Белые клавиши, чёрные... Валентина Сирота

2019-2021
- Галина, здравствуйте! Побывала у Вас на сайте, получила большое удовольствие и рвусь к Вам в друзья.
(Хотя, как только «познакомилась» с Вами, так и считаю другом.) Постараюсь быть хорошим другом.   
Тяжело болел муж, недавно покинул меня, и Вы со своей тонкостью поймёте меня и не откажете.
- Валентина, соболезную. Слова утешения найти трудно, кроме: все мы когда-либо уйдём. Давно приучаю себя принимать уход близких, как неизбежность, хотя это и больно, трудно. И надо искать утешение в малом, чтобы оставшиеся годы прожить достойно. Пишите, будем поддерживать друг друга, если даже в чём-то и не сойдёмся.

Она – на отрывки из «Словом волновать»:
- Вы каждый день вручаете мне красиво упакованный подарок и я, с трепетом разворачивая его, ни единого раза не испытала и тени разочарования. И сердце переполняет благодарность за Ваше умение подарить именно то, о чём мечталось.
- Валентина, я тронута! И глубоко. И боязно…ох как боязно, что однажды разочарую Вас, а поэтому заранее простите, ибо то будет не по злобе.
- Вы вписались в мою душу основательно, - читаю уже несколько месяцев. (Если что-то и не идет, то только – в начале.) Уверена, так будет всегда.
- Постараюсь не соскользнуть в немилость)).
 
Она – на отрывки из переписки с Борейшо:
- У Вас: «Ах, если бы только поверить в Творца, Всебытие, Единство, Вечное, Всеобъемлющее?»
В юности очень завидовала Нехлюдову из романа Толстого* «Воскресение». Понимала уже тогда, что этот человек не будет одинок, - у него есть Вера, а она - поддержка «ныне присно и вовеки веков».  У меня же её нет. Как у Вас – не знаю.
- При великом уважении и даже преклонении перед истинно верующими, не отвергаю Веру, - она есть во мне. Правда, не в обычном понимании и принимании, но живёт! Есть, есть НЕЧТО, нам неведомое! (А, может, настолько велико моё желание, что и перерождается в такую Веру?)
- То, о чем говорите, понимаю. И принимаю.

Она - на «Сны… Но молю о других» 
- Меня очень любила мама. И самым важным для неё было, чтобы я была ну хоть немножечко счастлива. А когда ушла в иной мир, то я твердо верила, что обязательно расскажет мне: как там? И вскоре был сон: я стою на одной стороне большака, мама - на другой, но перебегаю к ней, и она ведет меня к себе в гости. То, что увидела, никогда не сотрется из памяти, ибо земная красота меркнет по сравнению с увиденным.
- Удивительный сон… Валентина, почему бы Вам не завести свою страничку в Проза. ру? Ведь у Вас хороший, искренний слог, вы умеете держать интонацию, - встречались бы там)). Попробуйте, а?
- Пока не смогу.
- Так это и позволит вашей боли выплеснуться, - станет легче.
- Когда Вы коснулись этой темы в своих воспоминаниях, то я восхитилась: умеют же люди (Вы!) держать удар! А себя корила: ну что же ты такая слабая! Ведь очень тяжело несу свою потерю, ежедневно перематывая в себе, надрывая душу.
- Утешение нахожу в том, что думаю: жизнь – она такая штука!.. она всегда и всем подсовывает неожиданное. И с этим надо мириться тихо, не сопротивляясь, ища утешение в чём-либо, - ведь она не только коварна, но и многообразна, и расстилает перед нами свой многоликий ковер, так не будем пренебрегать этим даром.

Она – на отрывок из «Игры с минувшим»:
- «А на улице солнышко, морозец, еще не истоптанный после метели снежок и по крыше дома, что напротив, топает галка, в клюве несёт что-то, за ней - другая: дай, мол, кусочек. И вдруг, нежданно – радость! И томящая грусть, и слиянность с этой мелодией, с бликами солнца на снегу, с этими галками, что на крыше…
Но лишь – на мгновение! А потом так же неожиданно, как и явилось, всё размывается, тает, и вот уже прячется в дальние уголки души. Наверное, о том же - и у Владимира Набокова*: «Вдохновенье!.. розовое небо, черный дом с одним окном…»
Да, больше - по-Вашему, чем по Набокову. Человек сложен. Иной раз кажется: ура, сумела ввести себя в состояние равновесия!.. еще чуть-чуть и душа успокоится. Ан нет, - опля! - и снова в том же тёмном колодце, из которого выкарабкивалась…  Борьба эмоций и души. Душа - отдушина… Господи, как все сложно!
- Верно и хорошо написали! Но будем и в трудные минуты верить, твердить: «Но родиться стоит, ради
этого дыханья твоего» (если вдруг случится).

Она:
- Мы росли вместе. Костик был очень красив и старше меня на 3 года. Всегда знала, что он меня любит, но тогда это не трогало, - мечтала о принце. (Конечно принц, кто же еще?) Потом жизнь нас разбросала. И были, были у меня принцы. (А как де еще?) Но вот с его сестрой оказались в Москве. Как-то поехала она к брату, и Костик попросил ее: дай я поговорю с Валькой. И она набрала мой номер. И он сказал: «Вспоминаешь ли ты меня хоть иногда? А я тебя помню всю жизнь, и даже вижу во сне, хотя наяву прикоснуться боялся.» Подумала: лучше бы прикоснулся… может, прожила бы лучшую жизнь… без принцев.
- Ах, если бы знать, если бы знать!.. кто станет настоящим «Принцем»! Нет, не угадать. Но всё же… Ведь были, наверное, и у Вас счастливые минуты с ними? И теперь ничего не остаётся, как вспоминать эти мгновения. Психика человека – странная штучка. Так будем, Валюша, стараться жить теми, самыми счастливыми «кусочками» жизни.

Она – на мои зарисовки:
- Есть летучая фраза: «Человек рожден для счастья...» Конечно, можно бесконечно рассказывать о жизни, но лучше - о молодости. Она полна уверенности и чаще всего несбыточных надежд. По кругу, по кругу - от зрелости быстренько, бегом, не особенно заостряя внимание, а старость… Спасибо, Галина. Как всегда, интересно. Прочитала с удовольствием.
- Кажется (от сильного желания?), что молодость от нас не уходит, а живёт, давая иногда о себе знать.
И не будем её, затаившуюся, гнать от себя, а бережно хранить, пробуждая красотой, музыкой... явлениями зимы, весны, лета, - дождём, снежинками или по голубому небу весело несущимися облаками...

Она - на «Глоток родниковой воды»:
- Читала и как будто сама собирала грибы. И как будто сама стояла на рынке и думала, как и кому помочь?.. Помню, как после института работала в Комсомольске на Днепре, жила на квартире у старенького деда и всё старалась ему помочь продуктами, бытовыми покупками и он сказал как-то: Валя, ты не красное солнышко, всех не обогреешь. Запомнила эти слова, но во мне они ничего не изменили. Да, не красное солнышко, но по мере сил и возможностей надо быть человеком и видеть людей. Спасибо, Галина, классно написано!
- Думается, что каждый из нас – маленькое солнышко… если захочет им быть. Вот, дошли же до меня и согрели душу лучи, исходящие от вас! А лучик моего воспоминания выискал воспоминание о Вашем дедушке. Разве не чудо?! Спасибо, Валюша.

