Горцы Северного Кавказа и ценности Кубанских Казак

Время Кавказской войны было периодом, когда казаки, переселившиеся на берега Кубани, адаптировали свою систему ценностей к новым условиям и окончательно ее утверждали. В этом процессе важную роль сыграли условия военного времени и прямые контакты с местным населением Северного Кавказа - горцами. Особенно значительное влияние оказали горцы на формирование такого важного элемента казачьей культуры, как форменная одежда.

Казачья форма одежды служила символом культурно-психологического облика казака и его представления об идеале себя. Для казаков было неприемлемо носить обычную солдатскую форму, так как это расценивалось как потеря статуса и выбытие из общества. Военнопленные белоказаки отреагировали на переодевание в обычную солдатскую форму смехом, тоской и горьким раздумьем. Форменная одежда кубанцев была измененной версией горской мужской одежды. Почему же она превратилась в мундир? Скорее всего, это произошло из-за реализации традиционных ценностей и эстетических установок в новых условиях. Война на Кавказе, особенно в зоне лесов и предгорий, была новым явлением для казачьей жизни и требовала значительных изменений. Прежде всего, речь идет о снаряжении воина. Казаки в основном взяли на вооружение боевой комплекс черкесов, состоящий из одежды и оружия, адаптируя его к условиям войны на Кавказе. Линейцы освоили этот комплекс уже в начале XIX века, а у черноморцев это заняло больше времени.

Одновременно с адаптацией вооружения происходило и социопсихологическое приспособление к новым условиям. Черноморцам пришлось менять походную одежду, оружие, лошадей, седла, тактические методы, а для большинства из них это было привычкой мужика-пахаря, который внезапно оказывался на опасной границе. В результате боевых действий на кубанской границе казаки смогли объединиться на основе воинских ценностей, которые были сложившимися задолго до переселения. Система ценностей определяла, что можно заимствовать и как перестроить культуру. Основным критерием было соответствие воинскому духу, объединяющему боевую эффективность и эстетическую привлекательность, которая была хорошо знакома благодаря тем, у кого происходило заимствование. Например, черкесское снаряжение не мешало движениям, соответствовало условиям Кавказа и было удобным для партизанской войны.

Выводы:
- Эпоха Кавказской войны была временем адаптации казаков к новым условиям и окончательного формирования их системы ценностей.
- Горцы Северного Кавказа оказали большое влияние на казачью культуру, особенно на форменную одежду.
- Казачья форма одежды была символом культурно-психологического облика казака и его представления об идеале себя.
- Адаптация к новым условиям во время войны требовала изменений как в снаряжении воина, так и в социопсихологическом приспособлении.
- Система ценностей определяла, что можно заимствовать и как перестроить культуру, приоритет отдавался соответствию воинскому духу.
Современниками великолепные черты горского воина признавались в совокупности, что привело к популярности боевой черкесской одежды и оружия. К примеру, казаки особо ценили шашки горского типа, которые превосходили традиционные сабли как по боевым возможностям, так и по удобству ношения. Эта популярность горской культуры среди казаков была обусловлена их высоким уровнем развития воинской субкультуры черкесов, а также его храбрым и решительным поведением на поле битвы, которое вызывало восхищение у казаков. Даже после десятилетий спустя они всё ещё высоко оценивали черкесских воинов. Все эти элементы облегчили усвоение казаками горской военной культуры.

Эффективность горского снаряжения и репутация его носителей сыграли важную роль в том, что его стали воспринимать как "красивое". Эстетический взгляд на горскую культуру содействовал пониманию и принятию адыгского боевого комплекса. Красота форменной одежды выделяла воинскую доблесть казаков и помогала отличать их от других групп населения.

Одежда также играла роль в выделении казаков из среды восточнославянского населения. Они гордились отличием своего внешнего вида от "мужиков", и мундир был признаком их особого социального статуса. Казачья одежда, воспринимаемая как кавказская, подчеркивала сходство с горцами, свободными и храбрыми воинами, и отличала их от податных крестьян. В то же время, она также символизировала победу над горцами.

Условия набеговой войны сохраняли некоторые архаичные элементы казачьего быта и мировоззрения. Например, они способствовали сохранению представления о военной добыче как необходимом элементе повседневной жизни и помощи в хозяйстве. Казаки выделяли долю из своей военной добычи для вдов и сирот, а также восстанавливали поголовье скота, если он был захвачен горцами.

Эти обстоятельства времени войны и общения с воинственным народом актуализировали традиционные качества казаков, такие как храбрость, сила, ловкость и смекалка.


Рецензии