Вся правда о Царевне-Лягушке

               
                Казанцев Сергей               
                e-mail: sergejka64@gmail.com
                sergejka64@mail.ru
               
                Телефон: 8-953-775-55-71
                WhatsApp: 8-953-775-55-71
                Telegram: 8-953-775-55-71    



                ВСЯ ПРАВДА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ

                Пьеса-сказка в двух действиях и тринадцати сценах


                Действующие лица:


ИВАН. Молодой, стройный, русоволосый парень. Одет по-простому.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Молода, стройна, хороша собой в любом виде.
БАБА ЯГА. Древняя, морщинистая старуха, с одним, торчащим наружу, зубом. Одежда на ней такая же древняя, рваная.
КОРОЛЕВИЧ. Полный молодой человек с толстыми щеками и отвислыми губами. Одет в расшитый золотом кафтан, остроконечную шапку с пером и красные сапоги.
КАЩЕЙ. Царь всея нечистой силы. Худющ, костляв. Одет во всё чёрное, на голове – корона.




                ДЕЙСТВИЕ 1

                Сцена 1

     На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. Появляется Иван, подходит к избушке, осматривает её, недовольно качает головой.

ИВАН. Что это такое? Избушка, избушка, встань нормально!

     Избушка, со скрипом поворачивается и встаёт к Ивану передом.

ИВАН. Вот, другое дело.

     Дверь избушка распахивается, на пороге показывается Баба Яга.

БАБА ЯГА. Кто тут раскомандовался?
ИВАН. Я.
БАБА ЯГА. Кто – я? По форме доложи! Как звать-величать?
ИВАН. Иван.
БАБА ЯГА. Дурак али царевич?
ИВАН. Зачем сразу в крайности? Обычный Иван, на которых всё и держится.
БАБА ЯГА (разочарованно). Ну-у-у...
ИВАН. А ты кого ждала?
БАБА ЯГА. Кого-нибудь из благородных, королевских кровей. Мне бы простого женского счастья - принца на белом коне. Можно без...
ИВАН. Бог даст - дождёшься. (Небольшая пауза, во время которой Иван разглядывает Бабу Ягу.) Ты, должно быть, Баба Яга?
БАБА ЯГА. Как догадался?
ИВАН. Так ведь... Страшная...

     Бабу Ягу передёргивает. Она достаёт из-за пазухи зеркальце, придирчиво смотрит в него.

БАБА ЯГА. Это я не накрашена. (Прячет зеркальце за пазуху.) Тебя сюда, какая нужда привела? Дело пытаешь аль от дела лытаешь? Выкладывай, как на духу.
ИВАН. Дам ответ, не переживай. Только что ж ты, бабуля, к себе в дом не зовёшь, не приглашаешь?
БАБА ЯГА. Это ещё зачем?
ИВАН. Вроде, принято так... Мы что, так и будем на пороге стоять? Разве не хочешь покормить меня? Баньку мне, с дороги, истопить?
БАБА ЯГА. Нет такого желания. Я пока что ещё в своём уме. Ищи обслуживающий персонал в другом месте.

     Баба Яга берётся за ручку двери с явным желанием захлопнуть её.

ИВАН. Постой, не горячись... Мне ты нужна. Только ты, и никто другой.
БАБА ЯГА. Чего-чего? Куда ты прёшься в калашный ряд со своим свиным рылом! Чтобы я, да за простолюдина...
ИВАН. Стоп! Что ты заводишься? Цыганка одна гадала мне как-то по руке. Я возьми и спроси её, есть ли для меня в этой жизни счастье? Она посмотрела на ладонь внимательно и ответила, что есть. Только далеко оно. За чёрной, непроходимой топью, между тремя соснами, смогу я его отыскать.
БАБА ЯГА. Так и сказала?
ИВАН. Слово в слово. Поблагодарил я её, дал копеечку и говорю: «Спасибо, черноокая! Мне самое главное -  точно знать, что счастье есть. Раз оно есть, то я его обязательно найду».

     Баба Яга подпирает подбородок кулаком и погружается в размышления.

БАБА ЯГА (задумчиво). А что, может и выгорит...
ИВАН. Ты про что?
БАБА ЯГА. Так, о своём, не обращай внимания... Больше ничего эта цыганка тебе не сказала?
ИВАН. В самом конце молвила: «Непростое это дело – счастье найти. Будут проблемы, обратись к Бабе Яге. Всегда поможет».

     Баба Яга внимательно смотрит на Ивана.

БАБА ЯГА. Проблемы?
ИВАН (тяжело вздыхая и кивая в ответ). Как без них?

     Баба Яга осматривается по сторонам и сторонится в дверном проёме, освобождая проход Ивану.

БАБА ЯГА. Заходи, гостем будешь.
ИВАН. Давно бы так.
БАБА ЯГА. Ноги вытирай! А то, я их тебе живо повыдёргиваю.

     Иван поднимается по ступенькам в избушку, тщательно шаркает ногами по половичку и проходит внутрь. Баба Яга, ещё раз внимательно посмотрев вокруг, закрывает дверь.

                Сцена 2

     Дверь избушки открывается, из неё выходят Иван и Баба Яга. У Ивана на голове войлочная шапочка с красной звездой, похожая на будёновку, в руках банный тазик, под мышкой – берёзовый веник.

ИВАН. А ещё, год назад, такая была история...
БАБА ЯГА. Отстань, надоел со своими историями! Иди в баню!
ИВАН. Где она у тебя?
БАБА ЯГА. Там... Наискосок...
ИВАН. Ясно.

     Иван уходит в направлении, указанном Бабой Ягой. Баба Яга, провожает его взглядом.

БАБА ЯГА. Корми его ещё...

     Баба Яга приносит из избушки скатерть-самобранку, расстилает её на столе. Разглаживает.

БАБА ЯГА. Ну-ка, скатерть-самобранка, сообрази что-нибудь. Да шибко-то не заморачивайся, по-быстрому.

     На столе появляются тарелка с чем-то белым и ложка с хохломской росписью.

БАБА ЯГА. Это у тебя что? Манная каша, что ли? (Всматривается в содержимое тарелки и кивает.) Точно, манная каша.

     Подцепив пальцем немного манной каши, Баба Яга отправляет её в рот. Чуть пожевав, сплёвывает её в сторону.

БАБА ЯГА. Тьфу, комочки... (Отплёвывается.) Какая гадость... Тьфу, тьфу...

    Баба Яга берёт тарелку в руки, собирается вывалить кашу, но немного подумав, снисходительно машет рукой.

БАБА ЯГА. Для гостей сойдёт.

     Баба Яга ставит тарелку с манной кашей обратно на стол. Иван, тем временем, возвращается из бани, на ходу, вытирая голову полотенцем.

БАБА ЯГА. С лёгким паром.
ИВАН. Благодарствую! Хороша банька, ничего не скажешь! Я смотрю, Яга, у тебя уже и обед готов. Хозяюшка!
БАБА ЯГА. Да вот... Не обессудь, Ванюша, как говорится, чем богаты...

     Иван садится за стол, берёт ложку и, с аппетитом, ест. Баба Яга, с удивлением, смотрит на него.

БАБА ЯГА. Ну, как?
ИВАН. Вкусно!
БАБА ЯГА. Правда, что ль?
ИВАН. Ага... Будь моя воля, я бы тебя на центральное телевидение отправил. Кулинарное шоу вести, народ учить, как надо готовить.

     Баба Яга, приложив ладонь к щеке, глядит на Ивана и качает головой.

БАБА ЯГА. Не дай бог так оголодать.

     Иван, стуча ложкой по дну тарелки, доедает манную кашу, затем облизывает и кладёт на стол ложку и вытирает рот тыльной стороной ладони.

БАБА ЯГА. Добавки?
ИВАН. Хорошего понемногу. Достаточно. (Хлопает ладонью себя по животу.) А то, совсем разморит, в сон ещё потянет. А когда спать? Поели, попили, пора и за дело приниматься.
БАБА ЯГА. Деловой ты парень, как я посмотрю... Обожди, минутку...

                Сцена 3

     Баба Яга приносит из избушки древнюю книгу, сдувает с неё пыль, после чего несколько раз чихает. Держа книгу в руках, демонстрирует её Ивану.

БАБА ЯГА. Видишь?
ИВАН. Вижу, бабуль.
БАБА ЯГА. А теперь, кончай пялиться, слушай меня внимательно!

