Шубка

  Уже много сказано, написано, показано про наши «лихие 90», но у каждого в семье остались свои истории и пересказываются потомкам.

  Стояла ужасно холодная зима. Вера такой зимы не помнит в своей памяти. Так холодно, что замерзали даже мозги и голова туго соображала. Не спасала многослойная теплая одежда, она вздевала на себя и на детей по несколько штанов и кофт. А потом еще верхняя одежда, шапка, шарфик и валенки. Взрослые как-то еще могли в этом двигаться, а вот маленькие дети, выглядели как мумии с несгибаемыми ручками и ножками. Если такой ребенок упадет, то останется лежать, не в силах подняться.
  Это сейчас придумали легкие непродуваемые, непромокаемые куртки, штаны и варежки. Это так удобно. Ребенок всегда в тепле и сухой.

  Вера после работы забежала в садик за младшей, четырехлетней дочерью и пока они собрались, на улице уже зажглись фонари. Такая сказочная красота, снег от фонарей блестел разными светами и хрустел под ногами. Можно было бы не торопиться и погулять, впереди выходные и вечерние дела отложить назавтра. Если бы не мороз. Прохожие торопились. Вера тянула санки по расчищенной тропинке, где едва расходились два человека. Иногда она оборачивалась, проверить – не выпала ли дочь из санок и поправить шарфик, завязанный до самых глаз.
  - Рыбка, - это ласковое обращение. Почему рыбка? – Ты не замерзла?
Ребенок безучастно, как тюк восседал в санях.

  Вот и дом. Хорошо лифт работает, быстро поднялись на свой седьмой этаж. На звонок открыла старшая дочь, пятиклассница. Катюха несгибаемыми ногами перевалила через порог, мать подстраховала, держа ее за шиворот.
  - Марина, раздень ее, - Вера попросила старшую дочь.
  - Давай поднимай ногу, - Марина пыталась стащить валенок.
Ребенок не удержался и мягко, кулем, упал на пол. В таком лежачем положении ее легче раздевать, сперва стянула валенки, штаны и колготки. Ребенок в трусах, в пальто и шапке, терпеливо ждал, когда закончится экзекуция и сестра освободит от всех пут.
  Зимой это целый ритуал собраться или раздеться. Хорошо, когда у тебя взрослая дочь, иногда она из садика забирает сестренку и ужин согреет к их приходу. Поэтому осталось переодеться и вымыть руки.
  Вера любила такие вечера, дома тепло и уютно, а самое главное впереди два выходных. За ужином обменялись новостями, кто как провел день, какие оценки получила школьница. Больше всех новостей у Кати, она очень разговорчива, может целыми днями болтать. Можно конечно, делать вид, что слушаешь, но она иногда задает вопросы, поэтому приходилось прислушиваться, о чем она говорит.
  После ужина дети разошлись по своим делам, а Вера осталась на кухне помыть посуду и придумать, что варить назавтра. Открыла холодильник, задумчиво посмотрела на пустые полки, как будто кто-то мог что-нибудь положить туда. Закрыла. В голове крутилось, что сварить? А еще это должно быть вкусно, чтобы детям понравилось. 

  В начале 90-х еще платили зарплату, но магазины уже были пустыми, все по карточкам. Надо оббегать все магазины, может где-то, что-нибудь выкинут на прилавок и еще выстоять километровую очередь и дай Бог, чтоб тебе хватило. Самое обидное, когда простоишь часами и дойдя до прилавка перед тобой объявят, кончилось. Всегда хотелось заплакать и жалобно попросить, - Может посмотрите? Может найдете? - Но это бесполезно, злая тетка-продавец, громко стукнув счетами, уходила в подсобку.
  Излюбленные русские вопросы: Что делать? Что одеть? Что сварить? Из чего сварить? Неужели таких проблем нет ни у кого на свете?
 
  Пришла соседка, Нина. Сели снова пить чай с таком. Потрындели о том, о сем. У нее хорошие соседи, они друг другу помогают, делятся продуктами, хотя ни у кого излишек нет.
  - Вера, мне нужно пальто, которое я Катюхе давала, - неожиданно сказала Нина.
Хотелось спросить, а как же мы? Но поняла, это бесполезно, иначе Нина так не поступила бы. Вера, от неожиданности и разочарования, не знала, что сказать. Потому что это катастрофа, это единственное пальто, которое есть у ребенка. Но сделать ничего нельзя. Вера встала, сняла с вешалки пальтишко и молча отдала соседке. 
  - Племяннице нечего одеть, - в оправдание сказала Нина.
Так себе оправдание. Хотелось плакать. Вера никогда бы не смогла раздеть ребенка посреди зимы. Раз ты отдала вещь, на нее люди рассчитывают, забирать некрасиво. Нельзя. Она всю одежду после детей раздавала соседям, все так живут и детям Нины в первую очередь.

  Настроение сразу упало. Что делать? В чем Катя пойдет в понедельник в садик. В душе, от безысходности, затаилась обида за себя и за дочку. Где она сейчас возьмет новое пальто и где взять деньги? Как она устала быть сильной и все решать самой. Она не успевает решить одну проблему, наваливается другая. Глаза наполнились слезами, хотелось лечь укрыться с головой одеялом и отгородиться от всех проблем. Но это для нее роскошь, за нее никто не будет решать. 

  Позвонила коллеге, Лене, поделилась проблемой, просто чтоб облегчить душу.
  - Приходи, у меня есть старенькое пальто сына, если хочешь, - услышала Вера.
  - Да ты что!? Ты меня так выручишь. Я потом куплю и верну.
  - Не надо.

  Не откладывая в долгий ящик, чтоб решить проблему как можно быстрее, Вера помчалась к коллеге, благо бежать недалеко. Беспрерывно благодарила ее за помощь.
  - Да перестань, Вера, - Лена передала пальтишко. – Оно уже старенькое, нам тоже его дали, но лучше, чем ничего.
  - Спасибо, тебе Лена, ты так выручила меня.

  Поношенное пальто для мальчиков, темно-зеленое в клеточку и с цигейковым выцветшим воротником, в котором, Вера подозревает, выросло не одно поколение. Называется - не до жиру. Оно было большевато Кате, в нем она смотрелась совсем маленькой и худенькой. Попробовала закатать рукава появились потертости на подкладке. Из широкой горловины выглядывала маленькая головка на тонкой шейке. Дочь выглядела как ребенок с детдома, стало ее так жалко, жалко.  Обняла свою «беспризорницу». Хорошо, что она еще мала и не понимает.
  - Кхе, кхе, - закашлялась Вера, чтоб не заплакать.
Обязательно, с получки, куплю ей новое пальто, дала себе зарок.

  Через две недели, получив зарплату, Вера в первую очередь поспешила в Детский мир. И о чудо! Там оказалась нужного размера нежно-голубая шубка с капюшоном. Это не шубка - эта картинка - эта мечта всех девочек. Мягкий мех, приятный на ощупь, сверкал под искусственным светом и манил окунуться в него лицом. Вера не раздумываю купила ее и на крыльях счастья полетела домой.
  Какая красивая девочка, в прекрасной шубке, как Снегурочка. Любовалась Вера дочкой. Настроение было празднично-веселое, хотелось кружиться и кружить дочку в ее красивой шубке. И пусть им не хватит денег до аванса, как-нибудь переживут, но Катя будет выглядеть не хуже всех.

Февраль 2024


Рецензии