Камю против Сартра

Эстонский поэт, прозаик и драматург Калле Каспер* об истоках противостояния двух знаменитых философов.



Из статьи «Несколько слов о «Тошноте» Жана-Поля Сартра» (опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2022)



«Текст «Тошноты» можно условно разделить на две части. Одну из них составляют мысли и наблюдения героя, бродящего по улицам городка Бувиль, коротающего время в кафе, посещающего местный музей и ищущего в библиотеке материал для монографии. Эти одновременно жуткие и поэтические монологи произносит человек, который смотрит на жизнь со стороны и нисколько в ней не участвует. Вторая часть — это два центральных эпизода, во имя которых, кажется, роман и написан. Первый эпизод — обед с персонажем, коего автор окрестил Самоучкой — эпизод, как мне кажется, повлиявший на европейское общество во второй половине ХХ века больше любого другого текста:



«Просто я думаю, — говорю я ему смеясь, — что все мы, какие мы ни на есть, едим и пьем, чтобы сохранить свое драгоценное существование, а между тем в существовании нет никакого, ну ни малейшего смысла».



Самоучка посерьезнел, он тщится меня понять. Я смеялся слишком громко —многие обернулись в мою сторону. К тому же я жалею, что наговорил лишнего. В конечном счете это никого не касается.



Самоучка медленно повторяет:



— В существовании нет никакого смысла... Вы, конечно, хотите сказать, мсье, что жизнь не имеет цели? Кажется, это и называют пессимизмом, не так ли? — Подумав немного, он мягко добавляет: — Несколько лет назад я читал книгу одного американского автора, она называлась: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» Не правда ли, вы задаете себе именно этот вопрос?

Ясное дело, нет, я задаю себе совершенно другой вопрос. Но я не собираюсь пускаться в объяснения...»




За процитированным отрывком следует еще один не менее важный — размышление героя об Абсурде:




«Сейчас под моим пером рождается слово Абсурдность...Но теперь я хочу запечатлеть абсолютный характер этой абсурдности...»





Можно подумать — замечает Каспер —  что в этом отрывке Сартр дискутирует с «Мифом...» Камю.




«Каждый, кто читал «Миф о Сизифе» (подзаголовок — «Размышление об абсурде») Альбера Камю — — должны бы при виде этих строк напрячься: те же мысли, та же постановка вопроса . Наша проблема сейчас в том, что сюда, на территорию бывшего СССР, эти мысли дошли в неправильном порядке — так как если во Франции «Тошнота» вышла в 1938 году, а эссе Камю — в 1942-м, то на эстонский «Миф о Сизифе» был переведен в 1972 году, а «Тошнота» — только сейчас ; то есть на самом деле не Сартр дискутирует с Камю, а, наоборот, Камю с Сартром. Фактически эссе Камю посвящено именно опровержению постулатов Сартра. Термины придумал Сартр, они, как сейчас модно выражаться, его «интеллектуальная собственность», Камю лишь интерпретировал их по-своему (добавим в скобках, что и самый известный роман Камю, «Посторонний», не до конца оригинален, чтобы это понять, достаточно прочесть написанный за несколько лет до этого роман Жоржа Сименона «Суд присяжных»; без Мегрэ).>

Вот где причина противостояния двух французских писателей, о котором мы раньше знали только по пересказам. Наверняка больше всего Сартра раздражало то, что Камю в своем эссе цитирует многих авторов, от Достоевского до Кьеркегора, но избегает называть одного — его, лишь экивоками рассказывая о некоем «тезисном романе», с мыслями которого он не согласен. Если помните, Сартр отказался от Нобелевской премии, и многие объяснили это именно тем, что Камю она была присуждена раньше. Не думаю, что причина в этом, ведь экзистенциальные атаки Сартра направлены как раз против социальных условностей, к которым надо причислить и канитель с Нобелем. Во время беседы с Самоучкой герой «Тошноты» предлагает остроумную классификацию гуманистов: «...гуманист-весельчак, который всегда найдет случай посмеяться, и мрачный гуманист, которого чаще всего можно встретить на похоронах» . Имя Камю к тому моменту Сартру, возможно, было незнакомо, тот еще проживал в Алжире, но позже, по поводу смерти коллеги Сартр напишет о нем великодушно, в то же время оставаясь верным себе: «Через него до наших дней доходит тот длинный ряд моралистов, чье творчество составляет, пожалуй, самый самобытный раздел французской литературы. Его упрямый, ограниченный и чистый гуманизм...» и т. д>»




*Калле Каспер родился в 1952 году в Таллине. Окончил отделение русской филологии Тартуского университета и Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве (теоретический курс).


Рецензии
В качестве постскриптума...
----

«Просто я думаю, — говорю я ему смеясь, — что все мы, какие мы ни на есть, едим и пьем, чтобы сохранить свое драгоценное существование, а между тем в существовании нет никакого, ну ни малейшего смысла» ("La Nausee")
---

Однако здесь также ничего нового: по мысли "философа пессимизма" (озвученной, разумеется, задолго до) — вся человеческая деятельность (и в т.ч. "культурная", "познавательная") подчиняется одной цели: выживанию ("сохранению существования"). И итогового конца у этой цели нет (ни положительного, ни отрицательного). Поэтому мнение Каспера (чувствуется влюбленный, а это всегда вредит объективности) относительно абсолютного новаторства романа Сартра - несколько преувеличено.

Екатерина Киппер   13.04.2024 05:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.