Псалом 2. Песнь Давида

Поэтическое переложение 2 псалма Давида

Всколыхнулись мятежные орды.
Чернь, восставшая против Христа,
Со князьями замыслили сговор,
Приготовили к бою войска.

Божья заповедь им, словно путы,
Проклинают Мессию Царя.
Злая воля затеяла смуты
И кровавая брезжит заря.

Отдал Бог во владение Сыну
Племена и народы земли,
Дабы Пастырем был им отныне -
Божьей Правде, Закону учил.

Трепещите князья! И покайся,
Образумься блудливый народ!
Разгорается Божия ярость,
Страшен будет во гневе Господ.

Он сразит грешный род непокорный
В наказанье каленым жезлом,
Как сосуд для питья непригодный,
Преисполненный ядом и злом.

Образумьтесь и Сыну служите,
Близок час, чтобы ярость испить.
С беззаветною верой живите,
Если вечно желаете жить.




Библия » Синодальный перевод
Псалом 2
1 Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.



Библия » Cовременный перевод WBTC
1 Почему народы мира пышат злобой? Зачем тщеславные вынашивают планы?
2 Цари их вместе сплачивают силы бороться против Бога и Его Помазанника.
3 Говорят они: "Восстанем против Бога и Его Помазанника, сбросим их оковы!"
4 Но Царь Небесный, наш Господь, смеется над этими людьми.
5 К ним обращая Свой упрек и гнев, им говорит Господь:
6 "Тот человек на царство избран Мной, и на святой горе Сионе он Мной царствовать поставлен".
7 Я волю Господа всем возвещаю. Он мне сказал: "Ты — сын Мой, Я сегодня стал для тебя Отцом.
8 И если ты попросишь, народы все твоими будут, всё станет на земле тебе подвластно!
9 Любой народ ты в силах уничтожить, разбить, как глиняный горшок прутом железным".
10 Так будьте мудрыми, цари, не забывайте, правители, об этом. И в страхе
11 служите Богу нашему.
12 Всю вашу веру в Сына Божьего явите. Иначе Он вас уничтожит в гневе, столь близок Он к тому, чтоб гнев Свой проявить! Но те, кто положился на Него, благословенны!



Библия » Перевод Юнгерова ВЗ
Псалом 2
1 Псалом Давида. Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное?
2 Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его,
3 говоря: «Расторгнем узы их и свергнем с себя иго их».
4 Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь унизит их.
5 Тогда изречет им в гневе Своем и яростью Своею смятет их.
6 Я же поставлен Им царем над Сионом, святою горою Его,
7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал Мне: «Ты — Сын Мой, Я ныне родил Тебя.
8 Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое.
9 Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их».
10 И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли.
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом.
12 Воспользуйтесь научением, дабы не прогневался Господь, и вы не погибли с правого пути, когда воспламенится вскоре ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него.



Тегилим /Перевод Б. Хаскелевича/
2.
(1) Зачем возмущаются народы и племена замышляют тщетное?[13]. (2) Восстали цари земли, а князья совещаются вместе – против Бога и против помазанника Его: (3) «Расторгнем узы их, свергнем с себя оковы их!». (4) Сидящий в небесах смеется, Бог насмехается над ними. (5) Тогда заговорит Он с ними в гневе Своем и в ярости Своей приведет их в смятение: (6) «Ведь это Я поставил царя Моего над Сионом, святой горой Моей!». (7) Возвещу устав: «Бог сказал мне: “Ты – сын Мой. Сегодня Я родил тебя[14]. (8) Проси у Меня, и Я отдам народы в наследие тебе и во владение тебе – пределы земли. (9) Ты сокрушишь их жезлом железным, как сосуд горшечника разобьешь их”». (10) Теперь же, цари, образумьтесь! Внимайте назиданию, судьи земли! (11) Служите Богу в страхе и ликуйте [пред Ним] в трепете. (12) Жаждите чистоты [сердца], чтобы не прогневался Он и чтобы не погибнуть вам в пути, когда гнев Его возгорится внезапно. Счастливы все уповающие на Него.