Она:
Белые клавиши в сердце моем 
Робко стонали под грубыми пальцами,
Думы скитались в просторе пустом,
Память безмолвно раскрыла альбом,
Тяжкий альбом, где вседневно страдальцами
Пишутся строфы о счастье былом...
Месяц выходит с улыбкой мигающей.
Город шумит, и мой дом недалек...
Блекни в сознаньи, последний венок!
Что мне до жизни чужой и страдающей!*
Галинуш, а ведь в нас не только белые клавиши стонут, но и черные…
- Так, может, всё дело - в последней строке? Мы - только о себе, да о себе...
- Даже не знаю. Трудно ответить. Но в наборе слов поэта и красота, и чувство. Чувствами переполнены и мы. И не только - к своим страданиям, но и другим. Я не волк-одиночка. Но иногда бывает плохо и изменить на «хорошо» нереально.
- «Изменить на хорошо» сложно, но когда хотя бы думаешь о тех, кому плохо, то своя боль в какой-то степени стихает, - было не раз. Да и потом... надо смиряться, ибо в смирении - утешение.

Она – на «За Бланкой – в клетку.
- Женщины в поисках счастья… Вот и твоя Бланка такова. И впрямь, не всем же быть женами таких, как Достоевский*, - всю жизнь копить веру в кумира и поддерживать, превозносить его.
А рассказ славный, теплый, живой, все в нём: и желания, и надежды, которые далеко не все сбывается. Но это – жизнь. И ничего не попишешь.
- Рада, что ты почувствовала лёгкость стиля, - именно этого и хотелось, - и мой совет к прощению любимых... любимого. Спасибо, Валюша.
- Совет прекрасный, но не всем дано. Умение прощать – искусство, а, может, и очень яркая всепрощающая любовь. 
- Да, не всем... Тот, кто не прощает, увеличивает тяжесть в душе и этим понемногу губит себя.

Она – на миниатюру «Что есть душа?»:
- Ну, все правильно, - вопросы к месту, ответы… Люди с внутренним, единичным пониманием происходящего и пытающиеся открыть свое восприятие окружающего, донести эго до остальных, заслуживают похвалы. Вот и ты - великая труженица, что стараешься обогатить своим видением всех, кому это интересно. О тебе можно сказать: «Душа твоя - оазис голубой, твои мечты цветут, не отцветая».
- Все души – оазисы… разного оттенка, и интересны как раз «внутренним единичным пониманием происходящего», вот и пытаюсь их понять. Благодарю за столь высокую и добрую оценку моего скромного труда, - «Чем богаты, тем и рады»))) 

Она – на мои записки о Перестройке:
- Большая тема… как бы предшествующая времени перемен, которых не пришлось долго ждать. У нас с тобой немного разные позиции по поводу нашей теперешней жизни. Ты политизирована и, естественно, как у мыслящего человека, есть определенная позиция.
- Позиции разные. Но здесь я просто свидетельствую как было, жилось в те времена.
- Да, ты четко расставляешь акценты и, конечно, вспоминается многое.
- А те, кто не может вспомнить (еще тогда не родились) пусть читают и сравнивают теперешнее время с тем, в котором нам пришлось жить, - в этом вижу своё...
- Ох, Галя… Блажен кто верует. Боюсь, что у нас скоро и просто читать будет нереально.
- Не понимаю: почему?
- Молодежь (громадная часть) обойдётся играми на компе. В Москве, в метро, читающих теперь нет, - у всех в руках мобильники… Не надо обольщаться.
- По мобильникам тоже читают… А я смотрела как-то по «Культуре» преподавателей институтов, так они утверждают, что молодёжь читает. Врут? Так зачем? И еще: каждый день получаю со всех групп, куда помещаю свои опусы, по 5-10 лайков. Значит, читают! 

Она – на «Слова, перенесённые в небо»:
- Как всегда, беседа твоя вызывает неподдельный интерес, тем более, с Лесковым*.
Отлично написано.
- Спасибо, Валюша. Лесков – из моих самых любимых, - настоящий!

Она – на «Блюз памяти»:
- «Можно ли и нужно ли давать ответы на такие вопросы?» И можно, и нужно, Галина. Если бы в нашей стране от верхушки до простого народа думали и делали, как твой Сашка фермер, страна была бы самой процветающей в мире. И для этого есть абсолютно всё, кроме одного: русские уезжают в америки, как опять же твой герой Сережа Лашин.
- Наша страна была бы самой процветающей (как предсказывали зарубежные экономисты в начале 19 века, - ведь развивалась такими темпами!), если бы не было захвата власти большевиками и Гражданской войны, а потом 70 лет их господства, Отечественной войны. И последствия надо ликвидировать не десятилетиями, - столетием!.. если не больше.
- Мнения наши часто разнятся, но это не суть важно. Важнее то, что мы стараемся быть людьми.
- Вот-вот… Оставаться Человеком!

Она – на «Была я когда-то цаплей…»
- Этот рассказ просто классный! Прочитала и задумалась: а кем бы хотела быть я?..  Скворцом. Стопроцентно. Любовь к этой птице с детства. Над входом в дом был скворечник и, просыпаясь, выходила на крыльцо, а скворец-пересмешник уже выводил трели других птиц (они же могут так) и, постояв, послушав их, рождалась для новой жизни.
- Аккуратная, хлопотливая птичка и любит жить при людях. А я – одиночка, поэтому – в поле, возле болот…
Но скворец цапле – не помеха))) 

Она – на моё стихотворение: «А вот и речка. Гляжу окрест. Вон там – церквушка, над нею – крест. Иссохнет речка, сопреет крест. И я исчезну. А, может, нет?»
- Конечно, ты - нет. Так много интересного написала, что будут тебя читать. А для нас, не пишущих…  Как кто-то перефразировал Пушкина*: «Нет, весь я не умру… Но я не гений и умру весь».
- Много пишущих было на этом свете, Валенька, а что будет – на ТОМ? И есть ли ТОТ? Так что, будем барахтаться здесь, пока силы есть (О, рифма нечаянна!)), а потом… Что будет, то и будет. 