     Баба Яга кладёт книгу на стол, раскрывает, многозначительно поднимает вверх указательный палец.

БАБА ЯГА. В этой книге, древние мудрецы, тысячу лет назад, предсказали твоё появление.
ИВАН. Как они узнали обо мне, тыщу лет назад?
БАБА ЯГА. Я ж объясняю – мудрецы! Ума – палата... Здесь в книге, они дают  три совета, для человека, который ищет своё счастье в трёх соснах.
ИВАН. То есть, мне... А что за три сосны эти?
БАБА ЯГА. Обычные сосны, ничего в них примечательного. Разве что, с этих сосен владения Кащея начинаются, дружка моёго заклятого.
ИВАН. Не любишь ты его?
БАБА ЯГА. Козёл он. Среди нечистой силы выше всех себя ставит. Подчинения себе требует... Но это немного не по теме... Ежели дойдёшь до этих сосен и встанешь промеж них, можешь Кащея вызвать.
ИВАН. И что потом?
БАБА ЯГА. Без понятия. Ума не приложу, какая тебе от этого радость? Что за счастье должно обломиться?
ИВАН. Ладно, со счастьем я на месте разберусь.
БАБА ЯГА. А теперь слушай первый совет из книги. Будешь делать выбор – делай правильный.
ИВАН. Надо запомнить... Неправильный выбор, лучше не совершать?
БАБА ЯГА. Совершенно верно. Мудрецы не рекомендуют.
ИВАН. А как их отличать? Один от другого?

     Баба Яга заглядывает в книгу, перелистывает несколько страниц и пожимает плечами.

БАБА ЯГА. Про то не написано... Видимо, настолько элементарно, что не стали на это бумагу и чернила переводить. Другого объяснения не нахожу.

     Баба Яга перелистывает ещё несколько страниц книги и задумывается.

БАБА ЯГА. Правильный выбор делается не умом, а сердцем. Обмозгуй всё как следует, и поступи наоборот. Иногда это единственно верное решение.
ИВАН. Голова кругом идёт от таких советов...
БАБА ЯГА. Это только первый... Вставай, дорогу, к тем соснам, покажу.

     Баба Яга делает Ивану знак подняться, подводит к избушке и показывает пальцем вниз.

БАБА ЯГА. Видишь, тропинка, от моей избушки, начинается. Ступай по ней, никуда не сворачивая. Иди, по ней, и иди. Заведёт она тебя, в топь непролазную. Там она раздваивается. Можно будет эту топь обойти по сухой, надёжной, проторенной дорожке, только очень долго это будет. А можно пойти через болото напрямик, но место там гиблое. На этой развилке, предстоит тебе первый выбор сделать
ИВАН. Эх... Была бы одна дорога плохой и длинной, а другая – короткой и хорошей. Намного легче было бы выбирать.
БАБА ЯГА. Из чего тут выбирать? В данном случае, и выбора, как такового, не было бы.
ИВАН. Тоже верно.

     Баба Яга возвращается к столу, снова заглядывает в книгу.

БАБА ЯГА. Следующая альтернатива –  выбор самого счастья, оно ведь своё у каждого. Для кого-то счастье – это власть, для кого-то деньги, а для кого-то...

     Баба Яга достаёт из-под стола здоровенную бутыль мутного белёсого самогона.

ИВАН. Ты что, бабуль, люди кругом... Спрячь! Потом как-нибудь...

     Баба Яга пожимает плечами и убирает бутыль под стол.

БАБА ЯГА. Как скажешь. Потом, так потом... Короче, должен, Иван, ты определиться, что для тебя является счастьем. Предстоит тебе сделать экзистенциальный выбор каждого индивидуума.
ИВАН. Сложно так излагаешь.
БАБА ЯГА. Половину слов сама не понимаю. Любят эти мудрецы повыделываться...
ИВАН. Ещё, наверное, третий какой-то выбор должен быть.
БАБА ЯГА. Обязательно.  Он самый трудный будет – выбор между своим счастьем и чужим.
ИВАН. Здесь, кажется, наоборот, проще всего.
БАБА ЯГА. Как знать, как знать... Своё счастье может ускользнуть сквозь пальцы, как песок. А чужое, наоборот, своим обернуться.
ИВАН. Это как?
БАБА ЯГА. Что пристал, откуда я знаю! Так написано. А большего я тебе сказать, не имею права!
ИВАН. И достаточно, с этой-то информацией, дай бог разобраться... Спасибо тебе за всё, бабуля. За хлеб, за соль. За манную кашу отдельное спасибо! Не хворай... А теперь всё, пора мне. Прости, если, что не так было.

     Иван кланяется Бабе Яге в пояс и уходит. Баба Яга гладит ему вслед.

БАБА ЯГА. Не подведи, Ванюш. На тебя вся надёжа...

     Баба Яга возвращается к столу, захлопывает книгу. Снова поднимается пыль, от которой Баба Яга несколько раз чихает.

                Сцена 4

     Тропинка, идущая от дома Баба Яги, приводит Ивана к болоту. Рядом с ним уже стоит, пришедший ранее, Королевич и, сдвинув шапку набок, чешет затылок.

ИВАН. Здорово, мил-человек! Как к тебе можно обращаться?
КОРОЛЕВИЧ. Зови по-простому – Королевичем.
ИВАН. А я – Иваном буду.

     Королевич кивает в ответ и, приложив ладонь ко лбу, напряжённо смотрит вдаль.

ИВАН. Что ищешь?
КОРОЛЕВИЧ. Стрелу.
ИВАН. Вещь ценная. Как потерял-то?
КОРОЛЕВИЧ. Традиция у нас такая – пускаешь стрелу, куда упадёт, там и жену себе выбираешь. И надо же, так получилось, в болото улетела!
ИВАН. Жена?
КОРОЛЕВИЧ. Стрела.
ИВАН. А-а-а... Понятно. Значит, тебе за стрелой в болото лезть... Мне тоже туда надо, на другую сторону перебраться. Могу составить тебе компанию.
КОРОЛЕВИЧ. Я что, дурак - в эту топь соваться!
ИВАН. Как же стрела? Жинка?
КОРОЛЕВИЧ. Да вот думаю.

     Королевич задумывается. Иван, тем временем, находит длинную жердину, меряет ею глубину у берега.

ИВАН. Надумал чего?
КОРОЛЕВИЧ. Мы пойдём другим путём. В обход, может тропинка, какая надёжная отыщется. Давай со мной, вдвоём сподручней.
ИВАН. Не, я напрямик. Мне быстрей нужно.
КОРОЛЕВИЧ. На тот свет? Какая нужда тебя гонит? Подумай хорошенько, взвесь все «за» и «против». К личной безопасности нельзя легкомысленно относиться.

     Иван на мгновение задумывается.

КОРОЛЕВИЧ. Я считаю, торопиться не надо. Мудрый русский народ много хороших пословиц на эту тему сложил.

     Королевич, загибая один за другим, пальцы вспоминает пословицы.

КОРОЛЕВИЧ. Поспешишь – людей насмешишь. Раз... Тише едешь – дальше будешь. Два... Э-э-э... Что там ещё на эту тему есть...
ИВАН. Быстрота нужна лишь при ловле блох и при поносе.
КОРОЛЕВИЧ.  Три! Замечательная пословица! Просто песня! Надо будет запомнить.
ИВАН. Какой ты правильный – аж завидно. Я, сколько не пытался – не получается.
КОРОЛЕВИЧ. Своего ума нет – моим пользуйся. Мне не жалко, я – добрый.
ИВАН. Спасибо за предложение, но... (Иван отрицательно качает головой.) Совет один вспомнил...
КОРОЛЕВИЧ. Какой?
ИВАН. Самый первый – думай сердцем. Тебе он вряд ли подойдёт.
КОРОЛЕВИЧ. У меня другая жизненная позиция.
ИВАН. Потому-то, нам не по пути... Не пойду я с тобой в обход. Надо мне, как можно скорей на тот берег попасть. А какое, по науке, самое короткое расстояние между двумя точками? Правильно, прямая! И вот, я по ней, из точки «А» в точку «Б»...
КОРОЛЕВИЧ. Что там такого, в этой точке «Б»? Оно того стоит, чтобы жизнью рисковать?
ИВАН. Нагадали, что счастье моё где-то там. Сразу за этой топью, между тремя соснами.
КОРОЛЕВИЧ. Коли оно твоё - никуда не денется
ИВАН. Нехорошо заставлять счастье себя долго ждать. Вдруг, не дождётся. Обидно будет.

