Америкас бест Окончание

Почему я вспоминаю свою поездку? Конечно, не из-за необычного разнообразия впечатлений, которыми вдруг захотелось поделиться. Хотя многое запомнилось. Кто посещал магазины в СССР в 70-х и 80-х годах, тот меня поймет. Но  это далеко не самое главное. Впервые я близко подошел к людям, которые в течение долгого времени были плоть от плоти нашими врагами – представителями американского империализма. Они спали и видели, как рушится прекрасный мир социалистического лагеря. Это они выдумали танец буги-вуги, разлагающий моральный облик нашей молодежи. Это они создали компьютер и интернет. И вот я могу смотреть им прямо в глаза. Но вижу только любопытство, добродушный взгляд и добрую улыбку. Хотя, честно говоря, я с ними не церемонился, как вы уже поняли. И понимал, кто есть кто. Враг есть враг.
Но иногда меня сдерживало их добродушие. В первое же утро я был выбит из колеи, когда спускался на лифте гостиницы в зал для завтраков. Двери лифта открылись, и я увидел молодую афро-американку, которая, широко улыбаясь, поздоровалась и спросила, откуда я прибыл. Я сказал, что из Москвы. Ее улыбка стала еще шире. И я понял, что вчера вечером она не смотрела фильм про нашего разведчика диверсанта.

Америка –  страна бедная. Люди живут скромно. Домой меня никто не приглашал. Стеснялись, наверно. Свадьбы часто проходят в парках на свежем воздухе. Гости сидят на травке, посуда одноразовая, за аренду платить не надо. Ну, хорошо, а если дождь?

Бездомные купаются и стирают в фонтане, бедные просят мелочь на переходах. Спят в картонных коробках и готовы ограбить даже газетный киоск или автомат по продаже сигарет. Поэтому торговые точки защищены металлическими листами, а торговые автоматы прикованы цепью к столбам, что бы их не утащили. Меня сразу предупредили, чтобы я не бродил по улицам с наступлением темноты.

Конечно, они мечтают о наших природных богатствах. Еще бы – сидишь и денежки считаешь, пока нефть и газ по трубе текут. И не надо суетиться, придумывать  лингвистические модели, разрабатывать новые технологии, создавать новые продукты, и бороться за место под солнцем.

 А к своим относятся, я бы сказал, так себе. Река, протекающая  через город почти в самом центре, местами служит свалкой для автомобильных покрышек.

Но пыль в глаза пускать умеют, строят из себя добреньких, думал я. Раз пять приглашали меня на коллективный ланч то в кафе, то в ресторан. Приятно, конечно, вспомнить. В одно такое посещение пришлось попробовать огромные сэндвичи. Представьте наш батон вроде столичного, разрезанный вдоль и наполненный салатом, колбасой и майонезом. Я признался, что без пива всухую мне такое не осилить. Присутствующие переглянулись, у них было не принято употреблять напитки за ланчем. Но для меня сделали исключение и попросили принести две бутылки пива. А однажды руководитель отдела угостил меня своими любимыми пирожными. Вот кто меня встретил мрачно, так это бывшие наши советские граждане, которые работали в том же информационном центре переводчиками. Похоже на то, что во мне они видели угрозу своему благополучию, полагая что я организую перевод в Москве. Думаю, по этой причине они не поехали встретить меня в Нью Йорке.

Каждую неделю мне вручали пачку долларов, чтобы я мог платить наличными, и бланк финансовой отчетности. Подтверждения расходов не требовали. Это давало возможность экономить на питании, но при этом оставлять себе скромные суммы. Понемногу, но каждый  день.  Но вроде как незначительная история изменила мой взгляд на происходящее. Меня попросили самому сходить в банк, и получить там нужную сумму денег. Мне вручили банковскую карточку, и я впервые направился в солидное учреждение в самом центре города. Мне показалось, что в этом эпизоде проявились лучшие качества моих американских коллег. Я не могу сказать, что полностью заслуживал доверия. Можно сказать, что, на самом деле, я сделал все, чтобы мне в доверии отказали.

Дружелюбие и доверие американских коллег ко мне проявилось  еще в одном эпизоде. Руководитель моей стажировки спросила, есть ли у меня фотоаппарат. И когда узнала, что нет, она, не говоря ни слова, принесла свою фирменную японскую камеру , если не ошибаюсь Canon. Камера была заряжена пленкой и готова к использованию. Это был великолепный жест – не каждый готов отдать свою камеру в чужие руки. В довершение, владелец фотоаппарата взяла на себя труд напечатать мои фотографии. Справедливости ради надо заметить, что некоторые снимки не вошли в эту коллекцию. Например, отсутствовали фото купающихся в фонтане бездомных.

Тогда я еще не знал, что наши духовные ценности существенным образом отличаются от традиционных ценностей американцев. И кое что в их духовных ценностях мне нравилось. Вот, например, доверие. Я бы сказал, что без доверия нельзя добиться успехов ни в науке, ни в экономике, ни в искусстве – везде, где участвуют коллективы, без доверия сотрудничать трудно. Взаимное уважение немыслимо без доверия. Это можно отнести и к индивидуумам, и к семьям, и к государствам. Сейчас все стало на место – мы опять враги. А тогда все говорили: заканчивается война в Персидском заливе, разрядка, развиваются позитивные отношения... Но Клинтон и Обама все испортили. 

С той поры прошло много лет. Больше мы никогда не виделись, и я не знаю, как сложились судьбы моих случайных знакомых. Я часто вспоминаю их лица. И молодого таксиста, который помог мне в первый день  на новой земле. И руководство центра, которое заботилось обо мне. И лица простых сотрудников за их доброжелательное отношение.  Информационная служба USA Today продолжает присылать мне сообщения о том, что происходит в мире. Вот и сегодня, я узнал следующее:
По данным опроса колледжа Колби, сельские избиратели в большей степени отдают предпочтение бывшему президенту Дональду Трампу, а не президенту Джо Байдену;
Продолжается конфликт между Израилем и Хамас;
Вопрос о помощи Украине откладывается на неопределенное время.

И что особенно любопытно: в США и Канаде можно будет наблюдать полное солнечное затмение. И я верю, что солнечное затмение состоится, и луна заслонит солнечный диск. Надо же кому-то доверять, если не солнцу, то хотя бы луне.


Рецензии