Она – на «Чтобы просто жить»:
- Да, меня тоже часто удивляет такое жадное желание - жить. Хотя жизнь опять-таки у большей части далеко не сахар. Говорят, что там, куда уйдем и начнется она - настоящая. Но не хватает веры в это ТАМ.
«Не жизни жаль с томительным дыханьем. Что жизнь и смерть? А жаль того огня, что просиял, над целым мирозданьем и в ночь уйдет... и плачет, уходя»*
- Увы, Валя-Валентина, у многих жизнь - не сахар, но уйти не хотят, - страшит тот, последний шаг? Или вдруг быть выброшенным из привычной «колыбели» и попасть в неизвестность? Но я не могу представить рая, который… в котором не будет того, к чему привыкли: забот, страданий, радости, печалей, созерцаний, раздумий… соседей приветливых, соседей сварливых)))
- Я прошла через такое количество смертей родных, друзей, любимых, что своя собственная абсолютно не тревожит... уже не больно. Как говорил мой первый муж: смерти вообще нет хотя бы потому, что пока ты жив, ее нет, а когда умер, тем более)))

Она – на «Зачем звонит колокол»:
- Все правильно: «Душа обязана трудиться» и это дает смысл жизни. А оценят потом, не оценят, это уже дело десятое. Важнее, если сам человек считает, что делает все правильно. Не все это понимают, но если бы понимали!.. И подумать страшно. Может, недопонимание - спасение?
- И ты права – о «все». Большинство, которое не «взбирается» на уровень размышления немногих, есть основа, базис, без которого это самое меньшинство не могло бы существовать. И оно должно благодарить большинство за то, что подпитывает его своей жизнью. Как-то так…
- «Ты всё тот же, деятельный, трудолюбивый... Но берегись слишком увлечься и рассеяться многосторонностью занятий. Избери один труд, влюбись в него душою и телом, и жизнь твоя потечёт полнее и прекраснее, а самый труд будет проникнут тем одушевлением, которое недоступно для истрачивающего талант свой на повседневное.» Из письма Гоголя*  - Погодину*. И это - о тебе и нашей беседе...
- Не знаю, и как бы жилось без того, чем занимаюсь? В этом - отрада и успокоение от вызовов жизни.

Она – на «Та, которая советская»
- Ах, какая ты на фото хорошулька! Девочка-лапочка... А читать тяжеловато, и не по причине плохого письма,- пишешь ты всегда хорошо! - просто вспоминается вколоченное: «В такой стране нам повезло родиться!» или «За детство счастливое наше спасибо родная страна!». А ведь верили - чистые, доверчивые, нищие дети… но не душой. Слава Богу, читали, размышляли и, взрослея, в душе просыпался протест. В общем, как всегда, спасибо, Галя, ты как бы переворачиваешь пласты памяти, - все помнишь! Молодец.
 - Хорошо написала, Валя-Валентина! Да, наши наивные души унесли из советской идеологии в жизнь нечто ценное и нетленное. Зацепилось. Поэтому мы и богаче. А, может, гены предков помогли? Ведь они – штука мощная… А насчет «помнишь»… Если бы не дневники, которые начала вести с 14 лет, то многое кануло бы в Лету, так что спасибо им. Спасибо и тебе за такие теплые слова!

Она – на «Маленькое душевное спасение»
- «Счастливы те, кто верит». А я атеистка.
- Не верю тебе. В душе и атеисты верят в Нечто. Просто ты еще не докопалась до тайников своей души, - рутина их засыпала разным барахлом)))
- Галин, ну какое барахло? Я постоянно в поиске, в работе над собой. Меня окружают продвинутые люди, к. м. наук, с ними и говорим, говорим, а что проку?
- Ни в коей мере под барахлом не имею в виду твоих «к. м. наук», - куда мне с ними тягаться! - но уверена: в душе каждого, и даже атеиста, живёт некая тайная и светлая… ну, не надежа, а… Не найду слова, но ты поймёшь. И еще уверена: вид людей пошёл от Высшего Разума (на Земле называют Богом), а иначе зачем ВСЁ?
- Вот как раз эти вопросы, - кто мы? что мы и откуда? – мучат больше всего. Мучили и более светлые головы, но и они не нашли ответа. Безумно жаль. 
- Да, нет ответа. Но это не значит, что мы должны непременно утверждать отсутствие Бога… как и не утверждать, но жить по Его мудрым предписаниям, ибо сам Человек ой как мало знает!

Она – на отрывок из Игры с минувшим:
- У тебя: «Первый солнечный день после затяжных дождей и сразу – жара! В квартире душно, бесят звуки с улицы, голоса за стеной… Завидую тем, кто живет в собственном доме!.. а еще лучше выйти б за порог и сразу - поля! И после работы: нет, не хочу домой! Может, побродить вон там? И всего-то - перейти дорогу. Тропинка среди молодой кукурузы, шуршание стеблей, совсем другой ветер в лицо!..»
Замечательно! Такое впечатление, что вместе с Вами прошлась по траве, посидела, подумала и «боль что скворчонком стучала в виске»*, притихла, успокоилась. Пусть на время, пусть на минуту, но все равно - волшебство. Спасибо.
- Спасибо, мой утешающий Человек! Природа всегда с милостью протягивает к нам «руки», а мы зачастую - мимо да мимо, задавленные рутиной. А еще кажется, что ОНА что-то подсказывает нам, но не умеем... не хотим говорить с ней.
 
Она – на отрывок из «Ведьма из Карачева», «Снег под босыми ногами»:
- Тяжело и больно. Как похожи наши мамы! Может, поэтому есть большая схожесть и у нас с тобой? Я ведь рванулась к тебе в друзья сразу, интуитивно почувствовав, что мне с тобой будет хорошо. И всё действительно так. Спасибо тебе!
- Да, жизнь была у наших мама - не сравнить с нашей. Но не помню, чтобы моя ныла, жаловалась, - воспринимала жизнь, как будто, так и надо. И оставила ЭТО во мне. Благодарю её.
- Мы одной крови.

Она – на «Монолог демократа»:
- Да, монолог с депутатом хорош. И о ваучерах - с издевкой… А я недавно была в банке, молодой менеджер агитировал на предмет каких-то сверх доходов, и я напомнила ему про ваучеры, так молодняк об этом - ни ухом, ни рылом. А скольких людей ломанули! О, как удивительна наша страна, а уж история - сказки Шахерезады!*
- Как правило, у сказок – счастливые финалы, так что будем надеяться на такое и мы… правда, чтобы «конца» не было))) Честно говоря, и до сих пор (при всей новой информации об этом периоде) думаю: а, может другого пути и не было? Ведь после реформ Гайдара и Чубайса через три месяца прилавки магазинов наполнились продуктами. И это - правда, зафиксированная в моих дневниках. 
- Ну я и говорю: неисповедимы пути в нашей стране. Но я к политике холодна и равнодушно взираю, как и что происходит в нашей державе... без метания икры.
- А я мечу, мечу… И до сих пор - не только в державе, но и во всём мире. И трудно отбрыкаться, когда входишь, погружаешься во всё это, ведь одно за другое цепляется (узнается) и уже сложно разорвать нить этого тревожащего… тревожного и грустного «познания».

Она – на «Советские жены-мироносицы»:
- Твоя героиня права: научить вере невозможно. «Человек должен только сам…» Но это «сам» получается далеко не у всех.
- Ох, не у всех… Но уверена, надо пытаться снова и снова, опять и опять!  И уже в этом – многое.
- Не знаю. Для меня поздно, я плохо внушаемая. У тебя, возможно, получится. Дай Бог...
- Нет, Валентина, с таким багажом и мироощущением, как у тебя, не поздно. Уверена, где-то там, в уголке души Вера твоя (как и моя) свернулась клубочком и дремлет котёнком. Пробуди!
- Легко сказать... У меня есть близкая «перековавшаяся» приятельница, с которой много беседуем. Но тщетно, Галинушка, тщетно. Не всякому дано, чистая правда.
- Да, во мне ЭТОГО больше! И особенно, когда погружаюсь в ПРЕКРАСНОЕ, - как вчера вечером, когда слушала Элегию Масне*... пел Шаляпин*, - ведь одному человеку создать ТАКОЙ «аккорд» не под силу!
- Согласна, но...

