Иисус Христос и Иоанн Креститель

    Большое влияние на мировоззрение молодого Иисуса оказал Иоанн Креститель
Когда Иисусу было тридцать лет с небольшим, в жизни его наступил крутой перелом: по неизвестным причинам он оставилдом, семью в Назарете и совершил путешествие в Иудею, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана. 
По сути жизнь исторического Иисуса начинается не  с Его рождения и юности, о чем мы практически ничего не знаем, а с момента встречи с Иоанном.

    ВЕСТЬ ИОАННА

Иоанн должен был по предсказанию пророка Малахии ,приготовить ПУТЬ МЕССИИ. Со времени Малахии пророчества совершенно прекратились и народ ждал вторичного появления Илии как непосредственного предтечи Мессии. И этот Илия как бы явился в лице назорея Иоанна Крестителя.
Сам Иоанн не считал себя ни пророком, ни новым воплощением Илии, ни тем более, Мессией . Он повторял слова пророка Исайи, называя себя «гласом вопиющего в пустыне», своего рода укором совести народа и видел свое призвание в побуждении людей к праведной жизни , в покаянии и очищении от грехов.Иоанн Креститель по своей известности явно превосходил Иисуса.Иосиф Флавий упоминает его как одного из самых уважаемых проповедников в Иудее, который «пользовался огромным влиянием на народ».
Общение с Иоанном Крестителем оказалось необходимой школой в земной жизни Христа, которая подготовила Его к собственной проповеди среди иудейского народа.«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – призывал свою паству Иоанн (Матф. 3:2). Об этом же напоминал и Иисус: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие».

Основное содержание проповеди Иоанна-призыв к покаянию «для прощения грехов» (МК 1.4)Он учил.что вскоре наступит конец века сего. Поэтому те израильтяне,которые в чем-то не соблюдали заповеди Торы, срочно должны покаяться перед суровым судом Божьим.
Крещенные Иоанном становились как бы новым народом Израиля, раскаявшимся, искупившем вину и готовым принять Царство Божье.
«Приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам...Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь...он ( Сильнейший) очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу свою, а солому сожжет огнем неугасимым. » ЛК 3:7-9,16-17; Мф 3:7-12)

Негативный подтекст резкой, оскорбительной отповеди Иоанна , обращенной к фарисеям и саддукеям у Матфея и к «народу» у Луки, связан, прежде всего, с оскорблением РОДА:более точный перевод выражения «порождения ехиднины» — «змеиное отродье».Другими словами, если человек не приведет свою жизнь в соответствие с волей Божьей, его предки и родители суть змеи, т.е. они сами «рождены змеями» .В скором апокалиптическом суде Бог истребит их, сожжет, как солому. От этого уничтожающего огня может спасти только водное омовение в реке Иордан и изменение жизни.

Проповеди Крестителя дошли до нас в христианской обработке. У христиан «Сильнейший» - явно Иисус, хотя в ряде пророчеств «Сильнейший» — сам Бог :«Я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо Мною» ( Мал 3:1). Т.е. за пророком-вестником идет сам Бог. У евангелистов  это пророчество стало ассоциироваться с Иоанном Крестителем и Христом.
Скорее всего, сам Иоанн не знал точно, кого он ждет. Он высказывался туманно, метафорически, Кто придет: помазанный царь Мессия из рода Давидова, или первосвященник, или Мелхиседек, а может, пророк, подобный Моисею?… Главное -не то, КОГО пошлет Бог перед Концом,а то, как надлежит к этому подготовиться..

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА И СОВМЕСТНАЯ ПРОПОВЕДЬ С ИОАННОМ

Среди тех, кто пришел услышать проповедь Иоанна и принять от него крещение покаяния, были  также жители Галилеи и между ними явился и Иисус .
Их «встреча»,как описывает Еванелие, состоялась намного раньше, еще до рождения обоих, когда Мария, мать Иисуса приехала навестить свою родственницу Елизавету.
Еще будучи  в утробе матери, младенец Иоанн знал, что произошла встреча с Иисусом: Младенец "взыграл радостно"(Ев.Луки 1:41-44)
О том, как встретились «родственики» по прошествии многих лет, подробности отсутствуют.
Иоанн крестил его, как и других, пришедших покаяться и искупить грехи. Крещение сопровождалось удивительными явлениями: гласом с небес: «Ты Сын мой возлюбленный..», «отверзлось небо» и пр. Иоанн даже отказывался вначале крестить Иисуса и всячески умалял себя перед «истинным» пророком, признавая свою ничтожность перед ним ( Ин 3,28-30).
Но тем не менее, кем бы ни был Иоанн, ДО НЕГО Иисус был практически никому не известен.Впоследствии многие ученики Иоанна отказались присоединиться к христианам, утверждая, что ИХ Учитель, Иоанн Креститель, более велик, чем Иисус, так как Иисуса крестил он, а не наоборот.
     После крещения Иисуса Иоанн продолжал проповедовать покаяние , а сам Иисус начал свое служение ,присоединившись к движению Иоанна в качестве одного из его учеников. Какое-то время после крещения Иисус оставался , проповедуя словами учителя и крестя людей одновременно с ним.
Вскоре Иисус сам начал ( или его ученики) совершать омовения, и Его проповеди сопутствовал огромный успех, больший, чем у Иоанна.
О том, что ученики Иоанна были недовольны самостоятельной активностью Иисуса и Его учеников, свидетельствует еще один эпизод из Евангелия Иоанна:
«Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. »
В словах учеников Иоанна слышится нескрываемое недовольство. Между тем, в своем ответе Иоанн ссылается на свое прежнее свидетельстве об Иисусе и вновь подтверждает его: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним... Ему должно расти, а мне умаляться." (Ин. 3:25–36).

