Такого не будет и впредь

    I

    Он смотрел в пол, сидя на скамейке в коридоре, упершись локтями в колени и скрестив руки между собой. Несмотря на то, что это был коридор, хоть и больничный, горел яркий свет. Мимо прошла медсестра в халате, катившая впереди себя столик, на котором были разложены уже с набранным препаратом шприцы, стерильные одноразовые спиртовые салфетки, бинт, пакет с физраствором, несколько систем для внутривенных инфузий в упаковках. Столик на колесах слегка поскрипывал. На посту отделения зазвонил телефон, постовая медсестра сняла трубку. Было тихо. За окном господствовала ночь. На часах, висевших у поста, было четверть двенадцатого. Уже третий час он сидел здесь.  Время от времени, он отрывал взгляд от пола, и тогда можно было заметить, как прямо в окно светил фонарь, а в потоке его света можно было разглядеть начинающийся дождь. У двери процедурной комнаты блестела прозрачная лужица. Это остатки физраствора соскочили со столика на колесах, когда медсестра заворачивала из коридора. По ее губам можно было понять, что она буркнула слово «Черт!». Наконец дверь кабинета отворилась и оттуда вышел врач – мужчина средних лет в халате с бородой, в которой отчетливо виднелись, вероятно, недавно появившиеся седые волосы.
 
- Добрый вечер, Александр Иванович, - сказал человек, резко вставший со скамейки.

- Действительно, уже и правда поздний вечер. Извините, как Вас…? Забыл – пояснил доктор.

- Арсений. Можно просто по имени.

- Что же я могу Вам сказать, Сеня…, - окинув взглядом и сделав вывод, что стоящий перед ним человек явно моложе его, заведующий отделением, Алесандр Иванович Белов позволил себе употребить уменьшительно-ласкательный вариант имени. – Пройдемте ко мне в кабинет.

    Они двинулись по коридору почти до конца, где завернули в маленький закуток. Ключом доктор Белов открыл дверь, и они вошли внутрь. Сев за свой стол, он нажал кнопку включения на маленьком вентиляторе, и лопасти завращались, создавая ветерок.

- Мы не имеем права говорить подобные вещи и всегда должны вселять надежду, но скажу честно, это первый подобный случай за двадцать пять лет моей работы и при этом самый тяжелый, – он на мгновение опустил глаза в стол. Можно было заметить, что данный разговор давался ему нелегко. – Не хочу от Вас скрывать это, Арсений. К тому же, как я понимаю, близких родственников у Марка нет. Ведь так?

- Да. Была жена, но уже три года, как они развелись. Больше никого.

- Уведомите ее, пожалуйста, если у вас есть ее контакты. А теперь поясню. Как все случилось, я не знаю, с представителями органов внутренних дел я не общался. Понимаю, завтра они с утра прибудут к нам, изучив видео с камер наблюдения на дороге, в надежде на беседу с пострадавшим. Увы, они приедут зря. Но меня это интересует в меньшей степени. С чем имеем дело? Открытая черепно-мозговая травма, перелом позвоночника в шейном и поясничном отделах с травматическим повреждением спинного мозга в области первого-третьего шейных позвонков. В виду этого развился паралич диафрагмы, пациент сейчас находится на искусственной вентиляции легких в состоянии комы. Также имеется перелом головки плечевой кости, множественные ушибы мягких тканей, гематома в области затылка. Были кровотечения, которые вовремя остановили. Плечо иммобилизировано, перелом срастется, ушибы тоже пройдут. Вопросы с позвоночником и спинным мозгом, уверяю, будут решены. Но есть еще одно обстоятельство. Понятия не имею, откуда, должно быть, полиция поможет прояснить этот факт, имеются осколки в головном мозге. Один в области теменной доли коры больших полушарий, другой – в верхней трети продолговатого мозга. Могут быть повреждены важные центры. Не хочу давать прогнозов, но они самые неоптимистичные, возможно даже…Ну Вы понимаете, – доктор потупил взгляд.

- И ничего нельзя сделать? – нахмурив брови, спросил Арсений Рублев.

- У нас хорошие врачи, в том числе и нейрохирурги, но здесь слишком много обстоятельств. У нас по утру будет консилиум, но браться за операцию на мозге при таком общем состоянии пациента никто не решится. Скорее всего будет принято решение ждать. И если…И когда…, – доктор Белов замялся.

- Вообще ничего?! Совсем никто?! – перебил его Арсений. Что-то накатило на него, и он повысил голос на Александра Ивановича. Страшные картины рисовались сейчас в его голове.

- Я читал о подобном случае. Кажется, доктор Вельман выполнял похожую операцию при таком же состоянии пациента. Но он живет в другой стране. Я могу найти данные о нем, и если Вам удастся уговорить его попробовать осуществить операцию, то…

-   Разве можно везти его в таком состоянии в другую страну? – в недоумении выпалил Арсений.

- Нет, нет. Доктор должен будет прилететь. По-другому никак. Оформлено будет так, как будто операция проводилась там. Я так полагаю.

- Если согласится… 

- Я найду его контакты и отправлю Вам сегодня. Разрешите записать Ваш номер, – предложил доктор Белов.

    Весьма удрученно, Арсений Рублев продиктовал номер и безэмоционально добавил:
- Ищите. Буду ждать.

- И еще, - продолжал Александр Иванович, - Вы же понимаете, что если доктор Вельман согласится, то его услуга будет небесплатной? Очень небесплатной.

    Арсений кивнул, хотя, казалось, уже не особо понимал, что говорит доктор.
- Нельзя мне зайти к пострадавшему? – спросил он наконец.

- Нет, конечно, - отрезал доктор. А позже добавил – Вы вообще рассматриваете мою идею?

   Арсений снова кивнул и вышел из кабинета. Он не помнил, как добрался до дома. Вероятно, как и всегда, на трамвае. По пути ему пришло сообщение на телефон. Он достал его из кармана и увидел на экране адрес клиники, телефон и электронную почту. В конце было написано «доктор В.» Собравшись с мыслями, он набрал номер, и пошли гудки. Никто не отвечал. Он позвонил еще двенадцать раз. Тщетно. Часы показывали четверть второго ночи. Арсений выпил воды и лег на кровать. Есть не хотелось, хотя последний раз он ел в два часа дня. Он закрыл глаза, но не мог уснуть. Через минуту он понял, что плачет. Изнеможденный рабочим днем и эмоциональным потрясением, Арсений задремал, лишь когда начало светать. Будильник был заведен на семь утра. 



