Тасаввуф Метафизика. Гата 1. 4 Терпение. Инайят Ха

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 1.4 ТЕРПЕНИЕ. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

1.4. Терпение


Терпение можно также назвать контролем, и можно сказать, что терпение — это воля, которая контролирует деятельность ума и держит ее под контролем. Быть терпеливым порой чрезвычайно трудно, ибо для управления деятельностью ума требуется большая энергия. Мы можем представить терпение как стену, о которую бьются приливы. Стена должна быть прочной, чтобы противостоять волнам, и то же самое можно сказать и о терпении.

Есть четыре различных вида терпения: терпение в действии, в мыслях, в слове и в манере чувствовать. Есть два разных акта терпения. Первое — твердо противостоять деятельности другого человека, второе — твердо стоять против своей собственной деятельности. Не сопротивляться деятельности другого человека — это акт терпения первого рода, а контролировать себя, когда хочется сделать или сказать что-то, — это акт терпения второго рода. Самое трудное испытание терпения – это ждать того, чего хочется сразу.

Символ терпения – крест. Вертикальная линия обозначает активность, горизонтальная линия — контроль. Терпение для святого и мудреца — первый и последний урок. Чем больше человек научится терпеть, тем больше ему придется выносить, такова природа жизни. А на самом деле терпение никогда не пропадает даром, терпение всегда выигрывает что-то великое, даже когда оно, казалось бы, проигрывает. Иногда терпеливый человек кажется побежденным, но на самом деле победа принадлежит ему. На пути мастерства, как и на пути отречения, величайшую роль играет терпение.

Каждая способность имеет тенденцию действовать все быстрее и быстрее. Всякая деятельность начинается с ритма, который является продуктивным, и когда активность увеличивается, ритм становится прогрессивным, а если он увеличивается еще больше, ритм становится разрушительным. Эти три ритма на санскрите называются Саттва, Раджас и Тамас. Только путем контроля можно сохранить продуктивный и прогрессивный нрав. Отсутствие контроля приводит к разрушению. Только воля способна контролировать любую деятельность тела или ума. Когда человек идет, ему хочется идти быстрее, а когда он говорит,- говорить быстрее. Природа деятельности склонна к увеличению скорости, и если допустить это увеличение, очень скоро проявляется разрушительный элемент. Чем больше в человеке проявляется эта способность контроля, тем сильнее он становится, и чем больше он теряет способность контроля, тем слабее он становится.

Нет сомнения, что терпение часто кажется распятием, но надо помнить, что воскресение всегда достигается через распятие. Терпение часто кажется стиранием себя, и это правда, что это самоуничтожение, и тем не менее, ничего не теряется, поскольку посредством такой практики контроля достигается гораздо большая сила. Персидские поэты назвали терпение смертью. Несомненно, по всей видимости, это смерть, поскольку она приводит к прекращению деятельности, но на самом деле это большая жизнь.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии