Секрет белого света, или Философия домохозяйки зак

  - Спаситель. Тот, что принёс меч. Признаться, раньше я как-то... не очень понимала, от чего нужно было спасать мир. Вроде жили люди, не тужили. Но теперь до меня начинает доходить, какая опасность тогда нависла над миром, и кто спас положение, совершив, казалось бы, невозможное. Кстати, он не стал починять раздираемый противоречиями мир. Он из старого, негодного мира создал новый мир, перечеркнул всю прежнюю историю, чтобы начать новую...

    Ну вот я и приблизилась к той опасной черте, преступить которую- значит погибнуть. Один неверный шаг, одно неловкое движение... и поминай, как звали. Нужно держать себя в рамках дозволенного.

    Здесь кончается старая и начинается новая история. Когда-то это место было ареной. здесь происходили знаковые события. Но что это было? Как описать важнейшую часть истории человечества, её переломный момент? Ничего практически не осталось. Стёрта память. Было и прошло, быльём поросло. Эх, куда уходят народы, культуры, цивилизации?

    -"Где Древние Вавилоны, Трои, Афины, Спарты? Повержены в прах! И око путешественника, смотря на них, не видит ничего, кроме мшистых камней и зелёного злака. Но между тем, как рука времени всё в них истребила, красноречивое перо твёрже мрамора и меди сохранило красоту их". "Когда Греция и Рим облекались в величество и славу, тогда и словесность их возносилась до той же высоты. Они упали, но языки их хотя и мёртвыми называются, однако и ныне живут и не допускают памяти их погибнуть". "Язык- это памятник, твердейший меди и мрамора памятник, который вопиет громко в уши тех, которые имеют у себя уши".(А.С. Шишков)

    Всё прошло. Но эхо Большого Взрыва докатилось до наших дней. Остались слова и меткие фразы. Они и сейчас на слуху. Был бы жив прадедушка Гомер- "философ, обнимающий умом всё человеческое и божественное", он бы воссоздал картину минувших событий. Правда, он "был не простым пересказчиком, а преобразователем мифов(цитата)", и его частенько упрекают в "свободомыслии, граничащим с юмористическим, игривым, чуть ли не фривольным отношением к мифологическим образам и сюжетам. Мифологические сравнения у Гомера часто подменяются сравнениями с ситуациями реальной повседневной жизни и быта(цитата)".

     А что, если так же, простыми и понятными образами... Конечно, моя история не тянет на документальную. Это всего лишь модель для понимания сути произошедшего.

            История о Мастере и Учителе.
     Замыслив создать бессмертное творенье, Мастер обдумывает его содержание и форму. "Содержание и форма- философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма- есть способ существования и выражения содержания(словарь)".

     Ну, с содержанием всё более- менее ясно. Теперь касаемо формы... Гм! Кажется на эту роль годится круг... Всем хорош круг. Нет у него ни начала, ни конца. Круг идеален! Он само совершенство!

     И под кистью Мастера оживает картина... Что же он изобразил? Вот большой каравай. А вот хоровод, который кружится вокруг каравая. "Без сомнения, начало языка и народов уподобляется началу жизни человеческой, т. е. детству. Дети представляют образ первобытных людей(цитата).

     "Испекли мы каравай вот такой вышины, вот такой нижины, вот такой ширины, вот такой ужины..." И увидел он, что всё это есть хорошо весьма. Но когда они садятся за круглый стол, сразу возникают раздоры и разногласия. Ни по одному вопросу нет единого мнения. Одни утверждают одно, другие уверены в обратном. Причём, и те, и другие считают себя правыми. А действительно, кто прав, кто не прав? Доводы каждой стороны звучат убедительно. "Каравай наш, каравай, кого хочешь выбирай". Так что ли?

     И всё-таки есть во всём этом какая-то неправильность. Неужели в расчёты Мастера закралась ошибка? Доселе вроде всё шло хорошо, посолонь. Как в едином хороводе могло родиться противоречие?

     Долго Мастер всматривался в картину... Ах, вот оно что! Если смотреть вот так, со стороны, одни в круге идут вправо, другие- влево. Видимо, то же происходит и в умах, и во взглядах, когда они, дойдя  до точки, вдруг разворачиваются и начинают движение в противоположную сторону. Всему виной круг, замкнутый круг! Смотришь на всё это и волей- не волей убеждаешься: круг- порочен! Как же разорвать этот порочный круг?

