Во исполнение заповеди любви

                ВО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДИ ЛЮБВИ
            
          Страницы  истории Богородице-Рождественского ставропигиального
                женского монастыря


               
                "ЛЮБОВЬЮ И ЕДИНЕНИЕМ СПАСЕМСЯ!"

           Один из древнейших «на Москве» женских монастырей - Богородице-Рождественский,  был основан  в  1386 году  княгиней Марией Серпуховской,  матерью героя Куликовской битвы,  князя Владимира Андреевича Храброго,    в честь победы   на  поле Куликовом.
           Более полутора столетий жаждала Русская Земля этой победы. Непомерная гордыня удельных князей, пренебрегших Божественными  заповедями любви к ближнему, их зависть и безудержное стремление к верховной власти обратили некогда свободную и могучую Русь в полную покорность Золотой Орде.
           По словам русского историка XIX  века В.О.Ключевского, -  «Это было одним из тех бедствий, которое  приносит не только материальное, но и нравственное  разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Одним из отличительных  признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было  тяжко его  унижение, но пробьет  урочный час, он соберет свои растерянные   нравственные силы  и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно историческую дорогу».
           Час пробил, и преподобный Сергий, игумен Земли Русской, благословил великого князя Московского Дмитрия Ивановича, вставшего во главе единого русского войска,  на священный бой с разноплеменными полчищами темника Мамая.  Духовное наставление преподобного Сергия  московскому князю - «Любовью и единением спасемся!» становится девизом русских ратников.
           8/21 сентября 1380 года  над берегом Непрядвы просияла чудотворная Донская икона Царицы  Небесной. Пресвятая Богородица в день Своего Рождества Сама благословляла и провожала  на бой русских ратников.
           Исход сражения решило внезапное  вступление в бой  засадного полка под  командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского, повергнувшее   Мамая в беспорядочное бегство с поля брани.
           Софоний Рязанец,  автор «Слова о Великом князе Димитрии Иоанновиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая»,  так описывает завершающий этап Куликовской битвы:
           «Вот крикнул князь Владимир  Андреевич с правой руки на поганого Мамая со своим князем Волынским с 70 тысячами. Ловко скакал он в бою с погаными, золотым шлемом посвечивая…  И помиловал Бог Русскую Землю, а татар пало бесчисленное множество».
           И русским витязям, положившим  головы «за  други своя»,  несть числа. С поля боя домой вернулась  только треть  ратников.
           За победу на поле Куликовом  русский  народ нарек великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донским, а его верного соратника и двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского – Храбрым.
           О роли и значении победы на поле Куликовом  пишет в   своем  историческом очерке   «Эхо Куликовской битвы» историк Л.Н.Гумилев:
           «Вокруг Москвы собралась Русь преображенная, способная к подвигам, вплоть до жертвенности. Благодаря этим качествам Москва встала против Орды и ее союзников.У Мамая же была механическая смесь разнообразных этносов, чуждых друг другу, не спаянных ничем, кроме приказов своего темника. Поэтому одна проигранная битва смогла опрокинуть державу Мамая как карточный домик. На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев,  суздальцев, а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль… Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России». 
               
           Победа на Куликовом поле, положила  начало духовному возрождению единого Русского государства.   
      «В жизни русских монастырей со времени Сергия,   - отмечает В.О.Ключевский, - начался замечательный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству… из куликовского  поколения и его ближайших потомков вышли основатели 150 новых монастырей. Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скопились бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы».

                ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

           Место для строительства Богородице-Рождественского женского монастыря, увековечивавшего память о  героях  Куликовской  битвы, княгиня Мария выбрала на самом краю Кучкова поля, на кругом холме, который в те времена был берегом реки Неглинной.
           В «Кратком историческом очерке Московского Рождественского монастыря», составленном И.Ф.Токмаковым в 1881 году сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею  татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы».   
           «Никонов список» Русской летописи подтверждает  эти сведения:  «обитель основана в 1386 году супругою князя Андрея Иоанновича, сына Калиты, княгинею Марией, материю знаменитого героя Донского, князя Владимира Андреевича Храброго».
             Супруг княгини Марии князь Андрей Иоаннович Боровско-Серпуховской скончался от моровой язвы (чумы), не дожив до рождения второго сына, Владимира, сорока дней. Старший сын    княгини Марии Иван скончался вскоре после смерти отца. Вдовствующая  княгиня воспитала  младшего сына  в канонах православной веры и благочестии.
     Исполнив свой материнский долг, княгиня становится  наставницей и матерью для многих осиротевших после Куликовской битвы  вдов, матерей и сестер, переступивших порог основанной ею обители.   
           «Запели птицы жалобные песни, все заплакали княгини, и боярыни, и воеводские жены об убитых…». 
          С тех давних пор, овеянных славою и скорбью, на протяжении многих столетий за Божественной литургией, совершаемой  в Богородице-Рождественском  женском монастыре,  не прекращается молитва о войнах, «на поле Куликовом за веру и Отечество живот свой положивших».
          Озаренная светом истинной любви и молитвы,  жизнь княгини Марии была непрерывным восхождением к Отечеству Небесному.   Первой постройкой обители была возведенная в 1389 году деревянная  церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В  этом же году,  приняв великую схиму под именем Марфы, княгиня Мария  преставилась  и «положена бысть в церкве Рождества Пречистой Богородицы, в честном ея монастыре на рву, его же сама созда имением своим еще сущу при своем животе». 
           Невестка княгини Марии  Елена,  дочь великого князя Литовского Ольгерда Гедеминовича,   приняла на себя заботы об обители. После кончины  своего супруга  князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго (1353-1410) и семерых  своих сыновей  Елена принимает здесь же монашеский постриг с именем Евпраксия.  Незадолго до своей кончины  в 1452 году инокиня Евпраксия завещает обители, «где ми самой лечи»  и  села Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами и мельницу в устье Яузы.
           В  разные годы  в летописях и исторических трудах  Богородице-Рождественский женский  монастырь именовался как: Рождества Пресвятой Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождественский девичь, что на Москве, Рождественский монастырь,  Рождественский Московский, Рождественский на Рву или на Трубе.
          «Труба» - арка в стенах Белого Города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади.
           Как повествует летопись, в 1500 году, 31 августа, в понедельник, «на  осмом часу дени загорелся на Москве у Бобра на Большом посаде, и погоре  от Москвы реки до Неглинны, и Пушечные избы, и Рождественский монастырь». Пожар уничтожил Рождественскую церковь и все монастырские постройки.
          По велению великого князя Иоанна III  и под его наблюдением в 1501 году на монастырском пепелище начинается строительство нового, теперь уже каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы, которое было завершено   в  1505 году, в год кончины великого князя.


                РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СУДЬБЕ
                КНЯГИНИ СОЛОМОНИИ САБУРОВОЙ

         Рождественский монастырь упоминается в летописях   в связи с разводом великого князя Василия  III  (годы правления 1505-1533) с княгиней Соломонией Сабуровой и последующим пострижением ее с именем София: «А постриг ее на Москве у Рождества Пречистыя за пушечными избами в девичьем монастыре Никольский игумен Старого Давид».
          По преданию боярский  род Сабуровых берет начало от ордынского мурзы Захария Чета, в 1330 году принявшего Святое Крещение.  Рано лишившись родителей, Соломония воспитывалась в благочестивой семье своей тети, горячо любившей племянницу.
          В 1505 году в числе  знатных девиц, приехавших  в Москву на смотрины,  Соломония  была представлена великому князю, который избрал ее своей супругой. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жёны не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства.
          Двадцать лет Соломония носила титул великой княгини  Московской и оставила память о себе, как о добродетельной супруге  и  христианке.  Все эти годы в стенах великокняжеского двора находили приют нищие, вдовы и сироты. В знак глубокого почитания игумена Земли Русской преподобного Сергия, княгиня собственноручно вышила церковный покров, сохранившийся до сего времени.
          В любви, мире и согласии прожили супруги  два десятилетия. Но омрачало жизнь  великокняжеской четы  их бесчадие. Великий князь был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.
          И  Соломония принимает решение  освободить супруга от брачных уз,   оставить мир и удалиться в монастырь.   
            Существует  версия  о якобы  насильственном пострижении великой княгини   Соломонии,  о чем   красочно,  с подробностями   «свидетельствует» немецкий  дипломат  барон Сигизмундт   Герберштейн, прибывший в Москву с дипломатической миссией в 1526 году,  уже после свершившихся событий. 
 
