Покорители целины

                ПОКОРИТЕЛИ ЦЕЛИНЫ

                Миколав мiй зорянuй краю,
                Я дарую тобi знов i знов
                Пiсню серця веселу без краю
                Та горячу i щiру любов.

  Четыре года  строительного техникума остались там, где открылась дверь в мою взрослую жизнь. Мне всего семнадцать с половиной лет. Я гордо держу  в одной руке диплом техника-механика строительных машин и оборудования, в другой — направление на работу, а в кармане шелестят  подъёмные — это деньги на дорогу и первое время обустройства на новом месте.
Советский Союз — СССР простирался  от границы с западной Европой  до Сахалина и Курильских островов. Поезд пересекает страну от Москвы до Дальнего востока за одиннадцать дней.
  При распределении нас не принуждали ехать по одному адресу, а предлагали варианты, но не в столицах или  больших городах, хотя уже десять лет как закончилась Вторая Мировая война и  страна поднималась с руин. Нет, молодым специалистам  предоставили выбирать Север, Урал, Казахстан. Я выбрал Казахстан. На Урале и Севере очень холодно, а я южанин, люблю солнце и тепло.
  Конечно, моё назначение не вызвало восторга у моих дорогих женщин. Из родных людей у меня только мама, сестра и тётя Нина. Как расстаться с единственным мальчиком, мужчиной, защитником, ведь он  уездает так далеко и так надолго.
Ничего не поделаешь, государство учило, стипендию получал. По закону должен отработать два года по специальности там, где нужнее всего.
  На перроне последние обнимания, слёзы, напутствия и я уже в вагоне. Билет до города Чимкент, что в переводе на русский — зелёный город. Всего пять дней пути и я прибыл. Чимкент это не северный Казахстан, там зимы и снега не бывает. Загорай круглый год, курорт да и только. В пути было не скучно. Со мной ехал ещё один выпускник, но с факультета Гражданское строительство. Поезд останавливался на небольших станциях. В нашем плацкартном вагоне люди часто менялись, вспоминаю телогрейки, фуражки, шапки-ушанки, платки. Остановки недолгие, но мы успевали купить что-нибудь поесть,  вагон-ресторан не для нас, не доросли ещё. Где-то везло купить  пирожки с повидлом, ливером или картошкой, где-то выскакивали попить газировки со сладким сиропом. В обшем, не голодали.
  Что нас ждёт, где и чем мы будем заниматься даже представить не могли. А за окном вагона картинки меняются как в калейдаскопе. Дремучий лес вдруг превращается в бескрайнее поле, покрытое отдельными островками кустов. Поезд миновал несколько мостов через реки, названия которых мы не знали и уже не узнаем. В последний день пути я вижу степи до горизонта с редкими вкраплениями маленьких кибиток.
  В Чимкент прибыли ночью, до утра спали на вокзале. Позавтракали в буфете и двинулись на поиски строительного треста. Адрес- то был, но дорогу спрашивали у прохожих. Спрашивали, конечно, на русском, но и ответы, к нашему удивлению, получали на русском.Благополучно добрались до места и в отделе кадров нас пригласили в разные кабинеты. Больше мы друг друга не видели.
Никто не удивился моему возрасту. В то время взрослели быстрее. В эвакуации, во время войны, когда взрослые трудились с утра до ночи, что бы прокормиться, присматривать за мной было некому, так что очень даже повезло всей семье, когда меня шестилетнего зачислили а первый класс. Направление на работу я получил быстро и без вопросов.
Через несколько дней машина с грузом будет ехать к месту моего назначения, прихватят и меня. В ожидании я гостил у работника треста потому, что гостиница мне была ещё не по карману. Спасибо  им за доброту. Эта супружеская греческая бездетная пара осталась в моей памяти как хлебосольные и доброжелательные люди. Да, и ещё, хозяйка мыла посуду с мылом, это я увидел впервые.
