Семь писем или Уроки жизни и любви, письмо 6, ч. 6

Повесть о первой любви, из цикла ПИСЬМА, рабочий вариант.
Все герои вымышлены, все  совпадения случайны.
публикуется впервые!

 2. УРОКИ ЛЮБВИ
письмо 6, часть 5 - http://proza.ru/2024/01/31/1041

ПИСЬМО ШЕСТОЕ, часть 6

Комментарий Рассказчицы:

С октября я снова приступила к занятиям. Был третий, выпускной курс. Мне пришлось наверстывать и догонять, но я справилась быстро. И время полетело. Учеба, концерты, подготовка к госэкзаменам — даже новогодние праздники пролетели мимо нас. Но к Старому Новому году  я приехала — наш праздник на всю жизнь, не могла не приехать.
Встреча была хорошей, по традиции — с елочкой, шампанским, мандаринами. Теплая устоявшаяся кампания — Мила с Игнатом и Даночкой, брат с женой, папа опять гостил  - словно ничего и не изменилось. Шумно, весело, празднично.
Но все равно я почувствовала сильные перемены. Он был какой-то нервный, дерганный, хотя  старался вида не подавать. Стал опять исчезать без предупреждения, ничего не рассказывал, редко  шутил. Я его не узнавала, так он переменился за это время. Стал даже грубоват и мы умудрились поссориться, чего раньше не случалось.

Все чаще я стала видеть его «навеселе», в компании неприятных мне людей, да и поведение его стало каким-то разнузданным, так бы я сказала. Вел себя, словно я его вещь, а не любимая девушка, заслуживающая уважения. Будто он всем им хотел показать свою власть надо мной. Я один раз сделала вид, что не заметила, второй, но больше терпеть не стала и выразила свое недовольство. Его это сильно возмутило, он заявил, что он свободный мужчина и я ему не жена, чтобы указывать и права качать. Мол, хочу — пью, гуляю, ведь жизнь так коротка и надо брать от нее все. Когда же его новые приятели смотрели на меня слащавыми глазками и делали разные намеки в его же присутствии — он просто отшучивался и это меня особенно обижало. А когда однажды, провожая меня домой, он, будучи очень нетрезвым,  стал приставать ко мне прямо в подъезде, то мне стало так противно, словно это был и не он вовсе. Мне это живо напомнило тот вечер в общежитии... Нет, ему я не могла позволить так себя не уважать и так самому опуститься в моих глазах. Они что, все одинаковые? Я его оттолкнула и молча ушла. А он не пришел ни через день, ни через неделю.
Я уехала.
 
Сердце мое было разбито. В голове звучали все слова-предостережения бабушки, мамы, подруги Аси, однокурсниц. Его резкая перемена была ужасной — что с ним вдруг случилось? Неужели он такой же, как все, как мне говорили, а я не замечала, идеализировала его? Нет, нет же, нет — он просто попал в беду и не знает, как оттуда выбраться, - так говорило мне мое сердце. Может, он и меня специально подальше оттолкнул, чтобы все думали, что мы не имеем друг к другу никакого отношения? Что же все-таки могло случиться? Я его и ругала, и оправдывала, но он был там, а я здесь. И не было ни писем, ни переговоров от него, да и я не писала, слишком гордая была. Молча любила, молча страдала. А главное, не понимала — я с ним или одна теперь? Пробовала встречаться с парнем, но все было не то, все было другое, потому что я любила только его одного. Или – свои иллюзии? Время надо, чтобы разобраться, новые отношения были не для меня, не выбивался у меня «клин клином».

Но время шло и жизнь не стояла на месте.  Я успешно закончила училище, получила диплом и хорошее распределение, как молодой специалист. Меня направили директором Дворца  культуры в соседний военный городок. Съездила туда, познакомилась с администрацией, посмотрела все вокруг — мне мое будущее очень понравилось. И городок закрытый, но очень чистый, симпатичный, и Дворец культуры был такой, что не в каждом большом городе такой есть. И что очень важно — мне полагалась квартира — своя, отдельная, двухкомнатная, на втором этаже двухэтажного дома, с балконом. Сказка, о которой я и мечтать не могла.
Но ей не суждено было сбыться.

