Я жгу Париж. Корни французского протеста

Здесь публикуются две первых (после вступления) главы книги.

Я ДЕРУСЬ, ПОТОМУ ЧТО ДЕРУСЬ?
Знаменитая фраза одного из мушкетёров-героев бессмертного романа Александра Дюма-отца, казалось бы, точно характеризует суть многих беспорядков, происходящих на французских улицах. И правда, что только не может стать поводом для того, чтобы сжечь припаркованные на обочине машин, разбить витрины попавшихся на пути магазинов, забросать комиссариат полиции камнями? Всё, что угодно. Даже результат футбольного матча. Наши российские власти не понимают своего счастья, не догадываются, какой хороший, спокойный народ им попался для управления. Ведь представить себе трудно, что бы творилось во Франции, да и не только в ней, но и во многих соседних странах, будь у них столь «успешные» футбольные команды.
Ведь согласитесь, прискорбно для любого болельщика, когда твоя сборная проигрывает стране с населением в десять, двадцать, а то и тридцать раз меньше. Тут можно дать выход эмоциям. А у нас – тишина, ну, проиграли какой-нибудь Дании 4-1, ну, обидно, досадно, но ладно. Выключили телевизор, хлебнули сто грамм и забыли. Наверное, мы плохие патриоты.
В Европе не так. Там проигрывать с таким позором нельзя. Ибо последствия страшны. Причём иногда кажется, что футбол вообще лучше отменить. Потому что любой результат матча приводит к плачевным результатам на улицах. Проиграет команда – нужно показать горечь поражения. Выиграет – можно колотить всё с радости. К тому же иногда непонятно вообще, что лучше: победа или поражение? Ведь Франция, как и многие другие страны Европы, перенасыщена выходцами из других государств. И их эмоции тоже требуют выхода. Вот выиграла на Чемпионате мира 2022 сборная Марокко у Испании – и по многим городам Европы прокатилась волна радостных погромов, проиграло Марокко Франции – погромы приняли иной настрой. А ведь французы радовались победам, но готовились, особенно полиция. И было к чему, говорят, даже Триумфальную Арку чуть не сожгли. Но худшее ждало страну впереди. Ведь в финале её сборная уступила Аргентине. И тут уж негодованию болельщиков предела почти не было.  И кабы это было исключением, да нет, уже правило, не впервой болельщикам давать волю своим чувствам.
Мы смотрели на это со стороны и не понимали: как так можно? Ну ведь правда, зачем всё крушить? Однако нам стоило лишь чуть-чуть поднапрячь память и вспомнить «желтые жилеты» да заколоченные фанерой витрины магазинов в центре Парижа. Но не только это. Самое главное ждало страну в следующем, 2023-м, году.
Протесты против пенсионной реформы были довольно беззубыми: выходили на улицы сотни тысяч людей по расписанию, каждый четверг, шли со своими лозунгами, никто им особо не мешал, они особо не безобразничали. Нет, конечно, как всегда это случается, к ним примазывались разные экстремистские группировки, известные под кличкой «Тото», или “Black block” в англоязычных странах. Они отрывались по полной, били стёкла, жгли всё, что горит, ввязывались в жёсткие драки с полицией. Но по всему чувствовалось – не они определяли протест, они сами в нём были чужими.
Однако едва утихло возмущение против реформы, отсрочившей на два года выход на пенсию, как вспыхнули новые волнения. Кажется, страна просто не может жить без них. Осенью двадцать второго её потрясали забастовки работников транспортного сектора и нефтеперерабатывающих заводов, очереди на заправках были чудовищными, потом – чемпионат по футболу, потом, с января по май – борьба с пенсионной реформой. И вот лето двадцать третьего – пора отдохнуть от работы и от протестов. Кстати, всегда так и происходило: в 2016 годы протесты против реформы трудового законодательства затихли с приходом летних отпусков. Протестовавшие заявили: «Сейчас каникулы, а потом продолжим!» Но потом не случилось, за время отдыха они, видимо, расслабились, смирились (жизнь всё же хороша, особенно на пляже!) и не смогли собраться с силами для нового натиска. Похожая история с «жёлтыми жилетами», они ушли на КОВИД да так и не вернулись. Обычное явление. Но протест не исчезает, он остаётся, и приходится ждать нового «подарка» властей, чтобы «разгуляться».