     Королевич всплескивает руками и недоуменно качает головой.

КОРОЛЕВИЧ. Что за человек, хоть кол на голове теши... Делай, как знаешь. Вспомнишь потом, что я говорил, да поздно будет. Останется только локти кусать.
ИВАН. Авось не дойдёт до такого.
КОРОЛЕВИЧ. На «авось» полагаешься? Ну, ну...

     Королевич досадливо машет на Ивана рукою. Иван ещё раз меряет жердью глубину у берега.

ИВАН. Тут всего-то по пояс.
КОРОЛЕВИЧ. У берега. А дальше?
ИВАН. Дальше видно будет.
КОРОЛЕВИЧ. Вода, хоть, тёплая?

     Иван присаживается на корточки и трогает ладонью поверхность воды. Встаёт на ноги, отряхивая ладони.

ИВАН. Нормальная.
КОРОЛЕВИЧ. Утонешь, так хоть с комфортом.
ИВАН (кивая). Все условия.
КОРОЛЕВИЧ. Всё-таки, через болото попрёшься?
ИВАН. Даже не отговаривай.
КОРОЛЕВИЧ. Очень надо. Прощай.
ИВАН. Может, встретимся ещё?
КОРОЛЕВИЧ. Сомневаюсь.
ИВАН. А вот это – правильно. Жизнь такая штука - ни в чём нельзя быть уверенным...

     Королевич поднимает с земли свой лук, поправляет колчан со стрелами. Иван, с жердью, подходит к краю болота, крестится.

ИВАН. Ну... С богом!

     Иван осторожно заходит в болото. Королевич, качая головой, смотрит вслед.

КОРОЛЕВИЧ (вполголоса). Вот, дебил!
ИВАН. Что?
КОРОЛЕВИЧ. Так, ничего... Безумству храбрых поём мы песню.
ИВАН. Погромче, пожалуйста!
КОРОЛЕВИЧ. Тьфу! Достал.

     Королевич, краем берега, уходит.

                Сцена 5

     Иван, проверяя перед собой глубину жердиной, осторожно идёт по болоту. Останавливается, оглядывается назад.

ИВАН. Сзади ничего уже не видать. (Смотрит вперёд.) Спереди тоже... Надо полагать, верной дорогой иду. (Ступает вперёд.) Ничего, прорвёмся.

     Иван делает ещё пару шагов и вдруг проваливается в трясину. Чтобы не утонуть, распластывается верхней частью тела по поверхности.

ИВАН. Похоже, не туда прорвался...

     Иван пытается выбраться из топи, но ничего не получается.

ИВАН. Эй, кто-нибудь... Спасите... На помощь... (Озирается по сторонам.) Где все? Помогите! (Снова озирается.) По всем данным, я тут один-одинёшенек. Безлюдное местечко... Самое то, для мизантропов.

     Трясина засасывает Ивана всё глубже и глубже.

ИВАН. Вон до той кочки дотянуться бы. Там, вроде, твердь земная, спасение...

     Иван предпринимает попытку дотянуться до спасительной кочки, но ничего не выходит.

ИВАН. Чёрт! Не получается... Эх, придётся погибать в самом расцвете сил... Жалко, столько пользы мог бы человечеству принести...

     Из болота, на кочку выпрыгивает Царевна-Лягушка со стрелой в зубах. Устроившись на кочке поудобнее, она вынимает изо рта стрелу и внимательно разглядывает Ивана, который поначалу её не замечает.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ква!
ИВАН. Кто здесь?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Я – Царевна-Лягушка. Извините, а ты не Королевич, случайно?
ИВАН. Случайно, нет. Иваном меня зовут.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Блин... Где его черти носят, этого Королевича! Сколько можно ждать?
ИВАН. Зачем тебе этот Королевич?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Он меня должен найти, узнать по этой стреле.

     Царевна-Лягушка показывает Ивану стрелу.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. А затем, после этого, поцеловать и расколдовать. Вон сколько дел, а он шляется где-то.
ИВАН. Видел я его. Вдоль берега пошёл.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Что он ходит вокруг, да около! У меня так вся молодость пройдёт, в этом болоте!
ИВАН. Сочувствую. Если встречу его, скажу, чтобы поторопился.

     Царевна-Лягушка умоляюще складывает передние лапки.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Скажи, обязательно! Что я тут, в самом центре болота, с его стрелой. Объясни, как лучше пройти к этой кочке. Передай, что я его, навеки! Люблю, жду, целую! Запомнил? Ну-ка, повтори.
ИВАН. Что тут сложного? Люблю, жду, целую... Увижу – передам.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Да, да... Не забудь! Ну, я пошла.

     Царевна-Лягушка собирается спрыгнуть с кочки в болото, но в последний момент останавливается.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Сам-то, что тут делаешь?
ИВАН. Похоже, тону.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Я тебе не мешаю?
ИВАН. Нет, нет, всё нормально...

     Царевна-Лягушка снова собирается уйти и снова останавливается.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Послушай... Если ты утонешь, как ты моему Королевичу расскажешь, где меня искать?
ИВАН. В самом деле... Даже не подумал об этом!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Есть тут, в болоте парочка утопленников. Так из них клещами слова не вытянешь!
ИВАН. Эти ребята умеют хранить секреты.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. И как быть?

     Царевна-Лягушка задумывается.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Тебе срочно утонуть надо? Нельзя перенести это дело на потом?
ИВАН. Можно и потом. Мне не к спеху.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Тогда лезь сюда, ко мне, на кочку.
ИВАН. Я бы рад, но...

     Иван предпринимает ещё одну безуспешную попытку освободиться из трясины. Царевна-Лягушка с интересом наблюдает за его потугами.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Никак?
ИВАН. Никак.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вы, сухопутные, какие-то совсем беспомощные! Как дети малые. На вас, без слёз, смотреть нельзя.

     Царевна-Лягушка протягивает Ивану стрелу.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Хватайся за стрелу!
ИВАН. Где тебе, здорового мужика, из трясины вытащить!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Русские бабы, и не такое на себе прут! Держись за стрелу, если жить хочешь!

     Иван хватается за конец протянутой ему стрелы.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Раз-два, взяли... Ещё раз, взяли... Ты что, как тюфяк! Локтями, локтями шевели поактивнее!
ИВАН. Шевелю.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Раз-два, взяли!

     Царевна-Лягушка хватает Ивана за ворот рубахи и вытаскивает из трясины на кочку. Иван лежит, тяжело дыша, Царевна-Лягушка вытирает себе лоб тыльной стороной ладони.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Уф-ф-ф... Если честно, нелёгкая это работа...
ИВАН. Я предупреждал.

                Сцена 6

     Царевна-Лягушка с Иваном сидят на болотной кочке.

ИВАН. Теперь я твой должник.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Королевичу не забудь передать, что жду его тут – и будем в расчёте.
ИВАН. Передам... Немного только, посижу, отдышусь. Не возражаешь?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Болото общее, можешь сидеть сколько хочешь.
ИВАН. Классно!

     Иван оглядывается по сторонам.

ИВАН. Сильно долго, однако, не хотелось бы здесь задерживаться.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. А как ты, вообще, тут оказался? Что в этом болоте забыл?
ИВАН. На тот берег перебираюсь. Там, между тремя соснами, счастье меня дожидается.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Как интересно! Что за счастье?
ИВАН. Сам пока не знаю.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Сюрприз?
ИВАН. Похоже. На месте разберусь.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Желаю успеха.
ИВАН. Тебе того же... С тобой-то, что приключилось?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Кащей заколдовал. Замуж хотел взять, а я за него не пошла. Вот он в лягушку и превратил. Типа, так не доставайся же ты никому.
ИВАН. Вот гад – ни себе, ни людям! Убил бы, мерзавца.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Он бессмертный.
ИВАН. Какие варианты есть, чтобы тебя обратно расколдовать?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Один только способ, я тебе уже про него говорила - с Королевичем поцеловаться.
ИВАН. Это, конечно, не моё дело... Но почему-то мне это не нравится.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Мне – тоже. А придётся!

     Иван молчит.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ты же его видел?
ИВАН. Кого?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Королевича.

