Души

   Никогда не поверю, что у животных нет души. Сколько себя помню, у нас в доме жили то кошки, то собаки, то хомячок, то кролик, то сурок, ну и конечно, рыбки...
Я тащила с улицы бездомных кошек и рыдала до тех пор, пока мама не соглашалась оставить у нас очередного блохастика-доходягу. Мы вместе купали, кормили, лечили котёнка, чаще всего, это оказывались кошечки. А потом, когда коша превращалась в упитанную красавицу, она вдруг терялась. Мы жили на втором этаже пятиэтажного дома и часто выпускали её погулять на улицу, так обычно поступали и наши соседи. Время было спокойное, Советское. Может кто-то украл приглянувшееся, доверчивое животное, может собаки загнали далеко, а назад она дорогу не нашла, а может просто загуляла. Я расстраивалась, плакала, подолгу искала свою любимицу, а смирившись с потерей, приносила в квартиру очередного найдёныша.
 
   Не знаю, откуда у нас появился хомячок, но был он таким забавным: белая шубка, красные глазки-бусинки, весь такой деловитый, подвижный, вечно чем-то занятый. Помню, посадила его на детский стульчик, насыпала перед ним пшеничные зёрна. Хомка тут же одно за другим стал отправлять их в рот-набивать щёки. Зёрен было много, но он умудрился всё подобрать. А потом стал искать дорогу вниз, бегал по краю стульчика и всем видом показывал, что ему надо на пол. Я помогла и Хомка с раздутыми щеками поспешил к своей норке-под плинтус. Он давно прогрыз себе там дорогу и всё, что могло пригодиться в его хомячьем хозяйстве, стаскивал туда. Я с интересом наблюдала, как подбежав к плинтусу, он попытался пролезть в норку, но не получилось: щёки мешали. Потыкавшись несколько раз, он развернулся и попробовал пролезть в нору задом. И снова не получилось. Видимо, это разозлило грызуна и он резко и громко заверещал, не оставляя попыток протиснуться в тесный ход. Что же он будет делать, подумала я. Хомка оказался сообразительным. Поняв тщетность своих усилий, он стал вытаскивать зёрна из-за щёк. Оставив половину, он пролез в норку, и почти сразу вернулся за остальными. Видно, переживал, как бы не украли.))) А однажды вдруг пропал. День нет, два, три... И мы стали его искать. Ну в самом деле, куда может деться хомячок из городской квартиры? Были, конечно, предположения, что пошёл гулять под полом или попал в соседскую квартиру: стены-то были из сухой штукатурки. Хома нашёлся на кухне под раковиной, в бедственном положении. Он сидел на дне немытой, стеклянной пол литровой бутылки из-под кефира, голодный, несчастный, с торчащей в разные стороны грязной, засохшей шубкой, больше похожий на ёжика, чем сам на себя. Вытряхнуть его оттуда мы не смогли, да ещё и Хома упирался лапками в стенки, пришлось аккуратно разбить донышко бутылки. Вот так природное любопытство, плюс  молочный запах, чуть не довели нашего питомца до беды.

   Каждый раз, когда у нас появлялся новый жилец, я с интересом наблюдала за ним и пришла к пониманию того, что нам, людям, можно многому поучиться у братьев наших меньших. Особенно мне, да и моим детям, наверняка, запомнилась кошка Машка. Я уже была взрослой и у меня было двое сыновей-подростков. Жили мы тогда на Алтае в своём доме. И если в квартире у нас больше одной кошки за раз никогда не было(я почему-то тогда думала, что на вторую у меня любви просто не хватит), то здесь  кошек бывало и две, и три, а ещё две собаки: ризеншнауцер Ральф и мелкая, как варежка, пушистая, Кнопка, которую я однажды спасла от голодной смерти. Удивительное дело, нашей любви хватило на всех.

   Однажды младшая сестра, когда я была у неё в гостях, попросила: "Возьми у меня кошечку. Не смотри, что некрасивая, она такая хорошая, умная. Всех котят раздали, а эту никто не берёт.." Кошечка и правда, выглядела неказисто: каких только цветов не было намешано в её окрасе. И чёрный, и рыжий, и серый, да ещё так неравномерно, словно кто-то окунул кисть в разные цвета и брызнул ею на животинку: куда Бог пошлёт. Не хотела я её брать, но сестра уговорила. Назвали кошку Машей. Смешная такая оказалась: идёшь, бывало по дорожке во дворе, а она старается между ног прошмыгнуть или чуть вперёд забежать. Вот так идёшь осторожно и подпинываешь её невольно. Другая бы ушла с дороги, а эта нет... Эта её странность и сыграла с ней плохую шутку.

   Однажды я приехала с работы на обед, очень спешила, потому как автобус, что нас возил, ждать никого не будет: кто на дорогу вовремя выйдет, того и подбирают. В этой спешке зашла в старенький родительский дом(мы с ними жили в то время) и тяжелую дверь из плахи, не глядя, за собой потянула. И случайно в  проём попала Маша, эта вездесущая, любопытная мордаха. Машке досталось крепко, даже думала, всё, не выживет. Я очень переживала, винила себя за произошедшее.  Но, видно, у кошек и правда, девять жизней.. Выжила. И внешне всё было нормально, вот только когда пришло время и она принесла котят, они родились мёртвыми...  Но материнский инстинкт Машки, как оказалось, просто зашкаливал.