Вообще, складывается впечатление, что французское общество становится более агрессивным. Внешне оно очень вежливое, толерантное, но порой достаточно вспыхнуть искорке, и куда это всё девается? За словечками «Иди на х...! Я тебе морду разобью!» следуют дела. Иногда это просто спор соседей, порой – ругань из-за дорожной аварии. Это ещё можно понять.
Вернусь к теме футбола. В 1976 году лучший на тот момент французский клуб «Сент-Этьен» дошёл до финала Кубка европейских чемпионов. Дошёл, но проиграл мюнхенской «Баварии» 1-0. По возвращении, тем не менее, игроков встречали как героев. Ну, не получилось немного, но ведь это же всё равно спортивный подвиг. Своего рода серебряная медаль.  Футболисты под аплодисменты и приветственные возгласы прошли почётным маршем по Елисейским полям. А в 2020-м «Пари-Сен-Жермен» в таком же финале проиграл той же «Баварии», и болельщики вместо запланированного чествования устроили погромы спортивных магазинов, били стёкла, устраивали потасовки с полицией. Прошло 44 года...
А вот ещё какое случается. Опять-таки в наше время. Париж, апрель 2023. Молодёжь штурмует автобус, вламывается в магазин, пацаны чистят друг другу рыло прямо среди разбушевавшейся толпы. Это что? Стычки протестующих против пенсионной реформы со сторонниками Макрона? Возродившиеся "жёлтые жилеты"? Нет. Там поспокойнее обычно. Очередь за хлебом в голодном пригороде? Нет, пока таких, к счастью, не имеется. Страсти бушуют из-за распродаж с бешеной скидкой супермодных кроссовок. Как говорится, кто первый, тот и успел.
Советская пресса помещала подобные картинки в рубрике "Их нравы", скромно умалчивая, что у нас народ тоже давился в разного рода очередях, причём вплоть до мордобоя. Теперь в России вроде такого нет. Зато там, в центре мировой цивилизации, где устанавливают всем и вся свои правила, где призывают всех следовать им, правильным, во всём, – есть.
Это из-за кроссовок, хоть повод был. Стильная вещь задёшево. А в некоторых крупных городах стали традицией своеобразные рождественские гирлянды. Хулиганствующая молодёжь жжёт оставленные на улице машины. Чтобы продемонстрировать недовольство условиями жизни, наверное. Традиция пошла из Страсбурга, а на Новый 2023 год главное празднество переместилось в Ренн, итог – 690 обгоревших каркасов марок «Рено», «Пежо», «Фольксваген» и так далее.
И вот 2023 в привычный календарь протестов вмешались новые обстоятельства и новые действующие лица: молодёжь из бедных пригородов. Учащиеся, работающие или безработные, они даже летом никуда не уезжают, с деньгами не очень. И понеслось.
Полицейский застрелил семнадцатилетнего парня. Тот, находясь за рулём дорогой машины, отказался подчиниться требованию остановиться для проверки документов. Понятно почему, никаких документов на право управления автомобилем у него, естественно, не имелось. Двое стражей порядка на мотоциклах гнались за тёплой компанией во главе с нарушителем почти полчаса. С третьего раза всё же почти получилось – казалось, птичка попалась в клетку. Но не тут-то было: водитель резко стартанул. Он и до и этого не соблюдал никакие правила: мчался по полосе для общественного транспорта, сбил велосипедиста, нагнал страху на нескольких пешеходов. Поэтому полицейский принял решение применить оружие.
Он выстрелил... и убил. Случается такой исход при применении оружия. Правда, пассажир убитого уверяет, что тот нажал на педаль газа уже после выстрела. Как такое могло быть – разбираться французскому правосудию. Правда, будет ли суд правым – вопрос. Ибо полицейского арестовали сразу, ведь дело получило шумный общественный резонанс. А он, по сути, действовал строго по инструкции. Последняя без всяких экивоков даёт полиции право на применение оружия в случае, если отказывающийся подчиниться представляет опасность для жизни самого полицейского либо любого другого человека. Опасность, как видим, была: за рулём сидел несовершеннолетний (во Франции права можно получить и до восемнадцати, но водить машину можно лишь в присутствии полноценного автомобилиста на правом сиденье), пытаясь скрыться от полиции, он совершил немалое количество нарушений правил и создавал угрозу жизни и здоровью других участников движения и пешеходов.
