Елена Ширман. Эпитеты, метафоры, сравнения

Елена Михайловна Ширман родилась 3 февраля 1908 года в Ростове-на-Дону. 
С детства увлекалась сочинением стихов, публиковалась в ростовских изданиях и московских журналах «Октябрь» и «Смена». В 1937 году Елена Михайловна поступила в Литературный институт им. А. М. Горького на семинар Ильи Сельвинского. Одновременно она сотрудничала с рядом ростовских изданий, руководила детской литературной группой, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда». С началом Великой Отечественной войны Елена Михайловна возглавила выходившую в Ростове-на-Дону агитгазету, в которой публиковались её сатирические стихи. Елена Ширман попала в плен к врагам и была расстреляна в августе 1942 года.


* * *

Эти стихи, наверное, последние,
Человек имеет право перед смертью высказаться,
Поэтому мне ничего больше не совестно.
Я всю жизнь пыталась быть мужественной,
Я хотела быть достойной твоей доброй улыбки
Или хотя бы твоей доброй памяти.
Но мне это всегда удавалось плохо,
С каждым днём удается всё хуже,
А теперь, наверно, уже никогда не удастся.
Вся наша многолетняя переписка
И нечастые скудные встречи —
Напрасная и болезненная попытка
Перепрыгнуть законы пространства и времени.

…Ты это понял прочнее и раньше, чем я.
Потому твои письма, после полтавской встречи,
Стали конкретными и объективными, как речь докладчика,
Любознательными, как викторина,
Равнодушными, как трамвайная вежливость.
Это совсем не твои письма. Ты их пишешь, себя насилуя,
Потому они меня больше не радуют,
Они сплющивают меня, как молоток шляпу гвоздя.
И бессонница оглушает меня, как землетрясение.
...Ты требуешь от меня благоразумия,
Социально значимых стихов и весёлых писем,
Но я не умею, не получается...
(Вот пишу эти строки и вижу,
Как твои добрые губы искажает недобрая «антиулыбка»,
И сердце моё останавливается заранее.)
Но я только то, что я есть, – не больше, не меньше:
Одинокая, усталая женщина тридцати лет,
С косматыми волосами, тронутыми сединой,
С тяжёлым взглядом и тяжёлой походкой,
С широкими скулами, обветренной кожей,
С резким голосом и неловкими манерами,
Одетая в жёсткое коричневое платье,
Не умеющая гримироваться и нравиться.
И пусть мои стихи нелепы, как моя одежда,
Бездарны, как моя жизнь, как всё чересчур прямое и честное,
Но я то, что я есть. И я говорю, что думаю:
Человек не может жить, не имея завтрашней радости,
Человек не может жить, перестав надеяться,
Перестав мечтать, хотя бы о несбыточном.
Поэтому я нарушаю все запрещения
И говорю то, что мне хочется,
Что меня наполняет болью и радостью,
Что мне мешает спать и умереть.

...Весной у меня в стакане стояли цветы земляники,
Лепестки у них белые с бледно-лиловыми жилками,
Трогательно выгнутые, как твои веки.
И я их нечаянно назвала твоим именем.
Всё красивое на земле мне хочется называть твоим именем:
Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,
Все зори и все облака с розовато-желтой каймою –
Они все на тебя похожи.
Я удивляюсь, как люди не замечают твоей красоты,
Как спокойно выдерживают твое рукопожатье,
Ведь руки твои – конденсаторы счастья,
Они излучают тепло на тысячи метров,
Они могут растопить арктический айсберг,
Но мне отказано даже в сотой калории,
Мне выдаются плоские буквы в бурых конвертах,
Нормированные и обезжиренные, как консервы,
Ничего не излучающие и ничем не пахнущие.
(Я то, что я есть, и я говорю, что мне хочется.)
...Как в объёмном кино, ты сходишь ко мне с экрана,
Ты идёшь по залу, живой и светящийся,
Ты проходишь сквозь меня как сновидение,
И я не слышу твоего дыхания.
...Твоё тело должно быть подобно музыке,
Которую не успел написать Бетховен,
Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,
Захлебнуться ею, как морским прибоем.
(Эти стихи последние, и мне ничего больше не совестно.)

