Рояль в кустах для Белой студии 3

    Ведущая. К этой теме мы вскоре вернемся, но давайте еще остановимся на  Вашем пути в науке. Насколько я знаю, Вы ведь встречались со многими крупными учеными…
    Гость. Знаком был с  Сергеем Леонидовичем  Соловьёвым с Сахалина - геофизиком, сейсмологом, океанологом,  специалистом по проблемам цунами и гидроакустике, впоследствии он стал академиком РАН. Из московского Института Физики Земли  пересекался  с  тамошними «китами»: Ю.В. Ризниченко, Н.В. Шебалиным, Н.В. Кондорской, Б.В. Костровым, А.Л. Лёвшиным — высочайшими профессионалами  каждый в своей области. Имел также контакты  с крупнейшим нашим сейсмологом член-корр. АН СССР Е.Ф. Саваренским. Однажды выступал с докладом  у него на семинаре. Его ученик и соавтор  Косарев был в Киеве оппонентом на моей защите.

    Ведущая.   Защита диссертации прошла успешно? А кто был вторым  оппонентом?
    Гость. Да, прошла без проблем.  Другим оппонентом,  была доктор технических наук из ВНИИГеофизики И.В. Померанцева, с которой я сотрудничал. Несколько слов о том, чем она занималась. Метод Разведочной Сейсмологии (МРС), развитый под ее руководством, является экологически чистым,  поскольку использует в основном естественную сейсмичность Земли. Он позволяет одновременно изучать глубинное строение и сейсмичность и притом во много  раз дешевле методов КМПВ и ГСЗ, основанных на регистрации специальных взрывов.

    Мне запомнилась Ида Владимировна как очень активный человек, страстно привязанный к своему любимому делу.  Не удивлен был поэтому, узнав что уже на девятом десятке лет она вела героическую борьбу за то, чтобы запретить проведение любого подземного и высотного строительства в Москве. С 1988 по 2010 годы  на основании работ, выполненных под ее руководством  были выделены зоны разломов по границам раздела земной коры,  прогнозные для определения очагов будущих местных землетрясений в Москве и зон провалов грунтов.

   Ведущая.  Насколько мне известно, принято считать платформенные области асейсмичными. Или это не так?
   Гость.  На них уже давно отмечены «техногенные» землетрясения, причем и достаточно сильные. Огромное высотное и подземное строительство, со  времен мэра Ю.М. Лужкова, привело к дестабилизации и ослаблению осадочной  и кристаллической  толщ земной коры. В Москве посредством МРС было зарегистрировано за 20 лет не менее 10 разрушительных местных  землетрясений, Об этом мало кто знает. Например, утром 23 февраля 2006 года произошло обрушение Басманного рынка и погибло 60 человек. Бальность, по опросу жителей, была не менее пяти. Безчисленные обращения  в мэрию и другие инстанции, два открытых письма Президенту РФ Путину  в 2013 году похоже так и не решили этот вопрос…

    Мне довелось иметь дело еще с другой женщиной, бывшей талантливым ученым. В середине 80-х годов я имел неоднократные контакты с Татьяной Борисовной Яновской из Ленинграда, ездил к ней в командировки, консультируясь по теме диссертации. Она была одним из крупнейших сейсмологов в нашей стране, особенно в области обратных задач геофизики и томографии.  В 1982 году Яновская получила Государственную премию СССР  в области науки и техники, в 1986 — ученое звание профессора.  Общение с  Татьяной Борисовной было весьма приятным и плодотворным, хотя нередко она своим незаурядным интеллектом быстро сметала то, что я кропотливо и долго строил. Конечно, я не упускал возможности ознакомиться с прекрасной северной столицей: театрами, Эрмитажем, Русским музеем  и пригородами Питера с их дворцами и парками…

    Ведущая.  Вы упомянули семинар на Байкале в 1988 году.  А кто его проводил, как Вы туда попали?
    Гость. В 1988 году я поехал на одну из летних школ, проводимых профессором из Новосибирска Сергеем Васильевичем Гольдиным,  крупнейшим специалистом в области математической теории прямых и обратных задач сейсмики. Он бывал в Киеве и дружил с моим шефом Е.К. Лоссовским, возглавлявшим отдел сейсмометрии, я тоже там с ним встречался.