Толкования

Библия » Новой Женевской Библии Псалом 2

« 1 псаломПсалтирь2 псаломЖеневская3 псалом »
Пс 2 Тема царства — основная в данном псалме. В отличие от большинства других царских псалмов, в которых мотивы царствования Господа и земного правителя звучат, как правило, отдельно, Пс 2 тонко сочетает их путем противопоставления Царя небесного и Его земного помазанника, с одной стороны, и враждебных им «царей земли» — с другой.

В древнееврейской версии этот псалом не имел заглавия, которое было добавлено позднее в виду того, что в НЗ авторство псалма однозначно приписывается Давиду (Деян 4:25).

В Новом Завете цитаты из Пс 2 и ссылки на него встречаются неоднократно (Мф 3:17; Мф 17:5; Деян 4:25;27; Деян 13:33; Рим 1:4; Евр 1:5; Евр 5:5). Иисус Христос — одновременно и сын Давида, и Сын Божий. Именно в Нем окончательно исполнилось обетование Господа Давиду. Данный псалом, являясь вполне органичной частью ВЗ, далеко опережает ветхозаветный контекст, непосредственно указуя на пришествие Христа.

2:1;3 Богопротивный союз земных царей обращает свою вражду против Бога и Его избранника на земле.

2:1 народы. Этим словом в Библии практически всегда обозначаются язычники.

2:2 цари земли. Значительную долю ответственности за деяния языческих народов несут их правители.

Помазанника Его. Обычно считают, что это выражение относится исключительно к Иисусу Христу (поэтому как в NIV, так и в русском Синодальном переводе оба слова начинаются с заглавной буквы), однако, если принять во внимание ветхозаветный контекст создания псалма, то очевидно, что имеется в виду также и царь из рода Давида. Тем не менее, в конечном счете, оно обращено именно ко Христу, ибо любой представитель династии Давида лишь отражает славу Мессии постольку, поскольку прообразует Его пришествие.

2:3 Расторгнем узы их. Эта метафора подразумевает призыв к восстанию против Бога и Его Помазанника.

2:4;6 В ответ на враждебность царей земли, Господь утверждает в качестве царя Своего избранника.

2:6 Царя Моего. Господь отвечает на сплоченное противодействие Ему земных царей помазанием Царя, Который будет представлять Его на земле. Речь в данном стихе идет в первую очередь о Христе.

над Сионом. Сион — холм в Иерусалиме, возвышающийся севернее города Давида, именно он был избран Богом как место возведения храма. Часто Сионом называется весь Иерусалим. Будучи тем местом, где Господь зримо присутствовал среди Своего народа, Сион являлся земным символом небесной реальности.

2:7 Ты Сын Мой. Здесь и далее речь ведется от лица Давида, по-своему толкующего заключение завета между Господом и домом Давида (2Цар 7:14). Заключая этот завет, Господь обещал помогать верным Ему потомкам первого царя. Царствование же Давида прообразовало собой пришествие Иисуса Христа (Деян 13:33;34; Рим 1:4; Евр 1:5; Евр 5:5; см. также Введение: Характерные особенности и темы).

ныне. Данный псалом изначально был предназначен для прославления только что взошедшего на престол монарха.

2:9 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».

2:12 Почтите Сына. Словом «сын» в данном стихе переведено не обычное древнееврейское слово «бен», а несколько неожиданное в таком контексте арамейское «бар». В NIV, равно как и в русском Синодальном переводе Библии, это слово начинается с заглавной буквы, что является однозначным указанием на понимание этого стиха в мессианском смысле (см. ком. к ст. 7, а также вводные замечания к рассматриваемому псалму).



Библия » Толковая Библия Лопухина

Псалом 2
« 1 псаломПсалтирь2 псаломЛопухина3 псалом »
В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний (Деян 4:25), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего».

В Пс 2:1;4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру (Пс 2:5;9), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом (Пс 2:6) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.

Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг (2Цар 7:12;16), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

В первой части псалма (1;9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1;5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6;9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10;12).