  К стройтресту я прибыл рано утром в назначенное время. Мне очень повезло, начальник моего участка возвращался на работу после выходных. У меня появилась прекрасная возможность познакомиться и  присмотреться к этому человеку в дороге. Конечно, он лично приехал получить подарок из самой Украины в виде меня, чтобы увидеть и познакомиться с новым кадром. Строительный участок моей дальнейшей деятельности назывался Зерносовхоз имени Джамбула Джабаева — казахского поэта — акына.
Поездка заняла не более полутора часов и мы благополучно приземлилисть на строительном участке, вернее на земле зерносовхоза. Остановились у одноэтажного домика, такие же одинаковые дома стояли в ряд, недалеко друг от друга, ну прямо солдатики на плацу. Досочки как из-под рубанка, сверкают на солнышке, весело так, улыбчиво, очевидно покрыты антисептиком. Каждый дом огорожен невысоким забором, в нём две калитки, а это значит, что в домике будут жить две семьи. Я успел увидеть, что даже номеров на домах пока нет. Начальник участка Пётр Пётрович открыл калитку и пригласил меня войти в дом. Он разрешил называть его дядя Петя, так обращались к нему все рабочие. Шофёр взял мой фибровый чемоданчик и двинулся за нами. Внутри домик был удивительно просторный и уютный. Две комнаты и небольшая кухня. В спальне я увидел кровать с одеялом, подушками и двумя наборами постельного белья, а также стул и тумбочку, а на тумбочке стоял телефон. Моему удивлению не было предела. Сказка! На кухне и того больше — чайник, кружка, тарелки и электроплита. Видно было, что меня ждали как специалиста с дипломом строителя. Не знал дядя Петя кого ему подсунут, ладно, пусть хоть такой, только что вышедший из подросткового возраста, но после четырёхлетней учёбы в техникуме с серьёзными знаниями и желанием работать. Да, ждал меня дядя Петя и встретил по-человечески. Ни разу в жизни и нигде я ещё не был принят с такими почестями. После ознакомления с местом обитания я был приглашён пообедать в столовую. Думаю, что подали обычный обед, но накормили очень вкусно и сытно. Мы сидели с дядей Петей ели и разговаривали. Завтра к восьми утра мне нужно явиться на первую в моей жизни планёрку. Осталось только поблагодарить за приём, отдохнуть и осмотреться вокруг.
Однако приустал я и вернулся домой. Теперь здесь это мой дом. Я обнаружил ещё что-то для обустройства на новом месте, но, главное два ведра воды.  Это уж совсем неожиданный подарок.
Ладно, с бытовыми вопросами, а вот я ещё не мог и представить, что меня ждёт завтра. Что случится в моей жизни? Ясно, что работа, но какая, с кем и с чем прийдётся столкнуться. Задумался.
  Думи мои думи, лихо менi з вами. А ночь уже нависла чёрным покрывалом над зерносовхозом и над всем Казахстаном. Спать уже давно пора.
Проснулся рано, легко, с надеждой на хорошее. Спал с комфортом, не то, что дома в Николаеве на узкой кушетке, покрытой тонким одеялом и простынёй. В общем, дружок, вперёд и с песней, как говорится. Контора в обозримом пространстве, в метрах ста, не более. Мне вчера показали куда идти, искать не пришлось.
