Пушкин. Онегин. Лучшая пародия на пародию

На мой взгляд лучшей пародией на сатиру нравов  в виде «романа в стихах о стихах, стихосложении и диалоге жанров поэтики» - Евгений Онегин – является оперное либретто  Чайковский П., Шиловский К.   Евгений Онегин
П. И. Чайковского / На стихи А. С. Пушкина. 2-е изд.: -М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 72 с. — (Оперные либретто).
 Электронная публикация: ФЭБ
Адрес ресурса: http://feb-web.ru/feb/pushkin/music/libr/lib-001-.htm

Евгений Онегин (оперное либретто) — Действие третье
авторы: Пётр Ильич Чайковский (1840—1893) и Константин Степанович Шиловский (1849—1893) по  одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Лирические сцены в трех действиях
(семи картинах)
Текст
по А. С. ПУШКИНУ
Музыка
П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Пиками пародийности в либретто являются :

(А)

Ария Ленского

У Пушкина размышления Ленского в ночь перед дуэлью (он сгоряча без особых оснований из ревности и юношеского вздора (а ему в романе всегда 17 лет … еще та пародия) оформлены в жанре элегии – для автора = архаичном вымирающем …

А у Петра Чайковского , жутко не любившего Пушкина за издевательство в романе или его пародийность, Ленский превращен в философа. При этом он умудряется филдософстволвать прямо в стрелковом тире на  виду у грозного  безжалостного искусителя и совратителя невест Евгения:

(Зарецкий направляется к мельнице. Ленский сидит в задумчивости.)
Ленский
Куда, куда,
Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой тьме таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон!
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она, —
Все благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот.
Благословен и тьмы приход!
Блеснет заутра луч денницы
И заиграет яркий день,
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня, но ты...
Ты, Ольга...
Скажи, придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил,
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!
Ах, Ольга, я тебя, любил,
Тебе единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной,
Ах, Ольга, я тебя любил!..
Сердечный друг, желанный друг,
Приди, приди!
Желанный друг, приди: я твой супруг!..
Приди: я твой супруг!..
Приди!.. Приди!..
Я жду тебя, желанный друг,
Приди, приди: я твой супруг!..
Куда, куда,
Куда вы удалились,
Златые дни,
Златые дни моей весны?
(Появляется Онегин и его камердинер Гильо. Зарецкий, увидя их, подходит к Ленскому.)

Парадоксально, что композитор с соавтором не знали правил дуэли: Онегин не имел право вступать в дебаты "аты-баты шли солдаты -аты-баты , шлим б вы на ...фиг"  с секом противника

Да ладно, … бог с ними, нотаписцами … да еще и нетрадиционно зачем-то мутационно ориентированными …

(Б)
 
В финале муж Татьяны Лариной – князь, генерал и инвалид, не названный Пушкиным ни по Ф, ни по И, ни по О, но превращенный  операми  в Гремина,  так гремит на ухо Евгения, пораженного малиновым беретом  на голове Тани и пистолетто  марки Beretta 92 в ее руках, дразня его basso profondo как быка тряпками матадора:
Онегин (Гремину):

Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?
Гремин
Ага, давно ж ты не был в свете!
Постой, тебя представлю я!
Онегин
Да кто ж она?
Онегин
Так ты женат? Не знал я ране.
Давно ли?
Гремин
Около двух лет.
Онегин
На ком?
Греминн
На Лариной.
Оиегин
Татьяне?
Гремин
Ты ей знаком?
Онегин
Я им сосед.

Гремин
Любви все возрасты покорны:
Ее порывы благотворны
И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой.
Онегин, я скрывать не стану:
Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла...
Она явилась и дала,
Как солнца луч среди ненастья,
Мне жизнь и молодость,
Да, молодость и счастье.
Среди лукавых, малодушных,
Шальных, балованных детей,
Злодеев и смешных и скучных,
Тупых, привязчивых судей;
Среди кокеток богомольных,
Среди холопьев добровольных,
Среди вседневных модных сцен,
Учтивых, ласковых измен;
Среди холодных приговоров
Жестокосердной суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров, —
Она блистает, как звезда во мраке ночи,
В небе чистом,
И мне является всегда
В сиянье ангела,
В сиянье ангела лучистом!..
Любви все возрасты покорны:
Ее порывы благотворны
И юноше в расцвете лет,
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой.
Онегин, я скрывать не стану:
Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла...
Она явилась и дала,
Как солнца луч среди ненастья,
И жизнь и молодость,
Да, молодость и счастье.
И жизнь, и молодость, и счастье!
Итак, пойдем, тебя представлю я!
(Гремин подводит Онегина к Татьяне и обращается к ней.)
Пародия…
Не грех в подобном духе добавить:
«
Онегин, мы скрывать не станем –
Вчера мы трогали Татьяну
«
Или
«
Онегина вскрывать не станем -
Вчера он не покрыл Татьяну
«
А то и преподобное  :
«В любви все возрасты в попкорне …»


Рецензии