Драматическая пьеса Генрика Ибсена

Генрик Ибсен (1828-1906), норвежский драматург, написал "Кукольный дом" в 1879 году. Идея инфантилизации женщин в браке вызвала в печати оживленные споры и аналитические статьи. Сам Ибсен заявил, что является " более поэтом и менее - социальным философом". Пьеса тем не менее оказала глубокое влияние как наиболее известное драматическое произведение, выразившее феминистические идеи...

Нора, избалованная жена и мать троих детей, несколько лет назад поставила поддельную подпись на векселе, чтобы получить деньги для своего больного мужа. Владелец векселя, обнаружив фальшивку, пытается шантажировать Нору. Муж узнаёт о случившемся. Боясь, что он будет унижен и уничтожен в общественном мнении, Торвальд оскорбляет Нору, называя её "лицемеркой","лгуньей" и "преступницей", недостойной находиться рядом с детьми. Неожиданно шантажист возвращает вексель, и гнев Торвальда проходит...

***

- Мужу невыразимо сладко и приятно осознавать, что он просил свою жену...простил от всего сердца. Она от этого становится как будто вдвойне его собственной - его неотъемлемым сокровищем. Он как будто даёт ей жизнь вторично. Она становится, так сказать, и женой его и ребенком. И ты теперь будешь для меня и тем, и другим моё беспомощное, растерянное созданьице. Не бойся ничего, будь только чистосердечна со мной, и я буду и твоей волей, и твоей совестью.

- Мы женаты восемь лет.
Тебе не приходит в голову, что это ведь в первый раз мы с тобой, муж с женой, сели поговорить серьёзно?
С первой минуты нашего знакомства мы ни разу не обменялись серьезным словом о серьезных вещах.
Я не говорю о деловых заботах.
Я говорю, что мы вообще никогда не заводили серьезной беседы, не пытались вместе обсудить что-нибудь, вникнуть во что-нибудь серьёзное.
Ты никогда не понимал меня...
Со мной поступали очень не справедливо.
Сначала папа, потом ты.
Вы никогда меня не любили.
Вам только нравилось быть в меня влюблёнными.
Когда я жила дома, с папой, он выкладывал мне все свои взгляды, и у меня оказывались те же самые; если же у меня оказывались другие, я их скрывала - ему бы это не понравилось.
Он звал меня куколкой, забавлялся мной, как я своими куклами.
Потом я попала к тебе в дом...

Я хочу сказать, что я из папиных рук перешла в твои.
Ты всё устраивал по своему вкусу, и у меня стал твой вкус, или я только делала вид, что это так, - не знаю хорошенько.
Пожалуй, и то, и другое.

Как оглянусь теперь назад, мне кажется, что я вела здесь самую жалкую жизнь, перебиваясь со дня на день!..
Меня поили, кормили, одевали, а моё дело было развлекать, забавлять тебя.
Вот в чём проходила моя жизнь. Ты так устроил.
Ты и папа много виноваты передо мной.
Ваша вина, что из меня ничего не вышло.

Я никогда не была счастлива. Только весела.
И ты был всегда так мил со мной, так ласков.
Но весь наш дом был только большой детской.
Я была здесь твоей куколкой -дочкой.
А дети были уж моими куклами.
Вот в чём состоял наш брак...

Не тебе воспитывать из меня настоящую жену себе.
А я...разве я подготовлена воспитывать детей?
Эта задача не по мне. Мне надо сначала решить другую задачу.
Надо постараться воспитать себя самоё.
И не у тебя мне искать помощи.
Мне надо заняться этом одной.
Поэтому я ухожу от тебя.
Мне надо остаться одной, чтобы разобраться в самой себе и во всём прочем...

Теперь напрасно запрещать мне что бы то ни было.
Я возьму с собой лишь своё.
От тебя ничего не возьму, ни теперь, ни после.
Надо же когда нибудь набраться опыта...

У меня есть обязанности перед самой собою.
Я думаю, что прежде всего я человек, или, по крайней мере, я должна стать человеком.
Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах.
Мне нужно самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них...

Я ведь не знаю хорошенько, что такое религия.
Я знаю это лишь со слов пастора.
Когда я высвобожусь из всех этих пут, останусь одна, я разберусь и в этом.
Я хочу проверить, может ли это быть правдой для меня.
Я совсем как в лесу во всех этих вопросах.
Знаю только, что я совсем иначе сужу обо всём, нежели ты...

Я не понимаю общества, в котором живу.
Вот и хочу присмотреться к нему.
Мне надо выяснить, кто прав - общество или я...

Никогда ещё не бывала я в более здравом рассудке и твердой памяти...
Ты был всегда так мил со мной, но я ничего не могу тут поделать.
Я не люблю тебя больше.
Ты не судишь и не говоришь, как человек, на которого я могла бы положиться.
Когда у тебя прошел страх - не за меня, а за себя, - когда вся опасность для тебя прошла, с тобой как будто ничего и не бывало.
Я по прежнему осталась твоей куколкой, с которой тебе только предстоит обращаться ещё бережнее, раз она оказалась такой хрупкой, непрочной.
В ту минуту мне стало ясно, что я все эти восемь лет прожила с чужим человеком и прижила с ним троих детей...
Так бы и разорвала себя в клочья!

Я не гожусь в жёны тебе.
Ты не считай себя связанным ничем, как и я не буду.
Обе стороны должны быть вполне свободны...

- Неужели я навсегда для тебя останусь только чужим?

- Надо, чтобы совершилось чудо из чудес, такое, чтобы и ты, и я изменились настолько...чтобы сожительство наше могло стать браком...
Нет, я больше не верю в чудеса. Прощай.

 Генрик Ибсен "Кукольный дом"


Рецензии