёванного ныне,  так называемыми, новыми русскими, слова. Я уверен, что собравшихся в этом зале объединяет не только узкопартийный интерес, но и, прежде всего, тревога за судьбу Отечества. Мы товарищи по несчастью… 
     Представлюсь. Я  -  Басманов Борис Дмитриевич, русский, 1939 года рождения, моя Родина  -  Советский Союз, место рождения  -  город Харьков, из комсомола в 28 лет ушёл тихо, по английски, в   КПСС не состоял, образование высшее.  Я  -  член Бюро общественно-политического Движения «Дорога жизни  -  21-й век», зарегистрированного в Минюсте РФ под №2213. 
     Мы – не центристы, не  правые  и не левые. Мы выступаем за создание нового управляющего слоя в обществе самодостаточных и государственно дееспособных граждан. Самодостаточных  -  пришедших в политику не ради заработка, не ради удовлетворения своих амбиций; понимающих, - в настоящий момент необходимо отдать Родине всё, что в наших силах. Государственно дееспособных  -  высоко нравственных, честных, образованных, инициативных, умеющих в сложных обстоятельствах осознанно принять трудное, порой, не популярное, но правильное решение. 
     Таких людей пока не очень много. Но они есть! Уверен, - есть они и среди Вас. 
     Мы за воссоздание гражданского общества из таких людей. Сегодня для нынешней РФ эта задача  -  одна из важнейших. Ведь без гражданского общества с его работающими общественными институтами, в котором большинство занимает активную жизненную позицию в защите прав и безопасности человека,  немыслима неконтролируемая народом власть. Именно здоровое, функционирующее  гражданское общество является основой правового государства, в котором  возможна только одна диктатура  -  диктатура  Закона обязательно одинакового для всех.   
     Я не стану рассказывать Вам о программе нашего Движения «Дорога жизни  -  21-й век». Отмечу лишь тот факт, что она построена на осознании настоящего этапа эволюции биосферы.  Все пункты программы отвечают предстоящему, обоснованному нашим гениальным соотечественником Владимиром Ивановичем Вернадским, новому  витку цивилизации  -  переходу человечества в эпоху ноосферы.   
     Не удивляйтесь, что я пришёл к Вам. Ведь первым, кто подумал о возвращения человека к Природе, был выдающийся мыслитель и гуманист, коммунист Карл Маркс.   
     Его гуманизм, как вершина цивилизации, заключается в духовной эмансипации человека, в освобождении человека от экономической зависимости, в восстановлении целостности его личности, в осознании ею себя как продукта эволюции природы и в единении с природой. В тот момент, когда антагонизм между человеком и природой будет устранён, то есть снято отчуждение человека от природы, закончится предыстория человечества и начнётся подлинно человеческая история. 
     На повестке  дня стоит вопрос о необходимости разработки новой теории развития общества, России, цивилизации, ноосферы.  Конечно, от общего к частному. Необходимо осмыслить эволюцию биосферы к ноосфере, вычленить её основные моменты, уяснить какую экологическую нишу в этом процессе займёт человечество как биологический вид природы и какова в этом процессе будет  геологическая роль человечества как социального вида. 
     К.Марксом ростки этой теории излагались фрагментарно. Основы - заложены академиком   В.И.Вернадским. Нашему и последующим поколениям выпало приступить к её детальной проработке. Такая работа уже ведётся. Достаточно упомянуть монографию академика РАЕН Владимира Степановича Голубева  «Социо-эволюционная концепция устойчивого развития (новый естественно-гуманитарный синтез)». 
     Отношение нынешних коммунистов к экологической теме: и экологические проблемы человека, природы, их рекреации; и теория ноосферного развития,  -  прохладно.  А ведь именно коммунистам, как говорится,  сам Бог велел включиться в эту работу.* У них есть всё: и исторический материализм Карла Маркса, как стартовая площадка для теоретического прорыва к ноосфере и к гуманизму; и его уникальный диалектический метод, как инструмент научного познания. Есть среди них или рядом с ними и замечательные умы, которые уже преодолели первые рубежи теоретического бастиона: Вадим Юрьевич Татур  и его команда, уже в 80-е годы проводившая в МИФИ семинары «Человек и ноосфера»; ушедший от нас  в 1991 году Александр Александрович Фетисов; смыслопроходец   Сергей Борисович Чернышёв …   
     Но уже сейчас следует повсеместно распространять основы новой теории развития В.И.Вернадского, проявляя при этом и умение, и такт. Надо отрешиться от методов крикливой пропаганды, от начётничества в этой, с позволения так здесь сказать, архиважной работе. Необходимо до времени, когда в нашем обществе начнёт сформировываться понимание причин и общепланетарных катастрофических последствий экологического кризиса, то есть основа ноосферного мышления, помягче говорить о перенаселённости планеты, об обречённости общества потребления, о ненадёжности атомных электростанций и о многом, многом другом. Необходимо расширять ряды понимающих процессы эволюции биосферы и желающих внести свой бескорыстный вклад в успешный переход человека в эпоху ноосферы. Необходимо воспитывать проводников новой экологической идеологии, так как лишь тогда  только и возникнет возможность пронести общечеловеческую культуру через горнило нарастающего глобального экологического кризиса, когда ноосферное мышление станет мировоззрением всей цивилизации.
     Время востребования новой теории развития придёт, и очень скоро. Характер переживаемой цивилизацией постиндустриальной эпохи с её нарастающими экологическими проблемами западные страны  поняли раньше нас. Уже вчера, осознав невозможность принять коллективные меры перед лицом возможного истощения природных ресурсов, в целях смягчения удара экологического кризиса по своим экономикам, они стали использовать национальные богатства слаборазвитых стран третьего мира:  сырьевую базу, генофонд, рынок дешёвой рабочей силы, территории для размещения вредных производств и захоронения их смертоносных отходов.  Запад не терял время даром. Изменился сам капитализм, став лишь частицей многоукладной экономики на службе у транснациональных корпораций. Изменился социальный состав наёмной армии труда. Изменился статус частной собственности на средства производства. Более приоритетные средства производства создаёт, опять - таки взятая на вооружение раньше нас, информатика. 
     Уже сегодня жизнь, интересы страны требуют от всех нас и, прежде всего,   от коммунистического движения: обновления; выдвижения новых лидеров, не затронутых бюрократической коррозией старых аппаратных структур;  очищения общества от вековой паутины предвзятости; возвращения в отечественную культуру и учения  Карла Маркса о человеке, и теории Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере. Тогда люди поймут,  -  от какого наследия их принуждают отказаться. Тогда и только тогда левые партии и общественные движения смогут объединить усилия в борьбе за сохранение истории, авторитета и жизнестойкости Отечества, за создание в нём для всех, и каждого в отдельности, условий жизни достойной человека.   
     Не за горами 1996 год. Грядущие выборы должны выиграть не, так называемые,  радетели за Россию, а лучшие представители населения, самодостаточные и государственно дееспособные; объединённые новой теорией развития, ноосферным мышлением; понимающие ситуацию смутного времени в стране. Лучшие, -  независимо от их социального положения и партийной принадлежности! 
     Мы не на митинге.  Но мне хочется, чтобы Вы донесли до своих единомышленников наши мысли, чаяния, тревогу.
     Люди, будьте бдительны! 
«Нет!», - переносу выборов на 1998 год. 
«Нет!», - новому закону о политических партиях. 
«Нет!», - возвращению монархии.   
«Нет!», - институту регенства.   
     Люди! Проснитесь… Отечество в опасности! 

*- Реплика из зала: «Разве Вы не знаете, что Бога нет?!»


Рецензии