Только это, увы, никого не интересовало, в том числе политиков. Лишь не слишком рукопожатая мадам Ле Пен не задавалась вопросом, почему полиция применила оружие. А все остальные возмущались. «Полиция убивает за просто так! Убивает пацана, потому что не остановился! Убивает, потому что у жертвы нет водительских прав!» И так далее. Никого не интересовало, откуда у неработающего несовершеннолетнего из небогатой семьи деньги на прокат машины, которую не всякий француз может себе позволить. Да, это нужно оставить за скобками, к расследованию происшествия оно отношения не имеет. Впрочем, как и то, что жертва была хорошо известна органам правопорядка, в том числе за отказ подчиниться их законным требованиям. За что имела неоднократные вызовы в суд и чисто формальные наказания. Последнее – буквально за несколько дней до случившегося. Нет, это никого не интересовало, потому что изначально стало понятно, что поднимается волна «народного гнева». Посему беднягу, лишь строго следовавшего букве установкам, сразу отстранили и посадили под арест. Наверное, полагали, что тем самым удастся выпустить пар. То, что невиновный (как минимум, до решения суда) человек сидит за решёткой, значения не имело. Ведь во Франции, стране демократической и очень чутко следящей за соблюдением прав человека, содержание под стражей до вынесения приговора отнюдь не является обязательным. Однако есть случаи, когда на права можно наплевать.
Некоторые могут подумать, что таким образом беднягу в погонах просто спрятали от возможной расправы. Ничуть! Хотели бы спрятать, отправили бы в командировку куда-нибудь на заморскую территорию, например, на Таити в Тихом океане. Мест ведь хватает. Но нет, его посадили. Хотя он действовал в рамках закона и, могу допустить, в критический момент находился в состоянии аффекта.
В общем, данное событие оказалось искрой, от которой возгорелось пламя. Огоньки уже переливались ярко-синими и бледно-красными тонами, но им не доставало малого, и вот костёр вспыхнул. Всем понятно, что это лишь повод, что просто определённая часть населения, как раньше любили говорить, “Douce France” (Нежной Франции), просто спит и видит, как бы побуянить на улицах своих городов, как бы погромить направо и налево, воспользовавшись «законными основаниями для протеста». Да так, чтобы им всё это сошло с рук. И вот тебе, пожалуйста: «Полиция бесчинствует, убивает, долой полицейский произвол!» Ибо главное – не то, что кто-то погиб, главное – право на погромы и насилие. А оно, как мы видим, есть.
И им не преминули воспользоваться. Во многих городах с наступлением темноты наступал хаос.  Жгли машины, грабили магазины – от ювелирных до табачных лавок, поджигали общественные здания – от школ до городских администраций, устраивали побоища с полицией при помощи весьма эффективного на расстоянии метров до сорока оружия – залповых фейерверков. Власти поначалу растерялись, лишь по прошествии нескольких дней пришло понимание необходимости закрутить гайки: силам правопорядка разрешили жёстче обращаться с нарушителями спокойствия страны (но не дай Бог, применять огнестрел!), в горящие города согнали полицейских со всей страны – от антитеррора до надзора за порядком на пляжах.  Привлекли и суды, те по ускоренной процедуре рассматривали дела задержанных И бешеных удалось угомонить. Некоторых усмирителей беспорядков, кстати, тоже привлекли. За слишком жестокое обращение с разбушевавшимися протестующими. Надо же соблюдать некий баланс. Да уж...
Однако итоги безобразий впечатляют. Меньше, чем за неделю протестного движения массированной атаки подверглись десятки, если не сотни городов. Повезло деревням, особенно если в них нет своей мэрии, или её роль по совместительству выполняет жилище мэра. Громить нечего, на чужой дом не попрёшь совсем безнаказанно, там и с ружьём могут встретить, да и хулиганы, как правило, – жители небогатых предместий городов от десяти тысяч и выше.
