Крепости и народы

              Связь народов с крепостями самая непосредственная, ведь каждая крепость строилась и используется для защиты одних людей от других. Первыми крепостями были земляные валы, рвы с водой и другие природные препятствия. В Средние века были востребованы крепости-замки, которые использовались феодалами и другими влиятельными людьми.
              Классическая крепость состоит из башен удобной и надёжной конструкции, соединённых крепостной стеной с бойницами. Часто средневековые города окружались крепостными стенами. В таких случаях эти города и являлись крепостями. Типичным примером города-крепости является город Иерусалим с полностью сохранившейся городской стеной древнего города.
              В понятие крепостей  всегда входят и все специализированные и неспециализированные храмы используемые для религиозных служений определённых людей, верующих в определённого Бога или его земного посланника. По своей сущности религиозные храмы отличаются своей конструкцией и присутствием служителей определённого вероисповедания и толка. Часто в крепостях силового назначения присутствуют и специализированные храмы, которые являются дополнением силовых сооружений. Например, православная церковь в городе Талас (Средняя Азия, Киргизия) в своё далёкое время кроме для религиозных служений использовалась несколько раз и убежищем от недовольства местного населения от присутствия в Таласской долине Европейских колонистов. В число таких входили многие представители Европейских народов, таких  как: русские, украинцы, белорусы, поляки и немцы. Эту инфомацию я слышал от моего деда Павла Васильевича, который был почётным пионером освоения Средней Азии. Между прочим, в то далёкое время мой дед был уважаемым лесником по охране и воспроизводству лесных насаждений в Таласской долине и  пользовался большим уважением у местного населения.
              На территории современной России весьма многочисленными являются так называемые кремли. Самой протяжённой крепостью России и Европы является Смоленская крепостная стена протяжённостью около 6500 метров.
              Москва и Калининград наиболее известные примеры городов крепостей в России. Эти два города с типичной кольцевой застройкой. В Москве сохранилась центральная крепость, а именно Московский кремль, которая считается первой линией обороны. Вторая линия обороны это часть стены Китай-города. Третьей линии обороны является Белый город  границы которого указывает Бульварное кольцо. Четвёртой линией обороны считается Земляной город, который простирался в  пределах нынешнего Бельварного кольца.
              На некоторых участках Бульварного кольца сохранились белокаменные фундаменты Белого города и для широкого круга посетителей может быть доступен участок Хохловской площади. Здесь сохранились оборонительные монастыри, находящиеся в пределах Белого города. Оборонительную роль играл храм Вознесения в Коломенском, который служил дозорной башней. Существовала и более дальняя линия оборонительного сооружения, состоящая из монастырей и кремлей таких как: Сергиев Посад, Клин, Дмитров, Можайск.
              В Калининграде степень сохранности меньшая. Знаменитый Кёнигсбергский замок не сохранился. Частично сохранились другие линии обороны: городские ворота, пригородная и загородная линия обороны, состоящая из многочисленных фортов.
              Многие крепости получили историческую известноть в результате их упорной обороны. К таким крепостям могут быть отнесены Измаил, Осовец, Нарын-Кала и крепость герой Брест. Некоторые крепости прославились как тюрьмы такие как лондонский Тауэр, парижская крепость Бастилия, Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге и др.
              Истории известны факты использования крепостей и оборонительных сооружений для защиты целых государств например, Нидерланды, Россия, Киргизия и др. Некоторые факты такой защиты теряются где-то в прошлом и для этой цели служили природные особенности: водные препятствия, болота, недоступные горные хребты и др. Обыкновенно такая инфоормация объявлялась государственной тайной и каждое государство следило за строгой недоступностью этой информации.
              К такой защите целого государства относится и Великая Китайская стена проходящая по северному Китаю на протяжении 8851,9 км. Это длина последнего сооружения эпохи династии Мин. Сюда входят 6259 км. защитных стен, 359 км. рвов, 2233,9 км. естественных защитных рубежей в виде холмов и рек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 21196 км.