    II

    Утром он проснулся и первым делом снова начал атаковать телефонную линию. Снова никто не брал. Вероятно, рано, подумал Арсений. Он вылез из постели, умылся. В зеркале увидел, какой он бледный со впавшими глазами. Недосып, подумал он. Он заварил чай, приготовил два кусочка хлеба с сыром. Но откусив два раза, понял, что его тошнит, и отложил бутерброды в сторону. «Нет, надо звонить, пока не дозвонюсь. Десять, сто, тысячу раз». Арсений снова нажал кнопку вызова. На удивление трубку сняли со второго гудка. Послышался женский голос:

- Добрый день. Мы ради приветствовать Вас…

    Все это было на английском языке.

- Здравствуйте! Это клиника доктора Вельмана? – как из пулемета выпалил Арсений.

- Это клиника «Санта роза». Доктор Вельман работает у нас. Но его сегодня не будет. Вы хотели записаться на прием?

- Мне нужно лично с ним поговорить. Это очень срочно. Такое возможно?

- Я не могу дать Вам его личный номер. Если бы он пришел сегодня, я бы дала ему трубку.

- Так позвоните ему и скажите, чтобы он пришел! – почти крикнул в трубку Арсений.

- Будем спокойнее. К сожалению, я не обладаю такими полномочиями, - парировала девушка звонким голосом. - Вы еще что-то хотели? Или это все?

- Это все. – он опустился на стул, продолжая по инерции держать телефон около уха. Арсений осознавал провал своей сегодняшней попытки. Конечно, он будет звонить и завтра, и послезавтра, но ведь каждый день, каждый час, каждая минута может стать решающей для Марка, борющегося за свою жизнь, которая сейчас, как никогда прежде, была так хрупка, казалась уже почти миражом, фата-морганой.  Арсений слышал сквозь пелену, туманившую его сознание, голоса в трубке. Должно быть, девушка не успела еще положить ее. И тут, как будто откуда-то издалека, он услышал следующее. «Доброе утро, Ирит. Представляешь, забыл вчера документы у себя в кабинете. Пришлось заехать перед конференцией.» - «О, доктор Вельман, Вы не представляете, но сейчас какой-то сумасшедший хотел говорить лично с Вами».

- Док-тор Вель-ман, - тихо и по слогам произнес Арсений, еще не осознавая того, что произошло. – Вельман? – задал он себе вопрос вслух. – Вельман! Доктор Вельман! Доктор Вельман! – начал кричать он в трубку. Он услышал, как голоса замолчали, а после мужской голос сказал, видимо, обращаясь к девушке: «Дайте-ка сюда».

- Я Вас слушаю.

- Доктор! Доктор Вельман! – уже чуть тише, но все равно громко кричал Арсений в трубку. – Мне нужно с Вами поговорить. Это срочно.

- Знаете, что.., - и доктор произнес несколько цифр. – Запишите его (номер) и позвоните мне. – и положил трубку.

    В спешке Арсений начал нажимать на кнопки, по одной высвечивая на экране заветные цифры. Гудки, срывающиеся и летящие сквозь сотни километров. И долгожданное «Слушаю Вас.»

- Доктор, дорогой доктор! Очень нужна Ваша помощь. – Арсений описал ситуацию. – Только на Вас надежда. Нельзя терять времени.

- Да, случай экстраординарный. У меня был подобный два года назад, – он на секунду замолчал. – Я согласен. Я сообщу Вам, когда куплю билет на самолет. Но раньше, чем послезавтра, я не буду у вас. Но есть момент…,- Вельман недоговорил, ибо озвучивать такое по телефону не стоит. Он надеялся, что Арсений сам догадается.

    Арсений и догадался:
- Сколько?

    Доктор озвучил, а потом добавил:
- При неудачном исходе – половина суммы.

    Названная цена привела Арсения в замешательство. У него не было таких денег. Но долго не раздумывая, он утвердительно сказал:
- Согласен.

- Я пошлю к Вам своего поверенного юриста. Куплю билет сегодня, так что завтра он будет у вас. Необходимо будет подписать кое-какие бумаги. Не волнуйтесь, все будет прозрачно и честно. Я доктор с мировым именем и лишние скандалы мне ни к чему. Как будет оформлено, я полагаю, вы догадываетесь. Договорились. До встречи. Надеюсь, послезавтра я буду у вас, – он повесил трубку.



   III   

 Теперь перед Арсением встал вопрос, где добыть деньги. Личных сбережений у него было немного. Да, можно было снять деньги со сберегательного счета в банке. Но эта сумма едва ли потянет на пятую часть от названной. Хелен. Он позвонит Хелен и попросит в долг. Интересно, сколько она сможет дать.

   Хелен Милени была его коллегой, итальянкой по происхождению. Она пришла устраиваться в фирму, когда Арсений уже работал второй год. Его назначили ее куратором, и первое время именно Арсений обучал ее всем тонкостям профессии. Сейчас же с профессионализмом Хелен мог сравниться далеко не каждый, уж очень бойко она все схватывала, словно на лету. Годы шли, и между Арсением и Хелен установились гораздо более тесные отношения, теплые, товарищеские. Одно время Арсению даже казалось, что он нравится Хелен. И ему она казалась привлекательной. Хелен была младше Арсения на два года, стало быть, сейчас ей тридцать лет. Они могли бы быть красивой парой. Стройная девушка с голубыми глазами и длинными густыми русыми волосами. И он, мужчина в расцвете сил, такой же стройный и высокий. Однако влюбленности как таковой не было и до серьезных отношений не дошло. Если бы кто-нибудь сделал первый шаг, возможно, все переросло бы в нечто большее. Но шагов никто не принимал.

   Арсений набрал ее номер.

- Привет, Сеня! – слегка удивленным, а может еще слегка сонным голосом, произнесла она. – А ты чего так рано?

- Привет, Хелен! Мне нужно с тобой поговорить.

- А на работе? Или ты не придешь?

