Глава 7. Дорога. Возвращение. Повесть

     Предыдущая глава 6. http://proza.ru/2024/02/03/883

       Глава 7. ДОРОГА

       Степь. Утро.Тополь. Жду машину,
       Стою у истока рожденья дорог.
       Светлеет небо сквозь вершину —
       С улыбкой солнце вышло на порог.

       Там, за чертою, — боль, обиды, люди,
       А здесь — полынный, горький дух.
       Песок и пыль, дорога — мне не судьи,
       Ловлю лишь говор проводов на слух.

       Столбы, столбы, мы землю застолбили.
       Изрезали дорогами, тропинками, шоссе —
       Дороги, словно из корзинки обронили,
       Поспешно раскатав на солнечном ковре.

       Какой-то час, и побегут машины,
       Повиснет пыль, как осенью туман,
       И прочно станет мир, забыв ушибы,
       И ночи улетит загадочный дурман.

      Засуетится жизнь, забьется, заторопит,
      Закрутит новый день из разговоров и бумаг,
      Когда ты вечно нужен всем или кому-то,
      Доказываешь, споришь и, устав, — не признаешься,

      Газету ешь глазами, на бегу,
      Детей не видишь, телефон не отключаешь….
      И вдруг — твой ранний час в степи, в лесу…
      Не веришь. И молчишь. И слушаешь.   
      С утра — такая неземная тишина.
      
         *******


     - Решено! Через час я за тобой заеду. Успеешь собраться?

      Саша кивнула, вылезла из машины и пошла, не оглядываясь, со своими роскошными букетами через футбольное поле.

      Пятиклашки в нарядных белых рубашках самозабвенно гоняли мяч, сбросив ранцы, пиджачки, куртки в большую живописную кучу возле футбольных ворот.

      Сборы у Саши заняли мало времени. На три дня, значит: ночную рубашку, халат, белье, купальник, теплую куртку, кроссовки, — и так по мелочи набралась полная спортивная сумка. Оделась в дорогу по погоде: открытый сарафан, широкополая шляпа, очки.

      Да, деньги. Саша достала из кошелька и пересчитала купюры. Не густо. Хорошо, что дали зарплату без задержки в канун нового учебного года. Деньги — это независимость, чувство уверенности и спокойствия. Самое главное — на гостиницу и столовую хватит.

     Сложила в пакет, на всякий случай, кое-что из продуктов: конфеты, печенье, яблоки.

     Она срезала гроздья винограда, когда вошел Женя:

    — Собралась? — он по-хозяйски забрал сумку, пакет. — Поехали.

    — А мои ученики просились завтра в поход, на речку, — Саша в нерешительности остановилась у калитки.

    — Никуда твои ученики не денутся. У них впереди годы, — обняв за плечи свободной рукой, Женя буквально вытащил ее со двора, тщательно закрыв калитку на железную щеколду.

     Машину Женя вел классно, вовремя тормозил на побитом асфальте, объезжая опасные трещины и ямы, резко сбавлял скорость до поворотов.

     Солнце слепило глаза по-летнему зло и непримиримо, пришлось надеть очки.

     — Почему Эльтон? — не выдержала Саша.

     — Ага, заговорила первая! — засмеялся Женя. — Вот, посмотри, пока будем ехать до Палласовки. Мой личный дневник, — и он достал из сумки общую тетрадь в черной кожаной обложке.

    — Не надо, — Саша отодвинула тетрадь, та упала на коврик.

      Женя молча протянул книжечку Муравьева «Дорогами российских провинций», положил Саше на колени:

    — Прочитаешь потом.

     Женя иногда, отвлекаясь от дороги, смотрел на Сашу мельком, словно хотел что-то сказать, но молчал, и каждый раз от его взгляда она хотела приказать холодно: "Останови машину!", - но лишь независимо поворачивала голову к боковому стеклу, бездумно глядя на мелькающие столбы электропередач вдали по ровной линии горизонта, сменяющиеся картины выжженной степи и убранных прямоугольников полей, редких или наоборот заросших лесополос.

     Параллельно шоссе по высокой насыпи железнодорожного полотна иногда проносились небольшие, словно игрушечные, вагоны редких пассажирских поездов, тянулись, застывая на запасных путях разъездов, длиннющие товарники.

     По дороге навстречу пылили на больших скоростях груженные арбузами, томатами, дынями самосвалы с прицепами, добивая и без того изношенный асфальт.

   — Ни одна машина нас пока не обогнала, — Саша подняла с коврика тетрадь, положила рядом: — А ты шлепки или тапочки резиновые взял?

     Женя посмотрел вопросительно.