Она – на отрывок из «Игры с минувшим»:
- С наслаждением читала твои юные размышления. Окунулась в свою юность. Умница. Спасибо!
- Когда читаю свои дневники, то часто думается: а как бы… какой бы путь выбрала, если бы теперь была молодой? Ведь время тоже нас «лепит». Я уже писала, что наши души подхватили из советской пропаганды самое романтическое, а что подхватили бы теперь? И, честно говоря, не знаю ответа. Спасибо тебе, мой верный читатель! Значит, не напрасно я…
- Я тоже с 6-го класса до окончания института вела дневник. Потом, уезжая в Сибирь, отвезла его маме, а наш дом сгорел (едва мама спаслась!) ну и понятно, что и дневники… А твое рассуждение «как бы сейчас?..» Галин, если бы это «как бы сейчас», да - с теперешними мозгами! Ведь молодые наворачивают море всякого-разного, а чужой опыт им не нужен, - свой впереди! - так что моя любимая фраза Тютчева: «Нам не дано предугадать» здесь как раз к месту.
- И всё же любопытно… Уверена, что и тебе – тоже. Знаешь, очень жаль, что жизнь у нас – одна-единственная, а как бы хотелось прожить еще кем-то, еще как-то, еще, еще и еще… А, может, проживём, а?)))

Она – на «Его путь в Троице»:
- Как ты любила брата!.. как и я своего. Сколько же у нас похожего! И даже моего звали тоже Виктор. Сколько лет было твоему, когда ушел в мир Иной? (моему 64) Ах, Галя прочитала уже перед сном и так горестно стало...
А праздников выпало на перечёт,
И ветер лицо мне так больно сечёт
И трудно идти, да и некуда вроде,
И силы, и время уже на исходе*...
- Жаль, что подтолкнула тебя к грусти. А ведь брат мой был удивителен хотя бы тем, что от него никогда не веяло грустью и всегда был для меня чем-то вроде бодрящего эликсира. Видать, не удалось передать мне этого… (А прожил 84 года)

Она – на «Сон отлетевший»:
- Юная красавица Галина-Галинушка, а дальше со Стасом ничего не было? Я прямо-таки за короткий миг чтения его полюбила. Такие стихи писал!
- Стас был талантлив. Уехал в Москву, работал в православном издательстве… вот и всё, что о нём знаю. А, впрочем, как-то нашла меня его сестра, прочитав в Проза. Ру. то, что и ты, и написала мне, я ответила, спросила: может, удалить?.. а она: «Да нет… почему же? Приятно было вспомнить брата. Спасибо.»
- И тебе спасибо. А жаль, что не было между вами продолжения.
- Значит, не суждено, - оба не умели подчиняться. И даже - друг другу.

Она – на «Мотылёк бился о стекло…»
- Ах, Галина, желание знать... Всех мыслящих мучит ответ на этот вопрос, - ну хотя бы на чуть-чуть приподнять эту шторочку! «Сезам, откройся»* И сколько было поломано копьев, сколько размышлений, прогнозов! Ах, знать бы наверняка! Нет, пустое. Так и уйдем... И ты знаешь, в этом плане я даже не завидую верующим, - да, жить с верой легче, но опять-таки: это ведь только вера, не знания.
- Валюша, знания – не только радость, но и то, что печалит, поэтому: ну и что, если бы знали? Не-е, лучше – туманная вера, рисующая Нечто, лучше – мифы, мифы… и мои мифы.

Она – на «Даждь нам днесь…» О хлебе России.»
- Пожалуй, из всего, что у тебя прочитала, - а прочитала очень много, - это самое тяжелое, можно сказать страшное. И опять - перекличка с рассказами мамы, - тиф, смерти... Но как ты верно написала в конце: голод - самое страшное для детей, ведь смерть ими еще не воспринимается по достоинству. И очень здорово описала жатву и ее тонкости. Нет цены тебе, Галина.
 - Благодарю! Так хотелось, чтобы те, кому не пришлось пережить подобное, узнали и ценили то, что у них есть.
- Да вряд ли, Галинуш, и ты права, когда пишешь, что они и понятия не имеют, как!.. достаётся хлеб.
- А по мне и до сих пор хлеб - лакомство. Кстати, когда внуку было годика два, то «угостила» его черным хлебом с маслом подсолнечным и сахаром, - макал и ел, - так потом даже блюдце вылизал. Да и теперь ему девять, а вспоминает об этом и облизывается.

Она – на «Боязнь… но если страх?»
- Сны - нечто... Помню промежутки жизни, когда мои сны были гораздо интереснее жизни. И ждала ночи, как продолжение сказок Шахерезады. И не бывает страшных снов. А подруга Сима всегда видела только страшные, и когда я начинала рассказывать о своих, говорила (а она часто изменяла мужу): «Ты видишь такие светлые потому, что у тебя совесть чиста, а у меня сны - как расплата». Но, Глинуш, почему у тебя-то тяжелые?.. А написала правильно: мозг, отдыхая, поит нас «неким коктейлем».
- Конечно, сны – коктейли из прошлой, реальной жизни и наших мечтаний… А тяжелые сны у меня потому, что слишком глубоко погружаюсь в тревожное и безобразное. И зря! Но вот такая я… Может, в страшных снах больше поводов задуматься над чем-то? Ведь не зря в литературе больше драм-трагедий, чем комедий.
- Не знаю. И много чего не знаю. Поверишь ли, сейчас вытягивает меня за уши, волосы моя страница в контакте. До ухода Юры там практически не бывала, а сейчас это - моя стена плача. Бываю в ней ежедневно и как хорошо, что там нет друзей! - писать можно всё. А сны теперь какие-то сухие, как хворост и кажется: поднеси спичку и вспыхнут. Но не согреют. (Пишу и думаю: как же я проросла в тебя! Рассказываю больше, чем находящимся рядом. И даже странно).
- Здорово, что нашла такой выход… выход наболевшему - в виртуальность. Знаешь, такая вирт-жизнь – не так уж и плоха. По крайней мере в ней «говоришь» о главном (без помех!). Кстати, сны тоже - виртуальность! И иногда бывают такие светлые, что под их ощущениями ходишь весь день. Так что, светлых тебе снов, Валюша!

