Дело пепеляевцев. Часть I
12 мая в Военном трибунале 5 армии началось слушанием дело группы участников Сибирской добровольческой дружины, организованной б. ген. Пепеляевым в Якутии для борьбы против Советской власти.
Состав суда, обвинения и защиты.
Состав суда: председательствует - заместитель предтрибунала тов. Аболин, члены суда - члены коллегии трибунала т. т. Сомопов и Шевшумов.
Обвиняет помощник военного прокурора тов. Шульженко.
Защищают члены коллегии защитников Бенцианов и Носков.
Обвиняемые.
На скамье подсудимых 14 чел.
Быв. полковник Андерс Джон, дворянин, окончивший академию генштаба, начгар. пос. Амги при Пепеляева; Ковалев, дворянин, капитан парохода при Колчаке - инспектор милиции, состоял в партии с.-р. (прим. эсеры) С 1905 г. до февраля 1917 г., вышел из партии по «тактическим соображениям», как он отвечает на вопросы председательствующего.
Далее, подс. Миховский, с высшим образованием, старший контролер ж-д. контроля; Рассолов, б. штабс-капитан; Яструбинский, сын священника, б. поручик; Акинфиев, сын купца, б. поручик; Борткевич, б. поручик; Голубев, б. поручик; Фидон, б. поручик; Шелест, б. поручик. Все со средним или незаконченным средним образованием.
Чухванцев, б. унтер-офицер, рабочий Ижевского завода; Сорокин, малограмотный, рабочий; Храмовский и Березовский - совершенно неграмотные, уроженцы и жители Камчатки.
Большинство подсудимых - сослуживцы Пепеляева по колчаковской армии, с которой эвакуировались в полосу отчуждения, где вступили в организованную Пепеляевым дружину.
Судебное следствие.
После опроса подсудимых суд переходит к судебному следствию. Оглашается обвинительное заключение.
Так как обстоятельства дела известны читателям нашей газеты по недавно закончившемуся процессу б. ген. Пепеляева и его ближайших сподвижников, мы не будем приводить здесь материалов обвинительного заключения.
На вопрос председательствующего о признании себя виновными в предъявленном им обвинении все подсудимые отвечают утвердительно, за исключением подсудимых Рассолова, не признающего себя виновным в службе у барона Унгерна; Акнфиева, не признающего себя виновным в службе меркуловской контр-разведке; Сорокин, Храмовской и Березовский - в расстрелах советских работников, и Миховского, признающего себя виновным только в службе на гражданских должностях при «правительствах» Меркулова и Дитерихса.
Показания подс. Андерса.
Первым из подсудимых допрашивается Андерс. В начале своих показаний рассказывает о своей службе при царском правительстве и у Колчака, а потом у Пепеляева.
- О целях дружины Пепеляева знал, вступил в нее добровольно. Целью дружины была борьба с Советской властью в Якутской обл., а потом дальнейшее продвижение в Сибирь. Участвовал в боевых операциях в Якутии, занимал одно время должность начальника гарнизона Амги. После боев с группой советских войск под командой Байкалова Амгу оставили, и я соединился с главными силами дружины, а потом все отошли до порта Аян.
При наступлении красных войск на Аян, я ушел с другими офицерами от красных в тайгу и пробыл там три месяца. В тайге соединились в группу все те, кому удалось избежать пленения советскими войсками. В тайге занимался охотой и рыбной ловлей. Одна группа во главе с ген. Вишневским и полковником Леоновым уехала в Японию. Я тоже имел полную возможность уехать в Японию, но не захотел этого и решил явиться советским властям. Явился в Охотске.
- Высшее военное образование начал в советской академии в Екатеринбурге, но потом произошел переворот, и вся академия была взята белыми, тогда я добровольно поступил на службу к белым.
На вопросы суда отвечает, запинаясь:
- В красную академию пошел сознательно, в армию белых ; тоже сознательно. Организацию власти мыслил на началах, провозглашенных вр. правительством. Сознательно боролся с Советской властью, с целью ее свержения, с 18 по 23 год.
Показания подс. Рассолова.
- Был мобилизован после падения Советской власти в Иркутске. Участвовал в боях против красных в под Танхоем, Посольском и Верхнеудинском. Отсюда вместе с частью был переброшен на уральский фронт и здесь участвовал во многих боях. При эвакуации колчаковской армии, благодаря болезни, остался в Иркутске. Потом поступил на службу в закупочную комиссию «Центросоюза» и уехал в Монголию. В Монголии добровольно вступил в белый отряд Казагранди на должность адъютанта. В боях был один раз. Казагранди повел отряд в полосу отчуждения. Возникли трения между Унгерном и Казагранди и последний был расстрелян унгерновцами. После этого я попал в отряд Унгерна и принял участие в бунте против Унгерна, а затем ушел в полосу отчуждения.
В Приморье поступил в меркуловские войска, участвовал в Хабаровском наступлении, после чего вступил в дружину Пепеляева.
- О целях дружины знал. Намеривались идти на Сибирь… На Москву слишком долго ; отвечает на вопрос.
- В операциях дружины участвовал, сдался красным войскам добровольно после того, как узнал о пленении ген. Пепеляева. Еще до пленения настроения в дружине пало, в целесообразности похода стали сомневаться, в том числе и я.
Показания подс. Борткевич
С колчаковскими войсками прошел от Уфы до Владивостока. За переход получил производство двух чинов. При вступлении в дружину знал об ее задачах. В боях не принимал участие, т.к. занимал хозяйственную должность. При пленении дружины ушел в тайгу. Сдался советским властям добровольно, явившись в Охотск. Сознательно шел на борьбу с Советской властью.
Орфография и пунктуация оригинала.
Газета «Дальне-Восточный путь», орган Дальбюро ЦК РКП и Дальревкома, № 110-734. Чита. Четверг, 15 мая 1924 г., стр. 4.
Продолжение: http://proza.ru/2024/02/11/1403
Свидетельство о публикации №224020401507