Тасаввуф Метафизика. Гата 1. 3 Надежда. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 1.3 НАДЕЖДА. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

1. 3. Надежда


Надежда — это качество, иногда зависящее от своего объекта, иногда независимое от него, и эти два различных аспекта надежды являются причиной двух разных природ: оптимистической и пессимистической.

Когда развита зависимая природа, это делает человека пессимистом, а когда надежда стоит одна, без зависимости, это развивает оптимизм. Оптимистичный человек по сравнению с пессимистом может показаться слепым, и, без сомнения, временами он слеп. Но, вне всякого сомнения, как слепые люди развивают способность делать что-то без зрения, чего не могут сделать зрячие, так и оптимист может совершать дела, не зная, как и почему. Надежду нельзя назвать уверенностью или несомненным фактом, но это чувство, которое почти само по себе может принести уверенность и определенность. Надежда, зависящая от разума, слаба, и чем больше она зависит, тем она слабее. Без сомнения, надежда вместе с разумом сильна, может быть, сильнее, чем надежда одна, но в той мере, в какой разум поддерживает надежду, настолько же надежда зависит от разума, и, как во многих случаях в жизни, когда разум не может достичь предмета надежды, надежда тогда тонет.

На самом деле надежда — это больше, чем способность или качество, надежду можно назвать сущностью жизни. Мудрые и глупые, богатые и бедные — все живут какой-то надеждой. Надежда может продлить жизнь, а отсутствие надежды может ее сократить. Радость, которую человек получает от надежды, больше, чем радость от обладания объектом надежды. Поэтому существует санскритская поговорка, что Брахма при творении взял мед из всех цветов и что этот мед был надеждой. Толкование состоит в том, что из всех вещей, которые прекрасны и приносят радость и счастье, берется сущность, и эта сущность — надежда.

Надежда укрепляется разумом, но она стоит на фундаменте терпения, ибо возможно, что, несмотря на все причины, человек может совершенно отказаться от надежды, если терпения недостает. Если бы я использовал поэтическое выражение о том, что скалы и деревья стоят в пустынях и покоятся в лесах в надежде, это не было бы преувеличением, потому что для глаз мистика каждый аспект жизни показывает, что он стоит в надежде. Лучше всего это можно увидеть в жизни людей, потому что каждый человек, кажется, изо дня в день и из часа в час ждет чего-то, на что он надеется. Потеря надежды хуже, чем потеря жизни, и при условии, что надежда стоит рядом с человеком, хотя никто другой не поддерживает его, это не имеет значения.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии