Былинные земли. Церковный удел с центром Ушачи. 5

(Продолжение)

АРЦИБИСКУП В ДОЛЬЦАХ

Плебании были лишь частью церковного ареала, что прилегал к речке Ушача под названием «Кубличская парафия».

Выделялись два духовных центра. Первый – это Дольцы. Словно удостоверяя название, Дольцы делились. По данным за 1775 год, одну часть, с 60-ю домами в окрестных весях и Путилковичах, концентрировал в своих руках полоцкий хорунжий Игнаций Корсак. А вторая принадлежала непосредственно религиозному деятелю - арцибискупу полоцкому ксендзу Смогоржевскому. Он распоряжался 110-ю окрестными домами, где наиболее населенной была весь Церковище, а большинство сельских пунктов составляли застенки. Таких было 12. Пресвитеры жили в обеих частях Долец.

Спустя 14 лет, в течение первого раздела Речи Посполитой, обстановка коренным образом изменилась. По данным за 1789 год, Дольцами управлял «суффраган митрополии всея Руси» ксендз Стефан Левинский. Кто это?

СУФФРАГАН ЛЕВИНСКИЙ

Суффраган – это епископ, помощник митрополита в католической церкви. Если развернуть всю «табель» Левинского в парафиальном отчете, то она будет такой: «епископ, коадъютор и администратор луцкого, острожского, суфрагана митрополии всея Руси» (так в тексте). Очевидно, надо понимать, что Левинский был администратором луцко-острожского суффрагана. По мнению ученого Носевича, «в униатской митрополии Киевской и всея Руси было епископство Луцкое и Острожское (от г. Острог на Волыни), которое возглавлял епископ. В помощь ему мог назначаться коадъютор, который автоматически становился новым епископом после смерти прежнего». Так на этот пост взошел Левинский.

Присягая государственной комиссии, доверенное лицо суффрагатора ксендз Изаяш Шульцелевич, аббат, расписывал в 1789 году, какими средствами располагает кубличская «митрополия». Мозулёв давал больше всего - 8545 злотых и 15 грошей. Две точки находились в Полоцкой парафии. Это - Завечелье (3578 злотых и 12,5 грошей), «Цётча» (так в тексте, что, скорее всего, подразумевалось Тетча, - авт.) «с принадлежностью Глинников» (так в тексте, - авт.) - 5591 злотый и 13 грошей. А еще снималась прибыль с «имения Воронча с двумя войтовствами, Лонецким и Троецким, 5166 злотый» (так в тексте, - авт.) И еще в распоряжении суффрагана находился застенок Ковалевщизна, заставленный пану Борейко, скарбнику. Всего оборот прибыли составлял 22881 злотых и 10,5 грошей.

Почему-то сюда не включался еще один застенок – «Дзербино от Долец», тоже отданный на 50 лет в заставу пану Яну Нитославскому, характеризовавшийся тем, что его выставил на аренду другой митрополит - Смогоржевский, в прошлом «арцибискуп» (arcybiskup - католический архиепископ, поясняет этимологический словарь русского языка).

Надо понимать, что Левинский стал его преемником, а потому не мог влиять на решения своего предшественника. Но нельзя не обратить внимание на то, что в период «реконструкции» Речи Посполитой принимались перестроечные меры, и они касались также религиозной сферы. Это как сейчас, в связи с событиями в Украине.

МАГНАТСКИЕ ВЛИВАНИЯ

Конечно, в основе преобразований лежала заинтересованность высших кругов устроить свою жизнь получше. Церковное дело поддерживалось землевладельцами, и довольно активно. А чем еще можно было удержать неимущий класс? Если униатские плебании «доходов не имели» (так отражалось в парафиальных отчетах), то католические приходы поддерживались вливаниями собственников, центры которых располагались поблизости.

ЧТО ИСКЛЮЧИЛА ЦЕНЗУРА

Надеясь увидеть обстоятельную характеристику важного долецкого поместья, я опять-таки залез в польский Словник и открыл соответствующую страницу. Удивлению не было предела. Об арцибискупском владении в этом энциклопедическом издании ничего нет. Сказано о лесопилке и корчме, местной школке и церковке, и все. Правда, добавлено, что Дольцы состояли из Больших и Малых, и что теперь (по состоянию на 1881 год, когда составлялся том), это родовое имение Ваньковичей. Ясно, что великокняжеский период не затронут, царская цензура посчитала неактуальным поощрять интерес к бывшей суффраганской собственности, и вот почему.

Дольцы можно назвать религиозным центром униатского «пошиба». А униатские идеи были неоднозначными, в эпоху имперского воздействия они мешали трону.

Начало было многообещающим. После окончательного раздела Речи Посполитой суффрагаторы сохранили свои владения. Более того, принимались меры, чтобы поднять их значение на более высокий уровень. Униатам покровительствовал восток в лице российской императрицы Екатерины II.

УНИАТЫ НА ЗЕМЛЕ

В 1797 году российский престол занял царь Павел I, наследник. Уже в первые полгода после коронации он предпринял поездку в Западный край. Целью монарха было посещение Вильно. По дороге, в Минске, его встречали мушкетерские полки русской армии, а царь принимал решения по новому устройству присоединенных земель. Была высказана поддержка идеям Флорентийской унии, и униатские церкви получили благословение. Русский церковный писатель, историк, кавалер пяти российских орденов, Стефан (Степан) Рункевич в 1893 году подробно описал в «Истории Минской архиепископии (1793—1832)» воссоединение западнорусских униатов с православной церковью и как последняя стала доминирующей. Там же начальный период. Освещая поездку Павла, он цитировал дорожный рескрипт самодержца, в котором говорилось: «заметили мы, что, хотя в различных селениях бывшия униатския церкви обращены в греческия и к ним назначены священники, однако обыватели ходить в те церкви и быть православными прихожанами не желают, при этом не преминают заявлять, что большая часть из них никогда не имела добровольного желания порешить с унией».

Последовавший затем указ Павла касался белорусских униатов. Устанавливались три епархии, в том числе Полоцкая и Луцкая. Полоцким архиепископом становился Ираклий Лисовский, а луцким епископом – Степан (Стефан) Левинский.

Конечно, сближение церквей было заветной мечтой всех землян. Что тут говорить. Это было объединяющим фактором, предотвращающим от конфронтации и ненависти. А междуречью сам Бог велел это делать. Белая Русь, располагаясь в географическом центре Европы, сближала широты и экватории, содействовала взаимообмену, поощряла перспективу, несла выгоду всем.

Но победил прагматизм – ставка на корыстолюбие, материальную выгоду. И эти принципы особенно проявились при подавлении декабристского движения в России и свободолюбивых интересов низших слоев общества. Продолжилась практика товарного отношения к земле с магнатским управлением. Живущих на селе христиан (крестьян) использовали для выкачивания прибыли, для личной наживы. Непосредственно землепашцы были отстранены от распределения доходов. Церковь считала, что так устроена жизнь, что это от Бога.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): каменный крест в Дольцах как памятник былинной поре.


01.02/24


Рецензии