Пс 2:1. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Пс 2:2. Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

«Мятутся» — волнуются, «замышляют тщетное» — замышляют не осуществимое; «цари» — высшие правители государства, «князья» — военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.

Пс 2:3. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

«Расторгнуть узы» и «свергнуть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (2Цар 10:6;13), которые возбудили против Давида и сирийцев (2Цар 10:6), ранее уже покоренных Давидом (2Цар 8:5;6).

Пс 2:4. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

Пс 2:5. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

«Живущий на небесах» — по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.

Пс 2:6. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею»

Пс 2:7. возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помазан» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

Пс 2:8. проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

Пс 2:9. Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» — посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.

Пс 2:10. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Пс 2:11. Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

Пс 2:12. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Враги Давида «судьи земли» — высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться («вразумитесь и научитесь»), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред ним с благоговейным «трепетом», со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.

Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9;10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян 13 и по посл. к Евр 1:5, 5 относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян 4:27;28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом — пророчески-мессианский.



Библия » Комментарии МакДональда
Псалом 2: Непреложное предопределение

Чтобы рассматривать этот псалом в надлежащем контексте, мы должны задуматься о грядущем, об окончании времени Великой скорби, о самых последних моментах перед возвращением и воцарением нашего Господа Иисуса Христа. Тогда грандиозное скопище правителей и народов объединится в своем рьяном стремлении не дать Христу взойти на престол всемирного Царства.

В Деян 4:25;28 Петр и Павел соотносят Псалом 2 с отвержением Христа. Действительно, частично его пророчества исполнились, когда Ирод, Понтий Пилат, язычники и народ израильский объединились, чтобы убить Христа. Но окончательное исполнение еще только грядет.

2:1;3 Но такое объединение окажется тщетной попыткой. «Зачем», спрашивает псалмопевец, «языческие народы и племена Израилевы вступили в такой безнадежный заговор? Разве могут языческие цари и израильские правители рассчитывать хоть на какой-то успех в своем восстании против власти Господа и Помазанника Его?»

2:4;6 Господь на небесах посмеется над их непомерной дерзостью. Он посмеется над их сжатыми кулаками и огнеными лозунгами. Их похвальба и угрозы подобны писку мыши, восставшей на льва!

В конце концов Бог прервет Свое молчание. Когда Он заговорит, Его слова будут наполнены такой яростью и гневом, что Его враги придут в ужас. Тогда они услышат Его непререкаемое решение: «Я поставил Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Как только Бог провозгласит это решение, его исполнение станет таким же непреложным, как если бы оно уже было осуществлено.

2:7 Затем и Сам Христос провозгласит Свое свидетельство. Он раскроет, что в личной беседе Отец сказал прежде всех Ему: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Это Божие определение можно понимать по меньшей мере в четырех разных смыслах. Во-первых, в том прямом смысле, что Христос есть предвечный Сын Божий. Однако в Деян 13:33 этот стих приводится в связи с воплощением Христа. В третьем значении Христос рожден при Воскресении — «первенец из мертвых» (Кол 1:18). И наконец, некоторые полагают, что «ныне» относится к грядущему дню, когда Христос взойдет на престол как Царь.

2:8 Но Отец также добавляет: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». Иными словами, Бог Отец обещает Своему Сыну владычество над всем миром. Вся Земля покорится Его власти, и Его владения будут простираться от моря до моря.

2:9 И наконец, Бог дает Христу прерогативу наказывать непокорных и мятежных. Он поразит жезлом железным тех, кто восстает против Него; они будут сокрушены, как сосуд горшечника. Из других книг Писания мы знаем, что Христос будет использовать Свою власть и при Своем возвращении, и во время Своего тысячелетнего Царства. А перед Его помазанием Царем, Он уничтожит тех, кто не познал Бога, и тех, кто не внял Благой Вести. Затем, во время Миллениума, Христос будет владычествовать жезлом железным, карая непокорность, где бы она ни подняла свою уродливую голову.

2:10;11 Далее мы слышим голос Святого Духа. В проникновенном благовествовании Он призывает: «цари и правители, служите Господу и любите Его». Отвержение Духа означает погибель, а доверившиеся Ему обретут безопасность и истинное счастье.