     Прямая -вот решение задачи! Чтобы не было противоречий, путь должен быть прямой! Что же теперь получается? А ничего не получается... Опять согласия нет. Опять накладка. Они там уже поговаривают, что это неизбежность, что правды на свете две, и у каждого она своя. Две правды? Но этого не может быть, как не может быть двух законов. Закон один! Двум законам не бывать! Он дал жизнь этому творенью. И ах какая живая картина получилась! Он готов был в ней что-то подправить, но она уже вовсю жила своей жизнью, не взирая на волю Автора. Как ни был искусен Мастер, он оказывается в тупике, из которого не видно выхода. Искусство встаёт перед неразрешимой задачей. Повисает напряжение. Над миром сгущаются тучи. Мир, замерев, ждёт своей участи...

      Тут появляется спаситель. Он утверждает, что неразрешимых задач в принципе не существует. Есть правда, а есть истина. Не одна, а две прямые, две пересекающиеся прямые справятся с любой задачей. И берётся это доказать... Меж тем, нет бы как следует вникнуть в суть спасительных действий, все сидят и гадают: кто он такой, и откуда он взялся?

    Несомненно, он был Великий Учитель, Учитель от Бога. Он преподал человечеству урок! Правда, похоже, толком так никто ничего и не понял... Одни на веру приняли его учение, другие- резко отвергли. Ну как всегда: одни- за, другие- против. Общество разделилось на два противных лагеря, где каждый стоит на твёрдой позиции, а между ними раскол, глубокая трещина.

    А что же я? К какому лагерю себя отнести? К кому причислить? Мечусь из стороны в сторону, не знаю, какую дорогу выбрать... Знаю, это плохо. Сама себя часто ругаю. Ну почему я такая? Нужно на что-то решаться. Неужели вот так и буду находиться в подвешенном состоянии, т. е. в состоянии неопределённости, пока над головой не разразится гром, пока под ногами не разверзнется бездна?!

    Ах, если бы не просто верить, а знать наверняка, кто прав, кто не прав. Как говорил всё тот же А.С.Шишков:" Когда скажут мне, что в треугольнике три угла равны двум прямым, то знание моё основано будет только на доверии к тому, кто мне это сказал; но когда то же самое докажут мне, тогда постигну я сие собственным моим умом, и никто уж меня в том не разуверит".

    Вопрос, как найти доказательство?

    Зарывшись однажды в гору материалов, я наткнулась на одну любопытную статью. Интервью с пожилой женщиной. Его записали фольклористы в ходе экспедиции по Российской глубинке. Меня зацепила одна фраза. Информантка обмолвилась, что не смотря на свои преклонные годы, она прекрасно помнит первый приход учителя.

    Объяснять нет времени. Объяснения излишни. Мчусь туда на всех парусах. Боюсь опоздать. Ведь, судя по всему, это о-о-очень пожилая женщина.

    Надеюсь, она прольёт свет... Почему меня до сих пор не убедили ничьи свидетельства? Остались вопросы без ответов. Может быть, поговорив лично с живой свидетельницей тех далеких событий, удастся выяснить какие-нибудь, ускользнувшие ранее, подробности и , наконец определиться с выбором.

    Не буду здесь приводить наш разговор. В начале- да, всё идёт как по писанному. Фиксирую её подробный рассказ. Задаю вопросы и получаю исчерпывающие ответы. Но потом... пелена спадает с глаз. Оказывается, что картина, которая фигурирует в её рассказе, вовсе не картина, а карта, и меч- не меч, а обыкновенная указка. И речь идёт- ну конечно же!- о простом школьном учителе. Да как вообще можно было подумать!.. Ой, что это на меня нашло! Видимо, я так верила, так надеялась, что приняла желаемое за действительное.

   Видя моё замешательство, информантка спрашивает, почему я бросила писать?
- Мне очень жаль, но это не пригодится. Видите ли...э-э-э... я другого учителя имела в виду. А это в корне меняет дело.
   Сожалеет, что ничем мне не помогла. Потом, немного подумав, интересуется:
- А у вас всё по-другому было?
- Да у нас-то всё точно так же, но-о-о...
- А оно у всех было так. Ты вот говоришь, это в корне что-то там меняет. Ничего это, дочь, в корне не меняет. В корне вообще ничего изменить невозможно. Пиши!

