Музыкальный переход

                МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД

      Возле метро “Улица 1905 года” построили совершенно замечательный подземный пешеходный переход. Войдем в него и рассмотрим внимательно. Сначала, по длинному пандусу  спускаемся под Звенигородское шоссе. Пандус примечателен тем, что для предотвращения намерзания снега в нем применен электрический кабель, проложенный под плитами пола. Это новейшая технология подогрева полов. В том, что это действительно так, можно было убедиться вскоре после пуска перехода в эксплуатацию. Несколько плит разболталось и их сняли для ремонта. Под плитами обнажились петли уложенных кабелей. Так что в современности данной постройки не приходится сомневаться. Стены подземного перехода облицованы бело-розовым мрамором с каскадом полос из черного, что создает эстетически строгий и одновременно праздничный вид. Подземный переход длинный, широкий, с поворотом, имеет несколько выходов; таким образом можно перейти и Звенигородское шоссе и Улицу 1905 года. Пройтись по этому  переходу приятно; широкий просвет не давит, чистота и опрятность успокаивают. В целом переход воспринимается как некая пешеходная зона, прямо-таки новый “ Новый Арбат”. Конечно, в архитектурном смысле это не бог весть какое достижение, коротко говоря – не Дворец Съездов, но и не так  часто нам приходится ступать в местах эстетически выдержанных, пусть даже в своем классе. Впрочем, все это так, к слову, не главное в нашем рассказе, но кое-что этим объясняется.
     Удивительное дело, прошло не менее полугода, как запустили  переход, а там так и не появились торгующие, ни ларьков, ни стеллажей. Возможно, это тот случай когда форма определяет содержание? Как-то дико было бы увидеть здесь раскладушки-столики с булочками и другой мелочевкой. А может просто власти не разрешают? Во всяком случае  племя торгующее ненасытное пока стороной обходит этот переход. К счастью.
     Мне нравится ходить по этому переходу еще и потому, что здесь обосновались всякого рода исполнители. Каждый раз, спускаясь вниз, ожидаешь услышать что-то новое. Шесть или семь, а может и больше, музыкальных мини программ звучат в этом “концертном зале”. О некоторых из них короткий рассказ. Особо хочется выделить одного мужчину с виду лет 55-60 в темных очках. Он исполняет на аккордеоне виртуозные  пьесы. Располагается он недалеко от выхода, возле стены. Играет стоя.  Инструмент привозит на ручной тележке, которую ставит рядом и туда же банку для пожертвований. Его исполнение на мой взгляд безупречно; смена темпов, выдержка тактов, интонаций, все говорит о мастерстве профессионала. Услышав его, замедляю шаг, чтобы побольше послушать замечательной музыки. Некоторые прохожие, также, высоко оценивают его игру, опуская в банку купюры довольно высокого достоинства.
Однако, похоже, что этот мужчина играет не из-за денег, во всяком случае не они для него главное. Два других дуэта - женский и мужской, чем-то схожие между собой. Им лет по 45-50 и выглядят они неважно. Они исполняют голосом русские, точнее советские песни, мелодичные, трогательные, но немного подзабытые людьми старшего поколения. Обе группы поют не сильными голосами, вид их вызывает жалость, но песни нравятся многим. В коробочку, которую они держат в руках, деньги кладут не большие, но часто. Вообще, обе эти группы, да и все остальные, имеют свои любимые места и выступают в разные дни. Не знаю, как уж они договариваются, но никто никому не мешает, что еще более усиливает аналогию с концертным залом.               
     Новейшие времена представлены исполнителем песен на синтезаторе. Он привозит небольшой клавишный синтезатор, видимо с питанием от аккумулятора, и лихо распевает под его аккомпанемент шлягеры не первой свежести. Эти выступления  в музыкальном плане не самые интересные. Еще есть джаз-банд, коллектив из 6-7 человек, пытается исполнять джазовую музыку. В составе и ударник и саксофонист. Играют громко, но не слаженно. У них самая веселая и жизнерадостная музыка, жаль, что не хватает мастерства. Все равно с ними приятно встретиться, тем более, что они выступают вечером, когда народ плотным косяком идет с работы в метро.
     Иногда появляются двое парней с электрогитарами и усилителями. Они присаживаются на четвереньки, долго настраивают свои инструменты и начинают щипать струны. Получается какая-то продвинутая музыка, стиль которой затрудняюсь определить. Всегда рядом с ними вьются их юные подруги, которые с кепками-бейсболками пристают к прохожим, уговаривая их принять участие в судьбе музыкантов. Но на такие поползновения обычно отвечают отказом. Тем не менее, возможно, парни исполняют оригинальную музыку, творя её на глазах у людей. А что может быть выше акта творчества?
      Однажды, в нашем переходе произошло просто поразительное для меня событие. Так, еще на входе в тоннель, вдруг послышалось мощное вступление “Токкаты ре минор” Баха. Но откуда в переходе мог оказаться орган? Спускаюсь в тоннель и окунаюсь в завораживающую музыку Токкаты, почти останавливаюсь, только желание увидеть исполнителя, расположившегося за поворотом, толкает вперед. Вообще, это произведение Баха, быть может самое сильное музыкальное произведение за всю историю человечества, и вдруг услышать его здесь! Это было удивительно. За поворотом показался исполнитель – молодой парень лет 25 с аккордеоном в руках. Вот оно чудо! Акустика перехода заставила звучать простой аккордеон как настоящий орган. Парень играл по нотам, но хорошо. Получился настоящий сюрприз. В дальнейшем
пришлось еще несколько раз услышать это произведение в том же исполнении, но уже по памяти. Парень явно понял силу своей находки и начал жестко её эксплуатировать. Музыка вселенского масштаба пошла на услужение частным интересам. Конечно, это был несколько неприятный момент в той истории, но простительный.
      Не будем утомлять читателей дальнейшим перечислением исполнителей, каждый сможет привести свои примеры. Просто, как мне кажется, здесь аккумулировалось это явление. В других местах, подчас шумных и грязных, рядом с торговцами, трясущими свои вещички, такие музыканты вызывают чувство смущения и неловкости. В нашем же “ музыкальном переходе” они почти органично заняли свое место, завершив эстетику архитектурного замысла. Можно много рассуждать о многообразии талантов своеобразной подземной филармонии, об их судьбах, но пусть это будет темой другого рассказа. Сейчас мне приходится пользоваться другими переходами, и  иногда, откровенно говоря, хочется забыть о делах и съездить туда, пройтись и послушать кто сейчас там выступает и, главное, посмотреть не  ушло ли  то хрупкое обаяние “музыкального перехода”.
               




               

               


               


Рецензии