2:12 Для человека уповать на своего Творца — это самое разумное, логичное и естественное, что только можно делать. И напротив, неверие в Бога и неповиновение Вседержителю настолько неразумны, насколько это возможно.




Библия » Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 2

Ни в еврейской, ни в греческой Библиях имя Давида этому псалму не предписано. В русской Библии оно поставлено на основании слов апостола Петра в книге Деяний Апостолов (Деян 4:25). Этот псалом хорошо знаком всем изучающим Новый Завет — как содержащий в себе откровение об Иисусе Христе. Воспевающий пребывание на троне Божиего помазанника, он был в ветхозаветное время одним из «царских псалмов»; другими являются: Пс 17, 19;20, 44, 71, 88, 100, 109, 131, 143.

Царствование Давида было, как известно, сопряжено с постоянными войнами. И одной из самых тяжелых была его война с объединенными силами сирийцев и аммонитян. Может быть, она и подразумевается в этом псалме под «восстанием царей против Божиего Помазанника» (стих 2). Главное же в нем — это раскрытие того обетования, которое Давид получил от Бога через пророка Нафана (2Цар 7:12;16) относительно того, что в семени его царство его будет вечным. И утверждение, что царство это распространится на всю землю (стих 8).

Автор псалма призывает языческих царей отказаться от своих мятежных планов, направленных против Господа и Его помазанника. Он как бы недоумевает, как решились они на столь безнадежное предприятие? (стихи 1;5) Не лучше ли им опомниться («вразумиться», «придти в разум») и подчиниться тому, кого Господь как сына назначил царствовать над всем миром, чтобы не погибнуть (стих 12) от его «жезла железного»! (стих 9).

А. Мятутся народы… (2:1;3)

Пс 2:1;3. Давид удивлен тем, что цари земли пытаются «свергнуть» с себя власть Божиего Помазанника (евр. Машиах; греческое слово Христос), т. е. его власть, — того, который получил ее по решению Бога, через помазание его на царство пророком Самуилом. Напомним, что «помазанником» становился в древнем Израиле всякий помазанный на царство пророком. Но подтверждение свыше власть его получала лишь в случае повиновения его Богу. Такого царя Бог Сам поддерживал Своею силою. Вот почему планы языческих царей (народов) против «помазанника» нередко оказывались «тщетными» (стих 1), как если бы они были направлены против Самого Создателя.

Б. Господь посмеется над ними (2:4;6)

Пс 2:4. Давид не сомневается в том, что Живущий на небесах лишь посмеется дерзости языческих царей. О реакции Бога псалмопевец рассуждает в «человеческих терминах».

Пс 2:5;6. Господь посрамит Своих противников и яростью Своею приведет… в смятение тех, которые решились восстать против Его помазанника. Эти слова Давида относятся к нему самому. Но они верны и в отношении его великого Потомка Иисуса Христа, Который придет в конце времен.

Ссылки на «Сион» встречаются в Псалтири до 40 раз. Первоначально так назывался, город хананеев, завоеванный Давидом (2Цар 5:7). Позднее это название стало относиться к храмовой территории, а затем и ко всему городу Иерусалиму (толкование на Плач 1:4; Зах 8:3).

В. Давид о завете с Господом (2:7;9)

Пс 2:7. Псалмопевец говорит об открывшейся ему воле Господа: Ты Сын Мой. Подразумевается завет, заключенный между ним и Богом: «воцарив» Давида, Господь как бы усыновляет его (2Цар 7 14). «Сын» в этом контексте явно звучит и как мессианский титул. Но в отношении лично Давида утверждает законность его права на власть. Ныне подразумевает день коронации. Я… родил тебя — метафорическое выражение, в которое облечена мысль об усыновлении Давида Богом.

Пс 2:8. «Сыновство» Давида подтверждается правом, данным ему Отцом, просить наследие и — получить его, которое со временем включит в себя не только народы, живущие по соседству (в первую очередь, очевидно, подразумевались восставшие против Давида сирийцы и аммонитяне), но и дальние пределы земли.

