Неслучайная встреча 1

Неслучайная встреча

   Вечером пришло сообщение: "Простите, что не ответил сразу. Был в Париже у дочери и, возвращаясь, уже недалеко от дома подвернул ногу. Но это пустяки. Конечно, буду очень рад вас видеть.  В эту субботу вас устроит?"

   Марину все устраивало, и они условились встретиться  в одном из уютных парижских кафе, которые Бернар так любил.

     Кто из них ждал этой встречи с большим нетерпением - он или она? Бернар охотно знакомился с новыми людьми. Но с Мариной они знали друг друга  очень давно, только заочно, виртуально.  Как-то Марине понадобилась консультация по литературным журналам прошлых лет, и ей посоветовали обратиться к Бернару.  А спустя год они  случайно  встретились на просторах интернета, в одной из соцсетей. Он бы не обратил на нее внимания, если бы не странное сочетание: красивое фото профиля, Петербург как родной город и одна из последних публикаций - ссылка на песню Моран* "Sur une pr;lude de Bach" ("На прелюдию Баха"). Необыкновенно глубокий, прекрасный голос, клип на морскую тематику, но главное - слова:

Когда я слышу эту прелюдию Баха
В исполнении Гленна Гульда**,
Мой разум улетает...

    Было ли это простым совпадением? Недавно Бернар перечитал роман Томаса Бернхарда*** "Пропащий". По-французски название его звучало так : naufrag; - жертва кораблекрушения или потерпевший кораблекрушение. Роман - фантазия, вольное толкование образа великого пианиста Гленна Гульда, гениального интерпретатора Гольдберговских вариаций Баха. Роман о трех приятелях - пианистах, стремящихся к совершенству. Одним из них был Гленн Гульд, чей талант показался друзьям столь безмерным, что они отказались от занятий музыкой. Кое-кому это стоило жизни.

"Мы десять лет учимся играть на инструменте, который выбрали для себя, а потом услышим, после всех этих изнурительных, довольно-таки удручающих десяти лет, несколько тактов в исполнении гения, и с нами покончено..."

    Для Бернара это  была одна из тех книг, которые оказывают значительное влияние на мировоззрение, характер и даже судьбу.
И если раньше он иногда сомневался в своем таланте и впадал в отчаяние, невольно сравнивая себя с любимыми поэтами, то теперь  понял, что отказ от творчества - это путь в никуда. Нужно было жить дальше и работать, писать.

Песня Моран на музыку Баха  напомнила Бернару о его сомнениях, метаниях и решимости продолжать творческие поиски, несмотря ни на что. Так уж случилось, что Марина теперь ассоциировалась с прелюдией Баха и вариациями на тему Гольдберга.


  Бернар и сам был одаренным музыкантом: играл на нескольких музыкальных инструментах, отдавая предпочтение саксофону и флейте. И в то утро он слушал Адажио Марчелло - Баха****,  простота и глубина которого не переставали его изумлять.

И вдруг - эта дама, миловидная, с выразительным взглядом, в котором он прочел не только  затаенную грусть, но и  внутреннюю силу. Так и началась эта дружба на расстоянии. Они не стали ни слишком близки, ни незаменимы друг для друга.
Общались не очень часто и сохраняли дистанцию. И вот теперь она здесь, в Париже. И в субботу они увидятся. Ожидание встречи  было напряженным, томительным и в то же время сладостным. Конечно, Бернар давно уже не юнец, но он поэт - и этим все сказано.


***
Марина узнала его сразу. Слегка склонный к полноте, моложавый, но и молодящийся немного, в бледно-кремовой рубашке с распахнутым воротом, он поднялся ей навстречу с приветливой улыбкой. Морщинки - лучики в уголках глаз вовсе не старили его, а делали лицо каким-то задорным, теплым и родным.
И разговор завязался легкий, непринужденный:  о поэзии, о путешествиях.

- Вы обязательно должны побывать в Бретани*****. Париж , бульвары, каштаны, сады - все это прекрасно. Но ничего удивительного в этом нет. Вы много раз читали об этом, видели фильмы, слушали песни. Не так ли?  А вот Бретань - это то, что перевернет ваше представление о Франции... По крайней мере, дополнит его и обогатит.


- Но вы ведь родились на юге Франции, не так ли?

- Да, в Ницце. Курортный город, многолюдный, особенно в разгар сезона. Теплое море, оливы...

  Бернар помолчал немного, глядя на свою чашечку кофе так, словно пытался прочесть что-то.

- Знаете, одно из детских  воспоминаний: Пальмовое воскресенье (у вас его называют Вербным, кажется), люди, пришедшие на праздник, стоят около церкви,  в руках у них ветви пальмы или оливы - и вдруг ветер (думаю , это был морской бриз) -так вот, ветер срывает тончайший белый шарф с головы моей мамы... И это легкое, воздушное полотно летит над головами собравшихся, словно голубь на картинах Благовещенья...  Верите ли вы, что никогда в жизни не видел ничего прекраснее?

Бернар говорил быстро, словно боялся упустить важную  мысль.