  Я вошёл в контору и обрадовался, что появился здесь первым. Через несколько минут начали появляться работники, здороваются, усаживаются. В конторе уже полно людей. Открывается дверь из другой комнаты и входит дядя Петя. Вчера он показался мне пидстаркуватым, далеко не молодым. Поседевший, морщины на лбу. Крепкий мужик, широкий в плечах, немного сутуловатый. Поздоровавшись, начинает знакомить меня с присутствующими. Завскладом — Надежда, бригадиры, завгаражом — он отвечает за всю двигающуюся технику, бульдозер, грейдер, в общем,  за всё, что возит, поднимает и копает. Дядя Петя ставит задачу на неделю. Выслушал просьбы всех специалистов и закрыл совещание. Меня же попросил остаться. Я понял, что с задачами механика справляется завгар. Дядя Петя долго не распотякивает. Вставай, и ходу на объекты. Идём, ехать не нужно, всё рядом. Оказывается, что я буду прорабом, домики буду ставить и хорошо ставить без брака и проблем. Понял, что все строительные работы на мне и люди тоже на мне.  Дядя Петя, ты даже не знаешь, что я механик, а не строитель и диплома моего не видел?  О, нет! Ты, паренёк, слишком наивен. Начальник мой тёртый калач и  его жизненного опыта хватит на пятерых таких, как ты. Ему всё равно, что ты заканчивал и за неимением нужного специалиста взял, кого давали. Ждать больше некого, на безрыбье и рак — рыба.  Будешь умницей — поможем, научим, а от дурня просто быстренько избавимся. Я это сразу понял, мозг не перегружен. Значит, буду строителем. Приняли тебя  по-человечески, значит, надо соответствовать. Настроил себя на работу, слушаю внимательно. Подумаешь, сборные домики, точно как в детском конструкторе. Финские сборные дома мы получаем с фотографиями, чертежами и разъяснениями. Машины  посложнее будут. Мы обошли все объекты, дядя Петя познакомил меня с рабочими, ну а теперь начинай работать самостоятельно. Красивые домики, собирать одно удовольствие.Один только вопрос, а долго ли эта деревяная красота простоит в таком климате? Но это уже не моя забота. Времени у меня много. Солнышко светит, светло. Хочу осмотреть всю стройку. Брожу, оглядываюсь. До горизонта только степь да степь, песчаная степь. Ни одного деревца, ни одного кустика не вижу. Зерносовхоз! Это правда, что будут здесь выращивать пшеницу или просто условное название места? Наверное, новый лозунг — Будем покорять природу — взят и проводится в жизнь. Ой, да Никита, ой да Хрущёв. А что, надо действовать. Людей давно покорили, теперь возмёмся за природу. А там дальше и ещё что-то подвернётся покорять.
На следующий день выхожу на объект самостоятельно. Работа кипит. Для двухэтажного дома делают подвал, роют вручную. Пацаны, выпускники ремесленного училища копают, трое в яме работают. Здороваюсь, по приставленной лестнице спускаюсь к ним, беру лопату и начинаю работать с ними, выравнивая стенки. Здесь уже поглубже, песок закончился и пошла глинистая почва. Остановился передохнуть и вижу, что пацаны лестницу вытолкали наверх и начали смеяться надо мной. Прошу прекратить концерт, никакой реакции. Вот придурки, такие насмешки не прощаются, уговаривать не собираюсь. Одна минута и все трое разбросаны по яме.  Хотели взять на слабо. Да, не получилось — я вырос на улице, безотцовшина, перворазрядник по борьбе, умею за себя постоять. Для меня это была просто разминка. Пришлось им стать друг на друга, сделав пирамиду и вернуть лестницу в яму. Инцидент исчерпан. В дальнейшем здоровались с уважением.
  Дни проходили в работе и очень однообразно. Я продолжал знакомиться с местростью и вот, однажды, я обнаружил спуск, довольно крутой, покатый, метров пятьдесят. Внизу поселение, домики местного производства. Оказалось, что там живут рабочие нашей стройки — шофера, слесари, рабочие с бульдозера и грейдера, некоторые с семьями. Туда можно даже спуститься на машине, но очень осторожно и с большим водительским опытом.  Самые давние жители -это ребята чеченцы. Они были отобраны у родителей и вывезаны сюда. Совсем молодые, красивые и приятные ребята, все неплохо говорят на русском. Мы часто встречались в столовой, всегда здоровались с доброй улыбкой. Познакомился с ребятами из Грузии, тоже дружелюбные, всегда старались чем-то меня угостить.
