Жили - были. Глава 1. Как в сказке

Жили-были  дед Иван Васильевич Дудник(1912 г.р.) да бабушка Анна Максимовна (в девичестве Вдовушкина 1913 г.р.). И были у них три сына и дочь. Старший  Иван (1936 г.р.), средний Николай (1937 г.р.), младший Валерий (1940 г.р.) и самая юная  Светлана (1952 г.р.). (На фото братья  расположены в упомянутом порядке  - примечание автора). Не знаю почему, но ещё бабушку звали Нюрой. Лично мне - её внуку Анатолию имя Анна нравится больше, но Нюра тоже хорошо!

- Так кто такие Анна Максимовна и Иван Васильевич, откуда они родом?

Известно, что лучший способ определения места корабля в море - опрос местных жителей. В нашем случае родственников. Со слов Светланы Алексеевны - дочери родной сестры моей бабушки - мы её звали тётей Феней, выходит, что баба Нюра из полтавских переселенцев.
- А действительно - думаю я - баба Нюра великолепно пела украинские песни!-

 - Опять переселенцы?!- подумал я и, на всякий случай, зайдя  с другого борта,  переспросил родственницу и получил ответ.

- Да,из Полтавы. По дороге в Казахстан у бабушки Анны (моей прабабушки - примечание автора)умер муж,она осталась с двумя детьми,а у деда Максима Вдовушкина умерла жена,он остался с пятью детьми.Овдовевшие Анна (у моих бабушки  и прабабушки имена совпадают - примечание автора) и Максим сошлись и родили ещё шестерых. Моя бабушка и её сестра Феня входят в число упомянутой выше шестерки Вдовушкиных. Шестой ребенок Алексей пропал без вести.

Семья обосновалась в Гавриловке (в 2008 году село переименовано в Кокалажар).

- Гавриловка,это недалеко от Рузаевки.Трасса Кокчетав- Володаровка- Рузаевка.Из Гавриловки большая семья бабы Нюры переехала в Рузаевку,где дядя Ваня  (Иван Васильевич - примечание автора) на почте работал. У дяди Вани был родной брат по матери Андрей. Отцы были разные. Он приезжал к брату и я была у Дудниковых в гостях. Я его хорошо помню - высокий худой -  поведала наша родственница.

- Высокого и худого дядьку Андрея и я помню!Кажется, что он был светловолосым.

-  А о Дудниковых особо ничего не знаю. Знаю только,что тётя Нюра во время войны жила в Володаровке и работала на хлебозаводе. Дядя Ваня, наверное, после войны работал на почте в Володаровке, потом семья (1952 г. - примечание автора) переехала в Кокчетав".

  Семья моего деда Ивана Васильевича жила в деревне Гаршино. Вновь отвлекусь, чтобы заметить: я помню с раннего детства названия деревень, услышанные от родных: Гаршино, Рузаевка, Чистополье, Володаровка, но никогда в упомянутых местах не был. Это теперь, когда жизнь заставила, я разобрался и, хотя бы на карте, могу  показать, где они находятся.

Согласно записи в трудовой книжке, пробатрачив 13 с половиной лет, в сентябре 1938 г. мой дед был назначен ВРИД начальника Аиртавской конторы связи,с которой ровно через год был смещен. К тому времени на руках Нюры уже были два сына. Смещение с должности как-то подтверждает, что мой дед скорее наживал врагов, чем друзей. Это не моё замечание, а  мамы, знавшей деда больше других с того времени, как, закончив ремесленное училище в Алма-Ате, приехала  поднимать Целину в Кокчетав.

 Если представить, что человек - корабль, то, выходит, что сыновья Нюры и Ивана довоенной постройки,а дочка  - послевоенной. Когда грянула Великая Отечественная, дед уже в июле 1941 был мобилизован и вернулся домой лишь в 1946-ом. Затем в 1952-ом году, как выше было упомянуто, был перевод деда на новую работу в Кокчетаве и переезд семьи  к новому месту жительства.

Однако, вернёмся к нашей сказке.

 Когда   братья выросли, взяли они каждый в свое время родительское благословение,  по луку с одной единственной стрелой, так как однолюбы, и, крутанувшись вокруг себя с завязанными глазами, выпустили  стрелы в свет божий. И так  вышло, то ли складно, то ли нет, упали все три стрелы не как попало и не куда-нибудь, а рядышком  - на территории кокчетавского узла связи (почта, телеграф, междугородная связь и так далее - примечание автора), где братья  с родителями в то время работали и, можно сказать, чуть ли не  проживали.