    Впоследствии он стал академиком, членом Европейской академии наук, вице-президентом Азиатской сейсмологической комиссии, Американского геофизического союза, С 1996 по 2004 годы возглавлял Институт геофизики Сибирского Отделения РАН. Кроме сейсморазведки, он создатель ещё  одной научной школы —  в области изучения физических процессов в сейсмических очагах и прогноза землетрясений. 
    Сергей Васильевич был замечательным человеком: всесторонне развитым, открытым и с большим положительным зарядом. При блестящих математических способностях отличался одаренностью в спорте, увлекался живописью и фотографией, играл на мандолине. А позже я узнал, что он еще сочинял музыку и стихи.
 
    На острове Мудьюг, где проходил семинар, мне довелось бегать с ним и его учениками по пересеченной местности, беседуя на ходу. Хотя ему шел шестой десяток лет, он был в прекрасной форме. Обстановка была очень творческой и свободной для души и ума: с вечерними кострами под песни Окуджавы, Визбора и других бардов или дискуссиями вокруг доски, закрепленной на лесной поляне среди кустов…
    Интересно и не случайно Сергей Васильевич стал вместе с одним школьником героем документального фильма «На окраине Млечного пути» талантливо и красиво снятого, ставящего философские вопросы о науке, человеке и месте его на Земле.

    Ведущая. Вы рассказали о том, как пришли в Церковь. А как дальше Вы двигались в этом направлении, как менялись Ваше мировоззрение и образ жизни. Наверно,  было очень непросто?
    Гость.  Я принял Крещение в 1988 году. Большую роль в моем приходе в Церковь сыграла  покойная жена Ольга. Начало моего воцерковления протекало весьма бурно. Конечно, лучше не быть "теплохладными", но в моем случае все горячие перегибы новоначальных христиан были налицо: выброшенный работающий телевизор, сожженные книги и фотографии, отодвинутые на задний план научные занятия.

    Ведущая. Но это же фанатизм какой-то! Сожжение книг, как в Средние века или в фашистской Германии...
    Гость. Не совсем так, хотя многим именно так представляется. Вообще-то в оправдание подобных действий можно сослаться на Деяния апостолов. Но не будем углубляться...Соглашусь только, что это не "царский путь".
    Один необдуманный поступок вскоре перечеркнул мне возможность дальнейшей успешной научной карьеры и сильно осложнил мое положение в Институте геофизики. Я испортил отношения с зам. директора, зав. отделением Геодинамики и взрыва член.-корр. НАН Украины Даниленко В.А. К тому времени я с ним плодотворно сотрудничал, исследуя предложенную им модель для описания систем гидродинамического типа сред с внутренними переменными. У нас с ним в соавторстве был опубликован препринт, несколько статей в ДАН Украины, была готова большая статья для солидного журнала.
Дело было так. Мне впервые было предложено оппонировать защиту кандидатской диссертации. Это был весьма способный молодой человек, аспирант Даниленко. Я написал положительный отзыв, но сделал слишком много критических замечаний. По принятым негласным правилам так не делают "свои" оппоненты. Все это я знал, но руководствовался свежеусвоенным принципом о недопустимости человекоугодия. Конечно, это было воспринято болезненно, как "удар в спину". Безусловно, мое поведение выглядело глупым и непорядочным... От меня отвернулись некоторые коллеги.

На фото в верхнем ряду слева направо:  Соловьёв С.Л.,Саваренский Е.Ф.,  Померанцева И.В. Нижний ряд: Яновская Т.Б., Гольдин С.В., Лоссовский Е.К.   
                (продолжение следует)


Рецензии