Она – на «Моё индийское ожерелье»:
- Не знаю почему, но твое описание Индии (без преувеличения) лучшее, что я читала о ней! Как ты ёмко, образно подала картину Ганга, Бомбея! Да, ты просто влюбилась в Индию, ее людей, поэтому так волшебно и описала. Восхищаюсь твоей Индией! «И этот индуистский Бог словно говорит мне: прими смиренно неизбежности жизни и живи с радостью, с открытым сердцем, каждодневно довольствуясь благодатью того, что есть, ведь для этого дан тебе огромный мир под щедрым, изумительным своими восходами и закатами солнцем и безмерное разнообразие живого мира. И самое главное - таинственный шанс родиться именно тебе! Разве этого мало?» И именно ЭТО ты унесла с собой, чтобы стараться жить именно так!.. по возможности.
- Да, ты уловила главное: так и живу, радуясь «шансу родиться» именно мне! И ты права: влюбилась и в Индию, и в её людей, религии, для меня она и теперь – сказка (в которую вдруг попала тогда, пролетев аж 13 часов!), поэтому-то и изливала свои восторги так, что пробудила твои. Спасибо, Валюша!
- А окончание твоего индийского «ожерелья» однозначно написано для меня, и ты, естественно, понимаешь, о чем я, - водная стихия, моя слабость, - а ты великолепно ее описала: блаженство, отрада, прибежище ярких воспоминаний. И вообще ТВОЯ ИНДИЯ доставила мне огромное удовольствие. Боюсь тебя обидеть, но для меня это – лучшее из всего прочитанного.
- Как-то мало придавала значения этим своим запискам, и вот… Понимаю, людям хочется положительных эмоций, а я навязала для себя обязанность рассказать о том, в чём пришлось жить, и не только мне, но и маме, а ТАМ восторгаться нечем, - просто знать. От души благодарна тебя, Валюша, что «прожила» со мною Индию и ТАК откликнулась!
- Ну что ты, я ведь все написанное тобой пропускаю через себя. Но Индия (ты совершенно права) написана в таком беззаботно-искрящемся ключе, что трудно оторваться от твоей радости, - она перетекла в меня. И опять ты права в том, что слишком труден путь человека и много, очень много горя, и на все нужны силы, а ведь книги - это восстановление и велика благодарность тем людям, которые помогают восстановиться. 
- Редки люди понимающие, а еще реже - отвечающие. С благодарность!.. целую в щечку!

Она – на главу из «Ведьмы из Карачева» о голоде: 
- Да-а, этот твой рассказ напоминает рассказы о Ленинградской блокаде, там тоже жалости уже не оставалось. Помню, прочитала о знаменитом писателе: в доме были умирающие дети, а ему кто-то принес хлеба, но он схватил его и закричал: не трогайте, это мой хлеб, это мне принесли, не дам! И это страшно… но и понятно. Ты написала страшную правду, от которой никуда не деться. Помню, еще у тебя есть о том, как мама твоя до конца жизни боялась, что голод может повториться. И её можно понять.
- Смешно, но и до сих пор даже я (тоже приходилось голодать) не могу выбросить крошек хлебных и с краю стола бельевой прищепкой прикрепила мешочек, в который их собираю. Для птиц. А хлеб для меня и теперь – лакомство, да особенно ржаной! Никаких тортов не надо.
   
Она – на отрывок из «Бэт и Лис» (О Волошине*)
- Ты права: «Как наполненно можно жить!» Еще в ранней юности, размышляя о своем будущем, думала: неизвестно как сложится жизнь, но даже если очень плохо, в любом случае со мной будут книги. Вот и теперь дают они эту самую наполненность. Прекрасно написано. Волошина очень люблю. Спасибо!
- Когда его читаю, то всегда вспоминаю те часы, когда одна поднималась в гору, - к нему. Иногда думается: а если б это не записала тогда?.. что осталось бы? Но вот теперь и ты побывала ТАМ… Спасибо, Валюша!

Она – на Отрывок из «Ведьмы из Карачева»: 
- Погружаться в твоё надо бы молодым, легким, здоровым, но они не будут. Они другие. А ведь это - история нашей страны и некогда очень родственной Украины.
- Ничего, ведь и они когда-то постареют и тогда, может быть, «погрузятся», а наше дело оставить им свидетельства. Благодарю, Валюша, за твоё погружение.
- А все-таки какое счастье, что люди пишут! И каждый - о своем, о том, что ему близко, дорого. Но это часто перекликается с моим, с моей душой, и моя безмерная благодарность пишущим, - они, и только они помогают выжить своей болью, ибо она переливается в меня и уходит тяжелое чувство одиночества, и понимаешь, что горе, беда разделяется ими со мной. Как много общего у нас, людей с уязвимой душой!
- Хорошо написала, Валя-Валентина! Жду историй из твоей жизни!
- Галинуш, солнышко! Я знаю, что хорошо пишу, ведь не зря же поступала в Литературный! Но не сложилось. Много пишущих… а читать люблю. Всё.
- Нет не всё! Пишущие пишут о своём, а ты писала бы - о своём. Б-ольшая разница! И надо, - не зазорно! - быть капелькой в море пишущих!
- Понимаешь… Своего так много, что остатков жизни не хватит написать. И если писать так, как душа хочет, то не здесь же, милая, не здесь!
- Пишущий должен быть беспощаден и к себе, и к тем – о ком. Как-то так.

Она – на мое «Мысль, перенесённая в небо»:
- Интересная беседа. Беседа, как прозрение... Каждое слово выпукло, каждая строка ведет за собой. И перечитать лишний раз - удовольствие. Хороший рассказ, Галина. Душа оживает.
- Благодарю, Валюша! Почему-то тянет писать именно так, «рассматривая и углубляясь» в собеседника, поэтому похвала столь дорога.
- И это самое лучшее письмо. Оно дает почувствовать не только собеседника, но и автора. Именно поэтому я читаю тобой написанное с удовольствием.

Она- на главу из «Игры с минувшим»:
- Из твоего: «Значит, при кесарях социализма якушкины и посковы ели хлеб с маслом, и теперь... Да нет, понимаю: люди слабы, грешны, но всё же! А если б каждый второй - да против? А если б каждый - да по-чуть-чуть? Ну, а если б все вместе, да за руки? Может, и царств кесаревых… Да знаю, знаю, такого почти не бывает. И всё ж: а если б...»
Как много «если бы»! И как иногда хочется отодвинуть эти «если бы»!.. Осваивают Дальний Восток, а земли в Центральной России пустуют и зарастают лесом… Когда на Смоленщине с подругой идем за грибами по пустым, диким просторам, то думается: сюда бы китайцев, они бы умом тронулись от наших раздолий и просторов, зарастающих лесом, и поэты это видят, пишут:
Мы живём до беды, без звезды, без мечты, без креста.
И не страшно лишь глупым да пьяным.
В наших пыльных сараях под хламом лежит старина.
Никому не нужна эта песенка ветхой телеги.
Здесь не пухнут от голода, пухнут от скуки и сна…
- Валюша, ты слишком увлеклась «плачущим» поэтом. (А если не поплачет, то кто читать-то будет))) Да, деревни хилеют. И это – неизбежность, как и в других страна, - видела фильмы об Альпах, о Франции, Америке, там тоже заброшенные поселения. Индустрия городов прожорлива, но комфортна, вот и бежит молодежь из деревень. А по поводу «разрухи в жизни» и заросших полей… При колхозах всё засевали, а от бескормицы к весне коров подвешивали на веревках, да и урожаи было хреновые (в Канаде хлеб покупали). Помню, как нас возили нас на очередные «битвы за урожай» и мы буквально отыскивали морковку в межах, а теперь… Урожай зерна в этом году такой, каких не было за всю историю России, курятину уже на вывоз производим, да и свинины хватает, - в магазинах всего полно! Ах, Валентина, не надо «плакать»! После 70 лет «счастливого и обильного» социализма Россия всё же отползает от обрыва, к которому нас 70 лет вели «ум, честь и совесть эпохи». 
- Ну дай-то Бог… У нас с тобой разные точки зрения на настоящее, но это не столь важно. Моя смоленская подруга преподает в мед. институте и всегда была оптимистична, а сейчас зайду на ее страницу и ужаснусь её пессимизму. Мечтала, надеялась, верила… Жаль её
- Так ведь молодость ушла, да и здоровье – тоже, вот многие и не могут с этим смириться, - ноют, ноют. Знаешь, в жизни я всё видела, - голод, холод, «картины счастливой советской жизни» (есть с чем сравнивать!), поэтому, получая свою скромную пенсию (хватает на оплату квартиры, на хорошее питание) и радуюсь жизни, благословляя каждый её день. Да и моя полуслепая соседка, заходя ко мне, приговаривает: «Жизнь-то какая настала! Пенсии вовремя приносят, ем, что хочу… Ох, пожить бы еще!»
И – о поэтах. Каждый выбирает своего и каждый может не соглашаться, - всё так. Но когда в ком-либо (как в стих. этого поэта) замечаю только нытьё и безысходность, то вызывает неприятие, ибо творец должен быть выше социальных отношений общества и прежде всего «рассматривать» душу человека в любых условиях. Пользуясь правом принимать или не принимать кого-то, не обижайся на меня и принимай или не принимай меня такую, как есть.