Другим повезло меньше. Как говорится, подсчитали – прослезились: двести магазинов (супермаркетов, одёжных бутиков и, конечно, организаций, торгующих всевозможной электроникой) разграблены полностью, выносили всё, вплоть до лимонадов; повреждения получили триста (!!!) отделений банков (значит, главный враг – капитализм, ибо в банке в зоне доступности не так много остаётся ночью, что можно взять голыми руками); ограблено 250 табачных лавок, они при цене пачки сигарет в 5 евро стали лакомым кусочком для воров, перепродавать можно в два раза дешевле, а выносили сумками.
И это не всё. Самый доступный объект для мести полицейскому государству – чужая, припаркованная на улице машина. Их сожгли двенадцать тысяч (!!!), и деньги за понесённый ущерб их владельцы, в большинстве не получат, поскольку далеко не все страхуют такие риски, а правительство, обязанное обеспечивать порядок на улицах, скромно молчит в тряпочку.
Но наиболее символичными были атаки на общественные здания – школы, полицейские участки, мэрии. Их пострадало тоже порядка двухсот штук. В чём провинились учебные заведения, понять трудно, видимо, логика протеста недоступна соображениям нормального человека, а вот погромы и поджоги незащищённых, в отличие от комиссариатов, городских администраций вполне закономерны – Президент и правительство далеко, а эти рядом, достаточно руку протянуть.
И протестующие со всей яростью набрасывались на эти местные символы государственной власти: били стёкла, врывались внутрь, круша всё на своём пути, поджигали снаружи, используя всё те же автоматические фейерверки. Некоторые мэры и их сотрудники мужественно вставали на пути громил, но не всегда удачно.
Мэр одного пригорода Парижа сумел вовремя соорудить перед зданием администрации преграду из переносных барьеров, пустив по верху ещё и колючую проволоку, и сам проводил все те горячие ночи в своём кабинете, вызывая полицию при появлении бесчинствующей толпы. Мэрию ему удалось отстоять, но не собственный дом. Отправив народному избраннику в качестве вызова или объявления войны сообщение «Мы тебя сожжём!» (угрозы смерти в адрес градоначальников стали обыденным явлением), бандиты приступили к делу. В одну совсем не прекрасную ночь они подожгли бензин в салоне угнанной машины и направили её горящим тараном (в изобретательности им не окажешь) на ворота садового участка приговорённого. К счастью, пробив ворота, автомобильный брандер упёрся в бетонную стену. Но напуганные до смерти жена и двое малолетних детей мэра, дежурившего на работе, спасались через окна задней стены. Супруга, дама весьма корпулентная, при этом сломала ногу. Дело происходило в тридцатитысячном городке в названии которого гордо звучит слово «розы». Хороши розы!
На следующий день симпатичный молодой мэр постоянно мелькал на экранах, вся страна выражала солидарность с семьёй городского головы, сама мадам Премьер-министр приехала, чтобы сделать это лично, жену прооперировали в срочном порядке, телевизор и интернет вынесли событие в главные новости. Молчали лишь те, кто совершил этот подлый акт, и те, кто их поддерживал. То есть не молчали, в сетях злорадствовали и обещали продолжить начатое. Откуда такое остервенение? Значит, дерутся не просто потому что дерутся, а тому есть веские причины. Одно дело грабить первый попавшийся магазин, совершенно другое – рисковать, штурмуя мэрии. Ведь перед такими, поймай их на месте полиция, может замаячить серьёзный реальный срок. Правда, в данном случае, всех задержанных по горячим следам (аж двенадцать человек!) сверхгуманное правосудие отпустило за отсутствием конкретных доказательств, о выкрутасах французской юстиции чуть позже. А кто они – эти неугомонные буяны, готовые на всё или почти всё и ради чего?

Бунтовать так бунтовать!

Не следует думать, что все протестующие – сплошь арабы и негры из бедных пригородов. Вовсе нет. Да, их много, наверное, больше всех, но кто же считал? Однако есть там и коренные французы и не только из депрессивных районов. Они очень молоды, это не отягощённые семьями и автомобилями «жёлтые жилеты», их средний возраст 17-18 лет, встречались даже двенадцатилетние. Они возмущены, как они считают, убийством ни в чём не повинного семнадцатилетнего Наэля. И они посредством погромов хотят быть услышанными. Потому что иначе государство их игнорирует, не внимает им, не слушает, не слышит. Общество тоже. А у них есть претензии к существующей системе, есть требования и только так, ломая и круша созданное другими, они хотят быть услышанными. Говорят, иначе их не замечают.
