Кафе на ленина или 130-й квартал
1
Большой экран окна в кафе
без понятного времени и места, сплетённого
из напоминаний старого фотоальбома и чьих-то денег. А может
напоминает дореволюционную не оплаченную
облигацию займа. В районе, где история
без прошлого, как пожухшая
трава перволетка,
словно детская фантазия
о том «Какой я
представляю станцию на Луне».
Дома на экране боченятся с видом
декоративной старены, без сколов
на углах от проезжающей телеги, без
вышарканного простенка от спин облокотившихся зевак, без
толстого слоя краски на вывесках.
Есть игрушка новая, с магазина, а есть
игрушка старая, даже если подновленная, всё равно
старая, или старинная – если есть
драгоценные трещинки и в пазах что-то чернеет. ВременнАя
патина делает вещь притягательной, делает её
преломленным символом в временной поток
человечества, как остановившееся часы в момент
преступления.
2
И ребёнок, играючи,
выстроил городок из кубиков,
ровных дощечек
и арок.
И они спускаются по рукотворным кручам цветными
кубиками–частями большой картины-панорамы,
с ровными гранями,
по электронному нивелиру,
а не по отвесу на верёвке,
отвесу к центру Земли.
Словно у строителей нет другой мерки, кроме
вертикально верх или горизонтально влево, относительно
самих себя.
А если относительно, вон того,
старинного перекосившегося здания? Если войти с ним
в единую систему координат?
Словно опытный лодочник учитывает особенности течения реки.
Словно иконописец в храме, ведёт росписи
не по линейке,
а по живым изгибам тела здания,
проявляя сквозь материальное небесное.
Представим,
молодого архитектора, который
вместо электронной музыки включил
в наушниках духовой оркестр - вальс
для мерно гуляющих господ, под тихим июльским Солнцем, и тогда
плавный изгиб наличника перетечёт в белую перчатку
прохожей дамы, падая тенью на каменистую
брусчатку мостовой…
И вот, вокруг вас начинаю проявляться
подводные камни-напоминания: «здесь был…», «здесь хаживала…», «а здесь посиживал
с газеткой Иван Петрович» - тот самый, никому не известный, простой обыватель,
горожанин начала прошлого века, вот этого самого города.
Всплывают не в виде памятных табличек,
а интуитивной преемственности.
3
И конечно же высоченные тополя,
правда на открытках они были
в два раза ниже.
Когда-то к этому тополю была,
кроме прочего, прибита табличка: «Продаются
строения. Обращаться в правление Сибирского общества
и т.д.»
и теперь следы
от четырёхгранного гвоздика находятся
на не досягаемой высоте четырёх метров.
Но это - те самые
тополя…
И всё это
на берегу бурного потока
шумной автомобильной стремнины.
Пролетающие буруны создают фоновую завесу
за стеклянным полотном…
Но вот, за спиной, раздаётся вежливый голос: «Доброе утро, вот Ваше меню…».
4
Под тихий американский фанк, за стенкой
здания кафе, настойчиво трётся боком
невиданный зверь,
сорвавший с плеч прохожей гражданки
соболий ворот и так, с шкуркой в зубах, замер
в бронзе на задних лапах, с надписью:
«Здесь был Бабр».
Этот герой, с тайным смыслом,
символ города, словно перепутный камень
на развилке – позволяет выбрать судьбу города
– в зависимости от того,
что вы разглядели:
амурского тигра или вороватую куницу.
5
За окном
пробегает человек в дутом коконе
и вязанном кулёчке на голове, военных берцах
и рюкзачке за скукоженной спиной девочки, слушающей
какую-то музыку
в наушниках и всё время смотрящей в телефон,
как в путеводительную карту по незнакомому миру.
При этом путешественница, не глядя,
в ритме музыки,
перепрыгивает бордюры и огибает, не касаясь,
фонарные столбы.
Снег и ветер
за окном несутся на скорости,
то цепляясь за удаляющуюся девочку,
то за проезжающий автомобиль.
6
В белую завесу
въезжают
инопланетные механизмы с оранжевыми мигалками, похожие
на передвижные маяки, выполняющие
функцию сигнала брюшка осы.
Люди в оранжевом,
как космонавты, пытаются
уловить в специальные контейнеры звёздную пыль.
Нагребают налетевший слой в кучку, а слой
за это время становится ещё больше.
Их трудолюбие и настойчивость
создаёт устойчивое чувство
стабильности, как падающий за окном снег. Внутреннее чувство
самосохранения говорит о том, что они должны быть
в гармоничном равновесии – эти космонавты и звёздная пыль,
иначе город может превратиться
в снежную долину с торчащими
крышами трёхэтажек и торчащими
в будущее бронзовыми руками памятников. Также
их работа вызывает чувство покоя,
как работа зверя на вершине пищевой цепочки. Если тигр
сыт и не ворует собольи воротники у прохожих гражданок, значит
неподалёку пасутся дикие козы.
Если на улицах чисто – значит
у нас не разруха и не война и никто
хором не поёт песни на третьем этаже о том,
что мы – тот народ, который должен идти
в более лучшие времена и зЕмли.
Хотя кругом стоят памятники
пролетарскому Моисею, иногда его называют «Луи».
И улица за окном названа в его честь. Внутренний оптимист
понимает: «что большие памятники ставят только большим людям»,
и «что, кто-то всё таки дошёл».
7
Снегоуборочная машина мерно и громко перемещалась
близ парапета окна,
превращаясь в отходящий от вокзала паровоз
с пассажирскими вагонами. Но вагонов нет,
а пространство за окном движется, значит
это наш поезд отходит с перрона.
Подошедший молодой человек подчёркнуто бодро подытожил: «И так
вам четыре сэндвича…»
Свидетельство о публикации №224020300392