Пс 2:9. Ты поразишь (врагов) жезлом железным; сокрушишь их, как глиняные сосуды. «Жезл» (то же, что «скипетр» и «посох») — символ власти пастуха над его стадами, а царя — над его подданными. Восставшие на царя окажутся перед ним, что глиняные сосуды под железной палкой. Видят здесь и другой образ, заимствованный из практики египетского ритуала проклятия. Фараон, одержав победу над мятежным городом или народом, разбивал своим скипетром их священные глиняные сосуды, символизировавшие эти города и народы.

Г. Призыв псалмопевца (2:10;12)

Пс 2:10;11. Под «судьями земли» понимаются представители высшей власти в среде враждебных Израилю народов, сами цари их, осуществлявшие и судебную власть. Псалмопевец призывает их смириться перед Господом, «научившись» тому, что против Него не бороться следует, но служить Ему в благоговейном страхе и трепетно радоваться милостям, получаемым от Него.

Пс 2:12. Продолжение мысли о необходимости для «царей» почтить Сына, т. е., подчинившись Господу, подчиниться и помазанному сыну Его, царю Израиля. В противном случае гнев Его возгорится, и они падут жертвами его. Из еврейского текста не совсем ясно, имеется ли в виду гнев Самого Господа или того, кто ближе всех стоит к Нему, — сына Его. Согласно 2:9, речь в ближайшей перспективе может идти о самом Давиде, который нанесет поражение мятежным царям; впрочем, в контексте псалма они неотделимы друг от друга: Небесный Отец и Его помазанный сын. «Служить» Господу (стих 11), угодить Ему нельзя, не признав над собой власти «Его Сына» (стих 12).

Получение сыном «наследия» от Отца и его вступление в управление им (Пс 2:8;9) сопоставимо со вторым пришествием Христа, которое и повлечет за собой «излияние гнева» на противников Бога и Его Помазанника, но и дарование «блаженства» (стих 12), счастья, всем уповающим на Господа, всем готовым подчиниться Его планам управления миром через Иисуса Христа, великого Сына Давидова. Нет сомнения в том, что перед нами один из мессианских псалмов.




Библия » Комментарии Сперджена
Псалом Мессии-Царя
Заглавие

Мы не слишком ошибемся, если назовем этот возвышенный псалом псалмом Мессии-Царя, ибо он рисует нам, словно в чудесном видении, мятеж народов против Помазанника Господнего, непоколебимое намерение Бога возвеличить Своего Сына и царствование Сына над всеми Его врагами. Будем же читать его глазами веры, наблюдая, как в зеркале, окончательную победу Господа Иисуса Христа над Своими врагами. Вот как прокомментировал этот псалом Лоут: «Тема псалма — воцарение Давида вопреки противостоянию его врагов. Давид вкладывает в свой псалом два смысла: буквальный и аллегорический. Если читать этот псалом, имея в виду простого человека, Давида, то его значение очевидно и совпадает со священной историей. Вместе с тем, в выражениях и образах псалма мы замечаем необыкновенный свет: слог автора то и дело воспаряет к небесам, Давид как бы намекает, что в его песне содержится более глубокий, скрытый, но величественный смысл, и побуждает нас поразмышлять о нем. Если же видеть в этом псалме описание личности и миссии духовного Давида, то перед глазами тотчас возникнет череда великих событий священной истории, и значение этих строк становится еще более очевидным и возвышенным. Стиль, не вполне приличный царю Израиля, не покажется чрезмерно величественным, если мы переведем взгляд на его великий прообраз. Но давайте рассмотрим этот псалом как целостное произведение, и тогда мы увидим всю красоту и величие этого удивительного поэтического творения. Мы ощутим, что между двумя смысловыми пластами этого псалма существует полная и совершенная гармония, между ними можно проводить четкие параллели, они перекликаются во всех подробностях, при этом аналогия настолько удачна, что даже непонятно, какой из Давидов является образом, а какой — прообразом, какой из смыслов является оригиналом, а какой — копией. Двоякий смысл псалма позволяет нам взглянуть на его содержание в новом свете; благодаря этой его особенности стихи становятся более глубокими и захватывающими, внимание автора постепенно переходит с земного на небесное, с человеческого на божественное, тема становится все возвышенней, пока наконец псалом не достигает сияющих небес».