     — Там, на озере — совершенно марсианский пейзаж: выжженная степь с небольшой возвышенностью, где-то на шестьдесят восемь метров выше уровня моря, а само озеро на пятнадцать метров ниже уровня моря. Так, называемая гора Улаган, соляной купол, покрытый песком, щебнем, вперемежку с солью. И постоянно дующий горячий ветер. И колючее от кристаллов соли скользкое дно озера. Без шлепок нельзя, - Саша рассмеялась:

     — Мы были в июне. Уровень воды кое-где был сантиметров тридцать, а сейчас после засушливого лета будем бродить по щиколотку. Эльтон — начало или окончание твоего путешествия?

    — Все будет зависеть от тебя, — Женя свернул на обочину. Притормозил на развилке дорог. — В Палласовку будем заезжать?

    — Конечно! Давай прямо к вокзалу. Там памятник Палласу. Здесь почти все улицы идут параллельно железной дороге. Нужно еще воды купить чистой, а то после купания в озере все тело коркой соли покроется.

      Напротив старинного здания вокзала, с толпившимися возле автобусов пассажирами, среди незамысловатых клумб возвышалась на высоком постаменте скульптура Палласа возле вьючной лошади с надписью: «Географическая экспедиция во главе с П. С. Палласом — академиком Российской императорской Академии в 1773 году исследовала район озер Эльтон, Баскунчак. Станция Палласовка названа именем П.С.Палласа в 1907 году».

      По мосту пересекли широкий обмелевший Торгун, свернули с шоссе возле поста ГАИ на узкую асфальтированную полоску.

      Дорога пошла под уклон, вскоре закончились пахотные земли с лесополосами, зной усилился, хотя в машине с кондиционером было комфортно.

     Все чаще дорогу стали перебегать суслики и хомяки в пятнистых шубках, застывали на обочине, присев на задних лапках и поворачивая потешные мордочки вслед машине.

     Саша вспомнила слова своих первых стихов:

      По пыльной выбитой дороге
      Обоз чумацкий медленно плывет,
      Озер степных соленое снадобье
      Чувалы полные везет.

      Дорога, чтобы ей издохнуть,
      До края света скоро доведет,
      От жажды начинаешь глохнуть,
      И призрачное облако встает.

      Танцуют в странной девушки одежде,
      Звенит цепями верблюдов караван…
      Протрешь глаза, а степь, как прежде,
      Минуты - и вновь причудливый обман.

      И так весь день. Люди устали,
      Молят:- Ну, хоть бы ветерка чуток!
      Но, распластав концы горячей шали,
      С небес струится солнечный. поток

     Это было как наваждение.

     Вдруг в голове прокручивалась строчка слов, потом другая, и начинался поиск рифмы, такой волнующий, заманчивый, тревожный и обманчиво-легкий, на первый взгляд. Она хватала ручку, листок, записывала свои стихотворные выбросы. Это случалось все чаще. Саше нравилось все, что она записывала на бумаге, пока в руки не попал томик стихотворений Фета. Эти стихи звучали музыкой! Каждая строчка была объемной, посвященной именно ей, Саше, близким современным человеком. Она хотела порвать свои тетрадки, но пожалела.

     Строчки приходили, напоминали о себе, особенно, когда было одиноко, безнадежно грустно, когда думала о Жене.

    Женя не пришел на линейку первого сентября тогда, двадцать один год назад.

     Девятиклассников из нескольких классов, целую толпу загоревших, отдохнувших за время каникул, пытались расставить на определенные места классные руководители, но все незаметно перемещались, делились новостями, откровенно игнорируя расписанный ритуал линейки. Но Жени среди них не было.

    На перемене Саша сама подошла к Николаю:

    — А где твой друг Женька? Проспал, что ли?

     Коля торопился:

    — Здравствуйте! С Луны свалилась! Это ты у нас — спящая красавица! Женькин отец получил большой дом в совхозе, и Женька теперь будет учиться в соседнем селе. Школа у них маленькая, еще до революции построенная, бывший дом пастора. У них в девятом классе всего семь человек. Мы с парнями к Женьке на велосипедах ездили, с девчонками познакомились.

    - Представляешь, у них каждый вечер на мосту, ну, этот старинный железный мост через Еруслан, так вот там танцы. Мы сегодня вечером поедем. Помчались в столовую, а то все остынет! —  Колька побежал по лестнице догонять одноклассников

    Саша тогда ушла с уроков, закрылась в доме, легла на диван. Щеки горели, наверное, кто-то ругал или вспоминал. Вскочила,натянула купальник, сарафан выскочила за калитку:

    — Ну, и пожалуйста! — она вдруг поняла, что этим летом что-то изменилось в ее жизни, изменилась она сама потому, что появился Женя.

     И все время она ждала встречи с ним. Ждала днем, когда все были на работе, стука в окно. Шла в центр, в магазин за хлебом, оглядывалась, — вдруг выехал из переулка на их улицу и ставит свой велосипед у Колькиного забора. Вечером, на лавочке с книгой, смотрела вдаль пустынной улицы, не перевернув ни одной страницы.

    Это объятье там, в сыром полумраке возле колодца, ужас потери в пыльном обвале подземелья, крепкие Женькины руки, шершавые губы, — неужели больше ничего не будет? «Все начинается в детстве», — сказал поэт, но как обидно, когда детство заканчивается так быстро.