- Дело не может ждать. Ты можешь занять мне денег?

- Могу. Сколько нужно?

- А сколько ты можешь?

    Девушка подумала немного и назвала сумму.

- Мало. Не хватит.

- Это почти все, что у меня есть. А на что не хватит?

- Марк. Он…,- Арсения замялся, - Я потом тебе расскажу. В общем он в больнице, ему срочно нужна помощь и много денег, - он услышал, как на том конце трубки с губ Хелен сорвалось что-то по типу «Охх, боже мой!»

- Давай я возьму за свой счет отпуск на день и приеду к тебе? Мы все обсудим. Я так понимаю, тебе сейчас тоже не до работы. Я и за тебя попрошу начальство. Ну все, давай, до встречи. Через час буду.

- Спасибо, - произнес Арсений Рублев.

    Спешно собравшись, он побежал в банк, чтобы снять деньги со счета. К счастью, оказалось все быстро, без очередей и проволочек. Когда он вернулся, то увидел сидевшую за столом Хелен.




- Я открыла ключом, что ты мне тогда давал. Обычно я не брала его с собой, но сейчас почему-то подумала, что он может пригодится. Так и случилось. Ты где был? – спросила девушка.

- В банке. Теперь у меня есть деньги, но этого крайне мало. Даже вместе с твоими. – отвечал он, сбрасывая с ног мокрые от дождя ботинки. Дождь не прекращался со вчерашнего вечера. Арсений снял курту, прошел в комнату, и они обнялись. Он почувствовал тепло, исходившее от Хелен, а она приятную свежесть и сырость улицы, которые шлейфом ворвались в открытую дверь вслед за ее другом.

- Вот, - сказала Хелен, протягивая вперед упакованные купюры. Стопка оказалась достаточно толстой и увесистой. – Сколько нам еще нужно?

    Нам. Не тебе, а нам. Арсений уловил эту искренне сказанную фразу и почувствовал, как приятно на мгновение ему стало на душе. Казалось, как будто бы все неприятности отступили, растворились. Но суровая реальность была близка.

- Спасибо тебе. Но деньги забери. Нам все равно этого не хватит. Я уже кое-что придумал. Ты не могла бы остаться со мной сегодня и завтра?

- Останусь, если необходимо. Начальство предупреждено.

- Да, я же должен тебе рассказать…

- Я все знаю. Ты прости, но я после твоего звонка решила позвонить Марии. Это медсестра с хирургического отделения. Она, конечно, ничего не знала. Но по моей просьбе добыла информацию. Разумеется, по телефону мы не стали это обсуждать. И когда я вышла, чтобы пойти к тебе, завернула по дороге в больницу. Мария мне все рассказала. Приезжали сотрудники полиции. Установлено, что осколки металлической природы. В ДТП виноват полностью водитель «форда», он был нетрезв. Что же касается Марка, то состояние его со вчерашнего дня не изменилось. Думаю, сейчас стабильность – это неплохо. Однако, я так полагаю, ты все равно захочешь поехать к доктору Белову, верно?

    Арсений кивнул.

- А зачем тебе деньги? – спросила Хелен.

    Арсений рассказал про вчерашний разговор с доктором Беловым, затем про звонок доктору Вельману. И добавил:
- Его поверенный юрист прилетает сегодня в десять вечера. Он остановится в апартаментах у аэропорта. Мне нужно будет приехать, чтобы подписать договор. Поэтому до этого времени необходимо, чтобы деньги были уже у меня. Сейчас без четверти девять. Стало быть, в запасе ориентировочно часов двенадцать. Тринадцать – самый крайний срок. Задачка не из легких, правда? – после это фразы он истерически улыбнулся, левый уголок рта, если присмотреться, подергивался.

- Позволь спросить, что же ты придумал?

- Я попытаюсь все устроить. Потом расскажу. А ты поезжай в больницу, поговори с Александром Ивановичем. Расскажи ему про разговор с доктором Вельманом. И узнай лично у Белова, как обстоят дела в сравнении со вчерашним днем. Если мне можно будет навестить Марка, то позвони мне. И позвони Агнете, я совсем замотался вчера и забыл. Где-то в комоде должен быть записан ее номер. Там так и написано «жена Марка». Ну что ж, расходимся.

    И Арсений направился в прихожую. Он обулся, накинул куртку. Все это еще было мокрым. И скрылся за дверью.



    IV

    А за сотни километров разыгрывались следующие события.

- Как твоя конференция? – спросила женщина, вернее будет сказать девушка, с которой жил доктор Вельман, ведь она на двадцать лет была моложе него.

- Все прошло просто замечательно! Кажется, овации не смолкали несколько минут. Но есть одно НО. Я завтра улетаю.

- Далеко? – удивленно хлопая глазками, спросила девушка.

- Да, дорогая Кэти, далеко. Мне предложили кое-что, - и Вельман описал ситуацию. – Это будет ненадолго.

- Это риск.

- Риск. Но не для меня. Мировую славу я себе уже обеспечил, ее ничем не сотрешь. Если мне удастся повторить такой же успех, то она лишь умножится во сто крат. Если же нет, то я тоже в плюсе. До моего возвращения никто не будет уведомлен о моем отъезде и моей миссии. И при неудачном раскладе никто ничего не узнает. Хотя, возможно, когда-то после я сам захочу обо всем рассказать. Можно будет даже написать целую работу по этим двум случаям, разобрать причины, последствия, сложности операций. Может быть даже ошибки. Тогда мы поднимем все данные об этом случае и моем нахождении там. Все будет подтверждено. Мой поверенный юрист сегодня отправляется уже. Он все организует. И о финансовом вопросе я позаботился: в любом случае мы в выигрыше. Я вылетаю завтра вечером, - подытожил Вельман, но затем добавил. – И все же, кажется, что мне удастся повторить успех. Тогда равных доктору Вельману не будет на всем свете. Ты же в меня веришь?

- Да, - ответил Кэти. И он заключил ее в свои объятия.



    V

    Из конференц-зала вышло несколько врачей. Пухлая медсестра стояла на выходе, и когда Александр Иванович Белов показался у двери, она окликнула его:
- Александр Иванович, с Вами хотят поговорить. Вон та девушка, - и она показала взглядом на Хелен, сидевшую на скамье в коридоре у поста. – Это по поводу того мальчика, что нам доставили вчера.

