О чем поют в России

О чем поют в России? Как и всюду на нашей земле – о том, что радует или печалит, о минулом и надеждах на будущее. По характеру песен можно судить о нраве и духовной жизни народа. Задача понятна, но как отобрать самые популярные в народе песни? Не те, которые звучат с эстрады, а те, которые ко всеобщему удовольствию запевают за столом. Или которые напевают, занимаясь домашними делами. Справочная служба ДЗЭН компании Яндекс собрала данные о скачивании песен пользователями интернета. Не вдаваясь в подробности этого исследования можно сказать,  что десятка самых популярных народных песен совпала с моими предположениями. Я дополнил этот список еще несколькими песнями, исходя из своего опыта. Думаю, что получилась представительная подборка. Второй вопрос: какие песни считать народными? Я не стал исключать из списка песни, которые имеют известного автора. Главные критерии отбора:
Песня должна иметь более чем столетнюю историю
Песня должна быть широко известна и популярна среди населения.

В итоге я отобрал следующие 20 песен.

Барыня
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде
Валенки
Вдоль по Питерской
Вот мчится тройка почтовая
Дубинушка
Живет моя отрада
Из-за острова на стрежень
Коробейники
Любо, братцы, любо
Ой, мороз, мороз
Ой, то не вечер
По диким степям Забайкалья
По Дону гуляет казак молодой
Сама садик я садила
Солдатушки
Степь да степь кругом
Черный ворон
Эх, яблочко

Безусловно, популярных народных песен  гораздо больше, но приведенный список достаточно представителен. По крайней мере, все они удовлетворяют критериям отбора.

Теперь посмотрим, о чем эти песни, чтобы каждый нашел свою песню по душе и настроению.

Барыня

Одна из немногих песен с веселым, озорным характером.
Слова из песни:

“У маво у Ванечки да ва кармане прянички
 Да меня Ваня целовать, а я прянички жевать
 Барыня, барыня, сударыня-барыня
 Барыня, барыня, барыня-сударыня”


Во поле береза стояла

Грустная песня. В изначальном варианте от первого лица пела девушка, насильно выданная замуж за нелюбимого.


Во саду ли, в огороде

Роково й треугольник и разочарование:
“Я не для тебя сажала,
Я и поливала.
Для кого я поливала —
Того обнимала.”

Валенки
Характер у песни шутливый, похоже на признание в любви:

“Суди, люди, суди, бог
Как же я любила
По морозу босиком
К милому ходила.”

Вдоль по Питерской

Широкий разгул без меры и границ:

“Эх, я в пирушке была, во беседушке,
 Ох, я не мёд пила, сладку водочку,
 Ох, сладку водочку со наливочкой,
 а, эх, я пила, молода, из полуведра.”


Вот мчится тройка почтовая

Печальная история с личной драмой на основе имущественного неравенства:

… Скоро святки, а ей не быть уже моей –
Богатый выбрал да постылый,
Ей не видать отрадных дней.


Дубинушка

Трудовая, с легким озлоблением:
Ээээээх, ухнем!


Живет моя отрада

Немного грустная песня, слышатся тоска и одиночество:

Живет моя отрада в высоком терему,
А в терем тот высокий нет входа никому.

Из-за острова на стрежень

Ну, что тут можно сказать? – Жуть:

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

Коробейники

Еще одна веселая, удалая мелодия.
И хорошие слова о гордости и достойном поведении девушки:

Знала только ночка темная,
 Как поладили они.
 Распрямись ты, рожь высокая,
 Тайну свято сохрани!

Все вернула ненаглядная
 В короб, кроме перстенька:
 «Не хочу ходить нарядная
 Без сердечного дружка!».

Любо, братцы, любо

Лихость против отчаяния.
Песня начинается так:

“Как за Чёрный ерик, как за Чёрный ерик
Ехали казаки - сорок тысяч лошадей,
И покрылся берег, и покрылся берег
Сотнями порубанных, пострелянных людей”.

Ой, мороз, мороз

Неустроенность и отсутствие душевного покоя:

“У меня жена, ох, ревнивая.У меня жена раскрасавица,
А приду домой, все ругается.”

Ой, то не вечер

Предчувствие неудачи и желание сопротивляться судьбе.
Казаку снится сон, в котором ему пророчат гибель

По диким степям Забайкалья

Грусть и тоска:

“Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью лодку берет
И грустную песню заводит,
О родине что-то поет.”

По Дону гуляет казак молодой

Ощущение зыбкости существования и тщетность надежд.

“Не быть тебе дома, не быть тебе дома,
 Не быть тебе дома замужней женой.
 Не быть тебе дома замужней женой.
Потонешь девица, потонешь девица,
 Потонешь девица в день свадьбы своей.”

Сама садик я садила

Ненадежность человеческих отношений и зависимость от денег:

“Пустил славушку худую
Все соседи говорят.
За глаза меня ругают,
А в глаза меня хвалят.

Тебе, мальчик, не жениться,
Меня, девицу, не взять:
Твой папашенька богатый
Не позволит меня взять.”


Солдатушки

Героический настрой и лихость:

“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши дети?
Наши дети – пушки на лафете,
Вот где наши дети.”

Степь да степь кругом

Бренность человеческого существования:

“Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Умирал ямщик.”

Черный ворон

Мужество перед лицом смерти, верность своему долгу:

“А отцу скажи отдельно,
Что я род не посрамил,
И пред ворогом смертельным
Назад шагу не ступил…”

Эх, яблочко

Отчаянная лихость и бесшабашность. Готовность действовать без рационального размышления. И текст этой песни может быть разным в зависимости от настроения:

“Эх яблочко,
Да на тарелочке!
Надоела мне жена –
Пойду к девочкам.” “ или
“Эх, яблочко,
Да цвета красного!
Пойду за сокола,
Пойду за ясного!”


Рецензии
Песня - душа народа. Недавно услышала такую песню:
http://proza.ru/2024/03/01/813

Валентина Томашевская   03.03.2024 09:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.