Спасибо

Глава 1.

26 марта 1968 года.
- дядя Юра, дядя Юра! - радостно кричал мальчик, забегая в дом, а к нему на встречу шёл мужчина с улыбкой.
- ну, сорванец! - погладил он его по голове. - как окончил четверть?
- без троек, с одной четверкой, а остальные - пятёрки! Я хочу быть как ты, космонавтом!
- молодец! Ты уже в каком классе? Такой большой вырос!
- я в третьем классе.. - засмущался мальчик. - какой я взрослый, мне всего - то 10 лет! А вот ты, дядь Юр, ты действительно взрослый! А тебе сколько лет?
- мне 34 года. Ты ко мне, кстати, на все каникулы?
- да, до 31 марта! Мама разрешила! - Паша пошёл на кухню, а Юрий тем временем помог сестре занести в дом чемоданы.
- - пойдёмте обедать! - пригласил хозяин дома родственников к столу.

После обеда Павел начал настойчиво уговаривать дядю посмотреть на свою новую железную дорогу, которую привёз с собой.
- пойдём, дядь Юра, пойдём!
- Пашка, Паш, веди себя более сдержанно... - говорила ему мама. - перед тобой первый космонавт Земли!
-  Лиза, всё нормально.. - с улыбкой успокоил он сестру. - от того, что я стал первым в Космосе я же не перестал быть человеком. Паш, я сейчас допью чай и мы пойдём! - мужчина встал из - за стола и пошёл за племянником.

Они сели на пол на втором этаже и начали собирать рельсы, а потом уже и сам паровоз.. Мальчик поставил его на рельсы и с радостью начал говорить:
- ух, чух - чух!
- поехали! - с улыбкой сказал свою знаменитую фразу дядя.
- дядь Юр, скажи, а вот ты хочешь ещё в Космос?
- ой, Паш, конечно! Но..
- что "но"? Ты что, больше не полетишь?!
- я, я не знаю.. Скорее всего - нет.. Меня и самого, это, на самом деле, расстраивает.. Я ведь влюблен в Космос..
- а почему ты больше не полетишь?
- полечу.. или же не полечу.. - Юрий перебирал оставшиеся рельсы и шпалы. - это, ведь, не я решаю. Но, в небе я обязательно буду! Я почти закончил стажировку, скоро вернусь в полноценные полёты..
- ого! - глаза мальчика загорелись интересом.
- тоже хочешь?
- да!..
- ладно, поехали, я покажу тебе самолёты!
- правда? - мальчик не верил своей удаче.
- слово офицера! - Паша засиял ещё больше и побежал одеваться.

- ну, Юр, куда ты его тащишь? - в комнату зашла Лиза, что слышала предыдущий разговор.
- я сегодня должен отлетать один тренировочный полёт, перед завтрашним, крайним, моим стажёрским полётом.. Не волнуйся, мальчик просто постоит и посмотрит. Ты же знаешь, Лиз, что он болен авиацией...
- ладно. - растаяла женщина. - но, ты отвечаешь за него головой!
- понял! - радостно ответил Юра. - Паш, ты готов?

Через полчаса поездки на машине по грунтовой дороге они прибыли на аэродром.
- ого, вот они! - ещё сидя в машине Паша заметил самолёты.
- да.. - дядя и его племянник вышли из машины.
- а можно я поближе подойду? Уж очень рассмотреть всё хочется..
- да, можно, но только к моему самолёту.. Он третий слева. А я пока пройду медицинский контроль. - первый космонавт Земли отправился в здание, а Пашка с радостью понёсся к самолёту. Мальчик с интересом рассматривал каждую деталь, а потом без разрешения залез в кабину, ведь дверь была открыта, а любознательность перекрывала страх.

Юрий подошёл к своей "лётной машине", но племянника рядом не увидел. Когда он открыл дверь в кабину, Паша сразу напрягся, а Юрий улыбнулся.
- ты хочешь полететь со мной?
- угу.. - скромно ответил мальчик, ожидая отказа от дяди.
- пристёгивайся и надевай шлемофон, внимательно слушай все мои команды! - радость мальчика от слов Юрия было не описать. Ведь он, Паша Гришин, обычный десятилетний мальчик, участь в третьем классе, полетит вторым пилотом с первым космонавтом Земли - Юрием Гагариным. Он так гордился этим! - только Паш, есть ещё одно условие.. - продолжил Юра. - не нужно волновать мать, я ей обещал, что тебя даже близко к самолёту не подпущу. Не говори ей.
- конечно, я Вас понял, командир!
- ну, готов? - Юрий приготовился и начал настраиваться перед полётом.
- да.. ой.. - растерялся мальчик. - так точно! - ещё пара минут и самолёт взмыл в воздух.

Паша весь полёт молчал и восхищённо смотрел как Юрий управляется с самолётом, как легко и спокойно он поднимает в воздух большую махину.
Через 15 минут самолёт совершил успешную посадку.
- ну - с, как тебе? - спросил Гагарин.
- это, это потрясающе! - обнял Паша дядю. - спасибо! Я никогда этого не забуду!


Глава 2.