    Медсестре Анне Ивановне было около шестидесяти, она проработала в этой больнице уже почти сорок лет, и для нее тридцатидвухлетний Марк Воронцов был и правда, как мальчик, как сын. Сколько таких мальчиков и девочек она перевидала за свою долгую профессиональную жизнь. Но этот случай был особенным. Она даже когда произносила эту фразу, понурила голову.

- Хорошо. Пусть зайдет ко мне в кабинет, но только…Все, спасибо, ничего. Я сам разберусь.

    Он подошел к сидевшей Хелен. При виде доктора она невольно вскочила, хотя видела Белова впервые, и не знала, как он выглядит. А возможно, она его узнала по рассказу Марии, которая консультировала ее по прибытии в больницу.

- Здравствуйте! – начал доктор. – Меня зовут Александр Иванович Белов, заведующий отделением. Меня уведомили о том, что Вы хотели меня видеть. А как вас величать, красавица? – он улыбнулся, почувствовав легкое смущение на лице Хелен.

- Добрый день. Мне очень приятно. Меня зовут Хелен. Я …,- и тут она подумала, как же ей представиться, ведь никто не будет посвящать ее в тайны, которые ей предстояло узнать. – Я невеста Арсения, - в итоге сказала она. – Он был здесь вчера вечером. Это молодой человек, он при ходил по поводу…

- Я понял Вас, Хелен. Пройдемте ко мне в кабинет.

    Сев за свое кресло, доктор Белов достал из ящичка стола сигареты. Затем подошел к окну, открыл его – в кабинете было душно – и закурил. Видно было, что несмотря на свой опыт работы и на свое призвание он волновался.

- Видите ли, Хелен…Полагаю, суть вам ясна. Я попытаюсь рассказать вам правду, – и доктор повторил то, что накануне говорил Арсению Рублеву. – В общем ситуация такая. У нас только что прошел консилиум, и как я предполагал, никто из нас сейчас не может взяться оперировать Марка. Если бы состояние его стало лучше, мы бы вывели его из состояния ИВЛ и комы. Но трудно дать прогноз, когда это может произойти, и произойдет ли. Понимаю, Вам неприятно это слушать от врача, но я обещал Вам озвучить все мои мысли по этому вопросу. Вчера я предложил вашему жениху… - он не успел договорить.

- Да, я знаю. И вот что могу сказать. Доктор Вельман прилетит со дня на день.

- Правда? Вам удалось его уговорить? – на секунду его глаза озарились и как будто бы поменяли свой оттенок с коричневого агат на цвет кофе с молоком. – Извините за вопрос, а финансы? – он замялся.

- Пока их нет. Арсений говорит, что все придумал, и они будут. Понятия не имею, что он задумал. – вздохнув, ответила Хелен.

- Хелен. Это, конечно, чудесно, но…

- Совсем нет шансов?

- Надежда умирает последней, но иногда умирает. Поймите меня правильно. Вам кажется, я говорю крамольные вещи. От части это так и есть. Но я видел столько всего за жизнь. И как людей, которых уже готовили к выписке, на утро находили мертвыми. И как тяжелые больные за считанные дни вдруг превращались в тех, кого уже можно было выписывать хоть завтра несмотря на то, что по прогнозам им предстояло длительное лечение и реабилитация. И как родственники разговорами буквально ставили на ноги лежачих пациентов, и как этими же словами сводили все их продвижения в лечении к нулю. Хелен, здесь состояние не просто тяжелое, оно критическое. Такие случаи не просто единичны. Их практически нет, и операций нет, кроме той одной, что провел доктор Вельман. А те, что проводились…они приводили к гибели пациентов. Я не говорил этого Арсению, ибо, как мне показалось, он был в состоянии близком к состоянию аффекта. Кем приходится пациент Вашему жениху?

- Другом. Самым близким.

- Я так и подумал. В общем, Хелен, я сказал Вам все. Дальше дело остается за Арсением и Вами. 

- Можно увидеть Марка?

- Вообще нет. Поэтому очень быстро, чтобы никто Вас не заметил. И не трогайте там ничего. У Вас две минуты.

- Спасибо, доктор.

    Хелен вышла из кабинета, прошла до палаты, в которой должен был лежать Марк. Она открыла дверь и вошла внутрь. Перед ней открылась следующая картина. Хоть Хелен и не была близко знакома с Марком, но она не раз видела его, знала, как он выглядит, какие крепкие узы связывают его с Арсением. А сейчас он (хотя попробуй теперь пойми, он это или не он) лежит в этой реанимационной палате. На лице маска, соединенная трубкой с аппаратом ИВЛ, по которой поступает газовая смесь. У кровати два монитора, на которых рисовались непонятные для обывателя цифры и графики. Кажется, они отражают деятельность сердца, подумала она, вспоминая фильмы, которые смотрела раньше. А это насыщаемость крови кислородом. Там было даже какое-то умное слово. Ах, да, сатурация. Даже сквозь маску можно было увидеть, как было повреждено лицо. Кровоподтеки, спекшаяся кровь. Видна была и та самая гематома. Сказать, что череп не цел, - значит было ничего не сказать: обширная рана, неровные края, лежащая внутри марлевая салфетка, пропитанная кровью, и от того темно-бордовая – все это вносило ужас в Хелен. Плечо было иммобилизовано. Из-под простыни, которой было накрыто тело до уровня груди, торчали трубки, спускавшиеся до пола в прозрачные мешки. И само положение тела показалось ей не вполне обычным. Возможно, это было сделано в связи с травмой позвоночника. Она даже немного непроизвольно отошла назад при виде всей картины, но потом села на стул в углу палаты. На мгновение у нее в голове пронеслась одна мысль, которая, кажется, не раз навещала всех, кроме Арсения. Она просидела в палате две минуты, как и обещала доктору Белову, и затем вышла. Помочь она все равно ничем не могла.