- Верю,- улыбнулась Марина. - Самые красивые цветы, которые я когда-либо видела, - это розы в аэропорту Сухуми. Мне было три года. И мы с бабушкой делали пересадку в Сухумском аэропорту. Какие там были  розы!  Белые, розовые, кремовые, они купались в лучах летнего солнца и словно светились сами. Конечно, я не могу их подробно описать.Но это чувство  прекрасного, понимание красоты, когда я увидела их, - как это передать?..  А потом  гиацинты, в лесу, возле старого дуба. Нежность и хрупкость желтых гиацинтов  - и дуб, огромный, но очень добрый, как мне казалось. Дуб - защитник...

Бернар кивнул, радуясь ее отклику.

- Спасибо. Рад, что вы понимаете меня. Да, детские впечатления остаются на всю жизнь, и хорошо, когда они счастливые...

Он замолчал, глядя в окно.  По улице спешили прохожие. За столиком на террасе  сидела немолодая пара, мужчина и женщина. Бернар заметил, что у нее красивые серые глаза.

   - И конечно , пейзаж играет важную роль.  Рокот моря, шум ветра - все это способствует развитию чувства ритма. А отсюда шаг до поэзии. Но это не все.  Мы пишем стихи, когда не можем иначе. Когда хотим выразить то, что нас беспокоит, тревожит, терзает. Это необязательно боль. Но и боль тоже...

- Как же вы оказались в Бретани?

-Моя мама родом оттуда. Они с отцом познакомились в Ницце. Отец был намного старше нее, уже семейный человек. Они скрывали свои отношения, конечно. Но появился я -  это было и счастье, и  трагедия. Стало тяжело прятаться от всех. Отец переживал, мама тоже.  А потом у него не выдержало сердце. Через некоторое время мы переехали в Бретань, поближе к маминой родне. Из теплого курортного города - в холодную, дождливую  Бретань, овеянную  легендами и сказаниями...

  Бернар замолчал на минуту. В кафе звучала приятная, самая что ни на есть парижская музыка. Входили и выходили посетители. А Марина и Бернар все сидели за маленьким столиком у окна.

- Не знаю,  почему рассказываю вам все это... Вы мне очень симпатичны. И вы умеете слушать.

Бернар снова улыбнулся.

- Так вот и потекла моя жизнь - от моря южного, ласкового и синего, до моря северного, сурового, холодного. Да, решено, вы должны это увидеть.

     Марина не возражала. Конференция, в которой она принимала участие, продолжится только во вторник. Значит, в запасе у нее два с половиной дня. И почему бы не побывать в Бретани, если этот симпатичный и - увы! - стареющий поэт так настаивает?

***

Моран - Maurane, франкоязычная бельгийская певица.

**Гленн Гульд - канадский пианист, органист и композитор. Главным и самым любимым  его композитором был Иоганн Себастьян Бах, а самым важным произведением - "Гольдберг- вариации", в исполнении которых Гульд  достиг совершенства.

***Томас Бернхард - крупнейший австрийский прозаик и драматург.

****Адажио Марчелло - Баха - Вторая часть (Adagio) Концерта для гобоя и струнных (1717)  итальянского композитора Алессандро Марчелло. Произведение получило известность благодаря транскрипции для клавира, выполненной Бахом.

*****Бретань - регион на северо-западе  Франции, омывается водами Атлантического океана.


Рецензии
Дорогая Вера. Читая главу, как будто идёшь в сладком солнечном сне,в уши льются
птичьи гармонии инструментов XVIII века ,но в душе что-то карябает,где то здесь
можно запнуться... нет,проплываешь дальше.... И снова гармоничное состояние.

И дальше радостно понимаешь, что там... в холодной Бретани всё будет поэтично и
красиво... Вообще то,могут и не встретиться, или размолвка, неизвестно...
Наверное не будет такой достоевщины, как воспоминания о тяжёлых послевоенных, может, годах...

Как юноша,застрявший по ошибке на опустевшем острове, с одной лишь маленькой старушкой, или чахоточной невзрачной девушкой... в лодке
подплывших контрабандистов,только одно место...всё забито. И он,чувствующий себя уже, творцом музыки мира, отталкивает эту вялую душонку -тварь я,или право имею, и проходит уверенно по трапу...
И всё время тянет туда, но так,за всю жизнь там не был. И, даже с Мариной,
не находит покоя... девочки кровавые в глазах! - Но тянет туда!
Ну и масса вариантов на фоне суровой красоты, весёлых портовых бретонцев,
кабачки,много музыки... беседы,стараясь понять,найти,обресть себя.
Если возможно...

Не сочтите за попытку критиковать Ваш великолепный,мудрый стиль,сюжеты,
рождающие вдохновение. Но вот, вдохновился...

Будьте счастливы!

Алексей Брегетов   08.07.2025 01:11     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик, Алексей.

Контрабандисты, слепой юноша или отрок - это у Лермонтова, в "Тамани", одной из частей "Героя нашего времени". ))
У меня ничего такого не будет. И никаких "тварей дрожащих" и "право имеющих". Все спокойно и просто.

Спасибо и всего Вам самого доброго!

Вера Крец   08.07.2025 08:37   Заявить о нарушении
Простите,но контрабандисты были и есть всегда,и множество хаоса душевного, из за бед, предательства и пороков.И если существуют славные, добрые люди, это не
означает, что наша жизнь воплощение счастья, просто.
В несчастном мире не хочется или не получается быть счастливым...Хотя, может этим и ценно человеческое благодушие, простые радости...
Надо над этим думать

Алексей Брегетов   08.07.2025 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.