              Толщина Великой Китайской стены составляет 5 - 6 метров в верхней её части  и не превышает 7 метра в нижней части, а высота достигает от 6 до 8 метров и максимально достигает 16 метров. Сооружение простирается вдоль горной цепи Иньшань, огибая все отроги, преодолевая высокие подъёмы и весьма значительные ущелья. На протяжении многих столетий стена меняет свои названия. Изначально она наывалась „Барьером”, Разгулом” или „Крепостью”. Позднее стена обрела более поэтичные названия, такие как „Пурпурная граница”и „Земляной дракон”.
              Единая китайская цивилизация возникает в третьем веке до н. э. в период объединительных войн крупных царств Цинь, Вэй, Янь и Чжао от 475 года до 221 года до н. э. То есть это объединение длилось более двух веков. Каждое из этих царств ограждало  свои северные границы крепостными стенами для защиты своих территорий от кочевых монгольских народов.
              К концу этого военного периода династия Цинь одерживает победу и объединяет воюющие царства в единое целое, которое названо Китайской империей, которая достигает небывалое могущество. Император Цинь Шихуан отдаёт распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль территории Иньшаня. При строительстве используются ранее существующие части, которые укрепляются, надстраиваются, соединяются новыми участками и удлиняются, а участки ранее разделявшие отдельные царства, сносятся.
              Постройкой стены был назначен полководец Мэй Тянь. Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с мночисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутсвовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах. По некоторым оценкам при Цинь общее количество строителей достигло 2-х миллионов. К строительству привлекалось последовательно всё население Китая. В результате эпидемий и непосильного труда гибли десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило падением династии Цинь.
              В те далёкие времена возникла идея фанатичного сплочения объединённых китайских народов путём консолидации населения во всех возможных направлениях. Тогда-то следующие императоры продолжали учить китайцев на вежливость, услужливость, улыбчивость, исполнительность и другим добродетелям. Эта политика перевоспитания китайских народов проводилась веками. Вот почему по своему интеллекту китайцы  отличаются от других народов этими своими качествами.
              Те участки стены, которы сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин  (1368-1644г.г.). В то время основными строительными материалми были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. При укладке каменных блоков стены использовалась рисовая каша с примесю гашёной извести.
             Указанная информация отражает особености, физическую и духовную сущность крепостей и их влияние на народы, земную цивилизацию и религию..
              Например, в христианстве со всеми сложностями в религии и Библии главным его посланием является любовь со всеми земными нюансами. По своей сущности в христианстве есть несколько основных  религиозных направлений: православие, католицизм и протестанство,   
              В исляме со всеми подробностями основное направление связано с утверждением жизненной справедливости во всех её формах и понятиях. Два основных направления главенствуют в исляме. Первое его направление связано с сунитским толкованием религии и Корана , а второе с шиитским. В двух случаях признаётся Бог и его посланник Мохаммед. Разница лишь в том,  что в шиитском толковании авторитетные представители посланика Бога находятся на земле во главе  этого религиозното направления.
              В отношении азиатских народов, крепостей и религий  данные по Великой Китайской крепостной стене являются примером физической, духовной и религиозной защиты народов.
              Интерес представляет выявление духовной роли народов в связи с физической сущностью крепостей. В этом смысле важны все особенности этой связи начиная с народных традиций и кончая религиозными особенностями этих народов. Между прочим эти связи уходят в глубокую давность, когда управляли народами их вожди и жрецы. Характерная связь между народами и крепостями проявилась особенно во время Римской империи, когда каждый император обожествлялся. При этом особенности крепостей того времени следовали потребностям каждого императора и его религии.
              В дальнейшем зарождение каждой религии проходило в борьбе с особенностями каждой управляющей обожествлённой силой. Между прочим при становлении каждой рилигии используются разные подходы и приёмы, здесь и убеждения, божественные послания, включительно и  силовые.
