Концепция прихода Мессии

    
    Миссия Христа пришлась на начало нашей эры, на время, которое принято называть эпохой Второго Храма
Палестина того времени была местом  чрезвычайно напряженных мессианских и эсхатологических ожиданий , перманентно идущих бунтов и волнений, когда каждый намёк на возможность восстания, вызывал повышенное внимание оккупационных властей
В это время иудейский народ пребывал в напряженном ожидании прихода Мессии – посланца Господа, который, согласно библейским пророчествам, должен был спасти свой народ от власти чужеземцев-язычников и восстановить царство Давида.Мессианские чаяния стали заполнять религиозную, да и вообще духовную жизнь Иудеи.
    С момента вторжения туда легионов Помпея в 63 г. до н. э.  Политическое и религиозное брожение при правлении Ирода и его преемников, а также римское владычество вызвало появление мессианских вождей. Чем  более  представлялось невероятным, чтобы Израиль когда-нибудь мог одержать верх над своими врагами, тем сильнее становились мессианские  ожидания ,  предчувствие, что конечному торжеству должно предшествовать полнейшее ниспровержение существующего мирового порядка:  времени наступит внезапный конец и его место займет «новое время» , вступлением в которое будет «день Господень».
    Идея конечного торжества  Бога возникла и развивалась с развитием еврейской апокалиптики.  Грядущий «день Господень»  рассматривался  как время   свершения Страшного Суда  и окончательного торжества праведных над грешниками. Мессианским чаяниям посвящены книги  древних пророков, а также апокалиптическая литература, популярная в первом веке н.э., гл образом, Книга пророка Даниила , из которой Иисус  заимствовал   часто используемое им выражение «Сын Человеческий».
    Чтобы понять    мессианские чаяния иудеев, следует вновь обратиться к библейской истории Израиля.
    «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евееев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Втор. 20. 16–17).
    Эти непостижимые сейчас , кажущиеся чудовищными своей жестокостью слова Бог обращал к  своему народу,обещая ему, что только после того как будет уничтожен последний житель этих народностей - «как повелел Господь Бог Израилев» (Нав. 10. 28–42), - только тогда иудеям было позволено поселиться там.
    И вот, через тысячу лет тот же самый народ, проливший так много крови ради очищения Земли Обетованной от всего чуждого и установления в ней власти, угодной Богу, оказался под  властью языческой империи, был вынужден делить свой священный город с чужеземцами и « идолопоклонниками» .Фанатически настроенные евреи восприминали своё положение как крайнее падение и унижение. Что сделали бы Иисус Навин или Давид с неверными, которые осквернили землю, обетованную Господом? -Они бы воззвали к Богу Израиля, чтобы тот спустился с небес  и возглавил борьбу с варварами…

    Традиционный МЕССИЯ  в религиозных представлениях иудаизма  — это идеальный царь, который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля.
    Мессия победит врагов Израиля, вернет народу его землю и принесет ему духовное и физическое благоденствие. Мессия будет пророком, воином, судьей, царем.
    Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии
    Концепция прихода Mессии (ивр.Машиах)подробно разработана пророками Ветхого Завета.
Из различных Иудейских Писаний известно, что термин "мессия" мог пониматься многими способами, и нет одного согласованного описания этого образа. Одни представляли его как человека, другие - в виде высшего существа.
В обыденном сознании этот термин гораздо чаще употреблялся по отношению к идеальному правителю , «помазаннику » - царю Израиля из «дома Давидова».
Ключ к этому широко распространенному пониманию слова «мессия» следует искать в обетовании, которое Бог, как сказано во 2 Цар 7 , дал Давиду:
       "И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше...
        Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
        Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
        Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки, буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
        но милости Моей не отниму от него ...
        И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки."   (2-я Царств 7:16)

