Суррогат рая

Нам всем хочется в рай. В древних восточных монархиях цари имели роскошные личные сады, где могли прогуливаться и отдыхать только они. И знаком высочайшей милости было, если царь кого-то приглашал на прогулку с ним в этот сад. Но Бог приглашает нас не на одну прогулку в рай, Он приглашает нас вечно жить с Ним.

Мы вышли из рая и смутно помним, что это такое, поэтому в нас на глубинном уровне вшита тоска по раю и по прогулкам с Богом. Поэтому человек так старается устроить себе рай на земле – пусть не царский сад, но так, маленький раек.

Согласно одному из апокрифов или мидрашей когда Адам был изгнан из рая, он так сильно затосковал, что чуть не умер, и просил Еву принести ему хотя бы один лист с райского дерева, чтобы ему прикоснуться к нему и ожить.

Все люди ищут дорогу в рай, но не все принимают Евангелие, которое говорит, что в него можно попасть только через крест, на котором был распят Иисус. Крест пугает. Он кажется противоположностью рая. Люди отворачиваются от него и... продолжают искать дорогу к раю.

Если сказать, что такой Христос, как Он показан четырьмя евангелистами и апостолами, нам не подходит как Спаситель, то надо срочно придумывать свое спасение и свой рай. Домашний, ламповый, достижимый, кустарный.

Если мы теряем идею креста, мы теряем и надежду на небесный рай, но выходим на рынок суррогатов. Тогда ступени пирамиды Маслоу – это ступеньки на крыльце твоего земного рая. Обеспечь себе физическую безопасность, пропитание, нехитрый набор удовольствий – и ты в раю.

Крест решает проблему греха. В античной и современной философской мысли нет понятия греха. Невозможно мыслить по Евангелию, если ты не мыслишь в рамках четырех категорий: творение, грехопадение, искупление, восстановление. В неевангельских дискурсах игнорируется чаще всего второй элемент. Или если о нем говорится, то абстрактно и отвлеченно.

Но если становится расплывчатым или вовсе исчезает второй элемент, то тогда не нужен и третий – искупление. И остается только два: творение и восстановление. Это то, чем люди сегодня заняты – устройством или восстановлением своего быта или мирового порядка.

Беда в том, что без принятия во внимание второй и третьей ступеней проблемы наши не решаются. Вторая ступень говорит о причине проблем, а третья – о пришедшем свыше кардинальном и действенном средстве для ее решения.

Любой современный философ, культуролог, социолог, антрополог, политик, психолог, педагог признает наличие огромного количества проблем в обществе. И каждый из них предлагает свои пути решения. Но степень действенности этих решений зависит от того, имеет ли он в виду все четыре основные библейские категории.

04.02.2024


Рецензии