Неужели? Вправду так всё непросто? С одной стороны, да. Французское общество сильно структурировано: бизнесмены предпочитают общаться с бизнесменами, учителя и врачи с такими же, как они, «белые воротнички» с другим офисным планктоном и так далее. Долгое время страной управляли (и сейчас в какой-то мере тоже) выпускники наипрестижнейшей Национальной школы администрации (ENA), они могли принадлежать к разным партиям и группировкам, публично демонстрировать разные политические взгляды, но вечерами встречались за одним столом в дорогих парижских ресторанах и вели доверительные разговоры о политике, о стране, о Европе и, конечно, о себе любимых.
Дядя моей первой супруги лет пятнадцать (с момента открытия ресторана и до выхода на пенсию) работал в элитном заведении «Ciel de Paris» («Небо Парижа») на 56-ом этаже пятидесяти девятиэтажной «Tour de Montparnasse» («Башня Монпарнас»), получившей свое название  району, где она находится, рядом с одноимённым вокзалом.
Работа была тяжёлая, публика требовательная, в свои пятьдесят-шестьдесят лет дядя носился по залу не как угорелый, нет, нужно было передвигаться быстро, но с достоинством. Клиентов нельзя заставлять ждать. Поэтому покупку рабочей обуви он всегда считал чуть ли не главной «инвестицией» в свой нелёгкий труд. Туфли должны были быть приличными и в то же время лёгкими и удобными.
Дело в том, что ресторан очень быстро стал одним из самых, если не самым престижным в Париже. Имелись, конечно, более укромные и настолько же дорогие местечки, где можно было обделывать свои дела вдали от любопытных глаз (французские бизнесмены и политики частенько используют рестораны не только чтобы вкусно поесть, но и с целью поговорить с пользой для своих начинаний). А ресторан в башне котировался очень высоко, 56-й этаж помогал. И дяде нужно было соответствовать. Кроме топ-менеджеров компаний, обосновавшихся на пятидесяти трёх этажах здания, заведение любили посещать политики всех мастей. И там уже не было жарких политических споров. «У вас, в СССР, – говаривал мне дядя Рене, –  они внешне во всём согласны, а так готовы глотку друг другу перегрызть, а у нас наоборот – на людях они спорят, одни левые, другие правые, третьи вообще Бог знает какие, а там, в ресторане – чуть ли не лучшие друзья». Вот что значит люди одного круга по-французски. Они действительно живут в своём мире и между собой. Конечно, бывали исключения, и главное из них – де Голль. Но это отдельная тема.
Такая закрытость социальных страт не способствует пониманию между ними, тем более не открывает окон для дискуссий. Потребности простого народа знают, стараются понять, но обычно игнорируют, ставя их куда-нибудь вниз шкалы сиюминутных ценностей. Куда важней – макроэкономическая стабильность, еврокооперация, евросолидарность (финансирование менее богатых стран Евросоюза), роль и влияние Франции в мире, противодействие России, наконец. И, конечно, ещё в большей степени это касается запросов молодёжи из бедных пригородов. Нет, о них, естественно, проявляют заботу – строят школы, спортивные залы, зоны отдыха. Но людям всегда хочется ещё больше. И вот тут-то и находится главная загвоздка. Французское общество приучено требовать (что несомненно правильно, от государства должна быть хоть какая-то польза), оно считает, что сильные мира сего недостаточно понимают их нужды, но в своих требованиях французы порой, а, правильней сказать, очень часто теряют всякое чувство меры. Они считают, что имеют на то право. Как заметил один англичанин, проживший немало лет во Франции: «Даже совершая нечто незаконное, антиобщественное либо очевидную глупость, француз непоколебимо уверен: правота на его стороне. (Стефан Кларк «Наблюдая за французами», М., 2009, стр. 13) Правда, справедливости ради, уважаемому британскому автору следовало заметить, что не одни французы страдают такой непогрешимостью. Но простим ему это. Ведь даже соломинку в чужом глазу видеть всегда приятней. А тут такое бревно!
