Слоны

 Прошло 12 лет после Ухода Гены и я решила опубликовать еще один рассказ моего мужа. Я часто вспоминала его историю о слонах в другой его жизни. Вспоминала в связи с чем-то в обыденности, сожалея иногда, что не могу понять своих питомцев, как мог понимать и слышать их Гена, как мог видеть их глазами где они находятся и что видят вокруг своими кошачьими, собачьими или птичьими глазами.


Индия.

Он мальчик. В семье два слоненка. Слоненки – это сказано мягко, по возрасту они еще молодые, но очень большие. Две девочки, Чари и Дана.  Чари игривая слониха, очень добрая и умная. Обе умные, Но Чари знает, когда можно играть, а когда не нужно. Сама играть не начинает и прекращает сразу, как только перестают с ней играть люди.
 
Совсем другое дело – Дана. Это просто большая проблема. Слоны – часть семьи людей. Это не котята и не щенки, которым позволяют играть хоть на голове, грызть тапки, бегать за веревочкой, катать клубок, умиляясь их игрой. Слоны ближе к детям, которых любят и заботятся о них. Но и не дети, само собой. Слоны священны, они дети Ганеша. Люди служат слонам, а слоны людям и почитают друг друга. Когда слоны растут их нужно приучать к служению, к жизни с людьми, адаптироваться в социуме. Мудрость слонов позволяет обойтись без дрессировки.

Но Дана…. Мальчик сидел на циновке недалеко от родителей. Женщина в красивом красном сари разговаривала с мужчиной в белой одежде.   Мальчик сидел и слушал, как вдруг из-под него выдернули циновку. Ясное дело это была Дана и ей нужно было объяснить, что так вести себя нельзя. Необходимо было установить взаимопонимание. Мальчик встал, пристально посмотрел в ее глаза и сказал, что так нельзя делать и снова сел на циновку. Дана тут же вытолкнула циновку хоботом, и она вылетела из-под мальчика. Ну хорошо, нельзя так нельзя выдергивать, но что-то делать ведь нужно.  Если сидишь спиной к Дане - жди подвоха, это точно. Она никого не оставляла без своего внимания. Заниматься со слонами обязан был мальчик, дети обычно росли вместе и играли вместе и надо было задуматься, как объяснить слону на своем человечьем языке что от нее хотят. Как понять это огромное создание, как понять, что хочет она, почему так делает.
У родителей были гости и они что-то обсуждали. Лучшее время, чтобы отвлечь слона и постараться объясниться.
 
- Ты не должна мешать людям заниматься своими делами.

Ее ответ мальчик понял, глядя в глаза этому огромному созданию. Маленький человек и огромный слон. Какие могут быть воспитательные меры?

- Посмотри, как спокойно ведет себя Чари. Ты разве не можешь спокойно стоять? – мальчик мысленно представил картину, как должна стоять Дана.

- «Но как же я тогда буду жить? Это не интересно».

- Тогда тебя поместят в клетку и будут выводить только на работу.

Клетки для слонов были, и мальчик знал, как они выглядят. На удивленный и непонимающий взгляд слона мальчик представил такую клетку с огромными прутьями, толщиной с ее бивень.

- «Тогда между мной и вами будут эти прутья»?

- Да. И ты не сможешь выйти. Но лучше, если ты представишь такие прутья перед собой, когда люди не готовы с тобой играть или заниматься.

- «Я не хочу такие прутья. Нет, Нет» - она даже потрясла головой.

- Тогда сама реши, что представить между нами.

Слониха опустила голову и задумалась. Она вынуждена была задуматься, потому, что мальчик был чем-то недоволен. Чем недоволен – не понятно, но так как он схватил ее за уши, держал весь разговор и глубоко заглядывал в ее глаза, говорило о серьезности действий. 

 
Она постояла немного в той же позе, а потом села. Отец мальчика посматривал в их строну время от времени, отвлекаясь от важного разговора с гостями. Но когда мальчик отошел от Даны, а слониха осталась сидеть, он удивленно спросил или скорее констатировал:

- Дана медитирует?

- Да, отец, я думаю это так.


Ближе к вечеру слонов повели купаться. К реке в это время отправлялись и люди. Солнце было темно-красным, воздух прозрачным и чистым, а река, как и положено в Индии – мутной. Слоны заходили в воду и шумно обливались. Мальчики бросались в воду гурьбой, радостно брызгаясь.  Когда слоны шли купаться крокодилы уплывали как можно дальше. В воде вообще водилось много всякой живности, но рядом со слонами было спокойно. Взрослые люди делали омовения чинно и в одежде – ноги, руки, лицо. Это было омовение-молитва, поклонение реке, как проявлению Сущего. Да и жаркий день не мог подарить такого удовольствия, как река, вода.


Дана с удовольствием подставляла бока мальчику, играла с ним, брызгала в ответ на его шутливые брызги в ее сторону. Чари тоже с радостью играла с мальчиком и другими детьми. Неожиданно Дана поскользнулась и начала падать. Мальчик обернулся к ней и заметил, что Дана посмотрела, куда обрушиться вода от ее падения. Все точно сходилось – брызги достанутся почтенным старцам и женщинам, которые стояли на мелководье и самозабвенно умывались, скрещивая руки на груди в конце каждого священнодействия с водой.