   В то время, когда она потеряла своих котят, ощенилась наша собачка Кнопка. Одного щенка ей оставили, дабы не расстраивать животинку. Положили в коробку тёплую подстилку и оставили семейство в комнате-на улице была ранняя весна и довольно прохладно. И вот, сижу я как-то в комнате и наблюдаю такую картину. Кнопка вылизывает своё, слепое ещё, дитя, оно недовольно пищит, а чуть поодаль сидит Машка и глаз не сводит с коробки. И видно, что очень её интересует то, что там происходит. И незаметно, не сходя с места, подаётся корпусом вперёд, голова вытягивается... И вдруг из коробки раздаётся предупреждающее рычание. Маша, как по команде, тут же качнулась назад и снова замерла. Через пару минут это незримое противостояние повторилось, Машка снова замирает на месте, но не уходит... И так несколько раз. А ведь Кнопка ревнует, понимаю я. Это её дитя, её щенок. И ни с кем делить его она не намерена. Но звёздный час для Машки всё-таки настал! Кнопка отлучилась, совсем ненадолго, возможно в туалет, а Машка-прыг в коробку! Обнюхала малыша и давай его вылизывать-намывать! А щенок снова запищал, наверное, почувствовал, не мама... Слышу-несётся Кнопка со всех своих коротеньких ножек и рычит, не хуже добермана! Ну, думаю, держись, Машка, сейчас от тебя одни лоскуты останутся: на святое, на дитя покусилась! Той бы выскочить и убежать от греха подальше, а она.... Не поверите! Мне даже смешно стало, когда увидела, как кошка вжалась в дно коробки, мордой в угол и лапами голову прикрыла: что хотите со мной делайте-не уйду и всё тут! Кнопка заскочила в коробку и стала зло и громко облаивать нахалку, а когда поняла, что Машка не собирается уходить, улеглась между нею и щенком, спиной к ней. Я только диву давалась: какая же Машка смелая!

   С тех пор стали они жить в коробке втроём. Постепенно Кнопка стала всё чаще оставлять своего детёныша на вторую маму. Та заботливо обогревала его своим телом, вылизывала шёрстку и всегда была рядом. А когда, наконец-то, наступили тёплые, солнечные денёчки, я отправила семейство на улицу. Деревянный пол на крыльце был тёплым, и щедро залит солнечными лучами. Там Маша и выгуливала своего приёмыша. Он уже подрос и округлился так, что едва доставал коротенькими лапками до пола. Кнопка теперь прибегала только покормить сыночка, а потом снова бежала  по своим собачьим делам. Однажды, проходя мимо крыльца, я увидела такую картину: на солнечном пятачке, лежала Маша, а поперёк неё-толстый щенок. Кошка, под его тяжестью еле дышала, потому что приёмыш был уже крупнее Маши.

-Машка, он же тебя раздавит! Уходи, он уже большой!

   В ответ Машка лениво и слегка жмурясь от солнца, посмотрела мне в глаза и в них так явно читался ответ:

   -Тише-тише, не видишь, ребёнок спит...

- Ну-ну,-только и сказала я и пошла дальше: разбирайтесь сами.

   А потом Машка родила своих котят. На этот раз живых. Только мы не сразу об этом узнали, потому что она спрятала их на сеновале. Дети проследили за кошкой и перенесли котят в летнюю кухню. Там было тепло и безопасно, там было удобно её кормить и наблюдать, как подрастают котята. И вот в один из дней нам принесли ещё одного бездомного котёнка-подростка. Ему было месяца два, наверное, на вид- крепыш и очень активный. Но однажды увидела его сосущим Машин сосок наравне с малышами. Я бесцеремонно оторвала его от молочного источника и прогнала подальше. Когда ситуация повторилась, поняла, что Машка сама его подпускает к соскам.

-Маша, ты зачем его кормишь? Он же всё высосет и малышам молока не останется!

  И снова этот прищуренный, снисходительный взгляд в глаза:

-Успокойся, всем хватит...

 И действительно, всех выкормила. А подростка мы назвали Барсиком. Такой свободолюбивый котяра получился. Сильный и независимый: сам по себе гулял. Неделями. Потом прибегал, съедал дочиста всё, что было в мисках, отсыпался и снова пропадал на неделю...

   У соседей, с которыми мы делили двор на двоих, была такса. Вернее, то, что получилось от обычной дворняжки и таксы. На мой взгляд, это было страшное создание: немного крупнее таксы, чёрного окраса с белым животом, раскормленное, как сосиска, длинное тело, заканчивалось длинным и толстым прямым хвостом, напоминающим крысиный. Эдакий уродец- полуинтеллигент. Но соседи свою "таксу" очень любили. Это и понятно, ведь часто любят не за что-то, а вопреки. Она и правда, была добродушная, с умными глазами, понапрасну не лаяла, не в пример нашей Кнопке, которая, как звонок, каждый день будила нас в 6 утра, да и днём облаивала всех проходящих по дороге мимо двора.
А так как такса тоже гуляла сама по себе, вскоре принесла потомство, которое в количестве одного щенка стала нянчить на соседнем крыльце. Можно уже, конечно, догадаться, что она тоже вскоре стала только номинальной мамой, настоящей нянькой стала наша Машка. Увидев эту троицу на соседнем крыльце, я была так удивлена, что слов не нашла. Мать Тереза какая-то...

   С тех пор мы иногда так её и называли. Разве не удивительная история?
Разве не достойно уважения такое отношение к чужим детям, когда среди людей такое не часто встретишь? Что это было? Любовь? Самопожертвование? Сострадание? А может материнский инстинкт? Или душевная щедрость?  Думаю, всё вместе взятое. В человеке это называется душа. Поэтому я не верю, когда говорят, что у них нет души...


       02.02.2024г.


Рецензии