Охота на медведя

Три старых товарища : сельский староста Лузгин , купец Полозов и инженер Соловьёв ,вооружённые ружьями с изрядным запасом пороха и провианта ,ждали прибытия поезда. Они обсуждали новости стоя у самого края перрона.Рядом с ними лаяла и пританцовывала старая, белого окраса лайка с разными глазами,высунув язык и открыв от возбуждения рот  из которого шел пар.Старик Лузгин успокаивая, приглаживал своего пса рукой за ухом,выговаривал собеседнику.
Вот вы, - указывая перстом на инженера,возбужденно говорил он Соловьеву,- Всё мне про какие то "мифомизмы " рассказываете. Мол могут то , да сё.  А вот мой Барс , ей богу, сколько раз жизнь мою спасал. Зверя чует ой... Да и злой как черт.
Инженер ,искренне приложив руки к сердцу, отвечал: да  все вы не так поняли голубчик. Я о том ,что наука при помощи приборов научится сама находить медведя  и никаих собак уже и не надо.
А я говорю : надоть.Твердо настаивал старик.- Я вам батюшка исстинно говорю , что собака она человек , а то и больче . Кто ж так любит ,как собака ??Да ведь она мне сына родного дороже!!! Прости меня Господи.  Староста размашисто перекрестился.

Смотря на спорщиков, купец Полозов улыбался, приглаживая свою богатую , чёрную бороду. Эх, знали бы эти самые механизмы, сколь существенно коварными они могут быть для души человека. Как  только  Лузгин слышал о " мифомизмах " все его существо протестовало и он тут же ввязывался в спор, хоть и был человеком чрезвычайно  добрым и благопристойным, поэтому этот спор обладал скорее свойством обычного разговора двух уважающих  друг друга людей.
Рядом с ними по платформе бегали чьи-то дети,озорно смеясь и показывая рожицы.На них безо всякого интереса смотрели две худые и сморщенные старушки в платках ,которые сидели на широченных баулах.Они мастерски быстро,как белки, щелкали семечки и плевали шелухой в воздух, чуть выпячивая губы, да станционный работник чинно и не спеша проверял колею каким-то блестящим прибором. Солнце было в зените и светило ярко , не особо согревая людей. Осень была в этом году довольно холодная , но богата на краски и цвета.Чуть подальше за домами шумно гуляла ярмарка и от этого пахло чаем и пирогами.Толпа праздно- шатающихся людей на площади, издали была похожа на ожившее лоскутное одеяло. Люди громко комментировали и смеялись ,наблюдая как большой,чуть отощавший медведь ,прикованный к столбу танцевал под балалайку и некоторые из посетителей так и норовили потыкать веточкой  в морду зверю.
Взгляд купца мечтательно смотрел вокруг,иногда прислушиваясь к спору.

У меня до энтого другой пёс был. Ммм..., - сладко прикрыв глаза и покачав головой вспоминал староста.- Стрелой звали. Так бывало пуля ещё не долетит , а энтот уже в зубах зверя тянет. Инженер хмыкнув заулыбался. Да ...да .. вон такенные  клыки.. А сам в холке во..., - широко раскинув, руки продолжал Лузгин. Инженер уже собирался что-то спросить, но его перебил свисток прибывающего состава.  Медленной зелёной змеей , а точнее драконом испукающим пар состав втягивался к перрону. Из зала ожидания тотчас гурьбой повысыпались  люди , с поклажей и  детьми на руках, крича и подминая друг друга, они старались скорее занять место в вагоне. Будто это не поезд ,а мираж и стоит им закрыть глаза, он тотчас исчезнет, свиснув напоследок.
Товарищи заняли свои места . Поезд постоял еще  минут десять ,проглатывая людей. И насытившись слегка дернув телом , тронулся в путь.

Уже можно было забыть о суете . Барс забрался под полку и прикрыв глаза дремал. Купец Полозов пошёл истребовать  чая,а староста и инженер продолжали свой разговор.
Я вот у вас на перонне ещё хотел спросить Александр Данилович. А Вы на медведя то ходили ? -не унимался господин Соловьёв.
Старик  Лузгин, прищурив глаза отвечал : А как нет ? Хаживал и не раз. Я с измальства на охоте. Ну так расскажите пожалуйста голубчик, дорога то у нас длинная . - попросил инженер.
Ну и то правда ,- улыбаясь отвечал ему Лузгин, положив руки на колени.- Был у меня  один энтакий случай..страстней  других. О нем я вам и расскажу...Так вот..Годов двадцать назад завёлся в наших местах шатун.
Шатун? -  переспросил инженер.   
Да. - старик откашлялся. Это значит , мишке зимой спать не дали, тот и стал разбойничать,в деревне двух коров загрыз,у кого амбары вычистил , а коих испужал просто страсть. Так приходят ко мне мужики, знай говорят , Ляксандр Данилович, делай что хочешь,  но зверя отвадь. Ты у нас лучший охотник и сельский голова . Тебе , как говорится и решать. Во. Инженер  качал головой и внимательно слушал. Так значит собрался я . - вспоминал  староста ,чуть щуря глаза. - Стрелу специально  три дня не кормил,ружьё за спину и в обход.Иду и думаю.Мишка коль крови испил ,тапереча совсем злой. И так мне боязно стало,сдюжу али нет? Да ещё Стрела ,все трется об меня далеко не отходит, тоже страх чует. Вот тебе и" мифомизмы".