     Иван кивает.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. И как он?

     Сморщив лицо, Иван отрицательно качает головой.

ИВАН. Я бы с ним, ни за что, целоваться не стал. И тебе не советую. Неприятный, какой-то, тип.

     Царевна-Лягушка закрывает лицо ладонями. Иван растерянно смотрит на неё, затем осторожно трогает за плечо.

ИВАН. Эй... Не расстраивайся так... Ты чего... Ну, не вышел лицом, подумаешь... Что сразу глаза на мокром месте...

     Иван пытается обнять Царевну-Лягушку, но она, резким движением, высвобождается из его объятий.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Но, но... Руки-то не распускай!
ИВАН. Не реви тогда. Мне, может, тебя жалко.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Отойди в сторонку и жалей оттуда.

     Иван делает пару шагов в сторону. Царевна-Лягушка вытирает пальцами влагу под глазами и обречённо машет рукой.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. И чего это я нюни распустила, как дура? Если на то пошло, то сама-то... Тоже целоваться никто не захочет.
ИВАН. Нет, ты очень даже ничего... Глаза вон, какие большие, выразительные... Кожа гладкая, аж блестит... И цвет лица приятный – нежно-изумрудный. Хоть и лягушка, а симпатичная.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Я знаю - ты обманываешь. Но всё равно спасибо.
ИВАН. И ничего не обманываю!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Обманываешь.
ИВАН. Нет. Хочешь, докажу.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Как?
ИВАН. Ну-у-у... Могу и поцеловать тебя.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вот ещё! Не хватало только, целоваться с каким-то посторонним мужиком!
ИВАН. А чо?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Русского языка не понимаешь? Даже не знаю, как тогда тебе объяснить? (Царевна-Лягушка на мгновение задумывается.) Руссо лягушко – облико морале! Может, так дойдёт?
ИВАН. Не хочешь – не надо.

     Иван и Царевна-Лягушка, отвернувшись друг от друга, сидят на кочке. Внезапно, Иван резко вскакивает на ноги.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ты чего? Аж, напугал!
ИВАН. Мне сейчас такая мысль в голову пришла... Такая мысль!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Что за мысль?
ИВАН. Гениальная! Самому не верится, что смог, до такого, додуматься!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Да, говори же, наконец.
ИВАН. А что если, я поцелую и у меня получится тебя расколдовать!
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Исключено.
ИВАН. А вдруг! Попытка – не пытка! Давай поцелую, может, сработает.

     Царевна-Лягушка встаёт на ноги и, с напряжённым, задумчивым видом ходит по кочке от одного её края к другому. Останавливается.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ничего не выйдет. Это должен быть хозяин этой стрелы, и никто другой. Только Королевич может вернуть мне прежний облик! Только он!
ИВАН. Заладила, как попугай, одно и то же... Он, он... Когда этот Королевич сюда припрётся, кто его знает? Может, старухой уже будешь... А если моя идея сработает, ты прям сейчас станешь как прежде! Какой раньше была! Сию же минуту... Даже если всего один шанс из тысячи, всё равно надо попытаться.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Так думаешь?
ИВАН. Убеждён!

     С выражением глубокой сосредоточенности на лице, Царевна-Лягушка несколько раз прошлась по кочке взад-вперёд.

ИВАН. В конце концов, что ты теряешь?

     Царевна-Лягушка, ещё немного думает, потом закрывает глаза и подставляет Ивану щёку.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Хорошо, попробуй...

     Иван собирается духом, настраивается  и целует Царевну-Лягушку в щёку. Никаких превращений с ней не происходит. Царевна-Лягушка, по-прежнему стоит с закрытыми глазами.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Получилось?
ИВАН. Да как-то... Если честно, не очень.

     Царевна-Лягушка открывает глаза, осматривает себя и тяжело вздыхает.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Что и требовалось доказать!
ИВАН. Может, ещё разочек... Мне нетрудно.

     Иван тянется к Царевне-Лягушке, она кладёт свою ладонь на его губы.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Достаточно... Бесполезно это всё. Разные, Иван, у нас с тобой сказки. Разные...
ИВАН. Что же делать теперь?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ничего не поделаешь. Всё, разговор окончен. Ты ступай, своей дорогой, а я дальше своего Королевича буду тут дожидаться.

     Царевна-Лягушка делает пару шагов в сторону и вдруг, теряя сознание, начинает медленно оседать на землю.

                Сцена 7

     Иван подхватывает на руки теряющую сознание Царевну-Лягушку и бережно кладёт её на землю. Затем, набрав в ладони болотной воды, брызгает её Царевне-Лягушке на лицо. Понемногу, она приходит в себя.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Что это со мной было?
ИВАН. Сознание потеряла. Перенервничала, наверное.

     Царевна-Лягушка пытается присесть. Иван помогает ей.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вспомнила... Всё вдруг поплыло перед глазами... Такой жёсткий облом...
ИВАН. Извини. Мне очень жаль, что так получилось.

     Иван и Царевна-Лягушка сидят на кочке.

ИВАН. Ты как?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Уже лучше. Можешь идти по своим делам.
ИВАН. Побуду с тобой ещё немного.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Зачем?
ИВАН. Боюсь одну оставлять.

     Царевна-Лягушка вопросительно смотрит на Ивана.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. С чего вдруг?
ИВАН. Ты ещё слаба.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. И что?
ИВАН. Ты задаёшь слишком много вопросов. Тебе надо беречь силы.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Хорошо. Как скажешь.

     Иван убирает прядь волос с виска Царевны-Лягушки и касается ладонью её лица. Царевна-Лягушка прижимается щекой к ладони Ивана и закрывает глаза.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Какая тёплая у тебя ладонь... В этом болоте так холодно, так одиноко.

     Иван обнимает Царевну-Лягушку. Какое-то время, они сидят так неподвижно. Потом Царевна-Лягушка открывает глаза и смотрит на Ивана.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Нам надо прощаться.
ИВАН. Какие красивые, у тебя, глаза. Почему я этого сразу не заметил?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Откуда я знаю?

     Иван берёт ладонь Царевны-Лягушки в свою.

ИВАН. А какие тонкие, артистичные пальцы...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (бросая взгляд на свою ладонь). Это всё так, но тебе уже пора.
ИВАН. Действительно... (Иван ненадолго задумывается.) Прости, что зря обнадёжил... Я, правда, надеялся, что получится.

     Иван смущённо опускает голову. Царевна-Лягушка, внимательно глядит на него, затем резким движением, целует Ивана в щёку.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Спасибо, что пытался помочь. А теперь, уходи.
ИВАН. Может, я ещё побуду?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Не стоит. Потом расставаться будет ещё тяжелей.

     Иван встаёт с кочки, нехотя делает несколько шагов, останавливается и оборачивается к Царевне-Лягушке.

ИВАН. На ногах, словно гири.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Не рви душу, Вань, ни себе, ни мне. Ступай, не останавливайся, ищи своё счастье.
ИВАН. Мне этого счастья, не больно-то уже и хочется.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Что ты такое говоришь, Вань? Не может человек без счастья жить. Ищи его, ищи.
ИВАН. Я буду помнить тебя всю жизнь.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Толку от этого? Ты из одной сказки, Ваня, я из другой... У тебя своя судьба, у меня - своя.
ИВАН. Я тебя никогда не забуду.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ты меня больше никогда не увидишь...
ИВАН. Но почему?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Разные сказки – это как две разные галактики во вселенной. Мало того, что немыслимые, между ними, расстояния, так они ещё, с космической скоростью, и удаляются друг от друга.

     Иван резко разворачивается и идёт по болоту, не разбирая дороги. Царевна-Лягушка глядит ему вслед.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (печально). Удаляются друг от друга...



                ДЕЙСТВИЕ 2

                Сцена 8

     Иван, с трудом, выбирается из болота на берег, в изнеможении валится на землю. В отдалении виднеются три сосны, но у Ивана нет сил, идти к ним. Иван лежит на спине, раскинув, в стороны, руки. Немного погодя, появляется Королевич, подходит к Ивану.

КОРОЛЕВИЧ. Иван, ты что ль? Глазам не верю!
ИВАН. Я ж говорил, что ещё свидимся. И что напрямик быстрее будет. Ты, наверное, забыл.

     Иван, с трудом встаёт на ноги. Королевич смотрит на болото, затем на Ивана и качает головой.