Значит, протестующая летом 2023 года молодёжь просто на свой лад повторяет модель поведения, манеру борьбы старших товарищей. Чему удивляться – на авансцену вышло компьютерное поколение с клиповым сознанием, твёрдо усвоившее, что убить полицейского стоит 500 баллов – всего-то! А сжечь чужую машину – ещё меньше. Как уже упоминалось выше, в некоторых городах это вообще рождественская традиция, их там поджигают десятками.
Следы от сожжённой машины долго остаются на асфальте, ещё дольше в памяти.
Так почему бы не следовать примеру более зрелых товарищей? Во Франции так принято. А уверенность в своей правоте придаёт силы. Ты прав, значит имеешь право крушить, громить, ломать, сжигать. И ничего, что ты, в отличие от них, ещё ничего в жизни не совершил, ничего не создал, ты только потреблял, только получал. Тебя вырастили, выкормили, с трёх лет бесплатно принимали детские учреждения, потом с шести лет – школа, тебе дали опять же на безвозмездной основе неплохое образование (то, что не все используют его себе во благо – другой вопрос). Ты лишь получал, но ничего не давал, и ещё имеешь наглость требовать больше? Да, вас не слышат порой, а кто слышал мэров, которые регулярно получают угрозы физической расправы? С 2020 года 1293 мэра ушли в отставку, 40 в месяц, обычно из-за тяжести, невыполнимости задач и запугивания, вплоть до фразочек: «Мы тебя закопаем!»  И поджог дома мэра города с милым названием, описанный выше, далеко не единственный. И мэры не одиноки. Какие только проклятия не сыплются на головы народных избранников разного уровня, только за вторую половину двадцать первого года зафиксировано 250 письменных угроз, порой от них стынет кровь: «Ты будешь обезглавлен прямо на дороге, твоя кровь растечётся по асфальту. Твоя голова скатится в канализационный люк. Когда тебе отрежут голову, я с удовольствием расшибу её об асфальт!»
То есть, повторюсь, так принято. Надо бить, крушить, делать больно. Пока до убийств не доходит. Но это пока. И эти безумные дети, осыпающие стражей порядка градом огненных залпов, не одиноки. И не они первые. Французский протест порой бывает жесток, правда, до такой степени ожесточения он доходит редко.
Если не углубляться в историю девятнадцатого века, например, то можно вспомнить 1968 год. Это было время, когда накопилась критическая масса недовольства. Страной правили люди старой формации, а на авансцену выходило послевоенное поколение, поколение раскрепощённых независимых людей, поколение хиппи, битлов и свободной любви без правил. Тогда, вроде бы из ничего, взорвался сначала Париж, затем почти вся страна. Первыми вышли на улицу студенты. В этом нет ничего удивительного, на моей памяти во Франции бастовали даже старшеклассники (!!!). И студенты в мае 1968-го требовали всего и вся, их поддержали рабочие и служащие. Далеко не все, конечно, часть французов со страхом наблюдала за происходящим и кляла самыми непотребными словами бунтовщиков. Но за очень короткий срок страна оказалась на грани коллапса, стояли заводы, не работал транспорт, не было бензина на заправках. Казалось, ещё немного и капиталистическая система рухнет. В Кремле потирали руки. И ожидали прихода к власти коммунистов в развитой европейской стране. Какая реклама для мирового коммунистического движения! Ещё вчера такое и присниться не могло!
Но коммунисты были уже не те, что в 1917-м. Да и молодёжь им не очень доверяла после тридцать седьмого года в СССР или пятьдесят шестого в Венгрии. Зато во главе страны был твёрдый лидер – генерал Де Голль, спасший честь Франции в 1940-м. В один день, заручившись поддержкой расквартированных в ФРГ войск (последствия второй мировой ещё не были стёрты с политических карт), он обозначил наличие сильной власти. И негодующие в один миг присели, осознали, что дело может плохо кончиться. В кратчайшие сроки порядок был наведён. В Москве приуныли, не получилось развалить одну из старейших буржуазных демократий.