Креститель здесь почти дословно воспроизводит основные темы учения Иисуса, как они будут отражены в последующих главах Евангелия от Иоанна. Наконец, Предтеча излагает учение о единстве Сына с Отцом. И здесь он уже выступает не как ветхозаветный пророк, а как новозаветный богослов, возвещающий людям пришествие в мир Сына Божия….

« ТЫ ЛИ ТОТ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН ПРИЙТИ»?

Недолго, однако, продолжалась совместная проповедь Иоанна и Иисуса. Вскоре Иоанн был арестован по приказу галилейских властей…
После ареста, находясь в темнице, Иоанн продолжал с тревогой следить за деятельностью Иисуса. Тревога его была связана с тем, что не всё шло «по плану» : приход будущего века задерживался, и надо было как-то сориентировать учеников. Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии, помазанника Господня, Того, кто избавит Израиль от всех врагов его,- Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных нести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию проповедовал Иоанн в пустыне народу: Того, Который уже теперь срубит все бесплодные деревья, отделит пшеницу от плевел. но, все  было не так. …

Иоанн догадывался об особом предназначении Иисуса, однако, до конца жизни не был уверен, что Он и есть тот самый Мессия, которого ожидал иудейский народ. Об этом недвусмысленно говорит евангелие от Матфея:
И он отправил к Иисусу посольство из доверенных учеников с прямым вопросом:
«Ты ли Тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф 11:2).
Что означает этот рассказ? Можно ли предположить, что, находясь в темнице, Иоанн усомнился в Иисусе, в том, Тот ли Он, кому он должен был уготовать путь?

    Это противоречит утверждению Евангелий, будто Иоанн уже во время крещения убедился в том, что Иисус и есть подлинный Мессия. Это противоречит  словам Крестителя о том, что он "недостоин развязать ремень обуви" Иисуса; что ему  " надобно креститься" от Него.. И вот он, Иоанн , крестивший Его, - сомневается..Впрочем, что говорить об Иоанне, если даже ученики Христа до конца уверовали в Иисуса как в Мессию, только после Его воскресения...

Христос не ответил прямо на поставленный вопрос. Он не сказал: «Я Тот, Кто должен придти».   Он сказал лишь ученикам Иоанна, чтобы шли назад и передали Иоанну о том, что происходит:
«слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;и блажен, кто не соблазнится о Мне.» (МФ 11:5-6)
Ответ Иисуса представляет собой не просто описание происходящего, но описание в цитатах из Книги Исаии ( Ис 26:19; 29:18–19; 35:5–6; 61:1). Скорее всего, ссылки на Исаию означают, что Иисус хотел сказать, что эсхатологические пророчества действительно сбываются.
В своем ответе Иисус  ссылается на пророчества книги Исайи, где говорится о шести знамениях, которые исполнит Мессия в своё пришествие:он сделает так, что слепые прозреют , хромые будут ходить , прокажённые очистятся , глухие станут слышать , он воскресит мёртвых и будет проповедовать нищим . Итак, послание выглядело довольно ясно: Иисус – тот самый, кто должен прийти, Иоанну не нужно ждать другого.
    Однако, ответ Иисуса не содержал в себе упоминания ещё об одном признаке Мессии – проповеди освобождения пленным:
    «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,(Исаия 61:1) .
    В самом конце идет предостережение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11-6).
    Это было обращено к Иоанну . Иисус как бы говорил ему: « Я-Мессия, но Я делаю не то, что ты ожидал от Меня, и я не отвечаю твоему представлению обо мне.»
Скорее всего, Иоанна ответ удовлетворил не полностью. ИЗВЕСТНО, что Иоанново движение сохранилось и после его смерти и даже конкурировало с христианством. Это значит, что Иоанн не оставил прямого указания на то, что Иисус — Мессия.
Как он мог смотреть на ситуацию и как мог понять ответ Иисуса?
Иисус в чём-то соответствовал ожиданиям Иоанна, но в чём-то и совершенно не соответствовал. Поэтому чрезвычайно красноречив тот факт, что евангелисты не упоминают о реакции Иоанна на ответ Иисуса.
Ответ Иисуса указывал вовсе не на Суд, не на наказание злодеев, а на милость Божию. Но если столь велика Его  милость, то почему в тюрьме оказался праведник Иоанн ?
Колебаниям Иоанна не суждено было разрешиться, ибо жизнь его трагически оборвалась