КОРОЛЕВИЧ. Ну, ты даёшь... Без мыла везде пролезешь.

     Иван подходит к Королевичу и, вытянув руку, указывает в сторону болота.

ИВАН. Стрела твоя там. В центре этого болота, у Царевны-Лягушки.
КОРОЛЕВИЧ. Тоже мне, новость. А то, я не знаю!

     Королевич подходит к болоту, осторожно трогает его поверхность ногой, разочарованно качает головой и возвращается назад.

КОРОЛЕВИЧ. В самом центре топи, говоришь... А дорожку туда, понадёжнее, не разведал?
ИВАН. Асфальт там не проложен. Это точно.
КОРОЛЕВИЧ. Ты меня сейчас сильно разочаровал... Плохо. Очень плохо.
ИВАН. Послушай... Я прошёл это болото вдоль и поперёк, ничего в этом невозможного нет! Живой, как видишь! И притом, раз в твоей сказке написано, что ты Царевну-Лягушку найдёшь и женишься на ней, значит, ты тем более утонуть не должен! Если логически рассуждать...

     Королевич медленно оглядывает Ивана с головы до ног, потом переводит взгляд на болото, недовольно морщится.

КОРОЛЕВИЧ. Логически оно, может, и так...
ИВАН. Что ж ты стоишь, как истукан?
КОРОЛЕВИЧ. Грязно там.
ИВАН. И что?
КОРОЛЕВИЧ. А то...

     Королевич указывает на носок сапога, которым касался поверхности болота. Затем достаёт из кармана носовой платок, очищает сапог от грязи и подносит испачканный платок к лицу Ивана.

КОРОЛЕВИЧ. Вот, смотри. Только сунулся, сразу сапог замарал. Ты знаешь, сколько эти сапоги стоят? А кафтан заморский? Тыщу баксов! Не хватало ещё угваздаться, как свинья.

     Иван выбивает платок из рук Королевича, хватает его за грудки и трясёт.

ИВАН. Чистоплюй ты эдакий... Рассуждаешь тут, как бы сапожки не замарать, а там Царевна-Лягушка на кочке мучается! Посмотрел бы, как она страдает – сердце разрывается. Я бы жизнь ради Царевны-Лягушки отдал, но это ей не поможет. Только ты можешь её спасти! Только ты... Понимаешь это или нет! Поспеши, она ждёт тебя!

     Иван отталкивает от себя Королевича в сторону болота. Королевич едва не падает, но всё же удерживается на ногах.

КОРОЛЕВИЧ. Подождёт...

     Королевич одёргивает полы своего кафтана.

КОРОЛЕВИЧ. Ничего страшного, если ещё немного посидит в своём болоте. Наше с ней, семейное счастье – неизбежно! Точнее, даже, сказать – неотвратимо! Чему быть, того, как говорится, не миновать. А потому, не вижу смысла бежать напролом, сломя голову...

     Королевич замечает на рукаве кафтана невидимую пушинку и стряхивает её.

КОРОЛЕВИЧ. И вообще, что ты нос суёшь не в своё дело! Что ты лезешь в чужую сказку! Тебя это всё не касается... Ещё и руки распускаешь!

     Иван, с болезненной гримасой, морщится.

ИВАН. Прости, погорячился.
КОРОЛЕВИЧ. Эмоции свои надо сдерживать... (Королевич разглаживает ладонью помятые Иваном лацканы своего кафтана.) Смотри, как помял! Ты хоть знаешь, сколько этот кафтан стоит?
ИВАН. Тыща баксов.
КОРОЛЕВИЧ. Тыща? А три не хочешь... Короче, без тебя знаю, что мне делать. Всё в жизни предопределено, к чему суетиться... У меня с Царевной-Лягушкой своя судьба, у тебя своя.

     С нескрываемой злостью, Королевич тычет пальцем в сторону сосен.

КОРОЛЕВИЧ. Вон, три сосны стоят. Ты говорил, тебе туда надо? Вот и проваливай... Иди своей дорогой, сталкер.
ИВАН. Иду, иду... Просто за Царевну-Лягушку душа болит.

     Королевич продолжает поправлять на себе кафтан и шапку.

КОРОЛЕВИЧ. Ты за свою сказку переживай, а с Царевной-Лягушкой, я как-нибудь без тебя разберусь... Были бы у неё мозги, хотя б куриные, выбралась бы сама из болота на берег. Тут бы я её, на бережке, и чмокнул. Хоть в щёчку, хоть взасос... Так, ведь, гораздо комфортнее.
ИВАН. А ещё лучше, с доставкой на дом. Вообще никуда не ходить, лежать на печи, в носу ковыряться и чтобы она сама туда к тебе прискакала.
КОРОЛЕВИЧ. Душу не трави, Иван... Об этом можно только мечтать. Сидит, как дура, в этом болоте, а ты жизнью из-за неё рискуй... Много ещё, в наших сказках, непродуманного. Очень много...

     Королевич досадливо морщится, подходит к болоту, смотрит на него.

ИВАН. Что теперь делать будешь?
КОРОЛЕВИЧ. Надо подумать.

     Королевич подходит к озеру, смотрит в одну сторону, затем в другую, чешет затылок.

КОРОЛЕВИЧ. Вообще-то, я лишь половину болота обошёл, с западной стороны. Полберега мною ещё не обследованы...
ИВАН. Ты тут зачем вообще?  Круги вокруг болота нарезать?
КОРОЛЕВИЧ. Сколько раз повторять -  как-нибудь без тебя разберусь... Пройдусь вдоль топи другой стороной, может там, какая-нибудь более-менее проторенная тропинка отыщется. Главное – не терять надежду, кто ищет, тот, как говорится, всегда найдёт...
ИВАН. Удачи.
КОРОЛЕВИЧ. Спасибо, не помешает. А Царевне-Лягушке, как говорится, ещё немного терпения...

     Королевич уходит вдоль берега, Иван смотрит ему вслед.

ИВАН (печально). Эх, Лягушка, Лягушка, души моей Царевна... Что я ещё могу для тебя сделать? Даже не знаю...

    Иван вздыхает, с досадой машет рукой и идёт по направлению к трём соснам.

                Сцена 9

     Иван подходит к трём соснам, на одной из сосен висит чёрная табличка с белым черепом и скрещенными костями с надписью «Не влезай – убьёт».

ИВАН (читая табличку). «Не влезай – убьёт»... Кого это когда останавливало?

     Иван встаёт между соснами, откашливается, набирает воздуха полные лёгкие и кричит.

ИВАН. Эй, Кащей!

     Ничего не происходит. Иван добавляет громкости.

ИВАН.  Кащей!

     Иван осматривается по сторонам и, никого не заметив, кричит совсем громко.

ИВАН. Каще-е-ей... Что тебя приподняло и прихлопнуло! Встань передо мной, как лист перед травой!

     Раздаётся грохот, мерцает свет, в клубах дыма, с руками, скрещёнными на груди, появляется Кащей.

КАЩЕЙ. Вызывали?
ИВАН. Уже целый час ору, ору!
КАЩЕЙ. Занят был... Ты, Ванюша, тоже задержался, ждать себя заставил. Так что, в этом отношении, мы с тобой квиты. Мне ведь всё известно, с жабами на болоте развлекаешься, целуешься.
ИВАН. Неправда!
КАЩЕЙ. Как это – неправда, когда правда?
ИВАН. А я говорю – неправда! Во-первых, не с жабой, а с лягушкой!
КАЩЕЙ. Какая разница?
ИВАН. Большая! А во-вторых, это было то всего пару раз.
КАЩЕЙ. Ладно, Вань, не кипятись. Давай ближе к делу. Убить меня хочешь?

     Иван, неопределённо пожав плечами, молчит.

КАЩЕЙ. Хочешь, хочешь, по глазам вижу.

     Иван достаёт из кармана рубахи солнцезащитные очки и надевает их. Кащей внимательно всматривается.

КАЩЕЙ. Всё равно видно.

     Иван убирает очки обратно в карман.

КАЩЕЙ. Зачем воевать? Не лучше ли мир, дружба, жвачка...

     Кащей достаёт из кармана пластинку жевательной резинки и протягивает её Ивану.

КАЩЕЙ. Мятная. Будешь?

     Иван отрицательно качает головой. Кащей пожимает плечами, разворачивает жевательную резинку и суёт себе в рот.