    Хелен покинула больницу и направилась пока сама не зная куда. Агнета. Тут она вспомнила, что забыла позвонить бывшей жене Марка. Она начала рыться в сумочке, где нашла листок с номером, который успела прихватить из комода, когда еще была у Арсения дома. Она набрала все указанные цифры. «Извините, номер не существует или набран неправильно.» - прозвучало в трубке. Она попробовала еще раз – тот же результат. Конечно, прошло три года после развода. С тех пор ни Марк, ни Агнета не общались и не пытались связываться друг с другом. Естественно, что номер могли поменять, а этого, что на листке, уже давно не существует. Она набрала третий раз, пока наконец окончательно не убедилась в достоверности своей идеи: номера не существовало.

    Теперь Хелен захотела позвонить Арсению.



    VI

    После того, как Арсений Рублев в мокрой куртке и обуви покинул дом, он направился в агентство недвижимости. По пути у него в голове рисовались разные картины, он вспоминал прошлое, их общее прошлое с Марком еще со времен детского дома. Арсений вспомнил, как однажды воспитательница привела к ним мальчика лет четырех со словами «Знакомьтесь, это Марк, теперь он будет вместе со всеми нами». Кажется, Марк был не рад оказаться здесь, он смотрел в пол, не поднимая глаз, а на тыльной поверхности кисти его был еще достаточно свежий шрам – бордовая царапина сантиметров шесть длиной. Дети стояли, хлопая глазками, но никто не решался первым подойти. Наконец один из мальчиков подался вперед, взял Марка за руку (тот не особо сильно попытался высвободить руку, и на первой же попытке оставил эту затею) и потащил за собой в угол комнаты, где лежали какие-то игрушки. «А меня зовут Сеня. Сколько тебе лет?» - «Четыре». - «И мне четыре. Давай играть». Потом уже Сеня узнал, как Марк оказался здесь. Он вместе с родителями попал в автомобильную аварию. Отец, который был за рулем, погиб на месте. Мать увезли в больницу, где она и скончалась через три дня. Марк на удивление остался невредим, если не считать царапины на руке.

    Наверное, каждый бы, узнав эту историю и вспомнив, где сейчас находится Марк и почему, допустил бы мысль о том, что «Вот и разгадка: у них на роду написано разбиться в аварии». Но не Арсений, он не видел никаких связей, предзнаменований, не верил в судьбу. Все случайно, случайно так совпало. Вот и все. К тому же он не погиб, он жив. Скоро прибудет доктор Вельман, и все наладится. Да, будет трудная и долгая реабилитация. Да, возможно, к прежней жизни уже будет не вернуться. Но это такая малость по сравнению с тем, что значит жизнь. И для этого он не пожалеет ничего.

    Затем Арсений вспомнил, как однажды сбежав (им тогда было лет по десять), они пошли на речку, протекающую неподалеку от детского дома, на которой часто ловил рыбу смененный утром сторож дед Вася. Уж очень им хотелось, чтобы он научил их рыбачить. На удивление, дед Вася не прогнал тогда их и никому не сказал об их побеге. «Дети, - он всегда называл всех детьми. – Я в свое время сбегал от немцев в сорок первом, а вы всего лишь из какого-то детдома, в который все равно вернетесь к концу тихого часа». И он был прав, все познается в сравнении. «Вы приходите послезавтра, у меня будет для вас кое-что». И Сеня с Марком пришли послезавтра. Дед Вася был человеком слова. Возле него лежали две самодельные удочки из ветвей тутового дерева. «Держите, теперь будем учиться.» - сказал он. И сторож научил их ловить рыбу. Как сейчас помнил Арсений свой первый улов: два окунька и две плотвы. Помнил, как Марк обловил его по количеству, поймав в два раза больше. Они даже тогда чуть не подрались. С тех пор мальчики часто приходили к деду Васе и, к чему скрывать, он тоже к ним привязался. А еще через три года дед Вася умер. Они тогда оба горько плакали, потому что видели в нем не сторожа, а друга.

    Арсений так же вспоминал, как они вместе с Марком поступили в одно училище, а после в один институт. Ведь так трудно было расставаться из-за какой-то учебы с единственным человеком, ставшим для тебя родным. Они никогда в своей жизни, не считая раннего детства, не были отдельно друг от друга. Так не могло быть и впредь. И вот спустя много лет, когда им обоим было уже за тридцать, они не теряли этой связи даже в моменты, когда жизнь делала крутые повороты. И сейчас действия Арсения, как и того маленького Сени, были продиктованы этой связью: привязанностью, любовью, братскими чувствами.



    VII

    В вестибюле за стойкой сидела девушка, вероятно, секретарша.

- Добрый день. Меня могут принять ваши юристы или агенты? – с порога спросил Арсений, вытирая ноги о коврик.

- Добрый день. Конечно, могут. Что Вас интересует? – девушка мило улыбнулась.

- Прямо сейчас?

- Сейчас нет. Посмотрите, здесь же очередь, – и она кивком головы показала на сидевших друг за другом людей в коридоре. Арсений их не заметил, когда входил.

-Мне нужно сейчас.

- Молодой человек, так не бывает. Сегодня у нас люди, которые записались позавчера. Я посмотрю, какая ближайшая дата свободна, – девушка открыла блокнот и начала перебирать листы. – Да, все верно, если Вы запишитесь сегодня, то послезавтра сможете прийти. Устраивает?

- Нет. Это очень срочно, понимаете. Проведите меня вне очереди, пожалуйста. – умоляюще произнес он.

- Нууу…я бы, конечно, могла так сделать…, – начала девушка, скрестив руки в замок и направляя взгляд в окно. Кажется, она в прямом смысле начала считать ворон, сидевших на ветке. Было видно, как пальцы ее расцепились и начали загибаться друг за другом.

    Арсений, кажется, догадался, что может разрешить создавшуюся ситуацию. Он открыл бумажник, вытащил оттуда две купюры и протянул девушке под столом. Она незаметно взяла, запрятав их в карман, встала и направилась к двери, где сидели риелторы и иные юристы и агенты. Она вошла, а через две минуты вышла.

- Маргарита Сергеевна Вас ждет, – сказала девушка Арсению и тут же бросила в толпу, которая явно начала нервничать. – Возникла несостыковка. Этот молодой человек был записан раньше, – и гордо вернулась на свое место.