Она – на зарисовку о Джульбарсе:
- Красавец пес!
- А судьба у него такая: как-то заходила сильная гроза, мы начали метаться по огороду, занося в коридор разую огородную утварь, Джулька всё лаял, «помогая» нам, а потом началось... Как только заходила гроза или вдали начинали сверкать зарницы, (а хата наша стояла на краю невысокого обрыва, за которым начинались поля, вдали в - деревни), он начинал метаться, лаять и выть. То лето было дождливое, грозовое, с собакой случалось такое и ночью, а у мамы от этого - с сердцем плохо. Вот и пришлось брату отдать Джульку знакомому мужику в деревню.

Она- на главу из Игры с минувшим:
- Окунаюсь в твое… И действительно, появляется временами сожаление: зря не стала писать (ведь писать - моё, всегда это знала!) Но следом - другие мысли: да кому это нужноо… сколько уже понаписали!.. и маститых не читают. Но соблазн прошлого велик и абсолютно у тебя прав Блок*: «Забудь о временном и пошлом, и в песнях свято лги о прошлом». Может, лгать бы и не пришлось, - хватило бы и настоящего. Спасибо, тебе.
- Так ведь писала я не для кого-то, а для себя, и теперь, спустя столько лет!.. (когда нет будущего)) «играть» с прошлым так отрадно! А Блок… В его словах «свято лги о прошлом» он подразумевал не ложь, а домысел, легкий вымысел, - ту саму игру, о которой - и я…
 
Она – на «Словом волновать. Виртуальные беседы:
- Много, очень много интересного в твоих беседах с Ильей, но вот это ты здорово сказала: «Так ведь слаб человек, ибо его душа – полигон для борьбы Зла и Добра, и поэтому надо бы жалеть ЕГО даже в падении, а не презирать…» И до чего же согласна с тобой! Умею прощать, а посему никогда не имела врагов.
- Спасибо, Валентина! Ты любишь прощать порок... и мои прости.
- Да какие у тебя пороки! Ты светлая. И я же столько уже прочитала твоего, будто прошла жизнь рядом.
- Ой, есть, есть пороки. Но утешает: а кто - без них? Хотелось бы, чтобы моя жизнь тебя больше радовала, чем печалила, но… Уж какая была.

Она - на моё слайд--шоу «Бесценный дар природы» (о цветах):
- Искусница! Именно это можно добавить к твоему «послужному списку». Писать тебе оказалось недостаточным. Божественное слайд-шоу! Просто завораживает. Спасибо, моя золотая!
- Иногда просыпается моя профессия, - режиссер. Очень любила монтировать материалы и в последние годы удалось сделать несколько фильмов-зарисовок о городе. Спасибо, Валюша!

Она – на отрывок из «Ведьма их Карачева»:
- Ох, Галина, прямо-таки оглушила ты меня этим рассказом. Как же ударила жизнь уже в самом начале твою маму! Ведь любовь – святое! И на девочку обрушилось такое!.. И как потом строить жизнь, радоваться ей?
О, Господи!
- А ведь радовалась. Мама была удивительным человеком, - не ныла, не жаловалась, не винила никого в своих бедах, не ждала ни от кого помощи и даже от государства, и я всегда от неё слышала: во всем человек сам виноват. Пожалуй, и меня научила этому, - не на кого не надеюсь, - в том числе радоваться каждому мгновению… если родные живы-здоровы и ничего не болит.

Она – на отрывок из «В Перестройке»:
- Шесть часов зимой, в теплой одежде, в теплом магазине отстояла за двумя кг. сахара, а за три человека до меня сахар закончился. Прибежала домой, - тело чесалось и горело. Целый час - под душем. Лихие 90-е!  Знаем, помним, - так и было. Но читать твоё страшно. Как-то время смягчило и чужую боль, но это - наша история и от нее не уйдешь.
- А бывает ли чужая боль? Да, мягче, мимолётней, но… Ладно, Валентина, для нас эта боль весьма ощутима, но молодые пусть хотя бы узнают.
- А ведь многие забыли! Но, может, и не хотят помнить? А молодые... Наверное, такое надо пережить самому, чтобы... а не пережив: - «Ну, мол, и что?»
- Кто пережил, не забудет.

Она – на отрывок из «Игры с минувшим»:
- Описание твоего праздничного стола блестящее! А ведь и правда, ничего не было! Но на праздники на столе всё было. И, как ты написала, запасалось заранее, постепенно, посему и стол был разнообразен!
- Знаешь, иногда думается: человек должен бороться за свой кусок хлеба (знаю, многие так и живут!), но «сытые», для которых этот кусок обычен-привычен (а ведь таких тоже немало) забывают об этом. Плохо. Но странно, иногда смотрю фильмы о племенах Африки, Малайзии, как они ходят на охоту, живут одним днём, и завидую.

Она – на отрывок из «Игры с минувшим»:
- Деловое повествование, но за ним встает такая насыщенная жизнь! Заботы, проблемы, печали и маленькие ручейки радостей, которая – в духовности. И когда задумаешься: а что, если бы не было этой духовности? Как жить, чем жить? И по-настоящему становится страшно. Ведь только и держимся за счет этой духовности. Вот зашла к тебе вроде подруга, но из другой «песни» и сразу в душе - стихи Бориса Чичибабина*: «Есть друзья, а в душе недоволен. Одиночеством, что ли, я болен?» Но суть-то совсем в другом, - в родстве душ.
- …И только с годами всё больше начинаешь оглядываться вокруг и все чаще думать: сколько же в мире напрасного, пустого, - временного, ненужного! А радость… Она лишь тогда, когда смотришь в любимые глаза, видишь прекрасные восходы-закаты, оранжевое буйство осени, робкое пробуждение весенних деревьев, да и любое явление красоты, слышишь прекрасную музыку…   
- Именно об этом ты и пишешь (чтобы не писала).
- Этим и живём, спасаясь от суеты жизни.