 Делать нечего: всем троим  пришлось жениться на здешних молодых и красивых телеграфистках: Ивану – на Нине, Николаю - на  Валентине, а Валерию – на Лине. Светлане же выпала судьба выйти замуж за Сергея – на тот момент авиационного техника, но гораздо позже.

- Кучно стрельнули! – думаю я, перед тем как собраться с мыслями куда грести дальше.

Нынче большинства из упомянутых героев нет, но добрые воспоминания о них  - остались. Поэтому я решил записать их для нынешнего поколения родственников. Заранее прошу прощения у героев моих скромных записок и читателей-родственников за то, что взялся за святое и сокровенное - память о близких.

- Действительно, бегал тут шкет по двору, а нынче строчит что ни попадя!

Признаться, я не планировал выходить за рамки двух поколений Дудников. Отцы и деды. О них и о своем поколении мы что-то знаем и, как нам кажется, смеем о них судить. Блуждая среди фотографий, случайно нашел фото моей мамы, где на заднем плане щурится  на яркий свет старушка. Я помню эту бабушку в темной одежде. По всей видимости, это мать моего деда Ивана Васильевича Дудника. К сожалению, мне - правнуку буквально нечего о ней сказать.

 Мама, дай бог ей сил и долгих лет - смеётся, вспоминая один случай. Дед с бабой поссорились, а жили они от семьи старшего сына в доме - бывшем телеграфе, то есть от нас, через стенку. Моя мама и две другие снохи - комсомолки, активистки и т.д. решили высказать свёкру в защиту свекрови. Когда снохи явились, построились рядком, дед - фронтовик и начальник, видать, только-только присел отдохнуть. Когда, к удивлению деда, снохи высказались по существу вопроса и, прыснув от смеха, выскочили на веранду, у него, наверное, напрочь прошел сон, и он возмущенно что-то воскликнул вдогонку телеграфисткам.

 Автор этой записки был мал и тоже изредка развлекал близких. У деда были часы. Они наверняка как-то хитро назывались- я же называл их круглыми. Не помню была ли к ним цепочка, но я им жизни дал. Таскал их туда-сюда, не сознавая ценности вещи. Думаю, что я их сломал, так как  понял, что от улики надо избавиться. Выйдя на дедово крыльцо, как на капитанский мостик, сколько было сил швырнул их - нет не за борт, как сказали бы моряки, а за высокий забор, ограждающий "поместье". Я был очень доволен, что удалось увесистые часы так далеко забросить. Однако, как сейчас помню - оказалось, что часы упали на тратуар прямо перед дедом, возвращающимся с работы. Разбор полётов был, но последствий не помню.

К сожалению,за мною числятся куда более веские грехи. Так с двоюродным братом, приехавшим к нам погостить из Алма-Аты,ободрали кору со ствола тополя, что красовался у крылечка нашей половины дома. Бабушка моя причитала, пытаясь спасти растение. Она обмазала ствол не то глиной, не то каким-то иным раствором, но тщетно - дерево засохло под палящим казахстанским  солнцем. Стыдно вспоминать!


На Новый год мама и папа накрыли праздничный стол. Я детсадовского возраста крутился рядом с ёлкой - сейчас бы сказал, что много и полезно перемещался по полю.

- Наверное отцу удобнее подальше от ёлки сесть? - примерно так  сказала мама.

Папа согласился. Гости давно собрались, а деда с бабой всё нет и нет!

- Как без них?! Уже и в стенку постучали - не отзываются. Озадаченный папа пошел за родителями. Дальше рассказ папы: "Захожу - отец плачет. Оказывается - перед ним забегал  внучёк (это я - примечание автора) и сказал деду, что мама и папа не хотят, чтобы ты приходил в гости, так  как перебьёшь все игрушки на ёлке!" Едва успокоили фронтовика.

Верно говорят, что больно нам делают близкие люди!

(Продолжение - http://proza.ru/2024/01/10/258)


Рецензии
Счастливый Вы человек, Анатолий, - столько родственников! Здоровья всему Вашему семейству!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   01.02.2024 10:04     Заявить о нарушении
Владимир,жаль,что уходят. С уважением

Анатолий Дудник   01.02.2024 21:16   Заявить о нарушении