Я завещаю девушке, которая будет любить тебя:
Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности,
Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,
Пусть пальцы её будут нежными, как мои мысли.
(Я то, что я есть, и это не то, что нужно.)

...Я могла бы пройти босиком до Белграда,
И снег бы дымился под моими подошвами,
И мне навстречу летели бы ласточки,
Но граница закрыта, как твоё сердце,
Как твоя шинель, застёгнутая на все пуговицы.
И меня не пропустят. Спокойно и вежливо
Меня попросят вернуться обратно.
А если буду, как прежде, идти напролом,
Белоголовый часовой поднимет винтовку,
И я не услышу выстрела –
Меня кто-то как бы негромко окликнет,
И я увижу твою голубую улыбку совсем близко,
И ты – впервые – меня поцелуешь в губы.
Но конца поцелуя я уже не почувствую.

1941 г.



ЭПИТЕТЫ:

«добрая улыбка»

«добрая память»

«скудные встречи»

«болезненная попытка»

«весёлые письма»

«добрые губы»

«тяжёлый взгляд»

«тяжёлая походка»

«резкий голос»

«жёсткое платье»

«плоские буквы»

«бурые конверты»

«буквы обезжиренные»

«объёмное кино»

«ты светящийся»

«белоголовый часовой»

«голубая улыбка»



МЕТАФОРЫ:

«лепестки трогательно выгнутые»

 «Всё красивое на земле мне хочется называть твоим именем:
Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,
Все зори и все облака с розовато-желтой каймою –
Они все на тебя похожи»

«Руки твои – конденсаторы счастья,
Они излучают тепло на тысячи метров,
Они могут растопить арктический айсберг»

«буквы ничего не излучающие и ничем не пахнущие»

«снег бы дымился под моими подошвами»



СРАВНЕНИЯ:

«письма стали как речь докладчика»

«письма стали любознательными, как викторина»

«письма стали равнодушными, как трамвайная вежливость»

«они сплющивают меня, как молоток шляпу гвоздя»

«бессонница оглушает меня, как землетрясение»

«лепестки трогательно выгнутые, как твои веки»

«буквы нормированные и обезжиренные, как консервы»

«мои стихи нелепы, как моя одежда»

«мои стихи бездарны, как моя жизнь,
как всё чересчур прямое и честное»

«ты проходишь сквозь меня как сновидение»

«Твоё тело должно быть подобно музыке,
Которую не успел написать Бетховен»

«Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,
Захлебнуться ею, как морским прибоем»

«Пусть пальцы её будут нежными, как мои мысли»

«Но граница закрыта, как твоё сердце,
Как твоя шинель, застёгнутая на все пуговицы»


Рецензии
МЕТАФОРЫ:

«лепестки трогательно выгнутые»

«Всё красивое на земле мне хочется называть твоим именем:
Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,
Все зори и все облака с розовато-желтой каймою –
Они все на тебя похожи»

«Руки твои – конденсаторы счастья,
Они излучают тепло на тысячи метров,
Они могут растопить арктический айсберг»

«буквы ничего не излучающие и ничем не пахнущие»

«снег бы дымился под моими подошвами»
_______________

Простите, но здесь нет ни одной метафоры. Для меня метафоры это: улыбка судьбы, бег времени и т. п. Или я не прав?

Валентин Великий   03.02.2024 19:48     Заявить о нарушении
Возможно, я "что-то упустил". Извините.

Дмитрий Борисов 6   03.02.2024 19:57   Заявить о нарушении
Тем не менее спасибо за краткое знакомство с замечательной поэтессой:

Я завещаю девушке, которая будет любить тебя:
Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности,
Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,
Пусть пальцы её будут нежными, как мои мысли.

Многие ли из нынешних девушек способны на такую самоотверженность? Не знаю...

Валентин Великий   03.02.2024 20:22   Заявить о нарушении
Для меня такая любовь это, как смерть за други своя.

Валентин Великий   03.02.2024 20:26   Заявить о нарушении