Она – на «Сама по себе»: 
- Постояла с тобой на кухне, посидела рядом на балконе, дышала свежестью морозного воздуха... Быт у тебя всегда настолько ярко написан, - читать не начитаться. А наши отношения с близкими, которые временами несут такую глубокую печаль… Ах, наша жизнь!
- Благодарю, что – рядом!

Она – на «И снилась музыка»
- Очень проникновенный рассказ, дающий возможность прикоснуться не только к незнакомому человеку, но и к твоей душе, Галинуш! Ты многосторонне одаренный человек и мне кажется, что, если бы не литература, ты свою жизнь связала бы с музыкой. И это ощущается не только по этому рассказу, - музыка подтекстом всегда в тебе или рядом с тобой. Получила большое удовольствие от рассказа. Твори, дерзай, тебе все еще по плечу. СПАСИБО!
- Музыка – моя отрада и спасение. Очень люблю классику, но слушаю не часто, - слишком глубоко входит, даже выбивает на какое-то время из привычного ритма, который необходим для Компа)), поэтому чаще слушаю облегченную, дающую минутное ощущение радости. Да, когда смотрю какой-либо концерт симфонической музыки, всегда завидую музыкантам: мне бы вот так!.. всю жизнь – в волнах музыки!
Спасибо, Валюша, за теплые слова о рассказе. 

Она – на «Искусы Эроса»:
- Вот здесь, в этом отрывке - ты вся, Галинуш! С вечными сомнениями, самокопанием, поиском ответов на бесконечные вопросы души. А, да что там говорить, я ведь сама такая. Сложный жизненный случай. Родиться бы чуркой и отдыхать душой!
- Нет, Валюша, не надо – «чуркой»! А копание в себе, конечно, болезненное состояние. Но оно «продвигает» нас и делает (хочу надеяться) лучше. И особенно это самое копание было мучительно в юности (да и потом), когда каждый свой поступок раскладывала на составные и передумывала, пересматривала, пере... пере... Но слава Богу, с годами прошло, - наверное щадит Природа!))

Я – на её диалог с кем-то:
- Хорошо написала, Валюша!.. Недавно приходил ко мне давнишний друг мужа и мой, - очень много читавший, во многом талантливый и особенно в своей професии. Долго рассказывал о себе, читал записки о жизни, о влюлённостях и рефреном звучало: не так прожил... не «вылился» в чем-то одном! А мне потом подумалось: может, гораздо ценнее прожить земную жизнь, «разбрызгивая» себя на многое, чем на что-то одно?
- А ты знаешь, Галинуш, очень ценная мысль. Прямая колея жизни с выполнением всех обязательств однообразна и потом (когда уже ничего нельзя изменить) человек может очень сильно сожалеть. Но, как поётся в песне: «Жизнь невозможно повернуть назад…»
- И не надо стремиться «повернуть»! Жизнь беспощадно требует обновления и правильно делает. Просто надо прошлое окрашивать вновь и вновь своими красками, - теперешними! - чтобы не грустить о том, чего не вернуть.
- Галинуш! Если бы… да-да, именно если бы это было возможно! Разве я… Ах, да ладно, гори оно все гаром!  Пустое… По крайней мере для меня. Нет, ну не понимала бы я чего-то, но ведь все понимаю! Значит, устроена как-то не так… и, наверное, просто - ошибка Бога.
- Побольше бы таких ошибок!.. Но Валюш, не смотри в прошлое с грустью, не надо! Значит всё так и должно было быть! Ищи радости в малом-теперешнем, а прошлым только слегка подкрашивай... да голубым и розовым!
- Сегодня видела во сне своего первого мужа Игоря. И так ясно!.. Мы не знаем, существует ли что-то после нашего ухода? Но после того, как его похоронила, снился каждую ночь на протяжении месяца, и в снах была его бесконечная благодарность мне, - сны несли тепло. Но что мы знаем? И узнаем ли когда-то?
- Нет, не узнаем. Не положено))) Да и зачем? Всезнание отрезвляет. Так пусть остаётся НЕЧТО.
- В этом мы очень разные, Галинуш. Я бы всё хотела знать. Вплоть до даты своего ухода. Мне так было бы легче.
-Ой, да ты шо!!! Не-е, не хочу!

Она – «И снилась музыка»:
- Вчера, на сон грядущий, прочитала твой воздушный рассказ и получила колоссальное удовольствие. Спасибо тебе, что так необычайно (для тебя) написала. Именно нежно, мягко, воздушно, на грани поэзии. Умница!
- Благодарю! Очень хочется, чтобы «воздушного» было в душе больше, но неуёмный мозг подбрасывает другое, - раздумья, проблемы, воспоминания не из веселых. Но борюсь, борюсь с ними, - надоели! 
- Да, черноты нахлебались (да и теперь хватает), хотя, глядя на фото, можно подумать, что всё было ОК. А какой там ОК? Сколько пришлось ломать себя, вот и тянет на светлое.
- Может тебе и покажется странным, но я не смотрю на то, что происходит в России, с ужасом. Может, ошибаюсь, но – по ощущению…
- Я знаю твою позицию. Но я не политизирована (к счастью), в нашей стране это – лишнее.
- А я политизирована. И ты, Валюш, не права, что «в нашей стране это - лишнее», ибо у русских менталитет такой, - у нас и бомжи философы. А если вообще о жизни… Иногда кажется, что мир сходит с ума, поэтому и закрываюсь от него своими «темами».

Она - на «Кто был для нас Ельцин»:
-  Вспоминать, думать о нашем прошлом очень тяжело, но необходимо. Спасибо, Галинуш, что ты все это написала и напоминаешь нам.
- За это «напоминаешь» столько «фе» получила! И ладно бы: не принимаешь Ельцина, так чего ж пробовать оскорбить?
- Галинуш, тебе ли не знать сколь разноплановы люди и как часто упорно отстаивают своё!
- Да пусть отстаивают! Но зачем же грубить? Было противно. Удалила со своей страницы... хотя это - не моё.
- Очень не расстраивайся, ты же все понимаешь.
- Не раз сталкиваюсь со злобой «оппонентов», так что... Но мы останемся «рядом». Не так ли?
- Несомненно!