Вернулся купец Полозов, неся три стакана горячего чая в серебряных подстаканниках. Милости прошу. - с широкой улыбкой Дмитрий Владимирович поставил чай на стол.-Угощайтесь,пока не остыл. Благодарствую. -сказал Лузгин. Кружок  лимона кружился в стакане ,отталкиваясь от краёв.  Староста одобрительно крякал , отпивая маленькими глотками: Хорош... Истинно... У нас в селе все больше квас или брусничник. А энтот хорош. Глаза Лузгина светились чему-то своему  внутри.
Так все таки Александр Данилович взяли зверя ? - спросил  инженер Соловьёв .
А как не взял.-Лузгин чуть улыбнулся, крепко обняв двумя руками стакан, продолжил .- Я то значит на Стрелу смотрю  и самому боязно. Она против трех волков стоит  , а тут значит хвост поджала и не  отходит. Я ей : чу, чу.. Ни в какую. Ужо думал возвернутся. А тут след. Свежий, ещё  горячий. И тропа. У меня значит кураж . Добыть энтого розбойника и всё. Ружьишко то свое приладил, курки взвел и иду. А энтот бестия  петляет .Всё кругами меня закруживает. Понятно ведь. Ему спать положено , а он гуляет.

Старик ,рассказывая ,расскраснелся.В вагонах дали отопление. Стало теплее . Купец Полозов раскрыл "Вечерние ведомости " ,непрекращая в пол уха слушать рассказ старосты. Инженер  Соловьёв увлечённо, чуть приоткрыв рот, смотрел в окно.Стало темнеть и капли, стекавшиие по стеклу , оставляли длинные дорожки сверху вниз, как цепочки следов медведя, который  беспокойно бродит среди леса, сдирая своими огромными когтями кору в  невозможности покоя и рыча на весь мир.

Гомон разговоров в вагоне затихал. Кто-то устраивлся на ночлег. Некоторые, положив голову на соседей, спали. Поезд торопился в ночь, ускоряя ход на длинных прямых.  Стук колёс  успокаивал и старался попасть в ритм спящих ,чтобы не разбудить их. Лишь взволнованный голос  Лузгина ,нарушал размерность жизни, продолжая рассказ :Я энтот лес с малолетства  знаю. Каждую ямочку . Да...Сколько разов в загон ходил , когда с трещетками да криком , когда дубиной по деревам  и свистом зверя гнали. Каждый пригорочек, да и приметы разные. Всему в охоту ещё тятя учивал. А тут . Хрсть.Капкан  Представьте !!! . Будь он неладен. Ногу как в тиски. От неожиданности я залп дал , сразу нажав на два курка. А кричал ну прям как при рождении . Ей Богу.  Старик перекрестился. Пот катился по лбу.
Купец ,сложив газету ,внимательно вглядывался в глаза Лузгина , которые давали такие разнообразные оттенки синего цвета , что хотелось прищурится. Рассказчик не мог остановиться  и свет вспыхунвших воспоминаний увлекал обоих.

Кость хоть цела осталась ? - поинтересовался Полозов.Да Бог уберег. - продолжал староста. Воспоминания о тех далёких событиях давались ему тяжёло, по серому лицу рассказчика и стиснутым кулаками Полозов видел  высочайшее напряжение сил человека в выпавшем на его долю испытании. Лузгин смотрел как бы в сторону,  в какую ту видимую только ему даль. Запах леса , лай его любимой Стрелы и невидимый, и от этого такой страшный враг. Отчаяние.  Слепое всепоглощающее отчаяние.  Вот, что видел Полозов в лице Лузгина.
Пришёл я в себя не сразу,  - вытирая ладонью пот  со лба, продолжал староста.- Очнулся. Ужо звезды в пол неба. Да Стрела мне в лицо дышит. Нога опухла. Попробовал встать, так память до утра и отшибло.Засветло, меня пробудил  медвежий рык  и густой лай. Смотрю , а моя  Стрела  спину выгнула  и оскалилась в сторону медленно подступаещего медведя. До меня было метров десять.Он не охоче спешил .  Сразу брать не стал. Всё принюхивался. Потом лапой махнет ,Стрелу отгонит и на шаг ближе. Тут и Богу  в пору молится. - Старик замер вспоминая.- У меня был топор и всего шанец  один. Медведь  сделал резкий рывок и я вскочил ему навстречу...Лузгин замолчал.

Дальше ,  что  дальше??? - в нетерпение, заговорил Полозов. Старик уже улыбаясь. - Дальше  ясно что.  Поломал меня мишка крепко. Очнулся я ужо дома.Ещё долго с печи не слазил. Мужики мне в благодарствии, медведеву шкуру на полах положили. Всё детки любили разбойника энтого за зубы трогать. Вот такая история. Александр Данилович  улыбался,а купец Полозов  и инженер Соловьев задумчиво смотрели в окно.



Прошло три дня . Охота удалась.Огромный медведь  лежал на перроне и смотрел стеклянными глазами, связанный крепкой верёвкой. Народ ждал поезда. Купец Полозов  спорил возле будки  со станционным смотрителем , чтоб доставить приз до дома. Инженер Соловьёв сидел на скамейке и разговаривал  со старостой.- А вы нам не все рассказали, Александр Данилович ?. Ну про это. Про охоту вашу. Про медведя.  - с улыбкой говорил Соловьёв.  Рази уж и не всё? - с уважением отвечал старик. Я ведь три дня думал. - не унимался  инженер.- Как же вы смогли спастись ежели в капкане были ? Как ?  Да просто все,- отвечал улыбаясь староста. Вот она моя спасительница. И приподняв штаны, постучал ружьём по протезу. Ааа... - инженер покраснел. Старик встал и прихрамывая пошёл вдоль перрона, о чём-то говоря с собой.  Всеж таки отрубил, - инженер смотрел в след человеку. Теперь  он всё  понял....


Рецензии