          Мы же   обратимся к подлинным  отечественным документам, к Древнерусским летописям, которые  свидетельствуют о том, что  Соломония  приняла такое решение  по  своей доброй воле. 
          Типографская летопись:   «Соломонида, видя неплодство из чрева своего, начат молити государя великого князя Василия Ивановича всея Руси, да повелит ей облечища в иноческий образ…  Царь же государь всея Руси, видя непреклонну волю ея и моления отца своего Данила митрополита  не  презре,  повеле совершите желание ея».
          Постриг великой княгини был совершен в Москве, в Рождественском девичьем монастыре 28 ноября 1525 года.
          Никоновская Патриаршья летопись: «В лето 7034, ноября князь великий Василий Иванович постриже великую княгиню Соломонию, по совету ея, тягости ради и болезни бездетства; а жил с нею 20 лет, а детей не было».
          Вторая Софийская летопись: «И отпусти ея князь велики в девичь монастырь в Суздаль».
          Подобный развод со ссылкой жены в монастырь   ранее не имел  места в истории Руси.    В январе 1526 года  великий князь  Василий III  сочетался вторым браком с юной  княжной Еленой Глинской,  дочерью литовского князя  Василия Глинского.
          Псковская летопись:  «В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит».
          В августе 1530 года  великая княгиня Елена   подарила  своему супругу   долгожданного первенца,   наследника русского престола – Ивана IV Васильевича.

           Монашеская жизнь Соломонии, в иночестве Софии протекала в Покровском девичьем монастыре города Суздаля. В непрестанной молитве и подвижническом труде до изнурения семнадцать лет подвизалась инокиня София в обители Пресвятой Богородицы. Здесь,  под сенью монастырских стен, в 1542 году она отошла ко Господу и была погребена под Покровским собором, где с того времени возникла усыпальница  для княгинь и царевен.
           Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей.  В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.
           С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь. В рукописных святцах инокиня София  именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница».  В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.
          14 августа 1995 года  на торжествах по случаю обретения святых мощей  преподобной Софии Суздальской, над гробницей святой  был совершён молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были обретены  и перенесены в Покровский собор.
           Богородице-Рождественская обитель сподобилась  священного дара – частицы мощей святой. Ныне чтимый образ преподобной Софии Суздальской  с частицей мощей угодницы Божией пребывают в Рождественском соборе Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря.

               
                НА БЛАГО СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ               
             
         Деятельное участие в жизни  Рождественского монастыря  на протяжении всей его истории принимали российские  самодержцы и представители различных сословий: дворяне, купцы, частные лица.
         Летом 1547 года  на Арбате вспыхнул и в короткое время опалил всю Москву великий «Воздвиженский пожар».  Рождественский монастырь понес огромный урон. Но уже в 1550 году  обитель возрождается вновь. Его благотворителями стали царственные   молодые супруги Иван  IV Васильевич   и Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева . По преданию царица  Анастасия,  приблизившись к  Рождественскому монастырю по дороге на  богомолье в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, почувствовала первое движение младенца во чреве.    В благодарность за милость Божию   по повелению царя  к Рождественскому  собору был пристроен придел Святителя Николая Чудотворца. 
          Царем Алексеем Михайловичем в 1648 году была дана грамота монастырским крестьянам, а также грамота, закрепляющая за обителью все подмосковные и дмитровские вотчины.     В 1678-1700 годах монастырь имел 150 крестьянских дворов, а к 1744 году за ним числилось 1009 крестьян.
          В 1670-х годах на пожертвования князей Лобановых-Ростовскихт вокруг монастыря возводится  новая каменная ограда с четырьмя воротами по сторонам света, угловыми башенками и Святыми вратами. А на месте деревянной трапезной церкви Святителя Иоанна Златоуста, простоявшей до 1620 года – каменный теплый пятиглавый  храм того же наименования.  В Рождественской обители князья Лобановы-Ростовские  ставят каменную «Палатку» - усыпальницу для членов  своей семьи.
           В 1792 году к храму Иоанна Златоуста была сделана пристройка, в которую из  Рождественского  собора  перенесли придел  и чудотворную икону  Святителя Николая.



              РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ  1812 ГОДА

          Через два месяца после начала военных действий  Наполеон вошел в Москву.   Разбив Святые ворота Рождественского монастыря, оккупанты во главе с  генералом ворвались в обитель, требуя от монахинь драгоценности,  «но ничего не добившись, довольствовались тем, что  вскрыли монашеские сундуки и поснимали серебряные венчики с икон». (Т.Толычева. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. Москва, 1873).
         Игуменья Есфирь успела скрыть драгоценности в надежном месте на территории монастыря.
         Москва была охвачена пожарищем. У монастырской стены французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.
         Чтобы защитить святую обитель от грабежа, пожара и осквернения, монахини изо дня в день  крестным ходом обходили монастырь с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы и пением акафиста.
          Трапезную  французы превратили в конюшню. Каждый день из монастыря оккупанты отправлялись на добычу и приносили в мешках различные изделия из золота и серебра. В одной из келий ими была оборудована кузница для переплавки драгоценностей в слитки. 
         «Как разведут огонь, - вспоминают монахини, - мы смотрим и горюем, что русское добро пропадает».
          Солдаты «непобедимой армии»  продолжали грабить и уничтожать русские святыни до самого последнего дня их пребывания в Москве. Так, «Образ Николая Чудотворца в серебряном окладе неприятели вынули с места, хотели снять ризу, но не смогли. Когда снимали, один француз пострадал так, что его  на руках унесли из монастыря…». (Н.Розанов. История Московского Епархиального управления. Москва, 1871).
          В начале октября, покидая столицу,  вандалы  пытались поджечь Рождественский монастырь, но солома оказалась отсыревшей,   и огонь не причинил обители вреда

