Сибирское казачество

Разрастение Сибири существенно содействовали вольные казаки под руководством Ермака, которые играли ключевую роль в этом процессе. В конце XVI века местные купцы-промышленники Строгановы наняли казаков, чтобы пресечь набеги татар Сибирского ханства и расширить влияние русской империи. В результате похода Ермака был совершен контрудар по Сибирскому ханству, который был одним из фрагментов Золотой Орды. Эти события отражают народную инициативу, когда на средства купцов Строгановых была сформирована частная армия. В благодарность за их подвиг, царь Иван Грозный присвоил дружине Ермака Тимофеевича наименование "Царская служилая рать". Важно отметить, что сибирские казаки с момента формирования своего войска были на службе у Российского государства.

Роль казаков в освоении Сибири была значительной. Вскоре после их прибытия, в 1586 году, был основан первый русский город в Сибири - Тюмень, а в 1587 году - Тобольск. Казаки также принимали активное участие в строительстве крепостей, например, в 1594 году они построили первую русскую крепость, Тару, в Омском Прииртышье. Кроме того, они внесли вклад в развитие сельского хозяйства, пашня Чекрушево, распаханная казаками в 1599 году, стала первой русской пашней в Сибири.

Территория проживания казаков была обширной, простираясь от Южного Урала до Алтая и от тундры и тайги на Севере до степей и гор на юге в пределах Тобольской, Западно-Сибирской и Томской губерний, а также Акмолинской области Степного края и Горно-Алтайского округа. В 1716 году казаки основали Омскую крепость, а в 1808 году на базе служебных людей Сибири было сформировано Сибирское линейное казачье войско, представляющее собой целостное сословно-территориальное образование со столицей в Омске.
Казаки Сибири адаптировались к местным условиям благодаря коренным народам, которые передали им способы выживания, добычи пищи, приготовления пищи, элементы одежды и другие навыки. Они также внесли свой вклад в развитие сельского хозяйства, включая выращивание картофеля и других сельскохозяйственных культур. Более того, казаки выполняли различные задачи, такие как строительство дорог, охрана крепостей, сопровождение торговых караванов и сбор дани с народов Сибири, а также занимались заготовкой леса.
Казаки Сибири поддерживали активные и разнообразные контакты с местными народами, включая их в воинскую службу и часто женившись на местных женщинах. Основной религией сибирских казаков было православие, поэтому представители других народов, поступая в казачества, чаще всего принимали православие. Религиозные нормы поведения регулировали все социальные и семейные отношения. Одной из особенностей сибирских казаков было наличие походных церквей, известных как "Ермаковы часовни", а также старообрядческих икон. Сибирская епархия, созданная в 1620 году в Тобольске, стала крупнейшей в регионе и занималась миссионерской работой и организацией церковных школ.
Взаимодействие с другими культурами также отразилось на языке, появлением новой терминологии, связанной с народами Сибири, в русской речи. Многие казаки были двуязычными и владели бурятским или якутским языком, что было связано с межнациональными браками. Они часто выступали в роли переводчиков и дипломатов. Межсообщественное смешение культур привело к тому, что казаки заимствовали у местного населения элементы одежды, такие как халаты, кожаные штаны-чембары, сапоги-ичиги, а также освоили новые кулинарные рецепты и блюда, характерные для Средней Азии, такие как манты, плов, кумыс и другие напитки.


Рецензии