Приехала я в свой город,  проведать всех, вещи забрать. И пошла этот раз прямо домой, к маме. Давно душа болела, что-то мне подсказывало, что там не все хорошо, да и бабушка что-то явно скрывала, не отвечала в письмах на мои вопросы.
 Дверь мне открыла какая-то женщина с перевязанной головой, сгорбленная вся.
 - Ой, извините! Ничего не понимаю, - я стояла в замешательстве.
 - Проходи, доченька, проходи, - только по голосу я и узнала свою маму.
   Выяснилось, что отчим благополучно съездил в санаторий, давление полечил, да так успешно, что вернулся лишь за вещами, к новой жене едет жить, в другой город. Они поскандалили, как и бывает в таких случаях, но он не ограничился словами, а ударил ее несколько раз табуретом по голове. Четырехлетний брат все это видел, плакал. Отчим схватил его в охапку, потащил на другой конец города. Шел ночью, пешком почти восемь километров, с ребенком в одной пижаме - злой, взбешенный, принес и кинул его бабушке со словами:
 - Забери этого сосунка, а эту суку если я не убил, так приеду и добью, если не забудет обо мне навсегда! -  И был таков.
Соседи слышали шум, но пришли только  потом, когда все утихло. Увидели маму в луже крови, вызвали скорую и милицию. Маме сделали операцию, она только  вчера выписалась из больницы  — тут вот как раз и я приехала.
 А что отчим? Он вернулся в ту ночь домой, сложил все, что мог унести, в скатерть на столе, в покрывала от кроватей. . Выгребал из шкафа и серванта все, не глядя — вплоть до маминого нижнего белья. Все деньги и даже обручальные кольца — все забрал. Выправил документы и уехал. Никто его не задерживал и не искал — начальник милиции был его лучший друг, вместе пили-гуляли.  Маме он же и посоветовал «по-дружески», все забыть. Да и до того ли ей было? Или той же бабушке? Она с дедушкой после инсульта еле управлялась, а тут еще и ребенок, и мама в больнице.

И пошла я в местный исполком — просить отработку в своей области, поближе к дому, в связи с семейным положением. Мне повезло, нашли мне работу по специальности в городе. Так я и осталась с мамой и братом на руках, да бабушка с дедушкой старенькие, тоже нуждались в помощи.
Вот тут-то я и вступила окончательно во взрослую жизнь. Дом, работа, огород, дача — все, как у взрослых людей в каждой  советской семье.
 
 Со Всеволодом встретились опять случайно. Просто молча взялись за руки и пошли к нему домой — брат уехал в отпуск с семьей. Много говорили, но почему-то не находили общего языка.
Он не понимал, зачем мне все это надо — мать ведь никогда особо меня не жаловала, а теперь вот «доченька». От такой карьеры отказалась, всех благ себя лишила, а кому-то привалило удачи.  Жить, требовал он,  надо своей жизнью, а мать с братом сами разберутся. Но я так не могла. Это и была моя жизнь, моя семья.  Другой не было. Он замуж не звал, а я не набивалась. Более того, я бы и сама сто раз подумала.
   Брат мой его раздражал, но я не понимала почему — ведь я же терпела всех Мил, Даночек, Игнатов, брата с женой. Может, они тоже мне мешали? А тут маленький ребенок — не о чем и говорить, я не брошу своих близких в беде. Я принимала его окружение — пусть и он принимает  мое. Так и не договорились. И я работала и жила, как могла, как получалось. Его рядом не было.
   
Помню, лето было знойное, дикая жара. Я жару плохо переносила всегда, а  приходилось  за день весь город оббегать вдоль и поперек. Подработок  набрала, чтобы выживать сообща, ведь мама не работала,   надо было лечить ее, жить самим. Не до любви как-то было, не до выяснения отношений. Краткие встречи и разбежались, неизвестно на сколько — на час, на день или навсегда. Любовь была, как тайком, как украдкой, но такая желанная и сладкая, что я только и жила этими редкими встречами со своим любимым Всеволодом, тоже вечно занятым делами.
   
Помню, как-то  мимо райсуда прохожу. Смотрю, а он в сквере на лавочке сидит. Подошла, поздоровалась, мол, тороплюсь, некогда. Теперь я с ним тоже не особо церемонилась, не хотела показать свою зависимость. Он обрадовался, но был какой-то грустный, смотрел виновато, как побитая собака. Я насторожилась, но сделала вид, что не заметила и не стала ни о чем спрашивать. Как же, у нас же не принято было лишние вопросы задавать, сам скажет, если сочтет нужным.
 - Ты загляни вечерком к нам. Может, новости какие узнаешь, - сказал он мне многозначительно.
 - Хорошие или плохие?
 - Сам не знаю. Но ты обязательно зайди к брату! Это важно.
 - Ну, хорошо, хорошо. Пока! - и я побежала дальше по своим делам, даже не оглянувшись, хотя чувствовала, что он смотрит мне вслед.
 Вечером я сходила к нему на квартиру, но никого не было дома. Подумала, что сам объявится и скажет, что там у него такого, что я должна была узнать. Не впервой.  И закрутилась по своим делам, замоталась.
 
