Ох, этот дефицит!

В 60-е годы мне было восемь, но я отчетливо помню, заваленные прилавки продуктовых магазинов черной и красной икрой. В рыбных магазинах от запаха горячего копчения зубатки, трески, морского окуня могла закружиться голова. Выбор колбас был не велик, но в составе  продукта преобладало мясо!
Понадобилось всего двадцать лет, чтобы уничтожить изобилие натуральных                продуктов и товаров.  Расцвет тотального дефицита  падает на 80-е годы.  Доставание дефицита стало, в некотором смысле, промыслом среднестатистического советского гражданина. При этом народ ел на праздник дефицитную икру и колбасу. В доме стояла дефицитная мебельная стенка, полки которой заполняли дефицитные книги и хрусталь, стены украшали дефицитные ковры. Баночки с черной икрой можно было реализовать в зарубежной поездке, на вырученные деньги купить, например, дубленку. Люди всем миром выстроились в одну большую очередь, кто за продуктами, кто за книгами, кто за промышленными товарами.     После чего понадобилось еще двадцать лет, чтобы вернуться к изобилию продуктов и товаров. Началась эпоха потребления, вот только от натуральных продуктов, качественных товаров практически ничего не осталось. Прилавки ломятся от представленных изготовителями колбасной продукции, сыров, икры, вот только выбрать нечего или космические цены кусаются.  Правда, высокая цена не является гарантом качества.
Но, все это случится потом, а пока я мерзла в очереди у Академической книги на Литейном проспекте за очередной подпиской на собрание сочинений.  На ладошке руки чернильным карандашом был написан заветный номер очереди - 159. Эта цифра гарантировала  успех мероприятия, так как всего было подготовлено к реализации 200 экземпляров собраний сочинений. Самое главное было продержаться до утра, то есть до открытия магазина. Каждые два часа организаторы очереди устраивали переклички. Мы по очереди грелись в ближайших подъездах, согревались чаем из термоса. Сама идея собрать домашнюю библиотеку не была данью моды на книги. Эта мечта зародилась в моей голове давно. Я дружила с девочкой по имени Ксения с четвертого класса. Именно у нее дома я впервые увидела потрясающую подборку собраний сочинений, не могла оторвать глаз, читала по корешкам книг имена авторов и названия произведений. Мир книг накрыл меня с головой.   Наконец, ласковый голос деда одноклассницы вывел меня из сладкого плена книг. «Нравится, хочешь что-нибудь почитать?» Пересохшими от волнения губами, спросила – «Вы, позволите?» Дед предложил: «Выбирай». И я читала, возвращала прочитанные книги и брала новые. Читала везде: дома, на уроках, даже с фонариком под одеялом ночью. В скором времени, маму вызвали в школу и пригрозили, что оставят меня на второй год. Когда взрослые разобрались в причине плохой успеваемости, надо мной навис тотальный контроль. Дед все равно разрешал брать книги для чтения, но уже количество книг было строго лимитировано. Я очень часто вспоминаю деда Ксении, интеллигентного, образованного и бесконечно доброго человека. Он очень тонко чувствовал молодежь, всегда уважительно говорил о женщинах. Например, никогда не искал свободного места в метро, считал, что пока стоит хотя бы одна женщина, он не может позволить себе сидеть, при этом ему было глубоко за восемьдесят. Однажды он услышал, как мы с Ксенией мечтаем о материале для юбочек. Сетовали, что такого материала в рубчик для изделия нашей мечты днем с огнем не найдешь.  Дед решительно подошел к шкафу, достал широкие брюки. Материал брюк был нужной фактуры. Дед остался доволен своей находкой и сказал: «Девчонки, это вам точно подойдет. Каждой по одной штанине, должно хватить». Не могу найти слов, чтобы описать наш щенячий восторг.  Утром юбки были сшиты и мы пошли в школу покорять одноклассников.
Со временем я собрала свою домашнюю библиотеку, моя мечта была реализована. Дочь росла читающим человеком, подборка подписных изданий ей стала хорошим помощником во время учебы. На книгах моей библиотеки выросла внучка. Значит все не зря и подъезды, где согревалась и бессонные ночи в очередях. Дело то - правое.
Вернусь к эпохе дефицита. Молодость изобретательна и в любых обстоятельствах  жизни найдет повод для веселья. Приближался мой День рожденья. Тридцать лет – круглая дата, было принято решение отметить. Незадолго до Дня рожденья, меня вызвал директор предприятия и попросил не отмечать праздник на работе. Он обосновал свою просьбу так: «Вы всегда шумно гуляете, потом на вашу компанию жалуются общественники, я не успеваю отбиваться от нападок». Я согласилась с доводами руководителя, внеся встречное предложение: «Выделите, пожалуйста, нам автобус, чтобы все приглашенные прибыли на праздник ко мне домой одновременно». Договоренности были достигнуты, мы оба остались довольны. В конце рабочего дня ко мне подошел коммерческий директор Николай, спросил, чтобы я хотела получить в подарок. Затем добавил, что к подарку от коллектива это не имеет отношения. Он лично, от себя хотел бы меня порадовать. Только должна я попросить что-то очень личное. Чувства юмора я не была лишена, моей реакции позавидовала бы сама змея гюрза. Николай получил незамедлительный ответ: «Подари мне новенький, беленький блестящий, импортный унитаз. На имеющийся предмет первой необходимости, муж уронил разводной ключ, унитаз дал трещину - беда». Николай несколько секунд переваривал просьбу, затем произнес: «Не зря тебя директор называет «бес в юбке», будет тебе личный подарок, в лепешку разобьюсь, но достану».
