Рецензия на фильм Линия Марты. В честь 80-летия сн
(Режиссёр Олег Газе)
Очень сильное эмоциональное впечатление произвёл фильм о Ленинградской блокаде «Линия Марты», созданный талантливым режиссёром Олегом Газе. Со слезами на глазах пересматриваю некоторые кадры. Волнение не оставляет. Почему фильм производит такое сильное впечатление? Думаю, потому, что в нём изображена правда жизни блокадного Ленинграда. Ни один кадр фильма не оставляет зрителя равнодушным, каждый эпизод пронизан эмоциональной оценкой автора, настроенного на волну своего времени, поэтому и вызывает у зрителя этот фильм боль и сострадание, сочувствие и радость, уважение и гордость за людей, способных на жертвы, не потерявших человечности в нечеловеческих, трагических обстоятельствах.
В центре внимания автора блокадный Ленинград и дети, умирающие от голода.
Как режиссёром показан блокадный Ленинград?
Каждая серия начинается одними и теми же стоп-кадрами – фотографиями осаждённого города: Уходят на фронт воины. Стоят троллейбусы, потому что нет электричества. Разрушены фашистскими снарядами дома. Родные на саночках везут умершего. Спрятанный от вражеских снарядов, стоит в деревянном саркофаге памятник Николаю I как символ русской государственности. Слёзы наворачиваются на глаза, когда видишь сначала Петродворец в его сказочном великолепии, как символ великой русской культуры, а затем разрушенный бомбами остов дворца, руины, груду камней.
Когда смотришь на эти кадры, понимаешь, как важны для режиссёра именно эти фотографии. Это образы – символы блокадного Ленинграда, в которых отражена трагическая судьба народа в дни Великой Отечественной войны.
Автор не даёт широкой панорамы страшных дней блокады. Но картина народного горя развёртывается в воспоминаниях женщин, переживших блокаду: голодный человек ни о чём, кроме еды, думать не мог; съели собак; потерял карточки – умрёшь; трупы свозили на определённое место, хоронить не было сил; весной 1942 года все жители Ленинграда, и дети, и взрослые, измученные голодом, выходили на улицы, чтобы откапывать вмёрзшие в снег трупы и вывозить их. Не выйдешь на работу – не получишь хлебную карточку.
Девочка, живущая в современном Петербурге, слушая этот рассказ, возмущается: так нельзя! Она не может понять, что бесчеловечная война диктовала другие законы.
И дети, и взрослые спасли город от эпидемии ценой невероятных усилий и жертв.
Но самые пронзительные сцены фильма – это рассказы взрослых о том, как они в блокадном Ленинграде помогали своим родным и любимым людям.
Как талантливо режиссёр сумел передать людское горе! В бло¬кадных кадрах преобладает мрачный, серый тон, действие происходит как бы в тумане или на фоне снежной вьюги. Вдруг в замкнутом пространстве возникают измученные от голода лица детей, а за кадром звучит скорбный голос, повествующий о том, как родные стремились спасти дорогих, умирающих людей. Пронзительная, острая музыка. Перевёрнутый мир. Ад. Эти сцены смотреть без слёз невозможно.
И вдруг… кадры будто из другой, человеческой жизни! Яркий свет, цветной мир, цветущая сирень, ясные, счастливые лица влюблённых. И льющаяся мелодия любви. И готовность пожертвовать собой ради любимого. Потрясающие кадры, которые тоже вызывают слёзы… радости и надежды, что этот жестокий, бесчеловечный мир зла будет побеждён.
Каждый герой фильма вспоминает далёкое прошлое не только потому, что его попросили рассказать об этом. Нет, в душе каждого из них живёт память сердца, которую нельзя стереть.
У одной героини – это долг перед собаками, потому что в блокаду она убила любимую собачку, чтобы спасти голодую, умирающую сестру. Другая героиня осталась «замужем» за погибшем мужем. Третья героиня, та самая Марта, которой было адресовано письмо о любви к ней мальчика из блокадного Ленинграда, уже после войны ездила в Ташкент, чтобы разыскать могилу любимого человека. Четвёртый герой хочет покаяться перед другом за то, что во время блокады Ленинграда не выполнил его просьбу, не донёс сухари, предназначенные Марте, а съел их сам, потому что был очень голоден.
Режиссёр о всех героях, переживших блокаду, рассказывает с большой любовью, восхищаясь их благородством, человечностью и силой духа.
И даже героиня фильма, современная девочка, слушая рассказы женщин о страшных днях блокады, понимает, что перед ней люди, достойные уважения и восхищения. Эхо войны отозвалось в сердце девочки. Уходят из её сознания капризы, эгоизм, категоричность, равнодушие в прошлому. Она становится добрее и человечней.
Единственная героиня фильма, которой автор не сочувствует, это жена Максима. Это женщина, у которой нет сердца, а есть амбиции, эгоизм, тщеславие, желание подчинять себе всех, быть всегда на виду. «Ведь ты любишь тусовки», – говорит ей муж. Максим уходит от неё не только потому, что полюбил другую женщину, но и потому, что рядом с любимой женщиной он почувствовал себя человеком, который себя уважает, личностью.
Хочется, чтобы этот фильм посмотрело как можно больше людей, потому что он имеет колоссальное нравственное воздействие на человека, учит современников гордиться своей историей, народом, который выстоял в годы страшной войны и победил ценой огромных жертв.
Свидетельство о публикации №224020101680