- Ко мне, молодой человек, - пригласила женщина средних лет с рыжими волосами и родинкой на щеке. – Извините, что создалась такая проблема с записью, - Кажется, она не была осведомлена, каким путем оказался перед ней этот человек. - По какому вопросу Вы к нам пожаловали?

    Арсений не помнил, поздоровался ли он в ответ. Помнил только, как плюхнулся на стул со спинкой, заложив ногу на ногу.

- Мне нужно срочно продать квартиру.

- Насколько срочно? – поинтересовалась Маргарита Сергеевна.

- Сегодня. До вечера.

    Видно было, как расширились ее глаза от удивления.

- Вы представляете, как выглядит этот процесс? – начала она. – Мы должны с Вами заключить договор на оказание услуг нашего агентства. Один из работников, кто будет вашим риелтором, должен будет осмотреть вашу квартиру. Нужно будет выставить ее на продажу. Затем нужно найти покупателей. И это будет, возможно, далеко не первый, кто придет смотреть вашу квартиру. И это без всяких нюансов.

- Пожалуйста, помогите. Неужели у Вас нет на примете клиентов, которые хотели бы в срочном порядке купить недвижимость? Разве человек не согласен на любой из вариантов, когда ему позарез нужно что-то? Или Вы думаете, что я предложу какую-то нереальную цену? У меня хорошая квартира, уверен, она на самом деле стоит дороже, нежели столько, за сколько я хочу ее продать.

    «Игрок, который прогорел на ставках» - подумала сначала невольно Маргарита Сергеевна. Но потом, заглянув в глаза человеку, сидевшему напротив, она отказалась от этой мысли. «Вероятно, что-то у него произошло» - подытожила она у себя в голове.

- Сейчас я посмотрю, что можно придумать, – ответила Маргарита Сергеевна и начала листать журналы, лежащие на столе. – Вроде как есть один вариант. Так, знаете что…,- и она нажала на кнопку, после соединения обратилась к микрофону. – Лиза (это была та самая секретарша на входе), вызовите срочно Настю. Скажите, что сегодня она обслуживает моих клиентов. Только попросите прийти ее как можно быстрее.

- Я лично займусь вашим делом. Давайте подпишем договор для начала, потом мы с Вами все равно должны сходить посмотреть вашу квартиру, и после я звоню людям, которые наверняка будут согласны на такой вариант. Надеюсь, они смогут приехать сегодня. А для начала все-таки договор, – и она протянула Арсению лист с текстом. – Ознакомьтесь и поставить подпись.

- Спасибо Вам, - сказал Арсений.

- Пока не за что, - и Маргарита Сергеевна замкнула кабинет, оделась и вышла вместе с новым клиентом на улицу.




- Хорошая квартира. И сколько же Вы хотите за нее? – спросила Маргарита Сергеевна. Арсения на пальцах показал сумму. Женщина даже слегка присвистнула. – Да, ее бы, конечно, можно смело продавать в полтора раза дороже. Но, как я понимаю, обстоятельства диктуют свои условия. Зато повышается шанс, что все пройдет успешно, - она немного улыбнулась. - Все, я тогда звоню потенциальным покупателям. Можно у Вас попросить выпить чаю?

    Арсений кивнул и поставил на огонь чайник.

- Они готовы приехать через час. Будем ждать?

    Арсений снова кивнул.

- Отлично. Но переговоры с ними буду вести я. Вы просто присутствуете. А сейчас, пока есть время, я вернусь в агентство. Узнаю, что там. Может быть, помогу Насте. И через час вернусь. Запишите мой личный номер на всякий случай. А, нет, я дам Вам свою визитку. Что ж, до встречи.

    На часах было одиннадцать сорок пять. В двенадцать сорок пять лучше уже быть здесь. Значит у Арсения тоже есть свободный час. Он набрал Хелен.

- Ты где?

- Возвращаюсь из больницы к тебе домой.

- Марка можно увидеть?

- Мне доктор Белов разрешил. Думаю, тебе тоже, если ненадолго. А ты где?

- Возвращайся назад. Я сейчас примчусь туда.



    VIII

    По пути в больницу Арсений снова начал прокручивать в голове свое прошлое. Он вспомнил, как три года назад, они с Марком обедали в ресторане по случаю его дня рождения. И как из этого ресторана его, Арсения, в итоге увезли на «скорой». Еще дома он почувствовал появившуюся легкую боль в области эпигастрия, но не придал этому значения. Он не хотел из-за этого пропускать назначенную встречу, тем более по поводу дня рождения друга. И всего за пару часов эта боль спустилась вправо, приумножившись в силе. Когда уже он, сидя на стуле, не мог распрямиться, Марк не стал медлить и вызвал «скорую помощь». Арсения тогда как раз оперировали в этой больнице, в которую сейчас он и направлялся. Был вечер, на отделении работал дежурный хирург. «Острый аппендицит. Не переживайте, скоро будет на ногах.» - сказал он, обратившись к Марку и Хелен, и закрыл дверь. Хелен приехала по просьбе Марка, здесь же они и встретились впервые друг с другом. Операционной сестрой в тот день была та самая Мария, у которой сегодня утром Хелен узнавала о состоянии Марка. С ней она тоже познакомилась в тот день.

- Как он? – спросила Хелен сестру, когда операция завершилась.

- Держался молодцом. Крепкий малый. Это ваш муж?

- Нет. Мой друг.

- Ну, кто знает, чем черт не шутит, - подмигнув, сказала Мария Хелен.

    И весь вечер и ночь Марк с Хелен пробыли тогда на отделении.



    В раздумьях и воспоминаниях Арсений не успел заметить, как оказался перед входом в больницу. На ступеньках его ждала Хелен.



    IX

- Что-то я не подумал, что время уже обеденное. Здесь есть кафе? Сходи поешь. А через 40 минут возвращайся, пожалуйста. Мне нужно будет вернуться. Хелен, мне не удобно просить, но не могла бы ты сегодня до вечера побыть здесь? – Арсений посмотрел на нее с чувством легкой неопределенности и вины.

