Арфистка. Вацлав Космак

ARMARIUM BOHEMICA
Miscellanea
Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко

                Вацлав КОСМАК
                ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА
                Избранное
Типография райградских бенедиктинцев
Брно
1903

                АРФИСТКА
144

          Эта ночь мне показала
          Был то очень добрый сон
          Солнце надо мной играло
          В огороде у окон

          Прилетел к нам соловей
          Радостно напевал:
          — Мой братишка-небекличек*
          Днесь опять из гроба встал

          Веял небекличек,
          Шёпотом сказал:
          Братец мой – соловушка
          Песней разбудил

          На деревьях шебетанью
          Мальчик улыбнулся:
          — О таковом воскресеньи
          В ночи сон приснился

— Р-р рр-рр? — Слава Иисусу Христу? Мы звоним на поклоненье!
  Так кричали мальчишки под моими окнами.
  Это пробудило меня от сладкого и приятного сна.
  Я открыл глаза и огляделся вокруг.

                * небекличек — 1) католический молитвенник,
                2) небесные ключики – одно из названий первоцвета.

145

  Солнце смеялось из окна на моей кровати.
  Я вскочил, оделся и пошел в сад.
  Там я смотрел на яркое весеннее солнце, которое 1843 года назад в тот же день (Страстную пятницу) затмило смерть Того, Кто зажег его Своим словом невыразимо легче, чем мы спичкой — газовую лампу.
  То, что я думал и чувствовал, не могу и не хочу описывать вам, славная публика.
  Это проясняется в Иосафатовой долине!
  Если бы наши чувства и намерения всегда сбывались.
  Я отправился в храм Господень и, поклонившись там Святому Кресту и Христу Богу нашему в святости алтаря, повернул к роще.
  Ах! Почему мы не такие, как эта природа?
  Она молодеет с каждым годом, а у нас нет и единственной молодости.
— И все же! Когда зеленеет мир, цветет май, поёт роща — тогда наше сердце омолаживается и в нем поются сладкие песни и звенит радость.
  Тогда благодать Божья приглашает нас к воскресению, возрождению и духовному процветанию!
  Я шел по аллее, с ветвей нам улыбались молодые почки и липкие листья.
— И вдруг: что это?
  Я услышал пение.
  Не понимая слов, пошёл на звуки.
  Молодая и бледная девушка стояла на коленях у колонны с изображением Богородицы Девы Марии.
  Она играла на арфе и пела.
  Я уловил только последние слова — вот они:

146

          О моя дорогая мамочка,
          забери меня к себе скорее
          Мария!

  Девушка была одета бедно, но на шее у нее было два бриллианта на серебряной цепочке.
  Она пела, как окружающие её пернатые, и цвела, как эта роща.
  Я смотрел на нее с изумлением.
  Она встала и прошла мимо меня в сторону леса.
  Мы поздоровались:
— Слава Господу Иисусу Христу!
— Во веки веков, ответил я. Куда собралась, девочка?
— Домой; к маме на праздники.
— И откуда?
— Вы же видите, что я арфистка. Бедность дома, мать стенает — что мне делать? Но не подумайте, что я плохая, как некоторые. Я, когда прохожу мимо изображения или часовни Девы Марии, всегда останавливаюсь и пою ей святую песнь — может быть, она простит мне, что приходится часто петь для развлечения других. Если бы не мама, я бы пошла на службу — но так? — Господи Боже мой!

  И она пошла в лес, а я подошел к образу и, стоя перед ним на коленях, молился, чтобы Бог дал мне быть таким достойным.
  Но я похож на нее!
  Иногда я пишу для Вас в шутку; ну и что! — Я имею в виду добро, а кого это раздражает — сообщите мне письменно — как недавно «Nаrodni Listy»*.

  1876

                * «Narodni Listy» – чешская газета, выходившая в 1861–1941 годах.


Рецензии