Она - на первую часть рассказа «Таёжный инстинкт»:
- Конечно, по телевизору наслышана о подобных случаях. И представляешь, как страшно тем, кого это коснулось! Поговорка «Там хорошо, где нас нет» выверена веками. Жить вообще сложно. Везде. Только у молодых иллюзии и оптимизм за счет здоровья и гормонов. Но их к ним придёт. Все - по кругу. Посему не завидую молодым. Но на то она и молодость, чтобы пожить как бы с будущим. «Как бы»... вот в чем соль. Да, восприятие Запада зависит исключительно от человека, от сложности его внутреннего мира и от тех ценностей, которые ему дороже сытой, рафинированной жизни. Не все так однозначно, не все можно подогнать под «хорошо» или «плохо». А окончание твоего рассказа примерно такое, как я и предполагала. С возрастом, пожив в комфорте, оценив его по достоинству, многие смиряются и с особенностями той или иной страны. Да, ностальгия остается при них, память о нашей не шибко ухоженной, но абсолютно другой жизни - тоже. Но к комфорту привыкают и менять уже ничего не хотят. У меня много приятелей, уехавших в разные страны, и даже в Австралию. Время от времени появляются дома, много рассказывают и плохого, а возвращаться не собираются. Но мы с тобой доживем дома, это уж точно!
- Да, жизнь сложна. Но надо, надо жить и будущим, и настоящим, прошлым, всё наполняя светом, иначе… Наверное, наши души заброшены на Землю для «отбеливания»))) так будем стараться…

Я – на её фото с мужем:
- Гармония!
- Знаешь, чем меньше гармонии, тем легче - потом… Не знаю, как ты, но я люблю кладбища, люблю ухоженные могилки, у меня там всё красиво. (Говорю дочке: это святое место, здесь - твое прошлое.) И вчера впервые одна (без детей) ездила к Юре, маме и Игорю (первый муж). И было нестерпимо тяжело! Как-то особенно остро почувствовалось: Юры нет со мной уже полгода, а становится все хуже и хуже, - душа не приемлет, не смиряется с его уходом! И конечно, легче тем, кто жил друг с другом не очень в ладу, а светлая жизнь - не светлая память, как ты пишешь, а чернота сердца, тоска и боль. И не могу тебе этого объяснить. Не получится. Вчера (да и постоянно) хотелось остаться там навсегда, - рядом.
- «…светлая жизнь - не светлая память». А память светлой делаем мы, и в том наша обязанность. Пойми, если есть она, друга жизнь, то ты изводишь своего Юру. Пощади его и себя. Ведь не зря же есть много религий, которые предполагают в день ухода родных устраивать даже веселые проводы, ибо верят, что ОНИ ушли в иную, более счастливую жизнь.
- Я хотя и крещеная, но атеистка и, если бы я могла пощадить Юру или себя, непременно бы сделала это. Но по-видимому устроена как-то не так Неужели ты думаешь, что мне нравится страдать, плакать? (Кстати, я достаточно сильный человек). Но пока ничего не могу с собой поделать и беседы наши ни к чему не приведут. Прости.
- Валюша, человек многое может, если захочет. Банально, но это так.
- Нет, дорогая.
- Прости и ты. Просто я попробовала с тобой - «клин – клином». Но, видать, безуспешно.
- Да, Галочка, я на самом деле очень плохой человек в этом плане, - мерзко депрессивный, преданный до самозабвения. Одним словом - Козерог. Когда умерла мама, то едва не свихнулась, и Юра вытаскивал меня, как из пропасти. Моя ближайшая подруга, врач, видя мои страдания, сказала достаточно для нее тяжелые слова: наблюдая за тобой, поняла, что свою мать я не любила.
О Господь мой и Бог! Пожалей, успокой,
Мы так слабы и наги.
Дай мне сил перед Ней, Чистоты-  пред Тобой
И пред жизнью — отваги.Единственное моё несогласие с Зинаидой Гиппиус*: я совсем не боюсь своей смерти! Самое страшное уже имею… Но больше не будем об этом. Сорвалась… в последний раз... не нужно было, как-то понесло... нехорошо... пусть это будет длиться хоть до конца жизни, но в себе, при себе... Прости!
- Не нахожу, чем… и что ответить? Но одно скажу: Валюша, если тебе станет хотя бы на несколько минут легче, то пиши мне… А жизнь вокруг идёт, спешит! И в ней много прекрасного. И надо только видеть его. И нельзя замыкаться только на себе…
- «Как пусто, как тихо в бурлящей толпе! И день - как потеря. И я, как немая. Все дни без тебя, для тебя, о тебе. И всё понимаю...»* И я действительно все понимаю, но мне от этого не легче…и  это - мой путь. Но с годами справлюсь.
- Жизнь - бесконечная цепь усилий. (Проверено на себе.
- Там, на дне памяти, сокрыто столько обломков – хоть кричи! А надежды – радужные рыбы, снова и снова попадающие на крючки.
- Вот и забрось побольше крючков в море жизни, может кое-что и поймаешь. Ведь этими «рыбами» только и живём. Обнимаю! Козерог – козерога))).

*Граф Лев Толстой (18281910) - один из наиболее известных русских писателей и романистов мира.
*Владимир Набоков (1899-1977) - русский писатель, поэт, переводчик, литературовед после переворота 1917 года эмигрировавший за границу.
*Валерий Брюсов (1873-1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
*Фёдор Достоевский (1821-1881) – великий русский писатель, мыслитель, философ, публицист.
*Николай Лесков (1831-1895) - Русский писатель и публицист, мемуарист. Александр Пушкин (1799-1837) – выдающийся русский поэт, драматург и прозаик.
*Александр Пушкин (1799-1837) – выдающийся русский поэт, драматург и прозаик.
*Афанасий Фет (1820-1892) - русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист.
*Николай Гоголь (1809-1852) – великий русский писатель.
*Михаил Погодин (1800-1875) - русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист.
*Из стихотворения Булата Окуджавы (1924-1997) — российского поэта, барда, прозаика, сценариста, композитора.
*Шахереза;аа — легендарная главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», окаймляющего персидский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь» и служащего связующей нитью между другими.
*Фёдор Шаляпин (1873-1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), выехавший заграницу после переворота 1917 года.
*Жюль Эмиль Фредерик Массне; (1842-1912) — французский композитор, получивший известность благодаря своим операм, которых насчитывается более тридцати.
*Лариса Миллер (1940) — советский и российский поэтесса, писательница, эссеист и педагог.
*Фраза из рассказа Александра Беляева, опубликованного в 1928 году.
*Максимилиан Волошин (1877-1932) - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
*Александр Блок (1880-1921) русский выдающийся поэт, писатель.
*Борис Чичибабин (1923-1994) — русский поэт, лауреат Государственной премии СССР (1990).
*Зинаида Гиппиус (1869-1945) -русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик.
*Ирина Снегова


Рецензии
Дорогая Галочка! Заглянула на ВК, увидела твоё письмо. Здесь пока нашей переписки не вижу.Дело в том, что зрение моё упало настолько, что я покинула ВК, не могу там больше общаться. Помещаю небольшие иллюстрации, чтобы имя не забыли совсем мои друзья. На прозе очень мало читаю, но уже не пишу. Дорогая моя, если найдёшь ныжным что-то помещать - пожалуйста!Скоро уйду и с Прозы. Слушаю классику на Аудиокниге. Прости, если увидишь ошибки, приходится их уже править бесконечно. Обнимаю тебя с теплом и благодарностью. Всегда помню твою "Веедьму".

Галина Алинина   08.02.2024 21:45     Заявить о нарушении
Галочка, спасибо за ответ! Очень и глубоко сочувствую по поводу утраты зрения. И всё же хотя бы загляни (просится именнто - ТЫ) на мою страницу Прозы. ру, сборник "Виртуальные письма. Так и со мною было.Галина Алина", - вспомнится много доброго! От всего сердца желаю: держись, моя золотая! Здоровья, любви близких!

Галина Сафонова-Пирус   09.02.2024 10:21   Заявить о нарушении