Композиция
Этот псалом проще будет понять, если разделить его на четыре части. Стихи 1, 2 и 3 — мятеж народов, с 4-го по 6-й — насмешка Господа, с 7-го по 8-й — Сын возвещает определение, а с 10-го и до конца — совет царям покориться Помазаннику Божьему. Такая композиция обусловлена не только смыслом, но и поэтической формой псалма, который естественным образом распадается на четыре строфы, по три стиха в каждой.

Истолкование
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. 3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

В первых трех стихах говорится о том, что человеческая природа ненавидит Господа Христа. Едва ли эту ненависть можно было прокомментировать лучше, чем то сделали апостолы в своей молитве (Деян 4:27;28): «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».

1. Начинается псалом с гневного вопроса, который, впрочем, вполне уместен. Стоит ли удивляться, что один вид немощных тварей, вооружившихся против Бога, вызвал у псалмопевца гневное недоумение? Мы видим, как народы мятутся, ревут, подобно морю, пенящемуся грозными волнами во время большого шторма. Затем мы переводим взгляд на племена, замышляющие против Бога тщетное. Где много ярости, там всегда много глупости, и здесь мы видим ее в преизбытке. Заметьте, что мятежи начались не только по желанию народа, но и по воле вождей.

2. «Восстают цари земли». В неистовой злобе они собрали все свои силы для войны с Богом. Их злость не мимолетная, а глубоко укоренившееся и давняя: они решительно воспротивились Князю мира. «Князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Свою войну они ведут искусно, не с глупой поспешностью, а обдуманно. Они используют весь свой опыт. Подобно фараону, они кричат: «Перехитрим же его!» Если бы люди были вполовину столь мудры в служении Богу, как мудры враги Божьи, штурмующие Его Царство! Грешники проявляют смекалку, а святые — глупость.

3. Но что же говорят мятежники? В чем цель их мятежа? «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». «Вырвемся на свободу, чтобы беспрепятственно творить свои беззакония. Сами будем себе богами. Избавимся от всех ограничений!» Призывая к мятежу, предатели добавляли: «Свергнем с себя оковы их», (как будто это так просто!), «сбросим с себя узы их». Что? О цари! Неужто вы вообразили себя Самсонами? Разве узы всемогущего Бога — это ивовые прутья? Не думаете ли вы, что можете разорвать повеления Божьи, уставы Всевышнего, словно тонкую бечевку? Вам ли говорить: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их»?

В истории действительно были монархи, говорившие такие слова, и по сей день на земле достаточно мятежных царей. Каким бы безумием ни был мятеж против Бога, человек упражняется в нем с момента своего сотворения. Славное Царство Христово, грядущее в последний день, настанет только после того, как народы поднимут великий мятеж. Его пришествие будет подобно огню очищающему, а тот день будет печью огненной. Земля предала своего законного Владыку и предпочла узурпаторов: великая битва последнего дня явит как любовь мира к греху, так и могущество Господа Саваофа, который отдаст царство Сыну Своему единородному. Для безбожника иго Христово тяжко и невыносимо, а для спасенного грешника оно легко и приятно. Испытать себя просто: нужно только спросить себя, любим ли мы это иго или желаем его сбросить.

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею…»

4. Давайте оставим совещания злонамеренных и ярость мятежников и обратимся к тайной премудрости Божьей. Что ответил на это Бог? Как поступил Царь с людьми, отвергнувшими единородного Сына, Наследника мира? Обратите внимание, с каким достоинством всемогущий Господь изливает на князей и взбунтовавшиеся народы Свое презрение. Он не потрудился даже подняться с престола, чтобы вступить с ними в битву, потому что знал, сколь бессмысленны, безумны и тщетны их потуги. Он просто посмеялся над ними.

