Владыка Алтая

Алтайские народы были язычниками, обожествляли природу, подразделяя Вселенную на Верхний, Средний и Нижний миры. В преданиях и легендах Алтая Средний мир — мир людей — живет под охраной небожителей Верхнего мира, но в мире людей также могут обитать духи-покровители. В облике зверя или человека, они обладают разумом, волей и могучей силой. У гор, озёр, лесов и рек есть свои духи, потому человек, приходя в мир природы, должен проявлять к ним почтение и ни в коем случае не сердить духов, способных наслать болезни и бедствия на людей. Посредниками между миром людей и духов выступают шаманы, способные понять волю духов и передать ее человеку.
Человек может и сам обратиться к духам, попросить исцеления, помощи или защиты:

"Эне jерди; эдегине;
Эбирип келдеер, аржаным!
Санаа болуп Алтайга
Алкыш экелдеер, Кутугым!
Jоболтомды jоголтып салзар,
Сынымды сергидип салзар,
Баш болзын, байлу аржаным!"

«Из матери-земли
Возвратился священный источник!
Как добродетель Алтая
Благословение принес целебный источник!
Заберите мои хвори,
Исцелите мое тело
Обращаюсь к Вам, мой священный источник!»

В алтайских преданиях духа воды и целебного источника изображают в виде молодой девушки или женщины, либо почтенного седого старца. Образ старца связывают и с духом Владыки Алтая Алтайдын-Эззи, обитателя горных вершин и  ледников. Но Владыка Алтая может принять облик любого зверя или птицы. Старые алтайцы верят, что всем, кто хочет спокойно и безбедно жить в этих краях, нужно задабривать Владыку. Потому местные жители оставляют для духа дары, когда отправляются на охоту или проезжают через горные перевалы. Если на перевале растут деревья, нужно обязательно повязать чистую полотняную, но не шелковую ленточку (алама) на ветке в знак почтения. Если же растительности почти нет, то на перевале надо оставить камень, найденный у подножия горного склона. На многих перевалах можно встретить насыпанные груды из камней, которые никто никогда не разбирает — на местном диалекте они называются «обо» и являются проявлением уважения к Владыке Алтая. Владыка может проявить милость и показать просителю, что его дары понравились, прислав к нему зайца, птицу или змею. Если же поведение человека или его просьба владыке не понравились, он может ответить дождём или сильным ветром, грохотом камней в горах или же появлением агрессивного животного.

Сказывают, что в давние времена два брата, погодки, семи и восьми лет, остались сиротами. Жадные родственники не захотели кормить мальчишек, выгнав за ворота родительского дома с криками, что дом они забирают за долги, потому как сначала кормили и лечили больных родителей мальчиков, затем хоронили умерших. Теперь же, не дождавшись благодарности и усердной работы в счёт долга от братьев, хотят хоть что-то получить с бедняков, которые давно стали обузой для всего села. Братья, понурив головы отправились в путь, оставив за спиной родительский дом. Они долго шли в молчании. Когда подошли к перевалу, где горы упираются в небо, старший произнёс:

–Давай попросим духов о помощи. Может быть наши родители тоже видят нас сейчас и заступятся за нас перед духами Алтая в свою очередь. Они сейчас ближе к ним.
–Духам нужны подношения, а что мы можем им предложить, кроме старых шапок и дырявой одежды?
–Искреннюю молитву, чистые помыслы, а еще ленточку из косы моей матушки, которую я сберёг и нет для меня большего сокровища на этой земле.
– А я сохранил отцовский пояс. Может быть духи и правда примут наши дары, услышат стенания, решат нам помочь?

    Братья склонили головы, поднесли духам свои сокровища и принялись молиться, прося духов о помощи и покровительстве. Они плакали о рано ушедших родителях, благодаря их за любовь, прося о защите и сострадании.
Мальчики долго стояли на перевале, вознося к небесам молитвы, да и куда было идти бедолагам? Сначала над их головами разверзлись небеса и пошёл дождь. Но братья словно застыли, не чувствуя тонких струй, стекавших за шиворот. А когда закончился дождь и заиграла в небе яркая радуга, из-за большого камня к ним навстречу вышел белый в серых яблоках конь. Он подошёл к братьям и стал между ними. Сильным и красивым был конь, статное животное опустилось вниз, а братья взобрались к нему на спину. И конь отвёз их в их родную деревню, медленно ступая по дороге, помахивая шёлковой гривой и пофыркивая время от времени.

    Сказывают, что почитай все жители села вышли смотреть на чудо. А конь, словно зная дорогу, пришёл к воротам родительского дома, ударил копытом в ворота. А при виде вышедших из ворот родственников громко заржал, опустился на колени, чтобы мальчишки могли сойти на землю, потом грозно стал на дыбы. И был он так велик да грозен, что в страхе похватали пожитки жадные родственники и удрали из чужого дома. А пристыженные соседи словно вросли в землю. Сказывают, что конь тот оставался с мальчиками до зимы, помогал землю пахать, воду привозить. А потом, когда сердобольная одинокая странница стала в их доме жить да хозяйство вести, пропал, словно его и не было. Но, как только ссорился или злословил кто в домах этого села, или малых да старых кто обидеть норовил, за окном слышалось грозное ржание и топот копыт. Старики говаривали, что сам Алтайдын-Эззи тогда за братьев вступился и присматривать за селом стал.Суров наш край, но чуток к искреннему сердцу.


Рецензии