КАЩЕЙ. Я бы мог раздавить тебя, как таракана, но это ведь неинтересно.
ИВАН. Тут я с тобой согласен.
КАЩЕЙ. Давай лучше, сыграем в одну игру. Ты же за счастьем сюда пришёл? Есть шанс его выиграть.
ИВАН. Каковы условия?
КАЩЕЙ. Я тебе буду всяческие блага предлагать, а ты – от них либо соглашаешься, либо отказываешься. Несложные правила. Считай, беспроигрышная лотерея.
ИВАН. Звучит заманчиво. А с меня, что взамен?
КАЩЕЙ. И охота тебе сейчас на это отвлекаться? Не бери в голову, как-нибудь потом рассчитаемся... Итак, начинаем?

     Иван согласно кивает. Кащей хлопает в ладони, звучит туш, включаются прожектора, появляется огромный, кованый сундук. Кащей откидывает его крышки – взору открывается гора золотых монет вперемешку с драгоценными камнями – рубинами, сапфирами, изумрудами. Кащей запускает внутрь сундука свои руки.

КАЩЕЙ. Вот, смотри... Несметные сокровища...

     Кащей поднимает руки и золотые монеты, сквозь пальцы, ручейком бегут обратно в сундук.

КАЩЕЙ. Ключ к любым дверям, к любому человеку, к любым желаниям. Это всё может стать твоим... Слышишь этот сладостный звон!
ИВАН. Разве это счастье? Спасибо, не надо.
КАЩЕЙ. Хорошо подумал?

     Иван кивает в ответ.

КАЩЕЙ. Возможно, ты и прав...

     Последняя монета выскальзывает из ладони Кащея и золотой ручеёк иссякает.

КАЩЕЙ. Что такое золото? Жалкий, презренный металл! Тьфу на него! (Кащей выплёвывает жевательную резинку в сундук.) В жизни есть более высшие ценности.

     Кащей достаёт из глубины сундука корону и поднимает высоко над собой.

КАЩЕЙ. Править миром – вот достойное занятие для настоящих мужчин! Одним движением руки посылать в бой целые армии, менять границы империй - разве это не счастье? Слава твоя переживёт тебя и останется в веках. Школьники, проклиная всё на свете, будут зубрить даты твоего правления! Матери будут пугать твоим именем непослушных малолетних детей.
ИВАН. Интересное предложение...

     Кащей протягивает Ивану корону.

КАЩЕЙ. Значит, берёшь?
ИВАН. Всё-таки, нет.
КАЩЕЙ. Но почему?
ИВАН. Не моё это.

     Кащей, с размаха, швыряет корону в сундук и захлопывает его крышку. Сундук уходит под землю. Музыка стихает, прожектора гаснут. Кащей подпирает подбородок кулаком и погружается в раздумья.

ИВАН. Всё что ли? По всем правилам – надо три раза.
КАЩЕЙ. Без тебя знаю... Просто, так далеко ещё никогда не заходил. Обычно, все ломаются на первом испытании, в крайнем случае – на втором...
ИВАН. И что теперь?
КАЩЕЙ. А теперь, я должен тебе что-то такое предложить, чтобы ты наверняка клюнул! Ошибиться мне, Вань, никак нельзя.
ИВАН. Придумай что-нибудь путное.
КАЩЕЙ. Спасибо за подсказку.

     Кащей, в задумчивости, ходит между трёх сосен. Внезапно, на лице его, появляется торжествующее выражение.

КАЩЕЙ. Эврика! Шах и мат! Я предлагаю тебе самому выбрать то, что ты сам хочешь. Ловко я, Вань, придумал! Признай честно!
ИВАН. Неплохо, неплохо.

     Кащей довольно потирает руки.

КАЩЕЙ. Мячик, Иван, на твоей стороне... Поройся в душе своей и извлеки оттуда самую сокровенную мечту, самое потаённое своё желание.
ИВАН. И это исполнится?
КАЩЕЙ. Стоит только захотеть.

     Иван задумывается. Кащей усмехается.

КАЩЕЙ. Я тебя понимаю – трудный выбор. Можешь попросить, что-нибудь типа... (Кащей морщит лоб, задумывается.) Хочу стать президентом всего мира и проводить время в личном, прекрасном дворце, бездонные подвалы которого доверху набиты слитками чистого золота и...
ИВАН. А так можно?
КАЩЕЙ. Я разрешаю.

     Иван снова задумывается.

ИВАН. Неудобно так много требовать...
КАЩЕЙ. Не стесняйся, Вань. Все свои.
ИВАН. Меру, всё равно, знать надо... О немногом, Кащей, тебя попрошу. Желаю, чтобы у Царевны-Лягушки всё стало хорошо, чтобы закончились, наконец, её страдания в болоте...

     Раздаётся звук грома, сверкает молния, три сосны беспорядочно зашатались из стороны в сторону.

КАЩЕЙ. Проклятье! Откуда ты взялся на мою голову!
ИВАН. Из Москвы. А что?

     Свет продолжает моргать, гром – греметь.

КАЩЕЙ. Оно и видно... Только там такие бессребреники! (Кащей проваливается под землю.) А-а-а...
ИВАН. Ты куда? А желание? Мы так не договаривались...

                Сцена 10

     Гром постепенно смолкает, молнии перестают сверкать, Иван, озираясь по сторонам, стоит один около трёх сосен.

ИВАН. Куда он пропал? Даже не попрощался... Интересно, что с моим желанием? Успел выполнить?

     Оглядываясь из стороны в сторону, Иван делает несколько шагов.

ИВАН. Кащей, ты где?

     Иван обходит по очереди все три сосны. В поисках Кащея, заглядывает даже под чёрную табличку, переворачивает её другой стороной. На ней герб Москвы – Георгий Победоносец, пронзающий змея. Отступив на несколько шагов назад, Иван, с видом ценителя живописи, разглядывает новое изображение.

ИВАН. Так лучше.

     Полюбовавшись на Георгия Победоносца, Иван ещё раз, в поисках Кащея, прошёлся между соснами.

ИВАН. Что дальше? Неужели это и есть конец моей сказки? Не таким я его себе представлял... Какая тогда, всей этой истории, мораль, в чём смысл? Что всё зазря?

     Иван снова обходит сосны, смотрит вверх, вниз, по сторонам и недоуменно пожимает плечами.

ИВАН. Столько вёрст прошагал, столько времени и сил потратил, а счастья, как не было, так и нет... Кому поверил – цыганке! Обманула, наверное... Счастье между трёх сосен! Самому даже смешно.

     Иван горько усмехается и снова осматривается вокруг.

ИВАН. И где оно, обещанное счастье? Одни лишь сосны, а в сердце такая тоска, такая опустошённость – какой и не было никогда в жизни. Теперь-то я понимаю, что было на душе у Царевны-Лягушки после того поцелуя...

     Иван присаживается возле одной из сосен и смотрит наверх.

ИВАН. Одна радость - солнце так ласково греет и воздух такой смолянистый, дышишь - и не надышишься...

     Иван, пару раз, вдыхает воздух полной грудью.

ИВАН. Сосны, сосны, может, вы подскажете, что дальше делать... Что молчите, только ветками машите... Ну, машите, машите... Как сладко ветер шумит в ваших ветвях, словно колыбельную поёт... Убаюкивает...  Сил уже совсем не осталось, несколько суток, считай, не спал, шёл счастью навстречу... Так вымотался, что кажется, пять минут подремать – вполне за счастье сойдёт...

     Голова Ивана медленно склоняется на грудь. Иван засыпает.

                Сцена 11

     Иван спит, прислонившись спиной к сосне. В образе красивой девушки с длинной до пояса косой, выходит Царевна-Лягушка. Она садится возле Ивана, вынимает изо рта травинку и проводит ею Ивану по щеке. Иван отмахивается, что-то бурчит, но не просыпается. Царевна-Лягушка опять щекочет Ивана травинкой. На этот раз, Иван открывает глаза, протирает их руками и смотрит на Царевну-Лягушку.

ИВАН. Ты мне снишься, красна девица?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вроде – нет.
ИВАН. Снишься, снишься... Какой хороший сон, надо досмотреть.

     Иван пытается прилечь на землю, но Царевна-Лягушка удерживает его в сидячем положении.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Говорю тебе - это не сон.
ИВАН. Не верится

     Царевна-Лягушка на мгновенье задумывается.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Тебя ущипнуть?
ИВАН. Если нетрудно.