    А ведь она права... Какой длины не отматывай материю, чтоб рассмотреть узор, это всегда будет повторение одних и тех же сюжетов... В том и секрет неустаревающей классики. Любая басня актуальна и сегодня. Сюжеты вечны, знай подставляй другие имена...

                .......

    Прошли века, минули тысячелетия... Но споры в обществе не умолкали. Трещина между его сторонниками и противниками продолжала углубляться, грозя превратиться в бездонную пропасть. Как и в былые времена, одни по-прежнему кричали:

    - Что же он сотворил? Уничтожены, сожжены бесценные труды величайших мастеров древности, могущих управлять силами природы, весь накопленный багаж знаний. Всё, всё пошло прахом! Мы погрузились во тьму: мы ничего не видим в прошлом, мы ничего не видим в будущем. Мы остались безоружны перед всякой опасностью, а их вокруг несметное множество. Наша планета- это большой космический корабль. Только представьте: утеряны все ориентиры, уничтожены все инструкции, не работают никакие рычаги управления этой махиной. Мы летим на неуправляемом корабле сквозь толщу Вселенной, а мимо то и дело проносятся... Что, если однажды наши дороги пересекутся? Вдруг прямо сейчас на нас несётся что-то... страшно подумать что! А мы бессильны предотвратить катастрофу! Как такое могло случиться? Что это на нас нашло? Мы бьёмся над этой задачей уже две тысячи лет, но до сих пор её так и не решили. Сам чёрт не найдёт концов у этой истории!

    А другие им отвечали:
   - Разве вы не видите, какие неразрешимые задачи решаются с помощью простого креста? Раньше мы считали: друг- это тот, кто идёт с тобой по жизни одной дорогой, а враг- это тот, кто идёт вразрез. Но он сказал: "Не спешите! Не спешите! Не делайте скоропалительных выводов.  Кто друг, а кто враг- это ещё большой вопрос! Сверьтесь вначале, ту ли дорогу вы сами выбрали. Помните: дорог много. А путь у всех один!"- поднял он вверх указательный палец. Мы проследили за его жестом и уставились взглядами в небо...

    - А вдруг это ты сбился с верного пути?- продолжал он напутствовать нас.- Если так, то твой попутчик, следуя рядом тою же дорогой, помогает тебе лишь в твоём заблуждении. И, конечно, заблуждается сам. Тогда он - не друг, а враг. А тот, кого считал ты врагом, кто перечил тебе, спорил и всеми силами стремился перетянуть на свою сторону, вот он и есть- самый настоящий друг.

    Мы спросили: "Если мы пойдём правой дорогой, тогда те, кто идёт с нами вразрез, наши враги?"
    Он ответил: "Да, они враги".
    Мы сказали: "Раз они нам враги, значит мы- враги им".
    Он сказал: "Нет! Они нам- враги, но мы им- друзья".
    Мы сказали: "Нам они- враги, но между собой-то они- друзья".
    Он вздохнул и опять отрицательно покачал головой. Мы недоумевали. Всё никак не могли взять в толк его ученье. Не доросли ещё, что ли? Стали спорить с ним:
    "Господи! Как же так? Мы же воочию видим: между собой они- друзья!"
    Он терпеливо выслушал все наши доводы. Задумчиво посмотрел вдаль...куда-то, поверх наших голов, и твёрдо сказал:
    "Нет! Между собой они тоже враги".
    Он дальше видел и всегда оказывался прав. Какие задачи он решал! Сколько примеров нам приводил! Планеты, люди, спутники, звёзды...- все послушно вставали на свои места. Мы боялись, нам не хватит жизни, чтобы выучить все уроки. Но он, наш Великий Учитель, велел твёрдо знать всего одно правило:
         Две прямые, несущиеся из многовековой дали, однажды пересекаясь, оставляют за непреодолимой чертой обезоруженных врагов, подхватывают верных сторонников, и уносятся в бесконечность...


                Лета 2016 от Рождества Христова.



   

      


Рецензии