                *   *   *
       
         Московские монастыри долго не могли оправиться от разгрома, учиненного
«великой армией» Наполеона.  Правительство выделило более 2-х миллионов рублей ассигнациями   для возобновления  обителей и помощи духовенству. Дворянство также жертвовало на монастыри немалые средства.
         В Рождественском монастыре возводились новые постройки, ремонтировались старые. После сноса Белого города в 1820 году вдоль северной стены святой обители  возникает бульвар, получивший название Рождественского. В 1836 году  по проекту архитектора И.И.Козловского на средства С.И.Штерич  над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского.
               

                БОЖИЯ ОБИТЕЛЬ В XX ВЕКЕ

         В начале XX века усилиями талантливых зодчих создается гармоничный и целостный архитектурный ансамбль Рождественского монастыря. По проекту архитектора Ф.Шехтеля в Рождественском соборе возводится  крытая паперть, стилизованная под архитектурный стиль XVII века.  Строится новая трапезная, реконструируется храм Иоанна Златоуста, расширяются старые и создаются новые проемы в стенах.
         По проекту архитектора П.Виноградова на средства благотворительницы М.В.Лапшиной  в 1904-1906 гг.  был возведен большой   пятиглавый трапезный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, внушительные размеры которого позволяли присутствовать на службе одновременно тремстам прихожанам.  В храме был установлен иконостас из резного дуба, позже утраченный. .
         В торец  к  Казанскому храму  в русско-византийском стиле пристроили трехэтажное здание сестринских келий и служебных помещений. Здесь же размещалась церковно-приходская школа и монастырский приют для девочек, которых обучали грамоте и рукоделию.
         Монастырь владел тридцатью тремя гектарами собственных земель. В стенах обители и в ее подворьях жило и подвизалось свыше шестисот насельниц.

      
         Незабываемым  событием в жизни  Рождественского монастыря стало посещение   обители   в 1906 году  всероссийским батюшкой,  святым праведным Иоанном Кронштадтским.  В  Казанском храме им была совершена Литургия.
          В  книге  «Исполни  заповедь   любви»,  отец Иоанн   пророчески писал:
         «Основанием прочного благосостояния государства служит благочестие.  Проследите историю  какого угодно народа  и вы сейчас увидите, что он тогда особенно был и велик, и богат, и силен, и непобедим, когда он был благочестив во главе со своим царем, и никогда не упадал так низко, не доходил до такой бедности и политического бессилия, не падал в глубину всяких зол, как когда забывал Бога и впадал в пропасть неверия и пороков. Так было, так есть, так и всегда должно быть: ибо вера христианская, вера святая, небесная, животворная вносит в жизнь гражданских обществ начала мудрости, начала всякого порядка и силы, всякой добродетели, умудряет, укрепляет, воссозидает и обновляет их, совершенствуя во всех отношениях».
          До февральско-октябрьской  катастрофы  оставалось чуть больше  десяти лет…               


                В ПРОПАСТИ НЕВЕРИЯ И ПОРОКОВ
   
         В 1922 году    монастырь был  закрыт и разграблен. Большинство инокинь претерпели гонения, многие пострадали за веру, сподобившись мученической кончины.
         Храм Иоанна Златоуста был отдан Моссоветом под клуб милиции.  А еще через несколько лет в монастыре разместился так называемый «исправтруддом».  Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Серпуховской  было уничтожено, часть стен снесена.  На месте монастырского кладбища и сада построили школу, «возвысив» ее над храмами при помощи земляной насыпи. Основания храмов на несколько метров засыпали землей, от чего пострадала кирпичная кладка древних стен.
         Хотя древний Рождественский собор и был признан «памятником архитектуры», который якобы «охранялся государством», он, как и все другие храмы и монастырские постройки ветшал и разрушался.  В коридорах государственных чиновников о «памятниках архитектуры» не вспоминали до начала шестидесятых годов.
         Однако состояние архитектурного ансамбля Рождественского монастыря давно приковывало к себе внимание неравнодушных, с  почтением и любовью относящихся к отечественной истории людей, ревнителей русской старины.  И только под влиянием общественного мнения решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию собора и приведение в относительный порядок монастырских построек.
         В те же годы   Рождественский   собор был отдан одному из НИИ под архив.  В 1974 году  решением Моссовета  монастырь был передан в аренду   Московскому Архитектурному институту для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.
               