     Царевна-Лягушка щипает Ивана за руку. Тот ойкает, морщится и трёт ущипленное место.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Остались ещё сомнения в реальности происходящих событий?
ИВАН. Теперь нет... Жизнь – это боль.

     Иван ладонью растирает место щипка. Царевна-Лягушка крутит в руках конец своей косы.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Сильно болит?
ИВАН. Пустяк, в жизни и не такое бывало... Расскажи лучше, красавица, откуда ты, как зовут?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ты меня разве не узнаёшь?
ИВАН. Нет.

     Царевна-Лягушка поворачивает голову.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. А если, в профиль.
ИВАН. Не узнаю.

     Царевна-Лягушка обиженно надувает губы.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. А обещал всю жизнь меня помнить. До гроба, до могилы.
ИВАН. Мало ли что я кому обещал...

     Ненадолго воцаряется неловкое молчание. Царевна-Лягушка откидывает косу назад за спину, и что-то ищет в складках платья.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Может, сейчас узнаешь?

     Царевна-Лягушка достаёт из складок платья стрелу и берёт её в рот.

ИВАН. Ты, это... Лягушка что ли? Та самая?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (со стрелой во рту). Ква!
ИВАН. Где ж тебя узнать-то... Так похорошела...

     Царевна-Лягушка, встаёт на ноги, улыбается и, слегка расставив руки в стороны, делает пару оборотов, словно давая Ивану возможность рассмотреть себя со всех сторон.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Как я тебе?
ИВАН. Такая нарядная... Красавица писанная, ничего не скажешь.

     На лице Ивана радость и восхищение. Внезапно они сменяются грустью, болью и досадой.

ИВАН. Поздравляю... Дождалась своего Королевича?

     Иван встаёт на ноги и одёргивает на себе рубаху.

ИВАН. Ну и как он целуется?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Зачем тебе это знать?
ИВАН. Так просто... Для общего развития.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Да ты, похоже, ревнуешь, Вань?
ИВАН. Вот ещё... Очень надо мне тебя ревновать.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ревнуешь, ревнуешь!
ИВАН. А если и так! Тебе-то что?

     Царевна-Лягушка лукаво улыбается.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Приятно!

     Иван отворачивается в сторону. Царевна-Лягушка подходит к нему и трогает за плечо.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Кончай дуться, Вань. Откуда мне знать, как этот Королевич целуется... Я его так и не дождалась, это ты меня расколдовал.
ИВАН. Я, помню, пытался, но...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Ты Кащея победил.
ИВАН. Каким образом?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Трижды не поддался искушениям, отказался от золота, от власти.
ИВАН. Это было нетрудно.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. До тебя, никто не смог. Кстати, если бы ты согласился, тебе всё равно ничего из этого не досталось бы.
ИВАН. Я так и предполагал. Кто же власть и богатство просто так отдаст.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Самое главное, что ты о ком-то другом думал больше, чем о себе. Кащей как-то поспорил, что нет таких людей, не бывает. Так уверен был, что поставил об заклад свой дар волшебный. И столько времени всё у него хорошо было, пока ты не пришёл... Из-за тебя, пропала вся его колдовская сила, бессмертие закончилось и сердце от злости лопнуло, не выдержало...
ИВАН. Нехорошо получилось.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Зато, посмотри, как я хорошо получилась! С кащеевой смертью, все его чары рассеялись, и я стала такая, как прежде была. Глянь на меня ещё разочек, разве я тебе не нравлюсь? Что молчишь?

     Иван подходит к одной из сосен, облокачивается об неё, задумывается. С досадой, стучит по стволу кулаком.

ИВАН. Нравишься, очень даже... Обидно только... Я через гиблую, чёрную топь пробираюсь, с Кащеями борюсь, жизнью, можно сказать, рискую, а какой-то Королевич придёт на всё готовенькое...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Не факт.
ИВАН. Ты же с ним из одной сказки. Всё у вас вперёд расписано. Сама говорила.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Говорила, не отрицаю... И что? Под лежачий камень, Вань, и вода не течёт! Слышал такое?
ИВАН. Краем уха.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Хоть у нас с Королевичем, сказка и одна, всё равно шевелиться надо, а не лежать на печи и оттуда, свысока на всех поглядывать... Если долго смотреть на девушку, можно увидеть, как она выходит замуж! Сказка сказкой, но есть законы более высшего порядка. Ты, Вань – победитель! Можно сказать – триумфатор! Прям, Гай Юлий Цезарь... А потому, в качестве награды, я должна тебе, как истинному герою, достаться.
ИВАН. Ух, ты! Как кубок Стэнли что ли?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Как переходящее красное знамя. Есть, у нас в сказках, такое правило.
ИВАН. Вот, остались же ещё нормальные законы! Значит, ты моя теперь?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Если ты не против.

     Царевна-Лягушка скромно опускает взгляд вниз. Иван подходит к ней и обнимает за плечи. Царевна-Лягушка кладёт голову Ивану на плечо.

ИВАН. Дай-ка стрелу.

     Иван забирает у Царевны-Лягушки стрелу.

ИВАН. Она тебе ещё нужна?
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вроде, нет уже.
ИВАН. И я так же думаю.

     Иван размахивается, намереваясь закинуть стрелу подальше в болото.

                Сцена 12

     С метлой под мышкой, появляется Баба Яга. На лице её броский макияж – румяна на щеках и губы, накрашенные алой помадой.

БАБА ЯГА (Ивану). Иван, остановись!

     Иван оборачивается и опускает вниз руку со стрелой. Баба Яга подходит к Ивану.

БАБА ЯГА. Уважаемый, стрелу не выбрасывайте, пожалуйста.
ИВАН. Нужна, что ли? Зачем она тебе?
БАБА ЯГА. В хозяйстве всё сгодится.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вообще-то, это моя стрела.
БАБА ЯГА. Не квакай.
ИВАН (Царевне-Лягушке). Да ладно, пусть забирает.

     Иван отдаёт стрелу Бабе Яге.

ИВАН (Бабе Яге.) Как ты сюда добралась? Через болото или в обход?
БАБА ЯГА. Есть ещё третий вариант – на метле по воздуху. С мигалкой.

     Баба Яга нажимает на метле какую-то кнопочку, на конце черенка начинает работать мигалка, и раздаются похожие на кряканье звуки.

БАБА ЯГА. И безопасно, и мигом, в мгновение ока. Вжик – и на месте!
ИВАН. Про этот вариант, ты мне ничего не говорила.
БАБА ЯГА. Так это для избранных. Понимать надо.

     Баба Яга выключает мигалку и прячет стрелу за пазуху.

БАБА ЯГА. За стрелу благодарствую. Не смею вас больше задерживать.
ИВАН (Царевне-Лягушке). Пошли?

     Царевна-Лягушка согласно кивает и обнимает Ивана. Иван подхватывает Царевну-Лягушку на руки.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Не тяжело?
ИВАН. Ни капельки.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Тогда я, поудобнее, устроюсь. Не возражаешь?

     Царевна-Лягушка кладёт голову Ивану на плечо и болтает ногами.

ИВАН. Зря я цыганку ругал, всё точь-в-точь, как она напророчила.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. А что именно?
ИВАН. Что найду счастье своё между трёх сосен. Вот сосны, а вот и ты – счастье моё, в руках. Всё с предсказанием сходится!
БАБА ЯГА. Угадала. Бывает иногда.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Вань, а Вань... Жить-то мы, где будем? Болото мне вот так уже надоело.

     Ребром ладони, Царевна-Лягушка проводит себе по горлу.

ИВАН. Есть у меня домик. Стоит, заколоченный.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (задумчиво). Хм... Ну, хоть какая-то крыша над головой...
ИВАН. Небольшой, но ещё довольно крепкий. И тёплый.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Замечательно, то что надо! Неси меня туда. Буду там обживаться, свои порядки наводить, устанавливать.
ИВАН. Уже бегу...

     Иван, с Царевной-Лягушкой на руках, делает пару быстрых шагов.

БАБА ЯГА. Стоять!

     Иван останавливается.

