Лютый холод войны

               
Уважаемые читатели, я откликнулся на предложение издательства «BookBox»:
«Приглашаем в новый номер журнала «СовременникЪ», посвященный Дню Победы. Открыт набор материала в новый номер журнала. Выпуск посвящен Дню Победы, часть тиража направляется в зону СВО».
И выслал в издательство  заметку о том, как Россия возвращала Крым и Севастополь, утраченные в результате поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов.  И о том, что: "В то время как западная помощь Украине застопорилась в Вашингтоне и Брюсселе из-за неудавшегося контрнаступления Киева, обстановка на фронте оказалась в патовой ситуации, а Россия продолжает занимать около 30 процентов территории Украины, президент Владимир Путин завершает 2023 год на триумфальной ноте".               
  Осталось  поделиться своими мыслями о самой жестокой из десятка войн, в которых участвовали СССР и Россия в период с 1930 по 2022 год (до начала СВО).  – Великой Отечественной Войне. Эту войну мой земляк Ю.В. Канев в своей книге «Нарьян-Мар. Времена и  годы»  назвал «Лютым холодом войны».                Точнее Юрия Викторовича Канева, по моему мнению, о той войне ещё не писали. Позволю себе процитировать Ю.В. Канева: Наша память неизмерима и глубока – голодная мука Ленинграда, отчаянный подвиг  Сталинграда, стальная подкова Курской дуги, освобожденные столицы  Европы и поверженные Берлин и Кенигсберг. Цена нашей Победы никогда не будет подсчитана – слишком много мы отдали и потеряли. Генетически, не осознавая этого, все мы до сих пор в том победном берлинском танке. Все 1418  военных дней, до последней песчинки, в нас – детях, внуках и правнуках солдат Великой Победы.
Маленький наш город Нарьян-Мар  встретил весть о начале войны , как и вся страна, в полдень 22 июня 1941 года, когда  через черные раструбы радио Молотов сообщил страшную  весть. Нарьянмарцы участвовали во всех сражениях Великой Отечественной. Особенно много наших земляков сражалось на Ленинградском и Волховском фронтах, обороняли Мурманск. Самые везучие дошли до Берлина, Кенигсберга и Праги.
Хочется привести пронзительные слова гвардии капитана А. Шумилова: «Война – это живая, человеческая поступь – навстречу врагу, навстречу смерти, навстречу вечности… Это брошенные до весны солдатские трупы…. Это человеческая кровь на снегу…  Это постоянный голод, когда  до солдата в роту доходит вместо пищи подсоленная водица, замешанная на горсти муки. Это холод  на морозе и снегу, в каменных подвалах, когда ото льда застывает живое вещество в позвонках. Это нечеловеческие условия на передовой…., под градом осколков и пуль.  Война это как раз то, о чем не говорят, потому что не знают….»            Юрий Викторович написал: Только самые везучие дошли до Берлина, Кенигсберга и Праги.
  В 2012 году в книге «Все что в сердце отложилось» Я написал:
1945 год, как принято сейчас говорить, год Великой Победы, не принёс нашей семье существенного облегчения, а только ещё больше усилил душевные страдания по не вернувшимся с войны отцу и брату. Видимое облегчение в нашу семью пришло лишь в конце 1951 года, когда после демобилизации из армии вернулся брат Иван.
Душевная боль нашей семьи (думаю, и многих других семей) от того, что наш отец, сложив голову за Родину, был приравнен Сталиным, а, значит, и государством ; к предателям, осталась на долгие годы.
Прошло шестьдесят семь лет со дня окончания войны. Более пятидесяти лет нет Сталина. Страна признала: да, из миллионов без вести пропавших некоторые сдались в плен и даже приняли  участие в войне на стороне Гитлера, но это ; не более нескольких процентов от общего числа безымянных воинов, сложивших головы на полях сражений. Но я не помню, чтобы государство извинилось перед миллионами вдов, матерей и детей за необоснованные обвинения их близких и перенесённые ими страдания. По данным «Книги памяти» из 3 317 человек, не вернувшихся с фронта жителей нашего округа,  1 095 числятся пропавшими без вести. Тысяча, если не больше, пали смертью храбрых.  А это значит, что везучим,  дошедшим  до Берлина, Кенигсберга и Праги оказался только каждый третий из отправленных на фронт мужчин Ненецкого округа! 
Таким везучим стал выпускник  1941 года средней школы Нарьян-Мара Александр Михайлов. Окончив Борисовское инженерное училище, он попал служить на мурманское направление. Четыре ранения и четыре ордена старший лейтенант Михайлов получил за отчаянную храбрость в боях. Тысячи снятых и установленных мин, подорванные немецкие ДЗОТы – много раз он был на волосок от гибели. Судьба сохранила его, и после войны он стал знаменитым критиком, писателем, проректором Литературного института им. Горького.   
Другим везучим оказался  мой двоюродный дядя Аким Петрович Чупров. Он  прошел всю ВОВ.  При взятии Берлина получил ранение осколком снаряда в область сердца. Долго лечился. В госпитале познакомился с уроженкой  города Минска и женился на ней. После госпиталя для полного выздоровления  был направлен на работу в военкомат Нарьян-Мара, так как до  ВОВ он плавал по матушке Печоре от Нарьян-Мара до г. Печора  радистом на пароходе «Молоков».  А его одинокая мать  ожидала сына с войны в Нарьян-Маре,  в одной  из землянок, выкопанных устьцилемами  в Калюше.  После  полного выздоровления и получения очередного воинского звания  дядя Аким  был направлен продолжать воинскую службу в степях Казахстана,  где дослужился до звания подполковник.                Сын Акима Петровича - Саша, которого  я катал на санках по улицам Нарьян-Мара, из степей Казахстана был отправлен отцом в Суворовское училище. После училища Александр окончил Военную академию. Через много - много лет мы повстречались с Александром  в Москве, когда он был уже полковником Генерального штаба вооруженных сил СССР. 
В 2015 г. я обратился в Совет по вопросам редакционно-издательской деятельности государственных органов исполнительной власти и государственных учреждений  НАО с просьбой рассмотреть возможность издания в год семидесятилетия со дня окончания Великой Отечественной Войны моей книги «Все что в сердце отложилось» более солидным тиражом. Свою просьбу обосновал тем, что  на примере своей семьи я пытался показать, как вдовы воинов Нарьян-Мара, не вернувшихся с Войны, памяти которых посвящена книга, растили своих детей, делая все для того, чтобы их дочери и сыновья были не только сыты и обуты, но и выросли достойными памяти своих отцов. На мой взгляд, материнский подвиг вдов Войны достоин уважения и памяти не менее чем воинские подвиги их мужей и сыновей. Во многом благодаря их героическому труду в послевоенные годы страна поднялась из руин, оставленных войной.
К великому сожалению, мы, отдавая должное по случаю круглых дат со дня Победы подвигам мужей и сыновей, забываем о подвигах их жен и матерей.


Рецензии
Кто помнит, а кто нет.
Время летит, многое забывается.
Меня тронула книга Анатолия Афонина, написавшего о военном колхозе "Год 1946".
http://proza.ru/2023/06/29/1181
И вы пишите, если что-то известно.

Владимир Иноземцев   04.02.2024 10:05     Заявить о нарушении