  Толкование Златоустом послания Крестителя сводится к тому, что сам Иоанн не сомневался в мессианском достоинстве Иисуса, но сомневались его ученики: вот он и послал их к Нему, чтобы они сами от Него получили ответ. По словам Златоуста, Иоанн «посылал не по сомнению и спрашивал не по неведению». Однако его ученики «еще не знали, кто был Христос; но почитая Иисуса простым человеком, а Иоанна более, нежели человеком, с досадой смотрели на то, что слава Иисусова возрастала, а Иоанн, как сам о себе говорил, приближался уже к концу. Все это препятствовало им прийти к Иисусу, так как зависть преграждала доступ». Иисус же, «проникая в мысль Иоаннову», не отвечает им сразу утвердительно, но предлагает самим сделать заключения на основании Его дел.

 Матфей приводит слова Иисуса об Иоанне Крестителе, обращенные к народу :
«Что же смотреть ходили вы? ... пророка? Да, говорю вам, и больше пророка…... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф. 11:7-13).

Иисус высоко ценил Иоанна;Его слова свидетельствуют об этом: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Иисуса не смущает тот факт, что и он сам рожден женщиной и по этой логике оказывается не большим, чем Иоанн. Но что означает продолжение этой фразы – о том, что «меньший в Царстве Небесном больше его», которое как бы сводит на нет всю похвалу Иисуса Крестителю?
Выражение «до Иоанна» очевидно, означает, что Иоанн Предтеча по своей ментальности, образу действий и содержанию проповеди принадлежит еще к Ветхому Завету.Он – последний из ветхозаветных пророков, он «больше пророка», т.е. превосходит всех прежних пророков
В то же время, он стоит на пороге Нового Завета: его проповедь тематически перекликается с проповедью Иисуса. Иисус много заимствовал у Иоанна. Особенно на первых порах Его проповедь выглядит как прямое продолжение Иоаннова служения. Иоанн первым произнес слова, ставшие лейтмотивом проповеди Иисуса на начальном этапе: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иоанн первым вступил в полемику с фарисеями, и Иисус перенял стиль и манеру его общения с ними. Даже учение об Отце и Сыне впервые прозвучало из уст Предтечи (Ин 3:35–36) и лишь потом было раскрыто Иисусом.

При одном толковании речь идет о Царстве Небесном как новой реальности, в которой каждый человек обретает иное качество, и даже самый великий человек на земле меньше самого малого в Царстве Небесном. По такому толкованию получается, что все пророки ВЗ, включая самого Моисея и Давида, меньше любого новозаветного верующего , «удостоившегося»  Царства.
При другом толковании слово «меньший» относится к Иисусу: Он – тот Меньший, Который  пришел ПОСЛЕ Иоанна и принял от него крещение , но по своей значимости Он больше, так как миссия Иоанна носила лишь приготовительный характер, а миссия Иисуса – это «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр. 9:1).
Что касается выражения «Царствие Небесное силой берется» (Мф 11-12), речь, вероятно, о том, что употребившие «усилие»- это те, кто пошли вслед за Иисусом и поставили на кон все, рискуя всем, чтобы обрести одно- «жемчужину» из притчи Иисуса ( Мф 13-44) — Царство Божие.

Иисус проповедовал в течение нескольких лет , а значит, перед ним всё более и более вставал вопрос: где тот самый апокалиптический Суд, который обещал Креститель? Где пир голодным и обездоленным? Когда, наконец, нищие, алчущие и плачущие станут «блаженны», то есть «счастливы»? Без сомнения, о том же Иисуса неоднократно спрашивали ученики и слушатели в деревнях Галилеи и Иудеи. Те же жители Хоразина и Вифсаиды вполне могли отвечать Иисусу: с какой стати мы будем радикально менять жизненный уклад, если с каждым годом всё меньше и меньше шансов, что Иоанн Креститель прав? В этих условиях вполне естественно, что Иисус, особенно на позднем этапе своей проповеди , мог дать именно такой ответ, какой мы находим в Мк 9:1 и 13:30: Царство может задержаться ещё на какое-то время, но всё-таки придёт при жизни данного поколения. А потому «горе тебе, Хоразин»...
Итак,Иоанново движение разделилось. Одни полностью разочаровались в Иоанновой вести и отпали. Другие остались в движении, сплотившись вокруг оставшихся его лидеров. Крупнейшим из таких вождей был Иисус, и не случайно некоторые ученики Иоанна впоследствии стали учениками Иисуса. Другие предпочли продолжать дело Иоанна, но держась особняком от Иисусова круга.


Рецензии