    С одной стороны он знал, что она сделает все, о чем он попросит ее в сложившейся ситуации. И сам бы он приложил все усилия, чтобы ей помочь, если бы такая ситуация сложилась (не дай Бог) с ней или с кем-то из ее знакомых. Но с другой – ему было немного неловко так безгранично красть личное время Хелен и пользоваться ее добротой. Но Хелен, видимо, уловив все скрытые нотки во взгляде Арсения, разрядила создавшееся напряжение. Она взяла его за руку и сказала:
- Все в порядке. Я останусь до вечера. А сейчас действительно пойду пообедаю. Ты только скажи, что ты задумал?

- Я продаю квартиру.

- Квартиру!? – невольно повысив голос, воскликнула Хелен.

- Да. Пожалуйста, не говори мне ничего. Мне сейчас и так трудно, времени в обрез. Юрист Вельмана прилетит уже сегодня вечером, а денег у меня пока что и близко нет. Только бы все прошло, как надо, - последнюю строчку он бросил уже в пустоту.

- Сень…, - начала было Хелен.

   Ей сейчас так хотелось сказать, чтобы он подумал еще раз. Надежд практически никаких. Он просто выбросит деньги на ветер и останется на улице. Нет, конечно, на улице он не останется, она приютит его у себя, если будет нужно. Хотя он гордый, не факт, что согласится. Но Хелен понимала, что нельзя такое говорить. Это именно то, что, возможно, даже сам Арсений предполагал, но так отчаянно гнал мысли прочь. То, чего бы он не хотел услышать в своей жизни никогда, и уж тем более от Хелен. Не помочь другу – что может быть хуже? Сейчас перед ним стояла одна задача, и пока он ее не решит, весь мир для него не будет существовать. Пускай мир ждет, пускай катится к чертям.

- Нет, ничего. Через сорок минут я буду здесь, - Хелен вовремя остановилась, развернулась и пошла в сторону нового корпуса, где находилось кафе.

    Но, кажется, Арсений успел понять все.
- Что, ты тоже не веришь? Быть может, ты его уже похоронила? – крикнул он вслед. - Никто не верит. Но мне и не нужна ничья вера.

    Если бы Хелен обернулась, то увидела бы, какими влажными стали глаза Арсения, как налились они, словно гроздья винограда. Но она не оборачивалась. Ей было нечего ответить. Он был прав: она действительно не знала во что верить. Хелен просто шла вперед, а Арсений уже поднялся на крыльцо.



    X

    Арсений прошел в отделение и незаметно прокрался в палату, где лежал Марк. Ему не хотелось видеть никого. Однако в палате оказалась одна из медсестер.

- Ах, это Вы. Вам Александр Иванович разрешил войти?

    Арсений кивнул (хотя никто ему не давал разрешения).

- Вы оставите меня одного…нас одних? Всего на несколько минут.

- Ладно, раз вам позволено, - и медсестра удалилась. Она пошла делать обход по палатам.

    Арсений пододвинул стул и сел. Ему так хотелось взять друга за руку, чтобы он не чувствовал себя одиноким, чтобы почувствовал исходящее тепло. Но отбросил эту идею. Лучше ни к чему не прикасаться.

    «Помнишь, как воспитательница тебя называла? Марчик. «Опять наш Марчик нашел какую-то зверушку». Мы тогда у забора нашли маленького котенка. Кто-то выбросил его на дороге. Ты хотел забрать этого котенка. Я пытался отговорить тебя, ведь ему бы не позволили жить в детдотме. А помнишь, что ты ответил? «Мне все равно, он будет жить у нас.» Мне всегда нравилась твоя уверенность. На удивление так и получилось. Воспитательница позволила его оставить. Разумеется, не там, где обитали мы все, а в домике сторожа. А когда она спросила, как назвать его, и ты не знал? «Раз Марк его принес, то пусть будет Маркиз». И этот Маркиз жил с нами до нашего поступления в училище.»

- Много было всего…, - Арсений вздохнул, - И еще много будет! Я найду для тебя деньги. Уже почти нашел. Не переживай, ты встанешь на ноги. Поставим!

- Вам пора, - сказала вошедшая в палату медсестра.

    Арсений вышел и теперь уже дал волю своим чувствам. Он ощутил, как по щеке побежала слеза. Он первый раз видел Марка после аварии. Меньше всего в жизни ему бы хотелось видеть его в таком состоянии. Хотя нет, есть еще одно, что точно хуже всего на свете. Но такого он не увидит.



    XI

- Какой здесь метраж? – спросила женщина, которую Маргарита Сергеевна привела с собой. Ее муж стоял у подоконника.

- Сорок пять квадратов. – отвечала Маргарита Сергеевна. Арсений, как и обещал, не встревал в разговор.

- Превосходно! Для однокомнатной квартиры просто превосходно! И сколько за нее просят?

    Маргарита Сергеевна озвучила цену. Она была несколько больше той, о какой говорил Арсений.

- Считайте, что даром. Не зря на сегодня записано трое, кто еще придет смотреть квартиру, - и Маргарита Сергеевна открыла блокнот, чтобы придать ситуации действительности. – А нет, даже четверо.

    На самом же деле блокнот был пуст.

- Дорогой! Слышишь, надо брать, - ответила женщина мужу, который в это момент уже что-то прикидывал у себя в голове, почесывая бороду.

- Согласен. Большей суммы у нас все равно нет, а за такую квартиру имеющиеся деньги отдать не жалко. А с чем связана такая срочность продажи и такая цена? – поинтересовался он.

- Семейные обстоятельства, - ответила Маргарита Сергеевна.

- Понятно. Ну что ж, тогда нам нужно съездить в банк за деньгами, и можно подписывать договор, - сказала женщина, и на лице ее уже расплылась улыбка. – А заселимся послезавтра.

- Я вам вызову такси, - предложил Арсений.

- Что Вы, не стоит. Мы пешочком пройдемся.

- Мне нужно, чтобы было быстрее, - пояснил Арсений.

- Что ж, будем премного благодарны, - ответил муж женщины.

    Маргарита Сергеевна через своих знакомых коллег помогла быстро собрать необходимые для сделки купли-продажи документы. Все: документ, на основании которого продавцу принадлежит квартира, документ, подтверждающий регистрацию права собственности, документ, подтверждающий отсутствие ограничений на право собственности на квартиру, документ о техническом состоянии квартиры, документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг… - все было добыто. У покупателей все документы, как и полагается, были готовы. Через шесть с небольшим часов сделка уже официально была осуществлена.




