О фильме Мастер и Маргарита 2024 г

О фильме «Мастер и Маргарита» 2024 г.

   «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Режиссер – Михаил Локшин, 2024 г.

   Кинематограф – искусство синтетическое, там задействованы одновременно разные виды искусства – и изображение, и музыка, и актерская игра... В фильме Михаила Локшина работает еще один мощный фактор – Архитектура, которую не зря называют «застывшей музыкой». В фильме этот помпезный оркестр «слышен» повсюду, куда ни кинь взгляд. Людям, способным понимать язык архитектуры, открывается намного больше смыслов, чем простым зрителям: несомасштабная человеку, давящая на него масса бетонных громад, демонстрирует гигантоманию советской системы из фантастического будущего, а холодная сталь новых символов отливает чем-то германским середины 30-х годов. Наверное, поэтому у критика Латунского, который зачитывает на писательском собрании обвинение Мастеру, усы – как у Гитлера, а очки – как у Берии.
   Автор (это, наверное, сам Булгаков?) и его новый друг – профессор Воланд из Германии, выглядят в фильме товарищами по несчастью. Видимо, немец тоже гоним властями своей страны – новыми фашистскими властями.
   Наш опальный драматург силой своего воображения превращает немецкого профессора в могущественного героя своего нового романа. Кто же еще мог прибыть в Москву с родины Гёте, как не сам Сатана-Мефистофель! И на чью еще помощь может надеяться писатель, приговоренный к «распятию» в советской «империи», где правит бал бесовщина? 
 
   Судьбы Автора и его героя, Мастера, в фильме переплетаются, и не всегда понятно, где вымысел, а где явь. Реальна ли Маргарита? Ведь Автору она явилась в тот день, когда ему вынесли практически смертный приговор, когда он понял, что жить ему осталось недолго и скоро за ним придут. Маргарита в тот день собиралась покончить с собой. Но ей пришлось отложить самоубийство до гибели Мастера. Фактически, мы имеем двух героев в ожидании скорого конца. Может быть, поэтому образы Мастера и Маргариты настолько трагичны – они оба похожи на живых покойников.
   Кто послал Маргариту Автору, чтобы скрасить его последние дни на этом свете? Наверное, Бог? Или он увидел спасительницу в нянечке психбольницы, которая делала ему укол облегчения, и превратил ее в свою героиню?
   Или это к нему в уличной толпе явилась древнеримская Муза, чтобы подсказать идею начать писать роман и искать в этом спасение?
 
   Если в фильме и есть Бог – то это Любовь, та любовь, которая даст героям покой и утешение, но, увы, только после смерти.
   А на земле эта любовь будет вершить справедливость («Я стала ведьмой»)! Женщина способна быть и Любовью и Справедливостью в одном лице. Мы видим в первых кадрах фильма, как Маргарита громит квартиру Латунского, а потом утешает испуганного соседского ребенка.
   Как мы помним, у Булгакова в книге Бог и Сатана вынесли Мастеру одинаковый «приговор» – он не заслужил света, он заслужил покой. Самоубийцам «свет» вообще-то не положен, но и покой станет раем, если там есть любовь.
   
   Возможно, в стране будущего, где люди «настолько друг другу равны», общество легко сможет обходиться и без Бога, и без Дьявола. Вершить справедливость оно будет само! Бог не способен вершить справедливость – он слишком милостив для этого. Дьявол, наоборот, чересчур справедлив, а у Булгакова в книге он даже благороден (все эти шпаги, плащи, «вопросы крови»…).
   И драматург, и его герой Мастер, уповают на помощь Воланда, взывая к нему в своем обреченном воображении. Как мы видим, Воланд никого не милует, но никого и не карает – грешники способны погореть на своих собственных грехах сами. Сатана со своей клоунской свитой здесь выступает лишь в роли фокусника-искусителя-провокатора.

   Тема древнего Ершалаима и его прокуратора в фильме затронута, похоже, лишь для того, чтобы провести параллели между разными серо-красными империями. И Римская империя что-то мелковата, по сравнению с империями будущего.
   Увы, храмы всё так же будут разрушать, на их месте будут появляться новые. Всемирная история, однако!

   Идея фильма, в котором автор и его герой присутствуют одновременно, в исполнении одного и того же актера, для кинематографа, в общем-то, не нова (этот прием использовал, к примеру, Карлос Саура в фильме «Танго»). Реальность в голове у Автора постоянно сливается с фантазиями, и это понятно – человек ожидает смерти, ему не до спокойных рассуждений. Его мозг лихорадочно ищет выхода из ситуации, а выхода нет, он ищет спасение в работе, в написании романа о Понтии Пилате. Тогда-то и появляются они – «друг» Воланд и «возлюбленная» Маргарита. А на кого еще надеяться?

   Надо бы этот потрясающий фильм еще раз посмотреть, там столько всего можно найти!


Рецензии