БАБА ЯГА (Царевне-Лягушке). Захочешь муженька побаловать – делай манную кашу с комочками. Он любит такое.
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Надо же... Спасибо, что подсказала, сама бы сроду не догадалась. Буду иметь в виду.
БАБА ЯГА. Всё, ступайте... Совет да любовь!
ИВАН. Спасибо на добром слове.
БАБА ЯГА. Здоровья, достатка...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. И вам того же самого.
ИВАН. Ещё, бабуль, хочу тебе пожелать...
БАБА ЯГА (прерывая Ивана). Стоп! Хватит! Достали своими пожеланиями... Вы скоро отсюда уйдёте? У меня тут дело одно намечается. Деликатное.
ИВАН. Мешаем? Тогда, счастливо оставаться.

     Иван, с Царевной-Лягушкой на руках, делает ещё пару шагов.

БАБА ЯГА. Эй!

     Иван останавливается.

БАБА ЯГА. Встретите Королевича – не трогайте его. Он мой.
ИВАН. Понял.

     Иван с Царевной-Лягушкой уходят. Баба Яга достаёт из кармана небольшое зеркальце, внимательно смотрит на своё отражение и подводит губы ярко-красной помадой.

                Сцена 13

     Наведя марафет, Баба Яга убирает в карман зеркальце с помадой, и неторопливо прохаживается. Заметив табличку с Георгием Победоносцем, подходит к ней и разглядывает.

БАБА ЯГА. Зачем это тут? Странно... (Баба Яга пожимает плечами.) А вчера, ещё, как раз, приснился сон прекрасный... (Обрывает фразу на полуслове и прислушивается.) Чьи-то шаги!

     Появляется Королевич. Он идёт устало, еле переставляя ноги и прихрамывая. У одного сапога оторвана подошва. Увидев Королевича, Баба Яга хватается за свою метлу и начинает размашисто мести.

КОРОЛЕВИЧ. Пройти можно?
БАБА ЯГА. Ходят тут всякие, грязь натаскивают.

     Баба Яга прекращает мести. Королевич, с виноватым видом, протискивается мимо неё бочком.

КОРОЛЕВИЧ. Извините.
БАБА ЯГА. Давно за тобой наблюдаю. Ты чего шляешься туда-сюда, туда-сюда? На тебя скоро пальцем все будут показывать.
КОРОЛЕВИЧ. Думаешь, охота мне тут ходить? Все ноги сбил, на пятке мозоль кровавая...

     Королевич садится на землю, стягивает сапог, разматывает портянку. Баба Яга стоит рядом, руками опираясь на черенок метлы. Королевич демонстрирует ей растёртую ногу.

КОРОЛЕВИЧ. Во...

     Баба Яга, с изумлённым выражением лица, качает головой. Королевич начинает аккуратно наматывать портянку на ногу.

БАБА ЯГА. Ради чего такие страдания?
КОРОЛЕВИЧ. Невесту свою ищу... Кабы по-хорошему, уже давным-давно могли бы жить-поживать, добра наживать. Да, вот, всё никак не складывается!
БАБА ЯГА. В чём проблема?
КОРОЛЕВИЧ. Не во мне же! В этой... Суженой-ряженой. Я ради неё, ноги почти до костей стёр, а она, хотя бы пальцем о палец...
БАБА ЯГА. Она тебя недостойна!
КОРОЛЕВИЧ. Достойна – не достойна... Какой смысл рассуждать об этом? Лучше жены, всё равно, не будет, хоть ты тресни. Хуже - тоже... Что, в принципе, уже неплохо.
БАБА ЯГА. А я говорю, она тебя недостойна. С этим надо что-то делать!
КОРОЛЕВИЧ (вздыхая). Против своей сказки, как говорится, не попрёшь.

     Намотав на ногу портянку, Королевич натягивает сапог, встаёт на ноги и осторожно притаптывает ногой.

КОРОЛЕВИЧ. Не знаю, сколько ещё пройти смогу.
БАБА ЯГА. Хочешь, обрадую. Можешь расслабиться, закончились твои хождения вокруг болота.
КОРОЛЕВИЧ. Шутишь?
БАБА ЯГА. Я на полном серьёзе. Истинная правда!
КОРОЛЕВИЧ. Не обманываешь? Точно, правда? А то, время такое, верить никому нельзя.
БАБА ЯГА. Мне можно.

     Королевич несколько раз оглядывается по сторонам. Затем переводит удивлённый взгляд на Бабу Ягу.

КОРОЛЕВИЧ. Ну, и где Царевна-Лягушка? Что-то не вижу...
БАБА ЯГА. Я за неё.
КОРОЛЕВИЧ. Не понял?
БАБА ЯГА. Смотри сюда. Внимательней.

     Баба Яга вытаскивает из-за пазухи стрелу.

БАБА ЯГА. Узнаёшь?
КОРОЛЕВИЧ. Моя стрела... Как она к тебе попала?
БАБА ЯГА. Какая разница? Стрела у меня – это главное!
КОРОЛЕВИЧ. Здесь какая-то ошибка! Путаница, недоразумение!
БАБА ЯГА. Никаких ошибок. Теперь я твоя суженая.

     Баба Яга достаёт из-за пазухи белоснежную фату и надевает её. Затем потягивается, разводя в стороны руками.

БАБА ЯГА. Всю жизнь мечтала быть коронованной особой. Сколько можно в глуши прозябать? Наконец-то, стану королевишной...
КОРОЛЕВИЧ (с отчаяньем). Не должно этого быть! У меня в сказке вся жизнь вперёд, шаг за шагом, расписана. Сначала выпускаю из лука стрелу, затем нахожу Царевну-Лягушку, целую её...

     Баба Яга поигрывает в руках стрелой и усмехается.

БАБА ЯГА. Ты слишком долго плавал. Так долго, что всё переиграли. Царевну-Лягушку из твоей сказки вычеркнули. А обязательство жениться на той, у кого твоя стрела - оно осталось, не делось никуда. Без этого как? На том вся твоя сказка держится.
КОРОЛЕВИЧ. Я буду жаловаться!

     Баба Яга похлопывает Королевича по щеке.

БАБА ЯГА. Ах, ты моя маленькая ябеда... Жалуйся – не жалуйся, теперь я - твоя судьба.
КОРОЛЕВИЧ. Нет, нет... За что мне такая судьба... Не хочу!
БАБА ЯГА. Почему, собственно?
КОРОЛЕВИЧ. По кочану... На себя посмотри!

     Баба Яга убирает стрелу за пазуху, достаёт зеркальце, смотрится в него, поправляет прядь волос, лифчик, проводит ладонью по бедру и улыбается своему отражению.

КОРОЛЕВИЧ. Ну что?

     Баба Яга убирает зеркальце в карман и пожимает плечами.

БАБА ЯГА. Не пойму, чего тебе ещё надо?
КОРОЛЕВИЧ. Долго объяснять.
БАБА ЯГА. Ничего, у нас с тобой, вся жизнь впереди.

     Королевич обхватывает голову руками и задумывается, покачиваясь из стороны в сторону.

БАБА ЯГА. Долго ещё так будешь? Нам сегодня в ЗАГС надо успеть.

     Королевич перестаёт раскачиваться, задумчиво смотрит на Бабу Ягу и говорит со слабой надеждой.

КОРОЛЕВИЧ. А если тебя поцеловать, может, ты похорошеешь? Хоть немного?
БАБА ЯГА. Ах ты, проказник! Нехорошо, вообще-то, до свадьбы... Ну, да ладно, целуй, экспериментируй...

     Баба Яга подставляет губы для поцелуя и закрывает глаза. Королевич морщится и отворачивается.

БАБА ЯГА. Не томи. Я жду!
КОРОЛЕВИЧ. Нет... Не могу... Не-е-ет...

     Королевич срывается с места и, немного пропетляв в трёх соснах, убегает, припадая на одну ногу. Баба Яга смотрит ему вслед, недоуменно пожимает плечами.

БАБА ЯГА. Ну и куда, спрашивается, рванул? Напоследок ещё разок вокруг болота обежать решил?  В камышах спрятаться? Врёшь не уйдёшь!

     Баба Яга нажимает кнопочку на метле. Включается мигалка и периодический крякающий звук.

БАБА ЯГА. К чему вся эта суета, глупенький? Лишь, совсем уставшим, под венец пойдёшь...

     На ходу оседлав метлу и, одной рукой, придерживая фату, Баба Яга скрывается из вида.

                КОНЕЦ


Новосибирск. Февраль 2024 г.


Рецензии