5;6. Посмеявшись над безумцами, Господь готов говорить; Ему незачем вступать с ними в бой: одного дыхания Его уст вполне достаточно, чтобы стереть их с лица земли. Он пошлет против них Слово и сделает это именно тогда, когда их могущество достигнет апогея, а ярость выйдет из берегов. Что же скажет Он? Воистину, слова Его изумляют. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Восхитительно, не правда ли? Господь говорит, что уже сделал то, чему враги пытаются помешать. У них только зреют злые планы, а Он уже сотворил все, что было необходимо. Воля Господняя свершилась, а воля человеческая неистовствует тщетно. Помазанник Божий воцарился и не будет постыжен.

Оглянитесь на минувшие века, полные неверия. Вспомните, с какой ненавистью и злобой человек всегда отзывался о Всевышнем, прислушайтесь к грохоту земных богохульств и задумайтесь о том, что все это время Бог говорил: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Иисус царствует, на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством, и Его непобедимое Царство наступит, когда Он примет Свою власть и будет править от великой реки и до края земли. Даже теперь Он правит с Сиона, и наши торжествующие уста возносят хвалу Князю мира. Возможно, грядут великие битвы, но мы можем быть уверены, что победа будет за Господом и Царем. Будущее — за великими победами; да грядут они, Господи! Слава и радость Сиона — присутствие великого Царя; Он защищает его от врагов и насыщает всяким благом. Иисус сидит на престоле благодати и власти посреди Церкви Божьей. Он — лучшая защита для Сиона, да возрадуются в Нем все жители святого града!

Крепки цитадели небесного града.
У врат неприступных стражи стоят.
Мощны основанья, вовек недвижимы
Под ними — советы и мудрость Твоя.

Напрасно враги замышляют бунтарство
Их ярость пред Богом слаба и смешна.
Бушуют они, словно волны на море,
Но, встретивши берег, стихает волна.

7 «…Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

7. Второй псалом похож на сценарий пьесы: в этих стихах на сцену выходит третий персонаж. Мы уже знаем о совещаниях нечестивых и о престоле Божьем, а теперь перед нами предстает Помазанник Божий. Он предъявляет Свои права на верховную власть и грозит изменникам неминуемой карой. Бог посмеялся над замыслами и яростью нечестивых, и теперь на сцене появился Христос, Помазанник Божий, как воскресший Искупитель, который «открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим 1:4). Помазанник смотрит на дерзкие лица мятежных князей и говорит: «Если вы до сих пор не поняли, как глупо вести войну со Мной, Я возвещу определение». Господь провозглашает установление Царства — именно против этого народы бунтуют.

«Ты Сын Мой». Это вернейшее свидетельство божественности Эммануила. «Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» Какое благословение, что нам дарован божественный Искупитель! На Него мы можем уповать! «Я ныне родил Тебя». Эти слова возвещают о божественности Господа Иисуса Христа, но не стоит слишком углубляться в эту тайну, ибо она бездонна. Ее следует принять благоговейно, не подвергая рациональному анализу. Эти слова, с другой стороны, относятся и к человеческой природе единородного Сына Божьего. Прочитав их, мы должны просто возрадоваться этой тайне и не осквернять ее священный смысл чрезмерным любопытством. Довольно с нас того, что открыто, а бесплодные исследования — пустая трата времени. Многие пытались найти исчерпывающее определение Троицы и раскрыть тайну Божества, но в результате потеряли самих себя — великие корабли разбились об эти рифы. Что же ждет нас, плывущих в утлых лодках?

8. «Проси у Меня». Все великие люди любят давать своим фаворитам то, что они захотят (см. Есф 5:6; Мф 14:7). Иисусу стоило только попросить. Он сказал, что даже народы отданы Ему в наследие, и возвестил им Свое определение. «Узрите народы!» — воскликнул Помазанник Божий, держа в некогда пронзенной руке скипетр верховной власти. Господь Бог вложил в десницу Помазанника Своего жезл гнева, который поразит мятежные народы. Несмотря на всю свою мощь, они будут сокрушены, как сосуды горшечника, разбиты вдребезги жезлом всемогущего Сына Божьего. Тот, кто не покорится Сыну, будет сломлен. Никто не восстановит разбитые сосуды; если грешников поразит Христос, они навсегда погибнут.

