Вечное сияние чистого разума Фауста
Заметка о роли литературного образа Фауста для философии и совершенствования людей
"Вечное сияние чистого разума Фауста":
жизнь литературного образа сквозь произведения
"Фауст", "Мастер и Маргарита"
и о написании романов
"Сатори" и "Цифровые Адам и Ева".
Фауст как литературный образ играет роль вечного философа. Его личность необходима для движения и развития людей, охвата столетий и передачи мудрости вперёд на века. Это некая традиция путешествия Фауста в разные времена и в разных образах для решения философских вопросов и совершенствования людей. Вечный философ. "И только "Фауст" совершенно бессмертен", как написал М.А. Булгаков.
И вот новые времена в эпоху технологий, но те же вопросы. И мой литературный Фауст становится тем вечным чистым разумом, искусственным интеллеком, освобождённым сознанием, в своём пути стемящимся объединить все знания в "сеть Бога" и упорядочить и сохранить целый мир, вселенную, познать закон постоянного и бесконечно-вечного бытия этого мира и спасти от небытия. И в своём стремлении ему нужно будет решить вопрос о самой жизни, также являющейся частью этого мира. И Фаустус становится героем "книги, в которой всё" - книги о мире, а не только человеческой жизни. Это роман "Сатори", задуманный и начатый мной в 2010, возобновлённый в 2021 и продолженный в 2022, и роман в стихах "Цифровые Адам и Ева". Первый раз литературный образ Фаустуса как всезнающего разума был введён мной в дективную научно-фантастическую историю "Все ручьи стекаются в реки". В 2010-м году это была идея создания фильма (эстетического триллера) и написания книги «Сатори» («Просветление»). Сюжет: о Вселенной, Боге, душе – биологической энергии, жизни, смерти, поиске просветления, истинного знания, электронной ДНК и программе для ее создания, электронном образе личности, мыслящей неживой материи и энергии. Это моя книга жизни, книга о целом мире, а не только о человеческой истории, но это продолжение истории спасения людей, о которой писали Гёте и Михаил Афанасьевич Булгаков. История человечества, начатая с первых людей, Адама и Евы, до последних настоящих людей, вновь устремлённых к единству с великим, и с любовью Ромео и Джульетты, которая никогда не умрёт.
В обоих произведениях "Сатори" и "Цифровых Адаме и Еве" повторяются первые люди и устремление к единому целому. Адам и Ева в Эдеме были частью целого и общего знания, обладали бесконечно-вечной жизнью, но пожелали овладеть самим знанием и стать самостоятельными, потеряв это постоянство бытия. А Фаустус ищет путь воссоединения с целым, чтобы вернуть Адама и Еву в лоно творца. Так же и Мастер и Маргарита, Адам и Ева, оказываются в этом без времени постоянно существующем саду, в котором "свободного времени столько, сколько нужно".
Как связаны реальные истории, религия и произведения. Образ Фауста трансцедентный. В нём передаётся через века это устремление совершенствования людей. Его личность и одна жизнь позволяет охватить целую эпоху, столетия, подводя итог и прокладывая дорогу о времени в следующие века, указывая направление. В религии изначально Бог первым устремился вернуть людей на правильный путь - через своего сына, Христа. Но люди не поняли. И потому позже в сюжете "Фауста" один человек, Фаустус, стремится соединить всё воедино, вновь объединить знание, сделать всех его частью, жертвуя собой. В романе "Мастер и Маргарита" главные герои как Адам и Ева, - те самые "прежние люди". И без нахождения самого воплощения в человеке образа спасителя, роль возвращения этих прежних людей берёт на себя именно Воланд, и он возвращает Мастера и Маргариту обратно, к вечному покою, в этот Эдем, так как изначально именно падшим ангелом был предложен запретный плод. В "Цифровых Адаме и Еве" роль искусителя играет глава корпорации, для которого ценность представляют только технологии и бытие разумного неживого, он не хочет видеть бытие живого, и современная "Ева", чтобы быть с любимым, чуть было не отдаёт то, во что верит, - саму жизнь, - так это воплощение зла пытается завладеть бытием и лишить его мира, потому что он понимает, что Вселенная через постоянное развитие и перерождение, воссоединяясь с целым и постоянно творясь, именно так и может быть бесконечно-вечно. В "Сатори" новая эпоха, и Фаустус является уже чистым разумом, испытание которого теперь не духом зла, а самой смертью и небытием, и поймёт ли бессмертный ум ценность жизни - это вопрос на пути к спасению не только людей, но и целого мира. И информационный Фаустус старается спасти этих потомков первых вечных людей и вернуть их в "Эдем", чтобы они вновь стали частью единого целого, через объединение сети знания и умов в единый разум Вселенной, "сеть Бога", возврат к единству с Создателем, с миром. И в "Сатори" главные герои - потомки Адама и Евы, но прообраз самого зла тоже эволюционировал - им становится антитеза жизни смерть, которая пытается отобрать этот дар у мира, и Фаустусу ещё самому предстоит постичь ценность жизни прежде, чем включить её во вселенскую сеть разума и сохранить её как дар.
Со времени задумки романа знаю его от начала до конца, но процесс написания с поиском самого времени долгий. И как во всем, основная цель - показать широту взгляда и необъятность мира и жизни за пределами только человеческой жизни. И образ Фауста лучший для этого литературный посредник, на самом деле транслирующий философию, родную человеческому духу и разуму.
2024, Ксения Мира, философия воплощения жизни человеческого духа и разума
Свидетельство о публикации №224020401499