Пашка сразу улёгся спать, после того как они с дядей приехали домой. Позже лёг и Юра.. Он всю ночь о чём - то думал, ворочался, не мог уснуть.. И, лишь к утру, когда тот сомкнул глаза, его разбудил племянник с криками:
- дядя Юра, нужно поговорить!
- Па - аш! Ты знаешь сколько времени?
- 6:27, я только встал..
- а я только - только смог заснуть.. Ладно, пошли.. - они зашли в комнату, что была выделена ребёнку.
- что случилось? - спросил Юра, когда оба сели на кровать.
- дядь Юра, вам не нужно сегодня садиться за штурвал.. Не нужно, прошу! - буквально в слезах говорил мальчик.
- почему? Почему ты так думаешь?
- мне приснилось, что самолёт разбился..
- Паш, не беспокойся, я знаю что нужно делать. Пойду собираться.. - Юра ушёл, а Пашка остался в комнате, он всё также плакал.

А вот у Юры, уже по дороге, в машине, состоялся внутренний разговор с собой.
- жизнь или страна.. А стою ли я чего - то?! Действительно ли я настоящий человек? - он всё прекрасно понимал, но как настоящий лётчик решил довериться знакам.

А первый знак ждал его уже на КПП военного аэродрома. Юра понял, что первые за много лет летной практики забыл пропуск, военный, что стоял на входе, сразу сказал ему:
- проходите, Юрий Алексеевич, кто Вас не знает?! Кто может не знать первого космонавта планеты? - но Гагарин, как настоящий военный настоял на том, чтобы вернуться и забрать пропуск, чтобы всё было по правилам.

По прибытию домой, он увидел что пропуск лежит на его обычном месте - на полке в прихожей. Но, Юра не мог ответить себе на вопрос: забыл он пропуск или же специально его не взял?..

Обратно на аэродром Гагарин ехал уже как на иголках, его всё беспокоило, нервировало.. И мужчина понимал, что тот сон, приснившийся Пашке не случаен.. Он всё понимал.. Но можно ли переломить судьбу? Судьбу, предназначенную партией. Какой же сложный вопрос был для него..

По приезду, он узнал, что его наставник опаздывает, задержан в штабе.. Слишком, слишком много знаков.. Юрий от ужаса держался за голову и понял, что хочет сломать судьбу.. Переломить.. Но, кто тогда возьмёт её на себя? На себя, вместо него..

Подъехал инструктор, они пошли на медицинское обследование.. Впервые - Юрий негоден из - за повышенного давления. А вот Пётр Борисович, его наставник, он полетел.. Гагарин смотрел в небо и молился за друга.

Дом Юрия Гагарина.
Паша сидел за столом, у мальчика совсем не было настроения. Вытерев последние слезы, он подошёл к окну, начал всматриваться.. Увидел большое, серое облако и падающий самолёт, а за ним след от огня серо - чёрный.. Дым шёл со стороны аэродрома, в это время должен лететь его дядя.. Племянник распереживался настолько, что упал в обморок, бухнувшись на кровать.

Через пару часов.
От лица Паши:
Я открыл глаза и увидел его, моего родного дядю... Его лик, очертания.. Он, в своей форме, в фуражке..
Не иначе, как привидение.. Я попытался коснуться его плеча, но в больший шок меня привело то, что я почувствовал шерсть под своими пальцами.
- Юр, Юр.. Ты живой? С тобой всё хорошо? - я уткнулся в его шинель и заплакал.
- Паш, Паша, спасибо тебе..
- за что, дядь Юр?
- за жизнь! - смело сказал мужчина, а я вопросительно посмотрел на него. - пойдём прогуляемся? Оденься.. На улице немного похолодало.. - я быстро оделся и мы вышли из дома.

Пойдя по тропинке дядя начал разговор:
- в январе 1966 года.. 2 года назад.. Убили моего учителя и наставника - Сергея Павловича Королёва.
- а я читал, что он умер на операции..
- нет, он был неугоден правительству.. Так объяснили в первом отделе и мне была уготована такая же участь: мой самолёт загорелся бы и, это бы признали естественной смертью. И, этот день должен был состояться сегодня - 27 марта.
- а чей самолёт тогда горел в небе?
- моего инструктора, но он успел катапультироваться и не пострадал. А вот я должен был там погибнуть, были бы мы там вдвоём - шансов бы не было. Это была моя судьба, назначенная партией.. Я стал больше не нужен, как старая мягкая игрушка, с которой наигрались.. Благодаря знакам я решил не садиться в самолёт и жить дальше, ведь я человек.. И, это благодаря тебе!
- мне? - удивился я.
- да, ты спас мне жизнь.. - он присел на колени передо мной. - я буду жить.. Правда.. - он встал с колен. - мне с женой придётся уехать, нас обещали вывезти..
- как же? Как же так..
- со мной всё будет хорошо.. И, я обещаю прислать тебе открытку.
- а это далеко?
- да, очень!
- в Космосе?
- нет, чуть ближе.. - улыбнулся мужчина.

К Новому, 1969 году, я получил милую открытку, которая была зашифрована, но дядя оставил мне ключ и я смог прочесть:
"Добрый день, мой маленький спаситель. Спасибо, что помог мне решиться сохранить свою жизнь. Я на Кубе, это очень и очень далеко от СССР.. Но, у меня всё хорошо! Будь счастлив и стремись к мечтам, потрясающий парень! Твой Юра Гагарин!"
Я храню эту открытку до сих пор.. И, каждый раз, видя её, я улыбаюсь.


Рецензии
Спасибо за жизненный рассказ.
С добром,

Татьяна Карелина7   05.02.2024 06:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Анна Лангемак   05.02.2024 15:52   Заявить о нарушении