Сколько так прошло времени, я не помню. Все дальнейшее смешалось в один тугой клубок. Знаю, что пошла как-то в магазин «Детский мир», подарок надо было купить сотруднице на крестины ее ребенка  и, кажется, все же день рождения брата приближался, а это конец августа. Такая вся довольная, хожу, смотрю, что есть на прилавках. Увидела в одном отделе жену его брата, Настю. Та давно смотрит на меня с каким-то недоумением, осуждением каким-то. Странно даже. Дошла очередь до ее отдела, я подошла, поздоровалась. Шучу с ней:
 - Ну, товарищ продавец, что посоветуете купить новорожденному в вашем отделе?
 - Для кого это вдруг? У тебя есть ребенок???
 - Да для сотрудницы!
 - А! А то я подумала, что для тебя — давненько мы с тобой не виделись, а тут ходишь вся такая счастливая...
 - Да просто у меня хорошее настроение. И что унывать? Жизнь прекрасна!
 - Ну да, у кого как, - как-то неоднозначно, с явным недовольством,  ответила Настя.
Тут подошел и брат Всеволода, Вячеслав, довольно сухо поздоровался, а я ему весело и беззаботно отвечаю, шучу с ним. Он смотрел на меня, смотрел, а потом говорит с явной обидой в голосе:
 - Так все у тебя прекрасно, говоришь? Я бы так не сказал. И тем более не подумал о тебе так никогда, что ты можешь быть такой безразличной и так равнодушно веселиться.
 - Да в чем дело? Что с вами? Я ничего не понимаю! - не вытерпела я. Они переглянулись.
 - Похоже, что ты ничего не знаешь, что ли? - догадалась Настя.
 - Чего я не знаю? - настороженно спросила я, - что, в конце концов, случилось? Говорите же вы уже скорее! - мое сердце оборвалось от предчувствия.
 - Да Всеволода посадили же! Три года тюрьмы дали, - был ответ.

И я вся побелела и онемела, как сказала Настя и скорее посадила меня на  тумбу у окна. Дальше я смутно помню, все было, как в замедленной съемке. Их беспокойные лица надо мной, стакан воды и голоса, голоса — они что-то мне рассказывали, но я не воспринимала ничего. Я встала и пошла, пошла...
 
Очнулась  дома. Было совсем темно. Я сидела в углу комнаты, между балконом и столом, за балконной дверью. Никогда мы там не садились, даже стул там не ставили. Но я сидела именно там. На столе передо мной стояло зеркало, стакан воды, коробок спичек   и зажженная свеча. Что я делала? Я ничего не помнила. И я не плакала. Я словно онемела и в самом деле. Никаких эмоций. Просто стало пусто вокруг. Без него опустел целый мир. Одно дело, когда он был где-то рядом,  жил, бегал по делам, суетился. А что с ним сейчас? Где он? За что? Почему?
   
И вдруг многое так стало ясным из его прежнего поведения... Чувствовало мое сердце беду, чувствовало.
 Оказывается, я так просидела много часов, пока не пришла мама и не застала меня в таком состоянии. Растормошила, расспросила. Я рассказала о новостях, повергших меня в шок.
Мама сказала снова:
 - Забудь его. Теперь точно забудь. Оттуда уже прежними не возвращаются. Не будет ничего путного с ним по жизни, поверь мне. Устраивай свою жизнь. Не нужен он тебе. И переживать о нем не стоит, думать даже не стоит. Он о тебе не подумал — даже не сказал ничего, а должен был. Чужая ты ему, значит, чужая. И не женится он на тебе, не собирался даже, врал он тебе все время. Не трать попусту свою молодость. Забудь!

Когда мама ушла к бабушке за братом, а я осталась одна, то только тогда смогла заплакать. Я плакала так же горько и отчаянно, как тот раз, когда узнала, что он женат и обманывал меня. Тогда я его словно потеряла навсегда, вот и опять потеряла. Он есть и его нет. И что делать мне? Как жить без него все эти годы? И опять же, кто он мне и кто я ему? Жена и сын никуда не делись из его жизни, он так и не развелся.
Да, мама желает добра, плохого не посоветует — это я понимала. Но легко советовать, а как сделать так, чтобы разлюбить? Кто бы научил?  Никто не знал такого рецепта.
   
А жизнь продолжалась. Была интересная работа, много людей вокруг, много событий. Нет, я не забывала о нем никогда, но он опять был где-то  там, в другом мире,  а я была здесь. И ни одного письма от него не пришло, ни одного! Словно я действительно чужая...
 
   В конце сентября мы похоронили дедушку. Беда наслоилась на беду. С этим всем надо было научиться жить и работать, ничего другого не оставалось.
 Я часто ездила в командировки не только по области, но и в другие большие города, где проводились семинары, конференции и другие мероприятия для работников культуры. У меня появились свои новые друзья, расширился круг интересов, появились свои достижения. В своем городе я была довольно публичным человеком и обо мне все знали так много, сколько я и сама о себе не знала.
 
Так  пролетел еще целый год и наступил следующий...

(02.02.2024г)
Продолжение следует.


Рецензии