  Для развлечения научился ездить на бульдозере, часто садился за руль грузовой машины. Это я уже умел, в техникуме преподавали вождение. Однажды, бригадиры решили поехать в посёлок, хотели прикупить что-то для членов семей. Проблем не возникло, и вот разрешение получено и машина с водителем предоставлена. Добрались мы до посёлка быстро, это всего киллометров сорок от нашей стройки. Разбрелись в разные стороны, кто по магазинам, кто в аптеку, каждый по своим делам.Через несколько часов сбор у машины. Смотрю, все в стельку пьяные, шофёр и тот лыка не вяжет, его менее бухие притащили и забросили в кузов. Один я — молодой да непьюший. Пришлось сесть за руль и вперёд. Приехали, все быстро разбежались по домам, а мне ещё нужно доставить мертвецки пьяного шофёра домой. Это было страшноватистое испытание. Съехать с этой горки и не перевернуться был для меня настоящий цирковой трюк. Почти на тормозах, дрожа всем телом, вцепившись как пиявка в руль я двигался как в страшном сне. Затормозил у дома шофёра. Кто его стащил и перенёс в дом не помню, не знаю и знать не хотел. На следующий день я был на натянутых нервах, но всё закончилось тихо, без сарафанного радио. Повезло, если не более. Я узнал, что шофёра отлупили, разукрасили синяками. Но ведь  я мог оказаться крайним, если бы что-то пошло не так.
За всё время работы в зерносовхозе я просто никуда больше не выезжал, ни в близкие или дальние посёлки и даже в город Чимкент. Обследовал окрестности пешком. Двинулся на восточную окраину, справа я побывал, проехав на машине после экскурсии, закончившейся весёлой попойкой. Пройдя не более километра, я увидел воду. Конечно, не река, а только ручей, шириной в десять метров. Вода в нём прозрачная, чистая, на дне можно увидеть самые мелкие камешки. Маленькие веточки и листья, попавшие в воду, двигались как кораблики и исчезали вдали. Вдоль растут небольшие кустики, а противоположный берег высокий, что там дальше не увидеть, а я даже и не пытался. Вода проточная, очень холодная, однако радости моей не было предела. Вокруг — ни души. Разделся до гола и окунулся. Ура, теперь у меня есть собственная баня. Почти каждый день я приходил сюда с мылом и мочалкой и полотенцем, наслаждался купанием после рабочего дня или просто заплывами для удовольствия. Потом я узнал, что это всё-таки речка и называют её Шаманка.
  Строительство клуба ещё не начинали, газеты на непонятном языке были для меня просто «филькиной грамотой», радиосвязь ещё не провели в нашу глубинку. Полная изоляция.  Отдыхайте и сохраняйте нервы. Спиртное здесь не продавали, но доставка стройматериалов была организована прекрасно, так почему бы не захватить с собой ящик водки, доставить людям удовольствие? Так водители и делали.
О работе прораба писать не буду, это целая наука. Коротко сказать, так все строительные работы на мне и люди. Смотрю, учусь, не зеваю. Многие вечера занимает бумажная работа.
Иногда завозят книги. Если попадается что-то интересное, обязательно покупаю. Иногда захожу к завскладом Надежде. Играем в домино или в дурака. Её помощники, молодые ребята  живут в одном с ней доме и часто присоединяются к нам поиграть в карты.
Почти полгода я прорабствую, прохожу ускоренный курс по усвоению параллельной профессии. Стараюсь не допускать ошибок, не напортачить в работе, а то, прощай четыре года учёбы в техникуме.
  На участке как обычно, строим и строим. Вдруг прибыло пополнение рабочих, новость, как детская неожиданность.Объём работ растёт и, конечно, стройка нуждается в рабочих руках. Но на этот раз подбросили многоватисто, целой группой. Откуда? Оказалось, что люди прибыли сюда по Хрущёвской амнистии из мест заключения. Куда их распределили и где обустраивали дело не моё. Зато и у меня на стройке появились несколько человек.
Все бригадиры тоже получили пополнение. Однажды утром обхожу стройку и вдруг в одном из домов слышу веселье, смех и песни. Интересно, кому это так весело?  Захожу и вижу, что все потягивают самокрутные цигарки. Сидят себе пацаны после ремеслухи, а во главе новоприбываший по амнистии. На меня ноль внимания, всё в дыму и пахнет чем-то сладковатым. Что они курят понятия не имею. Пришлось разогнать весёлую компанию.