    Сам Бог станет «отцом» сыну Давида, Соломону(«восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих»).В этом смысле царь был «сыном Божьим».
Царь Давид  полагает основание роду, из которого выйдет Мессия.
Давид принадлежит к числу самых выдающихся личностей в истории Израиля как полководец, завоеватель, как основатель государства…Именно такого царя желали последующие поколения евреев.
У самого Давида, как и у его сына Соломона , был потенциал для того, чтобы стать Машиахом, только  им  это в силу ряда причин не удалось.
    Царствование Давида запечатлено в памяти народа как вершина пройденного исторического пути.
Разделение царства, созданного Давидом, после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о возрождении в светлом будущем Дома Давида, мечту о рождении идеального евр. царя, потомка Давида -Машиаха. Евр. традиция передаёт много историй о Машиахе, котор. будет царствовать над Израилем и будет обладателем самых высоких моральных качеств. Давид считается в Библии носителем сущности, прототипом Машиаха, который сядет на престоле Давида царствовать вечно.

    Однако реальная история распорядилась иначе.
Потомки Давида находились на троне довольно долго – около четырех столетий. Но в 586 году до н. э. Вавилонская держава разрушила Иерусалим и Храм, первоначально построенный Соломоном, и низложила царя из рода Давида с престола.
Евреи более поздних времен, оглядываясь на эту катастрофу, недоумевали, как такое вообще могло случиться. Ведь сам Бог обещал, что даже если сын Давида проявит непокорность, Бог не отнимет от него своей милости, и Израилем всегда будет править царь из династии Давида. Но царя больше не было. Неужели Бог отступился от своего слова? Некоторые еврейские мыслители пришли к убеждению, что обетование Божье по-прежнему оставалось в полной силе, но что оно осуществится когда-нибудь в будущем. Царь из рода Давида был временно низложен с престола, однако Бог обязательно вспомнит о своем обещании.
Поэтому помазанник еще должен был прийти – будущий царь, один из потомков Давида,который восстановит царство своего предка и снова сделает Израиль независимым государством.
     Будущий помазанник– Мессия – будет во всем подобен своему великому предшественнику: он будет  могучим воином и искусным политиком; он поразит угнетателей, захвативших Землю Обетованную, и восстановит народ и монархию.Ветхозаветная традиция говорит о Мессии, что он восстановит мир между всеми народами и Израилем, закончит процесс возвращения евреев на Святую землю, построит Храм.

    Судя по всему, те поколения евреев, которые разделяли подобные ожидания, видели будущего Мессию в политическом измерении – как величайшего и могущественного правителя, который восстановит царство благодаря военной силе, пуская в ход меч, чтобы поразить врагов.
    Но другие евреи – в особенности склонные к апокалиптическим настроениям, – представляли себе это грядущее событие как нечто еще более чудесное: как деяние Бога, когда он лично вмешается в ход мировой истории, чтобы снова сделать Израиль независимым царством, управляемым его Мессией. это грядущее царство будет представлять собой не обычную политическую систему с присущими ей бюрократией и коррупцией, но станет, по сути,царством самого Бога – утопическим государством, в котором больше не будет ни зла, ни боли, ни страдания любого рода.
   Ни один еврей до Иисуса не думал, что Мессия будет Богом. Многие христиане верили и верят в божественность Мессии, но последователи иудаизма не считали так никогда. Это специфически христианская точка зрения: если Иисус есть Бог, то Мессия есть Бог. Однако данный аспект христианской теологии не имеет опоры в концепциях древнего иудаизма. В Мессии видели не Бога, а человека, избранного(посланного) Богом. Бог един, а Мессия — это «помазанник» Божий: Бог «помазал» его для выполнения определенной миссии на земле.

    Т.о.,происхождение понятия «Мессия» уходит корнями в древнюю историю Израиля, в те времена, когда народом еще правили «помазанные» цари. Иногда помазывали и других особых представителей Бога на земле, например, первосвященников (Лев 4:3, 5, 16). Более того, помазанником могли назвать любого лидера, которого считали наделенным божественной миссией. Пророк Исаия называет «помазанником» («мессией») персидского царя Кира, одного из освободителей Израиля (Ис 45:1).
    Термин "мессия" прилагался не к божественному ангельскому существу, а к человеку.Например, из свитков Мертвого моря  известно, что ряд евреев, в особенности те из них, кто был привержен соблюдению ритуальных законов Торы, воспринимали будущего правителя Израиля как великого и могущественного священника, и в свитках Мертвого моря этот правитель-священник рассматривался как мессия.
И все-таки чаще всего так обозначали царей Израиля. В древнеизраильской традиции даже появилось учение о том, что Бог всегда будет править своим народом через избранного царя. Согласно обетованию, данному Давиду,  (2 Цар 7:11–14), у него всегда будет потомок на троне: помазанник, правящий народом. Однако это обетование, как известно, не сбылось.