              Божественные послания от имени Бога, Творца всего мира подготавливаются и утверждаются теологами, которые используют разнообразные особенности Природы и её проявления. Некоторые учёные считают, что таинственная, неразгаданная (мистическая) Природа и является Богом или Творцом. В существующих религиях есть много явлений, которые по существу являются частью Природы и которые ждут своих доказательств. Практически каждая религия претендует на близкое познание Бога или Творца, выявляя самые сокровенные и близкие людям „доказательства” о существовании Всевышнего.
              В этом смысле борьба между традициями, философиями и религиями была в основном движущей силой связывающей и меняющей сущность крепостей и облик народов и их нравственность. Могучая Византия когда почувствовала смертельную опасность от надвигающихся на империю вражеских народов начала експортировать свою культуру, православную религию и нравственность в дружественные для неё страны и народы. Такими  были в основном народы с их крепостями Балканского полуострова и Восточной Европы. В этом отношении примерами могут быть Испания и Португалия в активном утверждении католицизма, где использовались более активные подходы и методы включительно и силовые по приобщению местных народов к христианству.
              У восточных стран с их крепостями, таких как Индия, Китай, Япония и страны Индокитая приобщение  народов к традициям и вере происходило по их нравам и специфике. Например, в индуисткой вере главенствующим началом служило старшинство их многочисленных Богов с их авторитетом и нравственностью. В буддизме, который разветвляется на много направлений: от веры в реального Будду до религиозного и сверхестественного Будду. Сообщается, что в некоторых из этих направлений существуют фанатичные традиции, такие как отречение от женитьбы и создания поколений, до полного отречения от всего земного.
              В этих странах для впечатления и убеждения верующих испоользуются крепости в виде пагод, храмов, дворцов и других строений в помпозном исполнении и обучение верующих по специальным программам. Величие этих строений, также как и Великая Китайская стена, дополненные верой в буддизм фанатизировали местных элит и обыкновенных людей, которые отправляли своих детей в монашество и таким образом лишались прироста населения. Эта религиозная мода кочевников и „мудрая” политика китайских императоров дополняли эффекты защиты китайских народов.
              Таким образом неправы были зарубежные критики, включительно и китайские, что построение Великой  стены и развёртывание специальных монашеских программ было пустой тратой средств. В результате этого было постигнуто значитльное    уменьшение кочевников. Через несколько поколений реально было сокращено нападение извне на китайские народы, что позволило увеличить китайское население до впечатляющих размеров.
              По всей вероятности присутствие монгольских завоевателей в Китае в далёком прошлом не оказало особенного влияния на китайские народы. Хотя это необходимо более убедительно проверить и доказать.
              К настоящему времени совместная роль народов и крепостей несколько уменьшилась, но прошлое величие этих факторов остаётся существенным.
              Сейчас политические факторы затеяли новые игры, где в моду входят коварные эпидемии и болезни, которые с каждым годом становятся всё сложнее. Независимо от этого новое направление испытаний необходимо людям выдержать и преодолеть. Ведь Бог или по-нашему Природа обыкновенно уважает максимальные человеческие возможности.
              Следующее испытание, которое народам предстоит преодолеть, это конкуренция между человеческим и искусственным интеллектом. Пока всё под контролем людей, но в будущем могут возникнуть разные перемены и совсем неизвестные усложнения, которые предстоит преодолевать. Предстоящие трудности скривают много неизвестных и будем надеяться на человеческую волю, благоразумие и мудрость Природы.
              Прогнозировать какие испытания ожидаются для народов с их крепостями в далёком будущем невозможно. Всё зависит от Природы и её решений. Механизмы по которым созревают эти  решения также неизвестны. Будем надяться, что Природа отстоит своё детище – человечество и ожидаем  благоприятные выходы для людей.

Юрий Петрович Банько,
Вилла „Боровец”,
Город Варна,
Болгария.
25. 01. 2024 г.               

               


Рецензии