Смысл жизни человека

                С тобою Лина Юности дыханье. 
                Во взгляде нежность,
                И очарованье. 
                - (Это привет моей Небесной девушке).
                Р. Хорошилов
   
       Сегодня случайно в интернете наткнулся на Михаила Веллера, уважаемого мной писателя.  Он очень пространно, многословно рассказывал о смысле жизни человека. Язык у него – в хорошем смысле - как помело,  поэтому поначалу слушал с удовольствием. Несколько позже его рассуждения начали казаться занудными - много примеров, повторений. Как понял, если после каждого деяния человека задать вопрос: - ну и что? – а зачем?  - ну, а потом? - то приходишь лишь к одному: в конечном итоге никакого универсально-глобального смысла жизни человека нет. Все имеет конец, все смертны, природа тоже не вечна и т.д.
      Дальше, рассказывая о смысле жизни отдельного человека и группы людей, он больше склонялся к точке зрения прагматиков и экзистенциалистов. Если очень кратко, то смысл жизни
 любого человека сводится к понятиям блага и целей в различных проявлениях. Цели должны заставлять ценить жизнь. Но бога нет, поэтому самим же надо придать жизни смысл…
Примерно, о том же я писал в курсовой работе «Смысл жизни человека», более 40 лет назад. Проучившись на физфаке УрГУ (г. Свердловск) и работая в НИИ, я учился ещё на философском факультете того же университета. Мне было позволено  свободное расписание за былые заслуги – как бывшему командиру на «Планете Целина». В те годы, во время каникул, строительный отряд нашего университета каждое лето работал в Гурьевской области в Казахстане.
      Однажды методистка группы раздала список тем для курсовой работы. Студенты, люди очень занятые - им обычно некогда заниматься всякими глупостями. Поэтому, многие из них, выбрав тему, выпрашивали у той же методистки курсовые прошлых лет, переписывали и, чуток дополнив, сдавали.    
      Когда я выбрал упомянутую выше тему, методистка удивленно сказала:
    - На эту тему курсовые работы никогда не писались…
      Я сказал, что буду первым, мол, учусь для себя, а не «диплома ради». Но вышла закавыка.
       Когда я принес сделанную работу, доцент Гений Иосифович Бондарев отверг её, сказав, что нет смысла жизни отдельного человека - он есть только у общества.  Когда я начал препираться, он тихим голосом добавил, что против П. Егидеса приняты меры… 
       В числе первоисточников курсовой работы был труд и этого философа. Он напрямую связывал этику и смысл жизни – и это, через обязательное понимание ценности жизни.  Только так этика приобретала философское содержание. В итоге выходило, что вопрос  о смысле жизни является основным не только для этики, но становился в числе основных и для всей философии. Кое-кому его выводы не понравились, и П. Егидес надолго покинул страну.
        Я, конечно, был донельзя возмущен решением доцента и, придя домой, за ночь написал поэму «Смысл жизни», строк на 300. Тетрадку засунул подальше и никому не показывал. Форма нуждалась в доработке, но к ней я больше не возвращался. Начиналась она так:

Жизнь – банальная стужа
 Иллюзии и веры
 И пресная лужа
 Умиротворенья.
   
Мой прах будет камнем.
И взрос я из камня.
В молчании вечном
 Я ль жаждал страданий?
   
Но с первого мига
 Явления миру
 Заходимся в крике… и т. д.
   
Но крик – это и первый вдох. Обычно, после шлепка по попочке. Шлепков в жизни будет много…
    В общем, поэма была мрачная, в духе иррационализма. Лишь ближе к концу, верх взяла моя натура, и я склонился к оптимизму. Даже привел монолог своей соседки, 4-х летней девочки:

Вот я Валентина!
А мама – Мария!
Я буду большая,
Красивой как мама!

Я буду чудесной,
С прелестною дочкой!
Вокруг будет радость.
Я хлопну в ладошки –

Везде засверкает,
Как елка огнями.
Искрятся снежинки,
Ловлю их руками… и т. д.

Но, не буду повторяться, и пересказывать содержание поэмы. В очень краткой форме я сделал это в книге «Путь в Небо». Но вернусь к современности.
       В принципе, я согласен с выводами Михаила Веллера, но при одном условии…  Это, если не существует Высший Разум, который имеет какое-то отношение к людям, человечеству.
       А если Он есть? Это же все меняет!
       Об этом я написал в эссе «Высший Разум и псевдология».
        В некоторых случаях человек входит в контакт с «Небом». Об этом есть рассказ «Неужели и правда там кто-то есть?». Тоже есть в интернете. Там все правда – я не хочу быть обвиненным во лжи даже одним из свидетелей, - а они были при всех рассказанных случаях.
       Каждый в определенных ситуациях ощущает воздействие «Неба», но не задумывается над этим. Кстати, Небо предупреждает о грядущем серьезном событий. Правда, позже вспоминаются только несчастливые случаи.
       Всем известны белые и черные полосы в жизни человека. Как объяснить это без Высших Сил? Говорят о «пространстве удачи» и подобных вещах, но откуда они?
       Каждый, часто играющий в карты на деньги, порой имел очень продолжительные полосы везения. Он воспринимает это как данность и, не задумываясь о причине, говорит: «пошла пруха». Просто, в какой-то момент, при определенном настрое сознания, у него случился контакт с «Небом».
       Можно привести множество других примеров, и не только в картежной игре.  Уже не говоря о том, настолько тонко, одно к одному, подогнаны условия, которые обеспечили возрождение жизни на Земле…
    Мы все, включая и гениальных ученых физиков-теоретиков, ещё мало знаем о мире, в котором живем. Многие знания построены на математических моделях, но они часто не выдерживают испытания временем. Та же однобокая теория относительности, подгоняющая математические абстракции, оторванные от природы, под яркий и неисчерпаемый Космос. К примеру, глупость о мифическом законе - о предельной скорости света (световом барьере). Если в релятивистскую формулу, вместо скорости света, подставить скорость звука (что допустимо), то подкоренное выражение коэффициента тоже будет равен нулю. Но никому в голову не придет назвать скорость звука пределом. А таких ляпов в науке великое множество.
Поэтому считаю, что и о смысле жизни человека надо говорить с осторожностью. К тому же известны волны, которые мгновенно распространяются по всей Вселенной, фиксируя в каждой её точке все события, и даже любое произнесенное слово. И, конечно, это дает повод говорить о  Высшей Силе...
    Но в любом случае остается вопрос: - Есть ли смысл жизни у тех, кто, даже  весьма ценя жизнь, творит в ней всяческие пакости, мешая жить нормальным людям? Должно, их можно сравнить с раковой опухолью.


Рецензии