-  А сколько же я должен Вам? – Арсений хотел заплатить больше, чем было прописано в договоре. Во-первых, Маргарита Сергеевна очень ему помогла. Во-вторых, сумма на руках (опять же благодаря ее стараниям) была больше, чем он ожидал.

- Как в договоре, ни больше, ни меньше. Мне иного не нужно, - ответила она.



    XII

    Впервые за последние сутки на лице Арсения появилась улыбка. Он был неимоверно рад, даже на мгновение счастлив. Все, что ему было нужно, что могло спасти Марка, лежало перед ним. Теперь оставалось ждать только юриста доктора Вельмана, а завтра вечером уже и самого доктора. И все. И все станет на круги своя. Да, не сразу, да, жизнь будет другой. Но она будет жизнью. И будет обязательно. Он позвонил Хелен, чтобы сообщить радостную новость. Но она не взяла трубку, а после прислала сообщение «Тебе нужно приехать». Арсений сделал вызов еще раз, но Хелен сбросила звонок. Тогда он быстро оделся и пулей побежал в больницу.

    Арсений поднялся на отделение. Около закутка, который ведет к кабинету доктора Белова, на скамейке он увидел сидящую Хелен (кажется, она плакала, так как закрывала лицо руками) и самого Александра Ивановича. Они его не заметили. Тогда он так же незаметно, как и несколько часов назад, прошмыгнул в палату. И настал момент, когда весь мир его рухнул, как небоскреб, превратился в пыль, которую ветру оставалось только развеять по земле. В палате была все та же медсестра, которую он видел сегодня, и санитарка. Они мыли пустую кровать. Медсестра скинула простыню в мешок с грязным бельем. Монитор был выключен, никаких графиков и цифр он уже не показывал.

    Боковым зрением, медсестра увидела, что у двери кто-то стоит. Она обернулась и увидела Арсения.
- Доктор Белов ждет Вас. Он хочет поговорить.

- Что случилось? – спросил он, как ему показалось, спокойным голосом. На самом же деле голос его дрожал.

    Медсестра ничего не ответила. Тогда Арсений вышел и сломя голову побежал вдоль по улицам города. Он не смотрел ни на дорогу, ни по сторонам. Два раза даже чуть не попал под машину. Наконец он сел на скамейку в сквере, перевел дыхание и достал телефон.



- Маргарита Сергеевна? Это снова Арсений. …Нет, ничего не случилось…Во всяком случае по этому вопросу…Я бы хотел узнать, у Вас есть кто-то из знакомых юристов, кто занимается…(было трудно расслышать, что он сказал. Ветер заглушил слова)…Я Вас понял, буду ждать у себя в квартире…Уже не у себя.

    Минут через пять ему пришло сообщение на телефон:
«Добрый вечер. Я поверенный юрист доктора Вельмана. Только что прилетел. Когда устроюсь в апарт-отель, то Вам сообщу. Вы сможете тогда приехать?».




    Хелен после того, как доктор Белов закончил с ней беседовать, сообщили, что Арсений приходил, но спешно покинул в больницу. Она позвонила, но он не взял трубку. Тогда Хелен вызвала такси и поехала к себе. Она поставила чайник, быстро выпила чаю. Взяла из холодильника какую-то еду, и сложила в сумку. Арсений ведь, наверное, не ел с самого утра, если вообще кусок бутерброда можно считать едой. В баре она нашла бутылку красного вина, которая стояла там уже третий год. Никто: ни Хелен, ни Арсений не пили алкоголь. Но ей почему-то показалось сейчас, что именно это поможет отвлечься. Бутылку она тоже положила в сумку и пошла к Арсению. Даже если он сейчас не там, думала Хелен, то скоро должен вернуться. О продаже квартиры она еще не знала.

    Хелен открыла своим ключом и вошла. Во всех комнатах горел свет, но было тихо. Она насторожилась. В кухне девушка увидела лежащий на столе лист, какую-то записку, сверток и телефон. Она взяла в руки лист и прочла:

    «ЗАВЕЩАНИЕ: Я, ……, находясь в здравом уме и твердой памяти, …. Все мое имущество, какое ко дню моей смерти окажется мне принадлежащим, …., завещаю Милени Хелен…».

    Тогда она развернула сверток. Здесь были деньги, вырученные с продажи квартиры. Зачем, подумала она. Он же их не успел потратить, ведь сделка с доктором Вельманом не была заключена. Да, ей трудно было тогда сразу согласиться решением Арсения. Но с другой стороны в тот момент она полюбила его еще больше. Его решительность, его оптимизм, который он сохранял до конца, его выбор идти на риск. А главное еще больше полюбила его душу, которой были продиктованы все действия Арсения. Теперь же она не знала, что делать. Она ненавидела эту идею, она ненавидела эту квартиру, она ненавидела себя.

    Затем она взяла со стола телефон. Она увидела последнее сообщение, посланное Арсением юристу доктора Вельмана. «Идите к черту» - гласило оно.

    Теперь она взяла записку, которая прилагалась, вероятно, ко всему.

    «Дорогая Хелен. Спасибо тебе за все. И прости меня за все. Так сложилось, что я не помню ни одного момента, когда бы мы с Марком не шли по жизни вместе (он мне как брат). Такого не будет и впредь.
P.S. На столе лежит листок. По всем вопросам можешь обращаться к Маргарите Сергеевне. Телефон ее найдешь в визитной карточке, она лежит в кармане моей куртки. Я тебя любил.»

    Хелен, кажется, еще не осознала всего. Где же сам Арсений? Она прошла в гостиную и увидела его на полу. Она склонилась, взяла руку и попыталась послушать пульс. И только тут до нее дошло, что вся рука его была холодной. Хелен бросила взгляд на тумбочку. На ней лежала упаковка какого-то лекарства. Она открыла коробку, но она оказалась пустой. «Такого не будет и впредь» - всплыло у нее перед глазами.

    Он достала из сумки бутылку вина, откупорила ее, взяла на кухне бокал, налила. Отхлебнув глоток, она бросила бокал в стену. Он разбился на мелкие осколки. Хелен, соскользнув по стене, опустилась на пол и горько заплакала.

                03.02.2024


Рецензии