     На речке было пустынно, даже как-то отчужденно. Проломились через кустарник две отставшие от стада коровы, тяжело дыша и обмахиваясь длинными метелками хвостов, шумно пили воду в тине у берега и ушли неторопливо по тропинке вверх, важные и довольные.

    Шалаш был разрушен, колья от костра валялись у самой воды.

    Лето закончилось. Саша шла по теплому песку, злясь на себя, на сломанный шалаш, на этот такой обидно неприкаянный и одинокий день.

    Дома взяла чистую тетрадь, написала «Счастье»:

      Заголубело небо по-весеннему,
      И высветилась вдруг вершина
      Несуществующей горы…

      Дальше рифма не шла. Оставила страницу, написала дальше:

     Любовь — разбег, полет, стремленье,
     Как с кручи летом над рекой,
     Туда, где убаюкивающий заговор теней,
     И ты, отмеченный судьбой.

     Пришли с работы папа с мамой, обсуждая громко какие-то проблемы, ответила им что-то невпопад и ушла в свою комнату делать уроки. Продолжать жить без Жени.


      Продолжение следует.

    Следующая глава 8.       http://proza.ru/2024/02/03/1436


Рецензии
Вечера доброго Вам, уважаемая Татьяна!

Знаете, очень интересный психологический типаж у Вашей героини, одновременно и очень чувственный, и в то же время необычайно закрытый. Нечастое сочетание свойств характера, заставляющее человека бесконечно открывать все новые и новые эмоции, одновременно с этим стараясь не допустить, чтобы малейшая толика этих эмоций просочилась во внешний.
Конечно, первая любовь, как еще не совсем осознанное чувство, часто толкает человека на продуманные поступки, в том числе и парадоксальные, но тут первое чувство накладывается еще и на собственное свойство характера. Создается впечатление, что девушка боится выплеснуть даже каплю своего чувств наружу, и уж тем более, как показать его предмету страсти, уж прошу прощения. И это в тот момент, когда в сердце бушует настоящий ураган.
Не удивительно, что и новая встреча с первой любовью оборачивается очередной борьбой с самой собой. И в такие мгновенье противоречия в душе достигают апогея, когда и до одури хочется, чтобы вся накопившаяся страсть выплеснулась разом наружу, и одновременно, некое холодное, отталкивающее чувство всеми силами сопротивляется этому, как бы боясь того, что это будет выглядеть слабостью.
И люди, тем более, с таким характером, чаще всего не любят, чтобы кто-то видел их слабость. Так было и в детстве, так осталось и сейчас...

Кстати, замечу, в повествование очень уместно включены стихотворные ответвления, позволяющие глубже проникнуть в характер героини, показывая внутренние переживания.
Ну и, конечно же, нельзя не отметить и такую сторону Вашего творчества, как ознакомления читателя с достопримечательности той местности, где происходят все перипетии сюжета.

С глубочайшим уважением, Сергей Макаров

Сергей Макаров Юс   28.03.2024 21:09     Заявить о нарушении
Добрый вечер, уважаемый Сергей! Ваши глубокие психологические характеристики поведения главной героини (так как в этих главах основное внимание сосредоточено, в основном, на внутренних переживаниях и поступках именно Саши), заставляют меня несколько приоткрыть занавесочку в собственную творческую мастерскую. На мой вопрос в одном из откликов на Вашу повесть: Как зарождаются сюжеты Ваших удивительных фантастических произведений,с такой современной тематикой, включающей самые последние научные гипотезы и открытия? - Вы ответили честно: ВЫ ИХ ЗАЧАСТУЮ ВИДИТЕ ВО СНЕ! ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНО! Значит, НАМ ПРОСТО ПОВЕЗЛО, ЧТО ПРИРОДА НАДЕЛИЛА НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ ТАКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ. Никогда не расписываю подробно заранее каждую черточку своих героев. Условия для творчества - тишина, никаких отвлечений в течение нескольких часов наедине с ноутбуком. И буквально полет фантазии, когда мозг сам подсказывает поведение, диалоги или монологи героев, нужные слова, жесты, пейзажи и прочее. И после такого напряжения - обязательно часовая прогулка, желательно в вечернее время без никчемной болтовни. Яркая индивидуальность каждого героя - основное условие интереса читателей. И их удивления, когда сразу появляется уверенность у большинства, что "ТЫ СПИСАЛА ( нет, сфотографировала просто жизнь своего знакомого или своей знакомой, или себя родимую изобразила!!!), потому что слишком реалистично получилось! И я так же смогу, если захочу! Вот только отыщу интересного человека, и у меня тоже получится ПОВЕСТЬ ИЛИ РОМАН! Достаточно! Разговорилась! Шучу! СПАСИБО ЕЩЕ РАЗ! С огромным уважением,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   28.03.2024 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.