Коррекция волчьего знамени атласа Л. Мровели

Иллюстрация: сюжет из атласа Леонтия Мровели- волк, выходящий из скал со знаменем. Мы видим связь с монг. культом волка в качестве первопредка, а также с упоминаемыемыми в армянских источниках "стражей хонов". В целом ряде языков (напр., польском, армянском ) слово "стражи" одновременно означает "гвардия". В статьях Зия Гёкальпа вы встречаем сообщение, что "волками" и "львами" у доисламских огузов-туркмен назывались знаменосцы войска. У монголов имелись не только бунчуки, но и флаги, которые считались воплощением гения (сульдэ) того или иного выдающегося правителя. Так, военный гений Чингисхана отражали два знамени - "цаган сульдэ" и "хара сульде", которым приносили время от времени человеческие жертвоприношения. Те дагестанские флаги, которые до нас дошли имеют навершия типа османских - с полумесяцами. Здесь же полумесяца нет. Сообщение дагестанского историка Б. Атаева о "знамени хунзахских ханов с вышитом на нём серебрянными нитями волком" ровным счётом ничем не подкреплено. "Серебрянный волк" - это колье, которое можно приобрести в Турции и его там носят представители турецкой националистической молодёжи - "Идеалистические очаги". Это мужское украшение называется "бозкурт кольйеси". Собственно ауарский волк известен в сказках как "короткоухий", а не "серебрянный". Более убедительной выглядит связь волка с доисламским обозначением Прикаспия - Вырканом/Горганом (арабизированная форма - "Джурджан"), означающее в иран. языках "волки". Вышеприведённую композицию можно передать турецким словосочетанием "дагълы бозкурт-байрактар" ("горский волк-знаменосец"). Ещё одним дешифрованным символом Дагъестана в атласе явл. "паук".





Коррекция волчьего знамени атласа Л. Мровели


Атлас Леонтия Мровели демонстрирует не только гербы грузинских княжеств, но и соседних стран. В частности имеет символика Осетии, Дагъестана и др. Постсоветская Республика Осетия заимствовала свою символику - "барс на склонах гор". Но Дагъестану как мусульманской республике в составе РФ не полгается аутентичность, то гербом Дагъестана стал не образ, взятый из исторически подтверждённого артефакта, а очередная небылица - "орёл без когтей".

На приведённом нами рисунке волк изображён в целом не удачно. Так волков не изображают, но рисовали всё же грузины и они изобразили так как смогли -упрощённо и схематично. Но нам не это важно.

Подобное навершие как на грузинском рисунке нигде не существует. Мы пологаем, что это навершие не более чем ошибочное отображение навершия монгольского типа-трезубец, но только в перевёрнутом виде. Если сравнить монгольские штандарты и волчье знамя, то можно подметить, что навершие перевёрнуто. Наибольшую близость волчьему знамени показывает второй и четвёртый монг. штандарт слева (со стороны смотрящего) в нижнем ряду, поэтому при отображении этой символики из атласа Леонтия Мровели должно быть откорректировано изображение не только самого волка, но и, по крайней мере, навершия волчьего штандарта, так как оно не вписывается в известные нам образцы и, с большой долей вероятности, представляет собой перевёрнутый трезубец монг. бунчуков.


Рецензии