Вечером дядя Петя собрал  нас на совещание. О курильщиках докладывали почти все. Оказалось, что это анаша. Изготавливали табак из листьев конопли, что-то делали из мака. В Казахстане полно полей с коноплёй и маками, так что сырья в избытке. Через несколько дней сборища курильщиков на стройке приекратились. Очевидно дядя Петя хорошо предупредил любителей покурить. Как он это сделал, дело не моё, просто огромное тебе спасибо, начальник стройки.
  Часто мне приходилось вечерами работать в конторе потому, что вся документация и чертежи хранились там. Дядя Петя жил в этом же доме, только на другой половине. Он сделал дверь из своей квартиры в контору, так что мог появляться на работе, не выходя  на улицу. Семья его жила в Чимкенте, он иногда выезжал в город повидаться со своими и в трест по делам стройки. Кто-то из нас всегда оставался дежурить — бригадиры, завгар или прораб. У нас была телефонная связь со всеми службами и, конечно, с милицией. Прошло уже несколько месяцев после прибытия бывших заключённых. Однажды дядя Петя уехал в город, а мне выпало дежурство. Я использовал время для заполнения нарядов на работу. Дело  это серьёзное,  по нарядам начислялась зарплата рабочих в конце месяца. Где-то часов в одиннадцать стучат. Разрешаю войти. Явился сам бригадир амнистированных. Я весь внимание, приготовился слушать. Он без всяких заминок предлагает мне подработку. Мол, немного откорректируй выполненный наряд, так будет проще зарплату поднять, обещает поделиться по-честному.  Что я могу сказать? Послать в одно место не могу. Грубить неприлично да и к хорошему это  не приведёт. Спокойно прошу забыть о нашем разговоре и покинуть кабинет. Бригадира это не устраивает. Решил пугануть меня, достал небольшой ножичек и размахивает им передо мной. Ну, братец, прийдётся тебе пугать в другом месте. Мои мысли и действия уложились в несколько секунд. Вывихнутая рука и пару минут в отключке были достаточны для размахиваюшего ножом циркача. Поставить на тормоз его же ремнём было не трудно. Через час с небольшим наряд милиции сопроводил моего гостя, отдыхающего на полу, в машину и до свидания, пожалуй, навсегда. Стражи порядка и ножик прихватили. На этом инцидент закончился, меня даже не вызывали в милицию. Дядя Петя вернулся и он, уже, конечно, всё знал. Похвалил и поблагодарил меня. Всё прошло тихо-мирно, без распросов и рассказов.
Я начал понимать, что могу здесь остаться надолго, может быть и навсегда. Вопрос «что делать?» пульсировал клином в голове.
  Почту нам доставляли один раз в неделю и вот я получаю письмо от мамы. Пишет, что она очень скучает по мне, тяжело одной без сына и, главное, догадалась написать, что серьёзно приболела. Это письмо подтолкнула меня к действиям.
Уже скоро год как я здесь, в закрытой зоне. Попросил разрешение съездить в трест. Дядя Петя, добрый человек и разрешение дал и взял меня с собой, он как раз собирался ехать в Чимкент. Теперь я мог остановиться в гостинице, деньги зарабатывал. В отдел кадров заявился  с просьбой об увольнении. Я отработал половину положенного срока после техникума да и мама болеет, а я её единственный сын. Вижу, что мои обстоятельства начальнику отдела кадров до одного места. Так же шёл я к кадровику не с пустыми руками. Прикупил подарок — набор для бритья с опасной бритвой и хороший одеколон, знал, что казахи любят подношения. Упрашивал начальника чуть не плача и сжалился мужик. Да ему всё равно было. Мне очень повезло, трест встречал новых специалистов, так что я или другой на моём месте, главное, замена есть. Заявление подписано! А дальше вообще сказка, дядя Петя возвращался на объект и я с ним. Сказка да и только. Отпускал он меня с сожалением, даже обнял и пожелал доброго пути. Остаток зарплаты мне выдали немедленно.
 Погулял по городу Чимкенту, конечно же я покидал это место без сожаления, но с большой благодарностью дяде Пете.  Я помню о нём всю жизнь, хотя об этом человеке я почти ничего не знал.
Прощай, Чимкент, всего тебе доброго.

15 января 2024 года.


Рецензии