         Представления о Мессии во времена Иисуса

        Во времена Иисуса некоторые евреи продолжали ждать Мессию-Царя,подобного царю Давиду. Палестинскими евреями правили римляне, но существовала надежда на то, что Бог вмешается и пошлет великого воителя, который уничтожит языческих врагов и восстановит царство Израиля. Яркий пример мессианских чаяний - в Псалмах Соломона. Этот еврейский текст был написан, видимо, в I веке до н. э. Он говорит о грядущем Мессии следующее:
        "Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. И препояшь его силою поражать правителей неправедных.
        Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и праведливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их.
        Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих, угрозою его побегут язычники от лица его, и обличит он грешников словом сердца их…
        и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале…
        и сам справедливый царь научен будет Богом о них.
        И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень"(Псалом Солом.17:26 )
        Мессия должен уничтожить врагов и установить свой престол в Иерусалиме, откуда и править своим народом властно и справедливо. Мессия будет наделён сверхъестественным даром, т.к.его оружием будет не обычное вооружение, а "уничтожит безбожные народы словом уст своих" (17:26-27)

    Некоторые еврейские современники Иисуса иначе представляли грядущего правителя Израиля. Они считали его не обычным земным царем, а могущественной ангелоподобной сущностью, посланной от Бога уничтожить врагов и установить Царство Божие на земле. В связи с этим часто вспоминали «подобного сыну человеческому» в Книге Даниила (напр., Дан 7:13–14).
   Существовала и другая концепция, согласно которой помазанник будет могущественным священником, которому Бог вручит бразды правления над своим народом. Такой священник будет истолковывать священные заповеди и следить за их исполнением в грядущем благом царстве. Община, в среде которой были написаны кумранские тексты, ожидала даже двух мессий: светского правителя и священника

   Одним словом, мессианские чаяния начала I века отличались многообразием. Однако во всех вариациях присутствовала единая линия: Мессия мыслился как грядущий правитель народа Израилева, устанавливающий царство здесь на земле;  это фигура властная и могущественная.
   Главным образом в мессианской надежде в первом веке является традиционный Мессия ветхозаветных пророков — Царский Помазанник из колена Давидова,основными функциями которого будет уничтожение ярма язычников, восстановление царства Израиля, куда все евреи вернутся из изгнания, и установление социальной справедливости.
    Образ неотмирного Мессии — эсхатологического «Сына Человеческого», грядущего на облаках небесных,до Иисуса Христа почти не упоминается.
.....

Нередко с пренебрежением к традиционной  "мессианской модели" "критики" задают вопрос:
Каким образом появление одного человека в какой-то момент истории может привести к тому, что ВДРУГ исполнятся мечты Исайи и  прекратятся войны  и на земле  воцарится царство мира, благоденствия и справедливости . Разве такие фантастические цели по силам  одному ЧЕЛОВЕКУ?
Концепция прихода Мессии означает  в первую очередь,продвижение человечества к наступлению "золотого века". Приход Мессии   отвечает    цели, к которой должно стремиться человечество, это процесс, прогресс общества, "Царства" , во главе которого должен стоять  гениальный лидер, прообраз которого видели в царе Давиде,потенциальном "историческом Мессии". Вера в  подобного "исторического Мессию" в первом веке, в период римской оккупации, могла соединяться с верой в приход божественного избранника-"эсхатологического Мессии", при котором все человечество  будет развиваться  по пути реализации мессианских пророчеств Исайи.
   В истории было немало людей, на которых в разные периоды возлагались ( несбывшиеся) мессианские надежды, напр. Учитель Праведности Кумранской общины в конце 1 в.до н.э..Именно такая обстановка сделала возможным появление христианства.


Рецензии