Слоны, падая выставляют хобот, подгибают ногу, чтобы смягчить удар, но Дана падала всем телом ровно, на бок. Сомневаться в ее замысле не приходилось. Сказать, что все брызги достались людям, все равно, что ничего не сказать.  Это был шквал воды, маленькое цунами. Все попытки договориться показались мальчику напрасными. Он вышел из воды и грустно побрел прочь.

Взрослые не заметили подвоха со стороны слона и кинулись поднимать священное животное, упавшее так странно. Она позволила им помочь себе, позволила отмыть ил с боков, но увидев огорченного мальчика, ринулась к нему, расталкивая сердобольных помощников. Он не повернулся к ней. Дана виновато подтолкнула его бивнем, который был размером с его руку от плеча до до кончиков пальцев. Нежно так подтолкнула, виновато. ОН уходил. Она тихонько дотрагивалась хоботом до плеча, до груди, пытаясь обратить на себя внимание. Мальчик глянул на нее. Глаза у слонихи были грустные и виноватые. - «Значит поняла, что не стоило этого делать, Поняла, что можно, а что нельзя».


Вслед им смотрели люди на берегу. Они понимали, знали, что этот мальчик связывает их и слонов.  Он связующее звено между ними и природой вокруг. От него что-то зависит в мире, но что? Очень мудрые люди понимали связь всего сущего, но уже не могли слышать голос животных. И эти люди стояли мокрые и не совсем чистые от ила. Стояли и с пониманием и уважением смотрели на мальчика и слона.


А мальчик знал, что у него сейчас первый период в жизни. Будет второй и третий. Знал, что в их глазах он не ребенок, а человек, проходящий свой первый период. Когда наступит второй период, он будет ходить в одежде всегда, не сможет в одной набедренной повязке купаться в реке при всех. У него будут заботы, связанные с рождением детей, обеспечением семьи. Будет третий период, когда можно уйти в природу, уйти от человеческого жилья и забот подальше и раствориться в этом чудесном мире. Его дети не будут зависеть от него, и он будет свободен от обязанностей перед людьми. Он будет свободен для общения с Богом и Его Творением.

Почти все так живут, все имеют эти периоды, поэтому так естественно, что люди чтят законы, по которым живут. С почтением приносят еду и одежду человеку, решившему уйти от суеты мира. В этом периоде люди священны. Жизнь таких людей священна. Вообще священно желание людей поступать по своей воле. Священно желание слонов поступать так, как им подсказывает сердце. Если со слоном достигнуто взаимопонимание, то его действия мудры с точки зрения людей, удобны и понятны. Но уже мало кто может с ними разговаривать.

Мальчик знал об этих слонах, как и о себе, дальше этого дня. Знание жило с ним неразрывно, не деля себя на годы, не думая о третьем периоде – старость. Он знал, что так и будет. Знал, что Чари вырастет еще больше и у нее будет семь слонят. И Чари это знала. Ее спокойствие не заслоняло картину будущего. Дана в своих играх и суете отвлекала внимание и не могла видеть себя в будущем. А мальчик видел. Видел, как она защищает город и свою семью людей-слонов от любой угрозы. Он видел, как она отгоняет леопарда от детей и от взрослых людей в их дворе. Видел ее возмужавшей и величественной воительницей, держащей оборону всего города от врагов.


***
Эту грустную историю, записанную гораздо позже, я не могу найти в рукописях до сих пор. Наверное, это мой внутренний тормоз, ограничитель от рассказа о тяжелой, но героической судьбы Даны.   Осталось только чувство беспомощности, что невозможно помочь ей, чувство гордости за величественное и преданное существо, без раздумий отдавшее жизнь в бою.
***


А пока – детали, которые я уточняла после эмоционального рассказа Геннадия.

 В то время и тогда люди не ели мяса не потому, что запрещено религией, - просто не нужно. Разве нельзя есть землю? Можно, если нужно. Если складываются такие обстоятельства, что кроме мяса нет другой возможности выжить, то едят мясо. А если есть другая еда, то зачем оно? Нет необходимости в крайних мерах.

 
Гена видел свои руки. Они были черные и худенькие, руки мальчика 10-12 лет. На реке тогда были и другие дети, но в отдалении. Кастовое различие все же составляло негласную дистанцию даже среди детей.

Вход в реку был просторный, по краям росла трава около метра высотой. Деревья раскидистые, низкие узловатые.

Мама в красном сари с покрытой головой. На руках очень естественно и гармонично браслеты из золота. Отец в  белой длинной рубахе и узких белых штанах-брюках. На голове у него квадратной формы со скругленными углами, головной убор. Гости с непокрытой головой. Мама была выше отца ростом.

В воспитании детей не было лишней строгости, не было осуждения. Если мальчик кричал, злился, то это было естественным проявлением роста, становления. На этом не заостряли внимания и ребенок, «сбросив пар», продолжал вести себя спокойно.


Рецензии