Кое-какие выводы были сделаны. Де Голль, кстати, вскоре ушёл в отставку. Страна потихоньку обновлялась, и даже мировой экономический кризис 1973 года, когда в европейских странах народ массово пересаживался с автомобилей на велосипеды, никак не всколыхнул страну. Но тем не менее, французы усвоили твёрдо: чтобы насолить государству, бунтующая (бастующая, протестующая, выбираем термин в зависимости от ситуации) должна насолить всем без исключения. Бунтовать так бунтовать!
После некоторого затишья этот принцип обрёл особенно много последователей в девяностые годы. Осенью 1995-го страну почти парализовали забастовки железнодорожников. Они боролись за свои, обретённые в былые годы права. Или, выражаясь без экивоков, за привилегии. Потому что некоторые категории путейцев выходили на пенсию, например, чуть ли не в пятьдесят лет. Но их поддержали другие. Встали железные дороги, улицы городов заполнили демонстранты, начались проблемы с горючим. Французы с пониманием отнеслись к требованиям бастующих, граждане Пятой Республики терпели. А как же иначе, их товарищи борются за свои завоевания! То, что при этом нарушаются права других, право на труд, например, мало кого беспокоило. Ведь во Франции в отличие от соседней Италии нет гарантированного минимума услуг, предоставляемого государственными монополиями. Бастовать так бастовать. Правда, железнодорожники заявляли, что они – просто самый организованный отряд трудящихся, и своей борьбой добиваются справедливости для всех. Однако, получив своё – правительство им уступило, они тут же забыли об остальных.
Но пример был показан. И понеслось. Причём теперь определённая часть потенциальных забастовщиков усвоила твёрдо – просто бастовать нельзя, тебя могут не услышать. Ну кому, к примеру, помешает забастовка фермеров: зерно, как и молоко с мясом можно купить в других местах. И если отсутствует возможность остановить движение поездов, то, чтобы тебя услышали, нужно использовать другие методы.
Какие же? Ответ опять-таки лежит на поверхности – доставлять неприятности всем, чтобы все почувствовали. Но возможностями железнодорожников обладает далеко не каждая протестная группа. Поэтому нужно совершать какие-нибудь действия против назначенного врага, которые вызовут общественный резонанс. А враг у фермеров – крупные продовольственные компании, сети супермаркетов, которые скупают, скажем, картофель за 50 сантимов, а продают в розницу за пять франков. Ещё лучше – выбрать самого видимого из них и дальше показать себя во всей красе.
Почему бы не побить стёкла и прилавки какого-нибудь Макдональдса. Симпатии французских бюргеров обеспечены – еда эта вредна, а дети всё время просят, к тому же американская, тоже плюс в данном случае – французы не очень жалуют своих заокеанских союзников. Да, зачинщиков и лидеров беспорядков подержат в комиссариате сколько-то, а потом, возможно, и дадут условный срок, зато основная масса уйдёт довольной содеянным.   Был во Франции один политический хулиган – Жозе Бове, сам фермер, к тому же возглавивший целое движение своих коллег. Он организовал не один погром сетевых заведений. Посадили его не с первого раза. Но Бове страдал в застенках недолго и в итоге стал евродепутатом. Оказывается, путь в Европарламент может лежать через погромы!
Но, конечно, не всем французам понравились такие методы, и в обществе стала проявляться некоторая враждебность к труженикам сельского хозяйства. «Какую бы ещё гадость сделать нашим фермерам, – сказала как-то одна хорошая знакомая, обгоняя еле ползущий по дороге трактор, – вот, надо бы запретить им езду по национальным (по-нашему федеральным) трассам!»
И это при том, что к труду крестьян во Франции всегда (как минимум, с конца девятнадцатого века) относились с уважением. Ещё бы – они не только кормили страну, но и отправляли часть продукции на экспорт. Однако на рубеже веков что-то стало ломаться. То ли крестьяне своими непрекращающимися эксцессами восстановили против себя часть населения, то ли ещё что. И это явилось одним из признаков внутреннего раскола общества.

Полностью текст с иллюстрациями книги можно найти на платформе "Литрес" и в книжных магазинах, например в питерском "Доме книге"


Рецензии