Ленинградцы, гордость моя! Эссэ

                На конкурс "МОЙ ГЕРОЙ".

                "В этой чудной стране,
                В этой светлой стране
                Никогда и никто
                Не слыхал о войне,

                Там не ловят в прицел
                Ни зверей, ни людей,
                Там не бьют стариков,
                Не взрывают детей…"
                (Стихи Вахтанга Кикабидзе)

Хочу познакомить вас с давно тлевшим в моей голове рассказом - описать собирательный образ моего героя - сегодняшнего Ленинградца (не путайте с ленинградцем). Образ этот возник у меня от общения с моими одноклассниками, сослуживцами, да просто случайными знакомыми, жителями Питера.

- Ленинградец строит фразы литературно, говорит сложными предложениями. Правильно ставит ударение, как во фразах, так и в словах (в слове поминки, он не сделает ударение на «О»). Ленинградец не скажет, пришёл С магазина, приехал С Москвы. (ИЗ магазина, ИЗ Москвы). В речи Ленинградца вы не встретите засоряющих слов (как пример - частое употребляемое сегодня ни к месту, слово «получается»).
- Ленинградцы не разделяют людей по национальностям, а лишь на Людей и нелюдей.
- «Понаехавших» - не всех, а лишь тех, которые долгое время прожив в Петербурге, не впитали дух и культуру города, как это было принято с давних времён, называют, за глаза, жлобами или скобарями (понятие «скобарь» уже давно не имеет ничего общего с жителем Пскова).
- Ленинградец больше всего не любит период с момента, когда по Неве пошёл ладожский лёд, до времени цветения черёмухи. А также, он ненавидит: зимний мороз, осеннюю слякоть и летнюю жару (и всё это из-за высокой влажности воздуха).
- Ленинградец всегда, а не только 9 мая, помнит о своих близких, перенёсших блокаду и участвовавших в ВОВ. Он, если и примет участие в шествии того дня, то не понесёт на обозрение всем, портрет своего предка, участника войны.
- Ленинградец обязательно поведёт гостя города, приехавшего к нему, в Эрмитаж, Русский музей, и не факт, что в остальные.
- Ленинградец, живущий в спальном районе города, иногда выезжает в центр, на Невский проспект, чтобы просто потолкаться. И уж обязательно, проходя мимо Елисеевского гастронома и книжного магазина в доме Зингера, вздохнёт, подумав, зачем же они, редиски, уничтожили своим ремонтом любимые питерцами магазины. А ещё, отведает пышек в «Пышечной» на Желябова (ныне Большой Конюшенной).
- Ленинградец обожает то время, когда город обволакивает огуречный запах, это означает, что в городе продают свежую рыбу корюшку (вы предложите Ленинградцу красную икру или жареную, свежевыловленную корюшку; и он, скорее всего, выберет НЕ икру).
- Ленинградец сегодня, если не физически, то духовно, присутствует около "Гостинки" (магазин «Гостиный двор», где теперь собираются Люди, выступающие против...)
- Если Ленинградцу бросить, как укор, мол, есть же ленинградцы, теперь живущие в Москве, которые правят бал в стране. В ответ вы получите – «Не всяк ленинградец тот, кому повезло, родиться и жить в Ленинграде».

На мой вопрос одному Ленинградцу, как вы относитесь к тому, что происходит сегодня со страной, он не стал говорить о жертвах, а высказался так:
- В Санкт-Петербурге сегодня примерно 7 миллионов жителей. Представьте себе, что все жители нашего замечательного города, это огромное количество людей, вдруг покинули его, и город опустел, словно вымер. Не можете такое представить? А ведь с февраля, за три месяца, около семи миллионов жителей: женщин, стариков, детей, покинули Украину...

Когда я попытался укорить одного Ленинградца в снобизме, он мне пояснил, что «Ленинградец» это просто понятие, говорящее об интеллигентности человека (не путайте с образованностью), умении мыслить самостоятельно и сопоставлять факты. Ленинградцем может быть любой житель страны: и воркутинец, и пскович, и житель деревни Костылево, и, и, и. И даже москвич (не путайте с автомобилем).

Ленинградцы живут в придуманной ими, идеальной стране, словно все остальные, НЕ ленинградцы, просто случайно оказались в ней и скоро обязательно её покинут.

Кто-то из читателей возразит мне, мол, те, настоящие Ленинградцы–Петербуржцы ушли или растворились в этом море бескультурья, страха, вражды. Повторюсь, образ моего Ленинградца списан с тех людей, с которыми мне посчастливилось общаться в Санкт-Петербурге.

ПС.
Пожилой анекдот, как послесловие.

Посыльный, принесший пакет обращается к поручику Ржевскому:
- Табе пакет!
- Не табе, а Вам. А умнее посыльного не нашлось?
- Так, умных - к умным, а меня к табе.


Написано сегодня по заметкам, сделанным мной ещё 1 июня 2022 года, в "Международный день защиты детей".

Январь 2024 год. Санкт-Петербург.

На фото ленинградский двор моего детства.


Рецензии
Здравствуйте, Борис!

И моё детство проходило отчасти в таком же дворе, да и сейчас их немало.
Я правда не готов к обобщениям и чрезмерному восхвалению прежних обитателей города, особенно имея четвертьвековой опыт проживания с семьёй в двухкомнатной малогабаритной коммуналке. Что сейчас, что тогда, что всегда, повсюду люди разные, и на каждого описанного в этом эссе найдётся несколько далеко не столь привлекательных особей, особенно теперь, с увеличением выходцев из южных регионов. В этих словах нет ни шовинизма, ни снобизма, лишь констатация.
Когда-то, ещё в советское время, появилась такая характеристика города: это Петербург, со всех сторон окружённый Ленинградом. В первую очередь, подразумевались архитектурные "особенности" того периода, но можно рассматривать и шире. Сейчас примерно та же ситуация, на следующем витке.
Впрочем, самому городу все эти рассуждения вряд ли интересны, он живёт своей жизнью и, дай бог, ещё долго проживёт.

Андрей Девин   02.03.2024 13:32     Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей, я с Вами очень согласен!
Я писал это по результатом общения с моими одноклассниками, в основном людьми, мягко говоря, не молодыми и интеллигентными. Дело в том, что я избегаю общения с людьми недалёкими. Нервы уже не те, да и не докажешь глупому человеку ничего.
А выражение это замечательное "Петербург, со всех сторон окружённый Ленинградом"
Я его слышу впервые.

Всего вам доброго!

Эгрант   02.03.2024 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.