Цитаты феминисток. Продолжение...

"Все эти века женщина служила мужчине зеркалом, способным вдвое увеличивать его фигуру. В мире жёстких и сильных личностей без зеркал не обойтись. Потому Наполеон и Муссолини и настаивают на низшем происхождении женщин: ведь если её не принижать, она перестает увеличивать. Отчасти это объясняет, почему мужчинам так необходима женщина. И почему им так не по себе от ее критики. Почему ей нельзя сказать им: это плохая книга, это слабая картина. Любое её слово обидит и разгневает их куда больше, чем если бы то же самое сказал критик - мужчина. Господин в зеркале съеживается, он уже не столь жизнеспособен. Как же ему дальше жить, давать оценки, сеять свет среди не просвещенных, издавать законы, и, вырядившись, говорить спич на торжественном банкете, если дома за завтраком ему не дали вырасти в собственных глазах по крайней мере вдвое? Зеркальный призрак жизненно необходим, он подстёгивает мужчину, стимулирует его нервную систему. Отставьте зеркало, и мужчина, того гляди, умрёт, как наркоман без дозы кокаина..."

"Удивительно, какую перемену настроения вызывает надёжный головой доход.
Еда, дом и одежда навсегда мои. Мне незачем ненавидеть мужчин, они не могут задеть меня. Мне незачем им льстить, они ничего не могут дать мне...".

"Понаблюдайте на весеннем солнце за маклером и адвокатом, как прячутся они в тень делать деньги, деньги, деньги, хотя известно: человеку для жизни нужно всего пятьсот фунтов в год. Воспитанный человек не стал бы вынашивать в себе эти дикие инстинкты. Их порождают условия жизни. Недостаток цивилизованности...
Тетино наследство очеловечило для меня небо, научив свободно смотреть на мир, а не на мильтоновскую статую господина...".

"Как привыкли думать за женщин старые бесы! Как безграничен человеческий мрак! Кошек на небо не берут. Женщинам не написать шекспировских пьес...".

"Возьмёт, бывало, книгу, прочтёт две страницы, и вдруг входят родители и говорят: чем мечтать над книжками, поштопай как чулки или посмотри жаркое. Они были к ней строги - для её же блага, ибо люди были здравые, понимали, что такое жизнь женщины, и дочку свою любили. Кто знает, может, забравшись на чердак, тайком ото всех она и царапала какие то странички, а после со всей предосторожностью прятала их или сжигала... Мне ненавистен брак! - крикнула она отцу, за что была им жестоко избита. Умолял не позорить старика своей строптивостью. Как она может его не слушаться? Как может терзать родительское сердце?.."

"Если бы у современницы Шекспира обнаружился шекспировский гений... Только не могло его у неё быть. Такой талант не вырастает среди батрачества, темноты, холопства. Не видно и сегодня у трудящихся. Так мог ли он развиться среди женщин, если за работу они принимались чуть ли не с порога детской, присуждаемые родителями и всей властью закона и уклада?.."

 "Пятьсот фунтов в год - это способность думать, а замок на двери - самостоятельность мыслей...".

"Духовная свобода зависит от материальных вещей. Поэзия зависит от духовной свободы. Женщины же были нищими испокон веков. То есть у женщин не было никаких шансов стать поэтами. Почему я и придаю сегодня такой вес деньгам и своей комнате...".

"...Помните, я говорила, что у Шекспира была сестра?
Только не ищите её в биографиях поэта. Она прожила мало - увы, не написав и слова. Так вот, я убеждена - та безымянная, ничего не написавшая и похороненная на распутье женщина- поэт жива до сих пор. Она живёт в вас, и во мне, и ещё во многих женщинах, они моют посуду и укладывают детей спать. Она жива, ибо великие поэты не умирают, существование их бесконечно. Им только не хватает шанса предстать пред нами во плоти. Придёт ли такая возможность к сестре Шекспира, теперь зависит от вас. Я уверена: если мы проживем ещё сотню лет - я говорю о нашей общей жизни, реальной, а не о маленьких отдельных жизнях. Зарабатывая пятьсот фунтов в год и обживая свои комнаты. Развивая в себе привычку свободно и открыто выражать свои мысли. Видя людей такими, какие они есть, а не только в отношениях друг с другом - и небо, и деревья, и всё существующее. Без страха перед мильтоновским пугалом, ибо никому не позволено заслонять простор. Признав, наконец, факт, что опоры нет, что мы идём одни и связаны не только с миром мужчин и женщин, но и с миром реальности... Тогда - случай представится, и тень поэта, сестры Шекспира, обретёт наконец плоть, который так часто жертвовали. Вобрав в себя жизни безвестных предшественниц, она родится. Рассчитывать же, что придёт сама, без наших приготовлений и усилий, и выживет, и сможет писать свои стихи - нельзя, ибо это невозможно.
Но я убеждена: она придёт, если мы станем для неё трудиться, и труд этот , даже в нищете и безвестности, всё же имеет смысл".