О, грешники, ищите благодати,
Ведь гнев небесный слишком тяжек вам.
Благословенный крест да будет вам приютом,
И обретете избавленье там.

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

10. Сцена меняется, и злоумышленники слышат совет от Господа Бога. Он увещевает их покориться Сыну, воздать Ему честь и служить Тому, кого прежде они ненавидели. «Итак вразумитесь, цари!» Принимать наставление всегда мудро, особенно если это наставление душеспасительно. Так вразумитесь же ныне, нечестивцы, оставьте злые помыслы и с радостью покоритесь Тому, кто все равно заставит вас покориться. Как велика мудрость слушающих Иисуса и как ужасно безумие непокорных!

11. «Служите Господу со страхом»; пусть в вашем служении присутствует и благоговение, и смирение. Бог исполнен величия; мы же — ничтожные твари. Поэтому склоните перед Ним колени в смиренном трепете, и пусть сыновний страх научит вас послушанию Отцу вечности.

«Радуйтесь с трепетом». Христианская радость всегда смешана со святым трепетом, и эту священную смесь, этот фимиам, должно воскурять только на жертвеннике всевышнего Бога. Страх без радости — мучение, а радость без священного страха — самонадеянность. А если так, надо смириться перед Богом и покориться Ему. Как страшно погибнуть во грехе, на пути бунтарства, и как внезапно может испепелить нас гнев Господень. Богу даже не нужно в семь раз больше обычного разогревать Свой гнев, стоит ему разгореться хоть немного, и Он сотрет нас с лица земли. О, грешник, внемли предупреждениям Господним, ибо «Бог наш есть огнь поедающий»!

Обратите внимание на благословение, данное в заключение псалма: «Блаженны все, уповающие на Него». Имеем ли мы часть в этом благословении? Уповаем ли мы на Него? Наша вера может быть тоньше паутинки, но если это подлинная вера, то мы воистину благословенны. Чем больше мы уповаем, тем больше мы познаем это блаженство. Посему завершим сей псалом апостольской молитвой: «Умножь в нас веру».

Если в первом псалме праведный противопоставлялся нечестивому, то во втором мятежный и непокорный дух безбожного мира противопоставляется воцарению праведного Сына Божьего. Если в первом псалме нечестивые были «как прах, возметаемый ветром», то во втором псалме нечестивцы сравниваются с разбитым сосудом горшечника. Если в первом псалме праведник уподоблен дереву, посаженному у потока, то здесь мы видим Христа, совершителя нового завета, ставшего не просто деревом, посаженным у потоков водных, но и царем над многочисленными островами. Ему поклонились все язычники, они повержены в прах; Он же раздает благословения всем, уповающим на Него. Первые два псалма достойны особого внимания, ибо являются, по сути, введением в Псалтирь. Некоторые древние авторы даже соединяли их в один псалом. И все же это два псалма, поскольку Павел цитировал именно второй псалом (Деян 13:33). Первый псалом открывает нам характер и удел праведников; второй — показывает, что все псалмы свидетельствуют о Христе-Мессии, великом Князе, владычество которого простирается от реки до концов земли. Мы ничуть не сомневаемся в том, что оба этих псалма пронизаны пророческим духом, однако мы не чувствуем в себе достаточно мудрости, чтобы вторгаться в эту область, и предоставляем это право более достойным толкователям Библии.


Рецензии
Чётко!
Спасибо!
С уважением, КФТ.

Краузе Фердинанд Терентьевич   02.02.2024 22:33     Заявить о нарушении
Огромное Вам спасибо за помощь и поддержку!
С уважением и благодарностью Нина

Нина Шендрик   02.02.2024 23:01   Заявить о нарушении
Благодарю Татьяну Вика за ценные замечания, которым я последовала!

Нина Шендрик   07.03.2024 13:48   Заявить о нарушении