Наступил день празднования, я ждала с нетерпением своих гостей, стол был накрыт. Решила спуститься к коллегам навстречу. Вышла из подъезда и заметила изумленные лица соседей, они что-то бурно обсуждали, при этом все смотрели в одном направлении. Я посмотрела туда, куда они кивали головой и обомлела. От заводского автобуса двигалась в направлении подъезда нарядная группа моих сотрудников. Шествие возглавлял Николай, держа в руках новенький, беленький, блестящий, импортный унитаз, который был перевязан алой лентой. Из унитаза торчали высокие алые тридцать роз. Николай, на глазах изумленной публики, командовал: «Дорогу! Освободить центр стола для ночной вазы, сегодня она праздничная»! Такого веселого Дня рождения у меня больше не было никогда. Животы у гостей болели не от переедания, а от смеха. Я от души поблагодарила коллег за их поздравление. Добавила для Николая лично: «В чувстве юмора тебе не откажешь, мы стоим друг друга. Спасибо за праздник, коллега»!
Наверно наш дружный смех докатился до самих облаков и развеселил Творца. Ему понравилось то, как умеет шутить и радоваться молодость в непростое время, наверно он и  подбросил идею для продолжения банкета.
 Владимир и Серафима родители моей подруги Натальи готовились отметить Золотую свадьбу. Жили они в частном доме в центре Пскова. Старики всегда гостеприимно принимали меня в своем доме. Семейная пара была очень дружной, трудолюбивой и ответственной. Трудовая книжка дяди Володи имела только две записи. Первая запись содержала текст «Принят на завод» (ему в ту пору было семнадцать лет), вторая запись -  «Уволен в связи с выходом на пенсию».  Все пятьдесят лет дядя Володя называл свою супругу исключительно Симочка. 
Мне очень хотелось, чем ни будь удивить и порадовать юбиляров. Я знала, что старики собрались сделать теплый туалет в доме и меня осенило. Я обратилась к Николаю:
- Мой надежный друг, помоги».
- Готов.  Уверенно подтвердил Николай.
- Мне нужен новенький, беленький, блестящий, импортной унитаз.
- Опять? Что, подарок разбила?
- Нет. Успокоила я Николая.
Рассказала о людях, которых хотела поздравить. Николай смягчился. Он заверил меня, что успеет до моего отъезда в Псков выполнить заказ.
Поздней осенью темнеет рано, поэтому хотела выехать из Питера не позднее 11 утра. Но, получилось как всегда, выехала в 11 вечера. В машине, кроме меня было три пассажира, которые приходились родственниками юбиляров и плохо упакованные сумки. Багажник был забит до отказа, поэтому унитаз, украшенный красной лентой, пришлось везти без упаковки. В последний момент к нам присоединился еще один гость праздника, четвертый пассажир. Встал вопрос, куда деть сумки. Я привыкла принимать единственно правильное решение быстро. Все сумки из салона переместила в багажник на место унитаза, четвертый пассажир был обеспечен местом.  Унитаз, украшенный лентой, привязала к багажнику на крыше машины и рванула в Псков.  Я очень устала, клонило в сон. Мои спутники нашли выход, они начали петь частушки. Кто-то из пассажиров вез для внука бубен, который очень пригодился в качестве  аккомпанемента. Зрелище было не для слабонервных. Орущая машина с унитазом на крыше мчалась по трассе. Впереди я разглядела фигуру скучающего  гаишника, который в потемках сразу не разобрал, что это за монстр летит. Он  рванулся с жезлом нам наперерез. Пришлось экстренно тормозить. Мои пассажиры замолчали только тогда, когда допели частушку. Изумленный гаишник слегка завис, я поспешила заверить его в том, что мы трезвые, так как только едем на Золотую свадьбу.  Подтверждением является подарок с лентой на крыше машины. Страж дорог, молча приложил руку к козырьку фуражки, тем самым предлагая продолжить путь. Пожалуй, это был единственный случай в моей жизни, когда представитель власти, с риском для жизни, бросился на перехват машины, а когда понял, что это всего лишь машина с унитазом на крыше, а в салоне веселятся пассажиры, он отдал честь водителю, при этом не проронил ни слова.
Юбилей удался на славу. Подарок очень понравился.
Господи, спасибо тебе за дар уметь шутить,  и радовать!


Рецензии