Вирджиния Вульф "Своя комната "

"Мягкость нрава, покорность, долготерпение - что за милые ангельские чувства... Но как преображается женская мягкость, становясь скрытым следствием зависимости, опорой слабого существа, способного любить из желания быть опекаемым, существа терпеливого, молча сносящего унижения, с улыбкой, не смея роптать, съежившегося под занесённым хлыстом ...
Как жить женщине, когда не будет ни брака, ни супружеской жертвенности, нам неизвестно. Потому основными достоинствами женского характера провозглашаются мягкость, покорность, собачья преданность...
Грусть - мужское качество, не женское. Женщина же создана быть игрушкой для мужчины, его веселой погремушкой, к которой он может обратиться всякий раз, когда, устав от дум, захочет, чтобы его развлекали... Нет, надо развивать ум женщин, ограждая их здоровыми, возвышенными жизненными принципами, и пусть женщины, обретя достоинство, почувствуют себя зависимыми лишь от Господа Бога. Пусть учатся не поддаваться, но следовать необходимости, и тогда женщины станут ещё более привлекательным высоконравственным полом...".

"Свобода - мать истинной добродетели, и, если женщины и впрямь рождены невольницами, которым не дано вдыхать острый животворный аромат свободы, значит, их участь - чахнуть, подобно экзотическим цветам, и называться ошибкой природы..."

"Всякая девочка, чей характер не отмечен пассивностью или чьё невинное сознание не развращено превратным чувством стыдливости, непременно сорвиголова, и кукла её внимания не привлечёт, разве что в данный момент лучшего занятия не найдётся..."

"Как могут женщины, пребывая "в зените великолепия красоты ", не замечать, что их превозносят, точно королев, лишь затем, чтобы обмануть пустым почитанием, заставляя их в это же самое время отрекаться от своих естественных привилегий или не признавать их вовсе? Женщины не имеют больших забот, как чистить пёрышки да прохаживаться с комичным видом по жердочке...
Какая жалость, что женщин изо дня в день развращают пустячные знаки внимания, которые мужчины считают проявлением мужского отношения к слабому полу и которые оскорбительным образом питают их собственное чувство превосходства. Поклон подчинённому не есть унижение...".

"Пустячные занятия женщины порождают и пустячное к ней отношение.
Предоставляя мужчине своё тело, она притупляет свой ум; а поскольку физическая любовь как излюбленный вид его досуга обессиливает мужчину, он будет пытаться подчинить себе женщину: и кто скажет, сколько ещё потребуется поколений, чтобы свободные потомки нынешних жалких рабынь предстали во всём многообразии своих талантов и добродетелей?.."

Мэри Уоллстонкрафт

"Мужчины в силу своих особенностей, присущих их полу, всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины. Поэтому, исходя из их же интересов, им стоило бы желать улучшения положения тех существ, которые могут причинить им зло, если будут лишены всяких преимуществ; которые способны отнять у мужчин ум и ожесточить сердце , если сами окажутся слабоумны и жестокосердны; которые, ненавидя собственное существование, непременно отравят существование других. Как глубоко должны быть заинтересованы мужчины в том, чтобы разорвать оковы духовного рабства женщин! Как важно для них не ухудшать, но улучшать положение женщин, способствовать их неуклонному самосовершенствованию, уважать их свободы, сделать их равными себе и даже стремиться к возвышению над собой! Пусть они разберутся в этом. Пусть осознают, что находясь во взаимной зависимости, они окажутся в положении проигравших, если не будут, получая, отдавать - знание, добродетель, радость. Пусть не думают, что им что-то ведомо о радостях половой жизни, покуда они не испытали близости духовной, сердечной, покуда не привнесли в союз двух полов всю свою любовь, свои таланты, доверие, нежность, утончённость и уважение к женщине. Покуда на одной стороне не будут уничтожена сила, а на другой - страх и покорность, до тех пор не восторжествует равенство как право обеих сторон. Ревность, зависть, подозрительность, скрытность, обман - всё это плоды неравенства. Сначала изгоните зло из женских душ, затем - из их окружения и, наконец, - из ваших законов. И не думайте, что не имеет значения, умна или глупа мать, дающая жизнь будущему поколению. Не думайте, что не имеет значения, просвещенные или невежественные ваши подруги. Не думайте, что не играет роли, каковы те, кому суждено формировать взгляды, изменять нравы, решать судьбы человеческого рода; каковы они - сознательные личности или тёмные суеверные существа. Распространено вульгарное убеждение, что женщина тем полезнее, чем она покорнее, а покорность достигается неведением. Этот довод используется правящим меньшинством против угнетенного большинства, богатыми против бедных, образованными людьми против простолюдинов".

Фрэнсис Райт "Курс публичных лекций"

Продолжение следует...


Рецензии