Глава 584. Чайковский. Шестая симфония

Петр Ильич Чайковский
Симфония №6 си-минор «Патетическая»
Оркестр «musicAeterna» (Пермь)
Теодор Курентзис (дирижер)

musikus: Слушать было интересно, но тяжело. Когда знаешь буквально каждый такт и привык к определенной образности, навсегда ставшей частью твоего мировоззрения, трудно слышать что-то совсем иное. Курентзис, как и следовало ожидать, многое перелопатил. Иногда просто поражаешься — насколько образный смысл музыки меняется, казалось бы, от самого малого. Вот буквально самые первые такты, там, где контрфагот вещает из тьмы нечто зловещее. У Мравинского (который здесь, конечно же — эталон) это движение к катастрофе. Движение! И поэтому следующий всплеск не кажется случайным. А у Курентзиса здесь все по-отдельности. Целое распадается на не связанные эпизоды. У Мравинского, Светланова, да даже Фуртвнглера все логично развивается от завязки к кульминации и развязке, а у Курентзиса — как езда по ухабам. Как уже здесь верно заметили, динамика у Курентзиса не сбалансирована. Пиано у него такое, что кантилена в самых выразительных местах, ее мелодическая линия, размываются, становятся невнятными. «Тема счастья» из первой части ни разу не прозвучала из-за этого должным образом. Потрясающая тема «Со святыми упокой» смялась. С генеральными паузами тоже что-то не то: слишком они уж генеральные; действие (у дирижера) таких пауз не заслуживает… У Петра Ильича кода первой части с совершенной ясностью, однозначно звучит как занавес первого действия драмы, обещая продолжение. У Курентзиса все это пропадает. Что дальше? Вальс, в общем, ординарен, сказать нечего, а марш… Марш у Курентзиса вполне победителен и не дает повода в этом сомневаться. Накат к его концу (порой с весьма спорными скачками темпа) настолько форсирован, что слабонервный слушатель должен был бы здесь невпопад аплодировать…
Ну, а в адажио ничего особенного, слава Богу не происходит. Но, повторюсь, слушать было интересно. Трактовка во многом спорная, но протеста не вызывает. Курентзис пытлив, но искренен. Это не сэр Норригтон, который нарочито играет Пятую симфонию так, что хочется дать ему по морде.


Рецензии