               


                ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ
         
        Возрождение  Богородице-Рождественского  женского монастыря   началось в 1989 году вскоре после  возвращения Московскому Патриархату Русской Православной Церкви древнего  Рождественского собора.
        В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  посетил монастырь. По Его Первосвятительскому благословению в обители возрождена монашеская жизнь.
        Летом 1993 года  монастырь получает канонический статус ставропигиального – находящегося в подчинении непосредственно Святейшему Патриарху. С  Его Первосвятительского благословения настоятельница  обители  игуменья Викторина (Перминова) и насельницы  монастыря взялись за многотрудное дело возрождения Божией обители.   
        При монастыре  открыта  воскресная школа для детей и   женская трёхгодичная церковно-певческая школа. В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио,  церковное  пение и хоровой класс. При школах в монастыре  создана библиотека.        С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области.
        Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  7 ноября 2010   совершил чин великого освящения возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери,  а затем Божественную литургию в новоосвященном храме.
        В  память о пребывании в обители Патриарх  преподнес игуменьи монастыря матушке Викторине икону Божией Матери «Неопалимая Купина»: «Я хотел бы поблагодарить Вас, матушка, за Ваши труды, за то, как действительно из праха и пепла восстанавливается эта обитель. Я хотел бы пожелать помощи Божией Вашей обители, которая являет собой удивительный пример терпения, великодушия, кротости и, одновременно, принципиальности в восстановлении исторической справедливости.  Пусть Царица Небесная помогает Вам совершенствовать монашескую жизнь, укреплять основы монашеского общежития, творить дела милосердия и правды, воспитывать подрастающее поколение, — с тем, чтобы этот столичный монастырь осуществлял то служение, которое сегодня нужно нашему Первопрестольному граду, совершая молитву и неся свет Христовой истины всем, кто этот свет готов принять.   
         Пусть благословение Божие пребывает над нашей Богородице-Рождественской обителью, пусть в этом храме, ныне освященном Патриархом, никогда не будет более мерзости запустения. Пусть эти величественные стены наполняются верующим народом, и пусть никогда не пресечется поток людей, жаждущих общения с Богом. Да хранит вас всех Господь».

         На территории  Рождественского  монастыря, начиная со времени его передачи РПЦ, полным ходом ведутся реставрационные работы.  В  отреставрированных храмах проводятся богослужения.  В  монастыре  восстановлены и  действуют: Богородицкий собор,Трапезная Казанская Церковь, Надвратная Церковь Евгения Херсонесского, Церковь Иоанна Златоуста.               
        Ныне, как и шесть столетий назад,  в  храмах древнего  Богородице-Рождественского  женского  монастыря слышится та же  победная, радостная  песнь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной»,  и    не прекращается  молитва   о воинах,  «на поле Куликовом  за веру и Отечество живот свой положивших» во исполнение  Божественной заповеди любви.


Рецензии
Ни одна страна в мире, ни один народ, ни одна культура не обладает такими величайшими сокровищами духа как наша любимая и многострадальная Россия, уважаемая Анастасия Сергеевна. Велики испытания, труды и свершения. Велики памятники живой истории. И, к счастью, велика, благодарна и благочестива память о тех именах, кто прошёл все горнила судьбы, не сдался на милость врагов и остался Человеком. Бури веков пронеслись над святой обителью. И смотрит она уверенно в будущее. Словно негасимый маяк Веры, Надежды, Любви. Спасибо Вам дружеское за исторические изыскания, нравственный стержень и замечательное летописное повествование!
С глубоким уважением и пожеланиями новых творческих удач,

Антон Валуев   12.02.2024 19:40     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемый Антон, за внимание к моим скромным трудам и многолетнюю духовную и профессиональную поддержку! Для меня это бесценно! От всей души благодарю Вас! И дай Бог Вам крепкого здоровья, могучих сил и энергии для претворение в жизнь Ваших благородных планов и начинаний!
Храни Вас Господь!
С глубоким уважением к Вам! Сердечно!


Анастасия Сергеевна Соколова   14.02.2024 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.